05 марта 2004
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Robin Hood: Defender of the Crown"

Руководство и прохождение по "Robin Hood: Defender of the Crown" - изображение обложка

— Мы мужчины, мужчины в трико — мы бродим по лесу, ища, кому сделать добро!

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

Если вам кажется, что название “Defender of the Crown” вы уже где-то видели, то не надо беспокоиться о навязчивых дежа вю. Все объясняется гораздо проще — игры с таким названием выходили не один раз, а всему виной интересная политика разработчика и издателя — Cinemaware. Они выпустили еще в восьмидесятых годах игру Defender of the Crown, ставшую очень успешным мультиплатформенным проектом (Amiga, Commodore, NES — знакомо ли оно вам?). Действие в игре, чей жанр тогда определили как “интерактивный фильм”, происходило в Англии во времена Ричарда Львиное Сердце и Робина Гуда. Игроку необходимо было стать на время рыцарем Уилфредом Айвенго (или его соперником) и, победив претендентов на трон вместе с принцем Джоном, объединить Англию. С виду игра была обычной походовой стратегией, но в ней угнездились еще несколько аркадных мини-игр, таких, как расстрел из катапульты стены замка, настоящие рыцарские турниры и сражения на мечах. “Defender of the Crown” еще очень долго оставался чрезвычайно популярной игрой, и он вошел в ряд самых успешных мультиплатформенных проектов восьмидесятых… и не только.

Не прошло и семнадцати лет, как Cinemaware решила попробовать повторить свой успех, выпустив ремейк Defender of the Crownс улучшенной графикой (но это еще не наш “Робин Гуд”). Примерно тогда же была анонсирована более серьезная переделка игры — полностью трехмерная снаружи и несколько модернизированная изнутри. И уже эта игра стала тем, что мы знаем под названием Robin Hood: Defender of the Crown. Хитрые Cinemaware атаковали ремейком не только компьютеры, но и практически все современные игровые консоли.

Акцент в новой игре был перенесен с рыцарей (в частности, Айвенго) на самого Робина Гуда из Локсли — отсюда и сменившееся название. Во всем остальном она осталась прежней — почти прежней. Изменения были косметическими: немного модернизировали сюжет, упростили стратегию, слегка осовременили режим тактических боев, добавили сохранение, убрали ролевые элементы. Во всем остальном разработчики придерживались девиза: “Если программа работает, ничего не трогай!”. Так что теперь у нас есть возможность прикоснуться к игре, пережившей и славу, и забвение.

В этом руководстве я расскажу об основных принципах игры (с ними поначалу непросто разобраться), опишу стратегию и тактику, и дам несколько советов по мини-играм, которые своей сложностью порой могут ввести неопытного игрока в состояние исступления.

Это интересно: пропустить начальные видеоролики поможет клавиша стирания — Backspace. Что характерно, все остальное просто не действует — ни обычные “any key”, ни даже Esc.


Прогнило что-то в Английском королевстве. Уже давно от английского короля Ричарда по прозвищу Львиное Сердце нет никаких вестей. Быть может, труп его у Иерусалима уже гниет, а может, его взяли в плен горячие сарацины. Молодой и амбициозный принц Джон в отсутствие монарха решил объявить Ричарда мертвым и узурпировать трон. В процессе Джон ухитрился рассориться со всеми своими вассалами, что привело к гражданской войне.

Тем временем, в лесу Робин “Гуд” Локсли развлекается тем, что в одиночку грабит проезжающие мимо караваны. Шериф Ноттингемский скрипит зубами, но сделать ничего не может — лесной разбойник в трико, похоже, неуловим! Косые взгляды ограбленных купцов доводят шерифа до бешенства. А Робин продолжает мирно постреливать из лука и не подозревает, что за его спиной его верные товарищи — дева Мэриан, брат Тук, рыцарь Айвенго и Мелкий Джон — так обеспокоились политической ситуацией в Англии, что сговорились с целью выдвинуть кандидатуру Робина в борьбе за власть.

Ой, что сейчас будет!

Игровой процесс

Ну что же… пока Робин Гуд ломается, нам пора посмотреть поближе на саму игру. Robin Hood: Defender of the Crown — игра походовая, и это накладывает отпечаток на все. Происходит игра по следующей схеме: сначала ход делаете вы. Сперва вы совершаете различные действия, не приводящие к концу хода (набираете войска, перемещаете их, строите крепости, отправляете деву Мэриан шпионить и т.п.). Ход ваш заканчивается, когда вы совершаете некое активное действие — нападаете на область карты с целью захвата, устраиваете налет или собираете рыцарский турнир.

Когда вы сделали свой ход, враги делают свой — по очереди. То, что вы ходите первый — это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо, потому что вы можете выбирать, на кого напасть. Плохо, потому что после вашего нападения и боя у врага появляется возможность перехватить инициативу и грамотно ответить на ваше нападение.

После того, как каждая сторона сделает свой ход, вы получаете некоторое количество монет в виде налогов с тех земель, которыми в настоящее время владеете. Разумеется, чем больше земель вы контролируете, тем больше денег поступает в вашу казну.

Вид на стратегическую карту игры напоминает классические стратегии наподобие Medieval или Hearts of Iron — такие же лоскутные области. Надо помнить, что за ход вы можете напасть только на одну область. Поначалу в вашем распоряжении будет находиться исключительно район Шервудского леса с замком, но, победив шерифа, вы выйдете на оперативный простор и на карту всей Англии.

Меню игры реализовано очень любопытным способом — в форме “говорящих голов”. Первоначально они лишь висят на экране, иногда помаргивая и подавая признаки жизни. Головы легко узнать — вот сам Робин Гуд, вот Мелкий Джон, а вот — дева Мэриан, брат Тук. Щелкнув мышью по каждой из голов, вы вызовете подменю, соответствующее “направленности” персонажа. Например, Робин Гуд может устроить налет на конвой, заглянуть к себе в дневник или осмотреть карту. Джон отвечает за военные действия и наем солдат. Мэриан может шпионить. Рыцарь Айвенго отвечает за капитальное строительство крепостей и за турниры, а брат Тук — недаром похож на типичного олигарха — иногда появляется, чтобы попросить у вас денег на освобождение из сарацинского плена короля Ричарда.

Да, как выяснилось, Ричард действительно находится в плену. По понятным причинам, принц Джон выкупать его не хочет, поэтому придется постараться вам и частично — народу Англии. Всего надо набрать десять тысяч монет — это довольно серьезная сумма, если исходить из индекса средневековых цен.

Это интересно: обратите внимание — если Робин Гуд в предыдущем ходе пострадал в схватке (во время нападения на караван или в бою на мечах), то его лицо в меню будет покрыто синяками и ссадинами.

На что влияет сюжет?

— Меня зовут Маленький Джон. Но ты не думай — на самом деле я очень большой.

— Гм, поверю на слово.

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

Игровой сюжет скармливается игроку понемногу и очень ненавязчиво. Диалоги реализованы в виде споров “говорящих голов” на экране. Иногда вы можете наблюдать разговор самозваного короля Ричарда с наемным убийцей — “Молодцем из Гизборна”. Порой в разговор Робина с товарищами вклиниваются посторонние персонажи. Ключевые моменты игры подчеркиваются неплохими видеовставками (правда, в них, на мой взгляд, иногда перебарщивают с эффектом “свечение”). Видеовставки также используются для проведения первоначального обучения при каждом новом действии. Это действительно удобно: учитесь стрелять из лука — включается видео с разъяснениями. Учитесь сражаться или стрелять из катапульты — опять идет видеовставка.

На стратегическую часть игры сюжет влияет мало. Лишь иногда вы будете отвлекаться от основных забот (где бы взять денег и как завоевать еще провинцию), чтобы сразиться с шерифом или с наемным убийцей. Иногда вам будут приходить записки от брата Тука или других действующих лиц. Не бойтесь, что забудете важную информацию — вся она складывается в личный журнал Робина Гуда.

Помимо сюжетных событий, иногда вас будут ждать случайные. Например, увидев ваши успехи на поприще освобождения славной родины Англии, к вам присоединится группа рыцарей — что же, лишние рыцари в армии еще никогда не были лишними. Порой вы обнаружите, что по лесу проезжает конвой со снаряжением или с теми же пленными рыцарями — лук в руки, и вперед!

А иногда вас попросят освободить захваченную злодеем в плен красавицу. В этом случае вам придется взять в руки верный меч и пробежаться по коридорам замка, за определенное время зачистить их от солдат и офицеров, и ворваться в комнату с томящейся красоткой. Призом здесь является не только благодарность спасенной (на месте девы Мэриан я бы встревожился), но и некоторая сумма денег.

Это интересно: иногда в ходе захвата карты вы будете получать в свое распоряжение определенный артефакт, несколько облегчающий ваш путь к победе. Прочтите описание действия артефакта и тут же забудьте — больше вы о нем не вспомните, да и действуют артефакты почти незаметно.

Засады в Шервудском лесу

— Я — раввин Тукман, я делаю обрезания.

— Я возьму два!

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

Самое первое действие в игре, доступное вам — это нападение на купеческие конвои. Каждое такое нападение заканчивает ваш ход, а это значит, что в тот же ход вы не сможете захватить провинцию. Так зачем же нужны нападения? Для денег. Дело в том, что в ранней игре деньги с ваших провинций будут составлять такую ничтожную часть вашего бюджета, что просто плюнуть и растереть! Десять-двадцать монет за ход? Не лучше ли использовать ход на грабеж и заиметь 100-150 монет (в случае успеха, разумеется)?

Итак, решили ограбить караван? Похвальное начинание. Стратегический режим временно уступил место аркаде, больше всего напоминающий Moorhuhn. У вас в руках лук и стрелы. Вы сидите на дереве, и вас не видно, потому что вы зеленый и плоский. Стоит прекрасный день или ночь. Под деревом проходит дорога. Все затаили дыхание.

Из-за поворота показались всадники. Обычно караван, проезжающий под деревом, состоит из нескольких всадников (едут небольшими группами по два-три человека) и, собственно, обоза, на котором сидит солдат, управляющий лошадями, и иногда — охранник с луком. Обоз обычно сопровождается двумя всадниками по бокам.

Всадники делятся, в свою очередь, на два вида — на обычных солдат, и на солдат с луками. Обычные солдаты для вас абсолютно безопасны. Обнаружив, что по ним стреляют, они стараются ускорить своих коней и проскакать опасный участок как можно быстрее. Солдаты с луками, как правило, едут за обычными; они стараются попасть в вас из лука, и у них это часто получается. Если вы видите, как стрела посверкивает в воздухе — то это верный знак того, что лучник пристрелялся, и следующая полетит прямо в вас.

Ваша задача — сбить с лошадей как можно больше всадников. Лошади, как ни странно, бессмертны — если вы попадете стрелой в лошадь, она лишь взвизгнет и припустит по дороге еще быстрее. Итак, натянули лук (зажали левую клавишу мыши), при этом изображение немного приблизится. Плавно сделали упреждение и выстрелили. Одно попадание в каждого солдата сбивает его с коня или с повозки. Если вы убьете обычного солдата, то ваш счет пополнится пятью монетами. Негусто. Иногда даже стоит задуматься — а надо ли тратить на обычных солдат время? Ведь всадники с луками не дремлют — после двух-трех пристрелочных выстрелов они начинают попадать в Робина Гуда, а тот может выдержать только три попадания, прежде чем сбежит, покрывшись синяками и потеряв все “настрелянные” деньги. Можно, конечно, используя клавишу S , скрываться на время среди ветвей — тогда в вас не попадут, но и вы не сможете стрелять.

Нет, прятаться — не наш путь. Способ обезопасить себя может быть только один — сбивать лучников на подходе. Каждый убитый лучник пополнит ваш бюджет на двадцать монет. Уже неплохо.

Все это хорошо, но главная ваша цель — это повозка. Стрелять в саму повозку бессмысленно (разве что понаблюдать, как из пробитых бочек выливается вино), лучше сосредоточить огонь на его обитателях. Если на повозке сидит лучник, уничтожьте его в первую очередь. Если нет, сразу займитесь возницей. Когда повозка станет “безлюдной”, ваш счет пополнится на сто монет. Итак, считаем — сбили повозку, пару лучников и пару обычных солдат. Получаем 150 монет. Не каждый рейд бывает настолько удачным, но любые деньги в нашем деле хороши. Если вы ни в кого не попали, или лучники выбили из вас всю храбрость, не отчаивайтесь — вы всего лишь потратили зря ход и приобрели несколько синяков. Чтобы этого не происходило, помните несколько правил:

• Аккуратно делайте упреждение.

• Не цельтесь долго, но и не стреляйте “от бедра”.

• Старайтесь ликвидировать лучников издали, когда не надо делать большое упреждение в сторону.

• Больше всего беспокойтесь о том, чтобы лишить повозку ее обитателей.

Это важно: если вы заметили, что лук реагирует на движения вашей мыши с некоторой задержкой, то рекомендую выключить игру и запустить ее без режима полноэкранного сглаживания (FSAA). Если это не поможет, снизьте разрешение экрана. Не гонитесь за красотой. Качественно целиться с лагами почти невозможно.

Выбираемся из Шервудского леса

— Устроим состязание лучников, Робин не сможет устоять!

— Да. Мы сделаем ему предложение, от которого он не сможет отказаться.

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

Первоначально, как я уже говорил, вы орудуете в пределах Шервудского леса, и ваша первая задача — ликвидировать угрозу со стороны шерифа Ноттингемского. Купцы жалуются ему на бесчинства Робина Гуда, и, похоже, уже надо что-то делать. Всерьез рассерженный шериф начинает понемногу захватывать область за областью, приближаясь к границам вашего обиталища (больше всего, кстати, напоминающего древесный город эвоков из “Звездных войн”).

Так начинается игра. Но не стоит бояться шерифа — эта часть игры очень легкая, и ее даже можно назвать учебной. Судите сами: караваны почти не защищены — один-два лучника максимум — и грабятся легко. Войска у шерифа небольшие, и вести себя агрессивно он не будет. Ваша задача — набрать как можно больше войск (крестьяне, лучники, а потом — пехота), захватить прилегающие к мосту земли, а потом напасть на войска шерифа. Здесь вы и начнете учиться проводить тактические сражения на куске пергамента. Более подробно о них я расскажу в соответствующем разделе.

Тем временем Мэриан капает Робину Гуду на мозги: “Иди, освобождай Англию, милый!” — “А почему я? Мне хватает своего леса…” — “Потому что никто, кроме тебя! Потому что никогда еще столь многие не были обязаны столь малому”… Ну что тут сделаешь — женщина!

Набирайте войска на награбленные деньги, и шериф не станет для ваших войск сильным соперником. Замок его захвачен, а сам шериф привязан к ослу и отправлен прочь (тут бы ему и успокоиться — ан нет, он еще доставит нам проблем в дальнейшем).

На просторах Англии

— Уилл Скарлетт — это для краткости. Мое настоящее имя — Уилл Скарлетт О’Хара… Мы из Джорджии.

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

Не зря товарищи давили на Локсли. Групповые сеансы психотерапии дали эффект, и Робин Гуд в приступе цереброцистита согласился освободить Англию, чтобы затем предоставить трон настоящему королю. Патриотизм превыше всего. Для облегчения этой благородной задачи Мэриан где-то раздобыла настоящего рыцаря — Айвенго. Благородный господин сразу же вызывает раздражение у простоватого Мелкого Джона, и всю игру вас будут сопровождать их словесные перепалки. Если Джон продолжает отвечать за военные дела, то Уилфред Айвенго отвечает за пиар и строительство. Строительство — это крепости, позволяющие содержать в виде гарнизона провинции больше солдат. Пиар — это возможность устроить турнир, собрать на него всех рыцарей (а значит — всех соперников) и в честном бою завоевать немного славы, денег или даже провинцию. Но о турнирах я расскажу ниже, а пока займемся картой.

Выглядит крупная карта похоже — те же провинции в виде лоскутов, в которых входит Англия и Уэльс, вплоть до границ Шотландии. Есть два вида на карту — трехмерный и плоский. Плоский вид более удобен — на нем сразу видны все провинции и их цвета. Выбрав провинцию, можно посмотреть информацию по ней — принадлежность, налоги, войска в гарнизоне и так далее. Разбираться со стратегией в любом случае лучше на плоской карте. А если вы хотите полюбоваться красотами родной Англии, то перейдите на трехмерную карту. Функциональность ее не выдерживает никакой критики — на ней видны только несколько провинций, притом принадлежность их трудно определить сразу. Навигация на этой карте затруднена. Но красиво, чертовски красиво! Зеленые поля, маленькие замки (они обозначают наличие реального замка в провинции), фигурки солдат (обозначают гарнизоны), маленькие лошадки с рыцарями (военные силы) и много мелких симпатичных деталей — деревья, реки, домики и красивое море. Развеваются флаги на замках, а маленькие рыцари сражаются на миниатюрных турнирчиках.

Есть, правда, на трехмерной карте странные элементы, словно рожденные чьей-то больной фантазией. Спросите, о чем это я? О крестьянах, населяющих эти мелкие деревушки. Давно ли вы встречали крестьянина в форме натурального параллелепипеда? А их тут — пруд пруди. Эти параллелепипеды с рожицами не просто меланхолично бродят между домиками — немного поползав по карте, вы обнаружите крестьянина, которого раз за разом выбрасывают из окна таверны. Вылетающий из таверны кубик с рожицей — незабываемое зрелище.

Переключаются виды с помощью кнопки с лупой внизу экрана справа. Длительность каждого хода по игровому времени — две недели.

Вы и пять претендентов (один из них — конечно, принц Джон) разбросаны по разным участкам карты, и у каждого претендента — по одной провинции. Стартовые условия, как видите, одинаковые для всех, хотя ваше положение осложняется тем, что вы находитесь в центре карты. Такие небольшие клочки земли у каждого претендента на трон означают только одно — в самом начале игры надо хапнуть побольше земли, чтобы улучшить ситуацию со сбором налогов. Помните, что за ход можно атаковать только одну провинцию и только один раз. Ко всему прочему, каждый из претендентов может иметь в своем распоряжении только одну-единственную армию нападения (не считая неподвижных гарнизонов). Если ваша армия полностью уничтожена, то ее жалкие остатки возродятся в вашей “столичной” провинции.

Первые четыре-пять провинций вы захватите легко — они защищены лишь небольшими отрядами местных ярлов. А дальше начнутся проблемы — пожалуй, самые большие проблемы во всей игре, поскольку очень сложно преодолеть эту самую границу в четыре-пять провинций.

Это интересно: некоторые провинции в Англии дают уникальные плюсы. Одна — удешевляет постройку замков, другая — улучшает лучников. Не то чтобы за эти районы стоило особо бороться, но помнить о них надо.

Советы по стратегии

— Я возьму ваши ватные шарики своей рукой и положу их в карман…

— … ну, почему бы и нет.

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

В боях за Англию вы будете противостоять хитрым и опасным противникам. Помочь справиться с врагами вам поможет ваш собственный опыт и несколько советов.

Нельзя оставлять провинции без гарнизона — находящийся рядом враг в любой момент может захватить ее, а это неприятно — более чем. Даже если вы атакуете врага, другой соперник может подловить момент и быстрым блицкригом взять ту провинцию, из которой только что вышла ваша армия. Поэтому в ключевых провинциях необходимо строить небольшие замки — приказывайте Айвенго организовывать строительство. На большие замки поначалу просто не хватит денег.

Атакуйте всегда большими силами, если не надеетесь на свой полководческий талант. Надеяться на него в большинстве случаев не надо — уж очень эти тактические бои сложны для понимания. Старайтесь иметь как можно меньше границ с соседом, не допускайте войны на несколько фронтов одновременно. К середине игры, когда ваши доходы с налогов будут доходить до семисот монет за ход, вы сможете позволить себе крупные замки.

На ранних стадиях игры больше всего денег вкладывайте в свои войска (не в гарнизоны). Необходимо иметь всесокрушающую армию, чтобы суметь забить хотя бы одного соседа. Ранняя победа над соседом очень часто определяет ход всей войны. Например, попробуйте сначала ликвидировать угрозу с севера и захватить земли северного правителя — земли его богаты и обширны.

Знайте, что проблемы с деньгами, которые у вас, без сомнения, тут же появятся, решатся окончательно, только если вы захватите много провинций — четверть или даже треть Англии. До тех пор добыча денег станет для вас ужасной головной болью — придется пропускать драгоценные ходы, устраивая набеги на караваны или замки соперников. К слову, соперники тоже не прочь устроить набег на ваш караван, и к концу хода вы можете с удивлением обнаружить сообщение: “Вас ограбил такой-то, украл тысячу монет”. Да, и вы крадете, и у вас крадут реальные деньги из бюджета страны. Отсюда следует еще одно правило: если вам противостоит сильный враг, ограбьте его — вы не только усилите свои позиции, но и оставите соперника без средств к существованию.

Ваш путь к доминированию должен быть медленным, но верным. В этом вам помогут тактические сражения (пусть Мэриан разведает обстановку перед набегом), грабительские набеги и рыцарские турниры. Организация рыцарского турнира — это неплохой способ разнообразить стратегию и получить, в случае победы, немного денег или провинцию. Турнир оканчивает ход всех участников войны, что логично — участвуя в игрищах, они не могут командовать армиями. Жаль, что нельзя устроить новый турнир сразу после предыдущего — для этого необходимо ждать несколько ходов. Турнир может созвать и ваш соперник — отказаться вы не сможете, получайте удовольствие.

Это интересно: принца Джона вполне могут победить и без вас. В этом случае Робин Гуд останется преступником, и ему придется срочно скрываться в лесу. Если вы хотите самостоятельно сразиться за трон, старайтесь не допустить жесткого прессинга на принца со стороны других претендентов на трон.

[[BREAK]]

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

Разновидности войск

Черт, как же трудно их одевать! Скажем прямо, нужно быть мужчиной, чтобы носить трико!

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

Всего в игре существует пять видов войск.

• Крестьяне. Это традиционный слабейший отряд ближнего боя. Каждый крестьянин стоит одну монету, и сражается точно так же. Бросать в бой их можно только против таких же крестьян или лучников. Даже огромная куча крестьян может легко быть побита меньшим количеством пехоты. Ближе к середине игры про них можно практически забыть и использовать только для прикрытия дальнобойных отрядов.

• Лучники. Это отряд дальнего боя, с места в бою они не сдвинутся. Если лучников атаковал любой отряд соперника, то они оказались в большой беде — старайтесь не допускать таких ситуаций, перехватывая стремящихся к лучникам соперников. Но главное в них — возможность обстрела врага на подходе и в лагере. Если лучников много — к примеру, сотня — то они являются на поле боя реальной силой. Каждый лучник стоит пять монет. Цена может измениться в сторону уменьшения при захвате определенной провинции. Иногда меняются цены и на другие виды войск.

• Пехота. Стандартный отряд ближнего боя, костяк вашей армии. Пехота становится доступной не с самого начала игры, но, к счастью, еще в боях за Ноттингем. Пехоту предпочтительно использовать в сражениях скопом и не бросать против рыцарей. Каждый пехотинец обходится первоначально в пять монет.

• Рыцари. Это элитный конный отряд, который может решить исход битвы в вашу пользу. Если их в отряде двадцать человек — это сила, а если больше — настоящая банда, сеющая хаос на своем пути. Рыцари становятся доступными только после завоевания Ноттингема, и стоят они первоначально по пятнадцать монет каждый.

• Катапульты. Как и лучники, катапульты не двигаются с места, а просто стреляют во врага. Камни летают метко и обладают хорошей убойной силой, но беречь катапульты от поругания надо всеми силами (об этом говорит и их цена — двадцать пять монет за штуку). Также катапульты используются во время осад замков.

Крепости

— У нас забрали замок!

— То-то, я смотрю, засквозило…

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

По умолчанию, в каждой провинции может быть лишь небольшой гарнизон, до ста человек. На опасных направлениях этого часто бывает мало, что вынуждает строить различные виды крепостей. В комплект к каждой крепости в виде бесплатного приложения входят несколько лучников и пехотинцев, а если на провинцию напали, крепость поможет отразить удар во время осады и в режиме тактического боя.

Всего бывает три вида крепостей:

• Дозорная башня (Keep). Стоит около пятисот монет (цена зависит от разных факторов), может содержать до двухсот солдат. К ней прилагаются 25 лучников и 15 пехотинцев.

• Замок (Castle). Содержит до трехсот солдат, стоит восемьсот монет. К замку прилагаются 50 лучников и 35 пехотинцев.

• Крепость (Fortress). Дороже всех остальных — тысяча двести монет. 80 лучников и 60 пехотинцев.

Как видите, крепости — вещь дорогая, и строить их надо лишь в провинциях, находящихся под наибольшей угрозой. Не забывайте затем набивать крепости войсками. Что интересно, в хорошо защищенные провинции враг предпочитает не соваться, и инициатива, таким образом, остается у вас — были бы деньги на постройку.

Тактические сражения

Когда вы атакуете никем не защищенную провинцию, то она просто становится вашей. Но когда в провинции есть войска местного князька (нейтрального), гарнизон или армия врага, то происходит бой. Если провинция защищена замком, то бой будет предваряться осадой. Об осадах мы поговорим потом, а сейчас — все внимание на бой, поскольку концепция эта очень сложна. Ее трудно понять не столько из-за ее замороченности, сколько потому, что она внешне напоминает бои в Heroes of Might and Magic, а внутренне — совершенно ни на что не похожа. Тем не менее, сейчас я постараюсь ее разъяснить.

Странности начинаются в самом начале — бой происходит на куске пергамента, символизирующего, надо полагать, тактические измышления в духе Чапаева (“Тут — белые, тут — мы!”). На пергаменте расставлены фигурки, обозначающие войска. Слева — ваши, справа — противника.

Внимательно просмотрите все боевые обучающие видеовставки. Все равно непонятно? Постараюсь разъяснить по-человечески. Экран состоит из трех частей — ваша база (там стоят ваши фигурки), база врага (его фигурки) и соединяющие их “дорожки”, разделенные зелеными участками.

Чтобы атаковать врага, вы выбираете фигурку (их может быть максимум пять — по количеству видов войск в игре). Если вы выбрали крестьян, пехоту или рыцарей — мобильный, одним словом, отряд — то после этого выберите дорожку, по которой начнется атака. Максимум может быть три варианта по количеству дорожек. Рыцари на карте всегда находятся ближе к вам, а крестьяне — дальше. Пусть такое расположение вас не обманывает — пойти они могут по любой дорожке, будь то ближняя, средняя или дальняя. Выбрав дорожку, вы можете просто отправить рыцарей в бой, а можете зажать клавишу мыши и подождать, пока не наполнится “pool” рыцарей (понять это трудно, это надо видеть). Чем полнее “pool”, тем больше рыцарей отправится в атаку. При этом фигурка рыцаря остается на месте (это вообще тяжело понять), темнеет, а в бой по дорожке отправится мелкая и полупрозрачная фигурка. Когда она достигнет базы врага или встретится на пути с идущим навстречу врагом, произойдет бой, раздастся звук “Пш-ш-ш!”, количество войск на базах уменьшится, а мелкие фигурки исчезнут. Типа, аннигиляция. Когда они исчезнут, можно снова выделять крупную фигуру и опять отправлять ее в бой. Полностью исчерпавшийся отряд звучно взрывается. Звучит как бред, но именно так и происходят здесь сражения.

Бой проходит в реальном времени, а это значит, что думать и действовать надо быстро, автоматически. Выделили, выбрали дорожку, “выжали” нужное количество солдат, отправили.

Если вы выбрали лучников или катапульты, то, щелкнув мышью по дорожке между базами, вы заставите их обстреливать вражеские войска, передвигающиеся по ним. Можно обстрелять и базу врага — в этом случае щелкайте прямо по крупной фигурке. Обстрел происходит один раз, потом снова необходимо выделять фигурку лучника и заставлять его стрелять.

Лучники и катапульты обычно находятся во втором ряду войск и напрямую в бою не участвуют. Но если у вас вынесли всех солдат или крестьян, то лучники или катапульты могут попасть в первый ряд и начать серьезно страдать от атак. Естественно, вражеские лучники смогут обстрелять любой отряд.

Если после осады вы не смогли полностью разрушить несколько стен замка, то в бою каждой нападающей фигурке придется пробивать стены, и ваш обстрел врага будет затруднен.

Такой способ боя оставляет очень немного возможностей для применения стратегических талантов, поскольку напоминает какую-то малопонятную головоломку. Из этого следует то, что вам необходимо строить большие армии для побед числом. Ввиду скоротечности боя (редко он длится больше минуты) думать тут почти не придется, действуя на уровне инстинктов и реакций. В области скрещивания стратегии и аркады Cinemaware — настоящие мичурины.

Это интересно: с приобретением опыта ваши солдаты смогут приобретать новые умения. Лучники и катапульты смогут прикрывать огнем, заставляя врага отступить, крестьяне — научатся укрепляться, получая меньшие повреждения, солдаты — закрываться щитами, с тем же эффектом. Применяются эти умения в случае, если вы сумеете их запомнить и вовремя нажать клавишу. Обычно такие тонкости в бою не пригождаются, нет времени задуматься.

Осады

Если в атакуемой вами провинции есть крепость, то перед боем вам придется провести осаду крепости. Надеюсь, вы взяли с собой катапульты, поскольку без них вы просто отступите, несолоно хлебавши. Не беда, что одна, лишь бы была катапультой. Чем больше их, тем лучше.

Перед началом осады выберите стену для атаки. Всего их четыре — северная, южная, западная, восточная. У вас будет возможность рассмотреть каждую из стен в своеобразную “подзорную трубу”. При выборе руководствуйтесь… художественным вкусом. Похоже, особой роли выбор стены не играет. Итак, стена выбрана, осада началась.

Перед вами появляется замок и катапульта. В осаде могут участвовать до десяти катапульт (при условии, что они у вас есть, конечно). Если катапульт больше десяти, то лишние будут стоять в резерве и подменять уничтоженные защитниками крепости. Ваша задача — разбить хотя бы одну стену замка соперника, а лучше — больше. На каждую осаду вам дается четыре дня, и каждый день длится ровно одну минуту. Время уходит очень быстро, и в конце у врага обязательно останутся целые стены, давая ему прибавку к защите в реальном бою.

Клавишами “вверх” и “вниз” вы регулируете угол наклона “лапы” катапульты. Левая клавиша мыши — выстрел. Если у вас больше одной катапульты, то, не отпуская левую клавишу, вы подключите к обстрелу остальные ваши машины. Визуально это будет выражаться так: вместе с ядром вашей осадной машины из-за кадра вылетают другие ядра и устремляются в вашу же цель. Разумеется, десять ядер лучше одного, поэтому часто имеет смысл удерживать клавишу мыши как можно дольше. Но и за временем посматривайте — если время выйдет, а любовно накапливаемые и отправляемые вами в полет ядра не долетят до стены, будут обидно. Если таймер еще не отсчитал положенную минуту, а осада по непонятной причине прекратилась — значит, стена вам засчитана, вы ее разрушили (степень ее разрушения не всегда можно разглядеть издали). Принимайтесь за следующую стену. Надоело возиться с катапультами? Можно через меню отдать приказ немедленно начать штурм — но я бы лучше пострелял еще и еще, поскольку войска дороже.

Существуют определенная последовательность действий: выполняя их, вы сможете разбить максимальное количество стен за минимальное время. В самом начале регулируйте “лапу” так, чтобы она была чуть выше горизонтального положения. Зарядите катапульты и выстрелите — при этом надо подловить момент, когда ядра будут врезаться в самый край стены, обламывая его. Если начало положено, и край стены обвалился, задача упрощается — просто поднимайте “лапу” чуть выше, обрушивайте выстрелом участки стены, расположенные ниже. Затем — еще ниже. Так вы быстро разрушите стену до самого основания.

Кроме стандартных ядер, иногда в ваше распоряжение будут поступать особенные заряды, такие, например, как “греческий огонь” или “бактериологическое оружие”. Каждый из них может быть запущен только один раз за день осады. Стене урона они не наносят, их надо запустить внутрь замка (почти горизонтальный наклон “лапы” катапульты). Оказавшись внутри, они уменьшат количество защитников и облегчат вам последующий бой. Конечно, применять их надо только в том случае, если вы точно знаете, что успеете добить стену в тот же промежуток времени. Альтернативные снаряды выбираются правой кнопкой мыши.

_Это важно: лучники на стенах замка не будут спокойно ждать, пока вы ломаете их замок, и в процессе осады вы часто будете получать сообщения, наподобие такого: “Вашу пехоту потрепали защитники замка”. Хуже всего, когда от стрел защитников страдают катапульты. Только что у вас было семь нажитых _непосильным трудом катапульт, а теперь уже три — кошмар, правда?

Турниры

— Надеюсь, шум того стоит?

— Это не королевские рыцари, а металлолом!

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

Жизнь простых феодалов сера и бесцветна. Сражения, налоги, налеты — вот-вот, и так каждый день. Но все меняется, когда объявляют турнир!

Турниры — это не только возможность отвлечься от хозяйственных забот и сражений на пергаментах. На турнирах вы сможете завоевать славу, пополнить кошелек внушительной суммой и даже получить в награду провинцию. Когда вы объявляете турнир, на него устремляются все рыцари, ведь честь — это святое дело! Даже сам принц Джон, верный рыцарскому кодексу, участвует в турнире на свой страх и риск. Риска, конечно, никакого — погибнуть тут нельзя, можно лишь проиграть деньги или провинцию. От партии Робина Гуда на турнир идет Уилфред Айвенго.

Объявить турнир можете вы, может ваш политический противник. Главное — чтобы у правителя в наличии был “стадион” для турнира. Убедиться в его наличии или отсутствии просто — посмотрите на трехмерную карту. Спутать турнирный “стадион” нельзя ни с чем.

Состязаний три, и проходят они в трех номинациях — бой за славу, бой за деньги и за землю. Проходят они последовательно, один за другим. Если вы проигрываете в любом, то выбываете из турнира и не участвуете в боях за другие номинации.

Важное замечание: бой за землю подразумевает, что победивший выбирает и забирает себе одну любую провинцию проигравшего. Поэтому выберите заранее, чью землю вы собираетесь присвоить, и до третьего боя его не трогайте, выбирая других соперников! Естественно, это должен быть ближайший и самый злой сосед — глупо выбирать себе провинцию на другом конце Англии. Победите вы — заберете провинцию, победят вас — увы, вы потеряете одну из своих.

Выбор сделан, турнир начался! Герольды трубят и объявляют соперников. Рыцари выставили копья, кони поскакали. С самого начала вам надо очень быстро долбить по левой и правой кнопке мыши (или по аналогичным клавишам на клавиатуре). Так вы разгоняете своего коня — при этом рыцарь на коне “проскакивает” экран слева направо. Когда нужная скорость набрана, игра переходит в вид от первого лица. Долбить по клавишам уже не надо — мышью корректируйте направление своего копья так, чтобы оно смотрело в грудь или в голову соперника. При этом нежелательно, чтобы оно пересекалось с копьем вашего соперника. За доли секунды до столкновения можете нажать левую клавишу мыши (можно и не нажимать).

Если вы разбили о соперника свое копье — вам засчитывается очко. Если вы еще и опрокинули соперника в седле — засчитывается три очка. После набора трех очков вам засчитывается победа в номинации, и вы переходите в следующую. Если же при столкновении соперник вылетел из седла — победа засчитывается вам автоматически. Естественно, если вылетели из седла вы, то все наоборот. Возможно, все написанное выше звучит сложновато, но, на самом деле, все очень просто. Навострившись побеждать в турнирах, можно регулярно выигрывать неплохой хабар. Наверное, поэтому между турнирами следует обязательный перерыв на несколько месяцев.

Налеты на замок и спасение принцесс

— Это опасно, Робин! Обещай, что ты не поедешь.

— Хорошо, Мэриан, обещаю, что ты не поедешь.

(х/ф “Робин Гуд: мужчины в трико”)

Налет на замок — радость для любителя виртуального фехтования и немного озадачивающая вещь для всех остальных. Неважно, нужно ли вам спасти принцессу по чьей-либо просьбе или просто пополнить свой кошелек золотым запасом замка — вам гарантируется отличное рубилово в трехмерном окружении с красивыми интерьерами и несколько невменяемой камерой.

Сражаясь в замке, забудьте про привычное управление, и пусть не смущает вас трехмерный пейзаж — передвижение осуществляется только по одной координате клавишами “вправо” и “влево”, как в играх-скроллерах наподобие “Duke Nukem: Project Manhattan”. В замках часто бывает темно, это затрудняет ориентирование. Иногда с поворотом камеры меняется система координат, поэтому заблудиться легко — там совсем небольшая разница между направлениями. В любом случае, если вы случайно подбежите к краю уровня, и вас спросят, не хотите ли вы сбежать, отвечайте “нет” (если не хотите, конечно) и бегите в противоположную сторону. Встретив на пути стремящегося в бой солдата, вы вступите с ним в сражение на мечах. Принципы тут просты: левая клавиша мыши — атака, правая — блок. Правила применения тоже просты: если враг атакует и начал размахивать мечом — ставьте блок и ждите, пока он успокоится. Когда инициатива перейдет в ваши руки, начинайте бить, загоняя врага в угол. И так всегда: вас атакуют — вы защищаетесь, вас игнорируют — вы атакуете.

На вашем пути будут встречаться два вида врагов — пехотинцы и рыцари. Бой с первыми можно охарактеризовать просто: “Кто не спрятался, я не виноват”. Бейте как можно чаще, выставляя блок лишь по мере необходимости. С рыцарями сражаться намного тяжелее, защищаться приходится чаще и дольше, показывая чудеса реакции. Вам поможет автоматизм и наработанная реакция на движения противника. Как только навык появится, рекомендую разнообразить движения прыжками и приседаниями (клавиши “вверх” и “вниз”). Если вы прыгнете или присядете в удачный момент, соперник может на долю секунды растеряться — тут уж не теряйте времени.

Спасая принцессу, важно уложиться в заданное время — обратите внимание на песочные часы в правом верхнем углу экрана. Бои при этом надо форсировать, нападая на пехотинцев яростно и безудержно. На рыцарях, конечно, сбавляйте темп, но коридоры старайтесь пробегать быстро.

Сражения на мечах будут не только при налетах на замок. По сюжету вас ждут бои (в порядке возрастания сложности) с шерифом Ноттингемским, наемником из Гизборна и самим принцем Джоном. Отличаются эти бойцы от обычных солдат отличной реакцией и очень длинной линейкой здоровья. Победить Гизборна и принца без описанных выше спецприемов практически невозможно — учитесь прыгать и приседать.


Нельзя не признать, что в двадцать первом веке повадки этой игры выглядят несколько старомодно и не совсем обычно. Кому-то понравится изящная комбинация стратегии и аркады, а кто-то сломает себе мозги в попытках понять тактические сражения. Но не так часто у нас на горизонте появляются такие необычные проекты, да еще и с геймплеем, проверенным двумя поколениями игроков. Поэтому желаю удачной охоты на аморальных принцев.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь