Руководство и прохождение по "Empires: Dawn of the Modern World"
Святы Близнецы, прославленные в трех мирах!
И Отец их, Предвечный и Нерожденный!
(Мария Семенова “Волкодав”)
Тема империй, проходящих через годы и века, по-прежнему является одной из самых популярных. Stainless Steel, уже однажды попытавшаяся заполучить первое место в жанре с игрой Empire Earth, пытается сделать это повторно уже с Empires: Dawn of the Modern World. Ошибки прошлого учтены, и у вас теперь не куча народов с одинаковыми бойцами разного цвета, а сравнительно немного уникальных рас с уникальными воинами. Кампании более продуманы и уже нет странных мятежей в России, когда Саратов воюет с Волгоградом при помощи Киева. Хотя варианты реальных исторических событий все равно достаточно “альтернативны”. Но не об этом речь. Достойна ли игра высокого выбора? Так ли она хороша, как ее расхваливают авторы? Об этом я и попытаюсь рассказать вам ниже.
Три кита
Одни уникальные бойцы и расы — слишком мало, чтобы удивить настоящего игромана. Что увлекательного в том, что боец китайцев дерется дубиной, а аналогичный корейцев — мечом? Создатели игры теперь должны предложить игроку какую-нибудь достаточно свежую идею. Так вот они, самые оригинальные и пока не повторенные.
Система ненаправленных усовершенствований. Испокон веков велось — исследуешь в казармах технологию “Мощная дубина”, и пехотинцы будут засвечивать этой самой дубиной на 33% больнее. А кавалерия будет смотреть на них и завидовать. Потому что для нее есть только технология “Золотые подковы”, позволяющая на 25% быстрее улепетывать от наступающего противника. В “Империях” все по-другому. Открывается технология, позволяющая усилить броню, и у вас появляется пара “билетов” улучшения. Такой “билет” можно потратить на любого вашего воина. Но только один “билет” и один раз. Крестьянин может стать с вашей легкой руки бронированнее, но вот быстрее сделать его уже не получится. Хорошенького понемножку!
Это интересно: “Билет” усовершенствования “висит”, пока вы его не используете. Иными словами, открытие усиленной брони в средние века вполне может дождаться времени появления авиации и будет использовано на бомбардировщики.
Мегавека и разделенные расы. Так уж получилось, что рас в игре не 9, а 4+5. 4 в древних веках, 5 — в современных. А несоответствие количества рас на распутье легко решается. Были китайцы — перешли в первую мировую русскими, широко при этом раскрыв глаза от удивления. Надоело быть англичанами в ранние века — станем немцами! Вот такая арифметика.
Подлинная уникальность рас. Только англичане умеют строить шахты. И только немцы научились добывать деньги “из воздуха”, только построив соответствующее здание. Даже банальные крестьяне у каждой стороны чудят каждый по-своему. Одни призываются в армию, другие вызывают дождь для замедления противника. Натуральный переход от количества к качеству. Хотя с количеством тоже полный порядок.
Общее и неделимое
Хоть китайцы корейцам совсем и не братья (несмотря на одинаковый разрез глаз), кое-что общее есть у всех рас, имеющихся в игре. Этого общего даже больше, чем может показаться на первый взгляд.
Экономика
Ну что в ней, в этой самой экономике, необычного? Есть 4 вида ресурсов — дерево, пища, золото и камень. Пища — ценный продукт для производства бойцов. Дерево идет как на строительство зданий, так и на заказ различных видов войск. Золото же необходимо для приобретения хороших войск и изучения серьезных технологий. Без камня не построишь мощных оборонительных линий на пути у наступающего противника.
Добывается это добро все теми же методами — дерево рубится, камень и золото выкапываются, пища ловится в реках, отстреливается в лесах или собирается на полях. Хотя, естественно, есть множество альтернативных вариантов, доступных только конкретным расам.
Прочие расходные статьи также не вызывают удивления — переходы в другую эру, усовершенствования и прочее. Если вы уже однажды садились играть в подобную игру, то объяснять больше нечего.
Здания
Империи не могут существовать без зданий. Вот мы и приводим список зданий и сооружений, одинаковый для всех (или почти для всех) рас.
Как важнейшим из искусств является кино, так важнейшим из зданий является городской центр (Town Center). Тут производят крестьян, осуществляют переходы из века в век (за приличную плату) и производят “глобальные” усовершенствования экономического характера. Например, учат крестьян быстрее ловить рыбу или эффективнее вырубать кусочки мяса из убиенных животных. Здание это отличается толщиной неимоверной, но это нужно. Технологии, открываемые в городском центре, проплачиваются пищей.
Это важно: конечно, это не совсем экономический момент, но серьезный ляп в игре есть. Дело в том, что утеря городского центра ведет к неминуемому поражению. Его нельзя строить (хотя < хитрые китайцы тут в некотором выигрыше), а без него нельзя переходить в другой век и производить крестьян.
Казармы (Barracks). Во все времена отсюда выходила пехота и прочие приравненные к ней. То есть — не владеющие никакими прочими средствами передвижения, кроме собственных ног. Исключением стал лишь русский казак. Но, помилуйте, не к танкам же его причислять?
Конюшня (Stable). Если воин успел обзавестись лошадью, то он явно будет набран в ваше доблестное воинство именно в конюшне.
Фабрика (Siege Factory). Построить пушку или баллисту? Только здесь. Причем в древние века здесь вам запросто построят даже летательные аппараты (но только избранным расам).
Кузница (Armory). Даже в годы второй мировой с усовершенствованиями в военном деле могли справиться только кузнецы. Надо улучшить броню у танков? Сделаем! Надо ускорить самолеты? Да только немножко постучим молотком… оплата изученных технологий — чистейшим золотом.
Верфь (Dock). Строим корабли. Чиним эти же самые корабли, если они подплывут достаточно близко.
Церковь (Church/Temple). Не очень богатое место. У “древних” рас оттуда выходят только обогащенные духовно святые отцы. Зато какие дела они творят!
Университет (University). О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! Все, что не относится к вопросам экономики и улучшений боевых характеристик войск открывается здесь. Деньги на использование благ университета нужны немалые, но зачастую это того стоит. Сразу и золото, и дерево придется отдать вам за изучение высоких технологий в университете.
Танковый завод (Tank Factory). Однажды лошади выходят из моды и войска пересаживаются на танки. Вот здесь эти самые танки и приобретаются.
Аэродром (Airport). Самолеты где-то производятся и откуда-то летают на проведение боевых акций. Здесь же они, как водится, и ремонтируются. Если аэродром будет разрушен, самолеты еще полетают, пока горючее не закончится, а потом резко опустятся на землю (в смысле — упадут). Мы не сбиваем самолеты, мы уничтожаем аэродромы!
Амбар (Granary). Обычно вокруг амбара можно заметить поля и кучи тружеников, на этих полях работающих. Забудьте те времена когда эти самые поля надо было строить. Теперь они строятся вместе с амбаром.
Склад (Settlement). Если все леса в округе истреблены, несмотря на предупреждения экологов, то придется идти рубить их далеко-далеко. Так ведь и таскать нарубленное назад придется? Решить эту проблему поможет склад, построенный рядом с источником ресурсов.
Дом (House). Ну, дом — он и есть дом. А где иначе будут жить набранные вами солдаты и крестьяне?
Башня (Tower). Типичное защитное сооружение. Штурмовать одиночным пехотинцем строго противопоказано — от него мокрого места не останется. Только толпой и при поддержке артиллерии. Кроме того, башни обнаруживают всех невидимок, так что — берегитесь, любители прятаться.
Крепость (Fortress). Бестолковое сооружение, куда можно набивать кучу народа для обороны от противника. Сама по себе ничего собой не представляет.
Зенитка (AA Flak Cannon). Передвижные зенитки — это хорошо. Но будет еще лучше, если поставить стационарные зенитки у самых важных объектов. Тогда противник замучается производить новые самолеты.
Это основной набор одинаковых для большинства рас зданий. А уж о конкретных отличительных зданиях для отдельных рас читайте в описаниях самих рас.
You are in army now!
Войска здесь, как и во всех аналогичных играх, неоднородны и состоят сразу их многих родов войск. Несмотря на уникальность солдатиков, большинство все же являются достаточно характерными представителями своих классов и вполне подходят под общее описание класса.
Но для начала — небольшие пояснения к таблицам. Думаю, что вы легко поймете, сколько жизни, урона и скорости передвижения у каждого из бойцов. А вот с вопросом брони несколько сложнее. Несмотря на то, что со времен Warcraft III разнотипная броня стала стандартом для игр, положение с ней все еще немножко запутанно. Броня есть не у всех, и при раздаче соответствующих усовершенствований выдать эти самые усовершенствования бойцу без брони не получится. А броня есть 4 видов. A — щиты, помогающие от стрел, S — шлемы, спасающие от мечей, P — кирасы, спасающие от колющего оружия (например, пик), B — бронежилеты от пуль. Естественно, кираса от пуль не поможет. Но у бойца может быть несколько видов брони. И тогда он имеет хорошие шансы спастись от огня противника.
Также стоит отметить энергию (power) весьма часто встречающуюся у бойцов. Некоторые расходуют ее всего на один вид занятий (хотя и весьма эффективно). Другие же могут устроить форменный фейерверк из своих способностей на погибель врагу. Если у бойца есть способность — присмотритесь к нему. Наверняка он довольно ценен.
Пехота. В отличие от большинства игр не является глупым и ненужным пушечным мясом. Иногда, встретив группировку противника, лихорадочно соображаешь, стоит ли уничтожить танк, потому что он немного больнее бьет, или все же заняться пехотой, потому как эти трое с виду хилых пехотинцев за то же время нагадят еще почище танка. Тем более, что в категорию пехоты пришлось зачислить также множество хитрых солдатиков, которые при своей внешней хлипкости отличаются повышенной гадостностью. К таковым, к примеру, можно отнести немецких минометчиков — урон от них высок, а подобраться крайне сложно.
Кавалерия. Большие отряды кавалерии решают почти любые задачи — от вырезания вражеских войск до мобильной охраны. В небольших количествах совершенно бесполезна.
Танки. Похожи на кавалерию, но для решения полагающихся по классу задач могут применяться в куда меньшем количестве. Существенный недостаток — в отсутствии возможности починки (американцы — исключение), в то время, как кавалерия и пехота лечатся.
Артиллерия. Делится на зенитную и обычную. Обычную можно попытаться разграничить на противотанковую и гаубичного типа, но в спешке боя вы вряд ли будете разбираться, какую куда поставить, и бросите на врага то, что есть под рукой. Однако в танковом бою противотанковая артиллерия существенно жизнеспособнее за счет большого количества очков жизни и наличия брони, а в глухой обороне гаубицы лучше справятся с наступающим противником. Зенитная артиллерия нужна для прикрытия с воздуха от очень активной в этой игре авиации противника. Причем по наземным войскам зенитки не стреляют. Только воздух.
Авиация. Истребители, бомбардировщики, а у некоторых — еще и транспортные самолеты. Направляются непосредственно из аэродрома. Стоит отметить весьма неплохую реализацию процесса патрулирования. Точка, в которую вы направили самолеты, является лишь “опорной”, вокруг нее бомбардировщики и истребители и высматривают свои цели. При этом круг, в котором эти цели засекаются, весьма велик. Поэтому, натравив бомбардировщик на вражеские позиции, вы можете довольно долго заниматься другими делами. Пока он не вычистит всю округу — не успокоится.
Флот. Состоит из линкоров, подводных лодок и десантных кораблей. Первые отличаются мощным залпом и возможностью поставить на один из флотилии дополнительную пушку. Получившийся таким способом флагман наносит противнику дополнительный урон по площади. Кроме того, линкоры с течением времени могут при доплате модернизироваться. Подводные лодки стреляют исключительно по плавающим целям, зато очень и очень больно. Ну, а транспортники, разумеется, перевозят тех, кому нужно на штурм противоположного берега.
Ну и, разумеется, специальные бойцы. Те, кто не бьет врага кулаками по лицу, но ущерб от них нередко гораздо более ощутим, чем от простых мордобойцев. Каждый из них — это своего рода легенда. Потому и рассматривать их стоит отдельно, применительно к расам, а никак не кучей.
На первый взгляд все кажется очень просто и обыденно. Однако у вас сразу же пропадет такое ощущение, когда мы начнем разбирать расы.
Древние расы
Древние расы отличаются несовершенством вооружения и большим количеством пехоты. Более современные расы все же больше тяготеют к мощным средствам. Но начнем все же со “старших”.
Китай
Главное отличие Китая — мобильность. Их городские центры кочуют с места на место и строятся крестьянами. Им не нужны лагеря для сбора ресурсов с прилежащих территорий. Кончились ресурсы в одном месте — перевезли свой городской центр дальше. А учитывая то, что китайские крестьяне умеют строить городские центры, китайцы потенциально становятся самой сильной расой.
Эта же мобильность проявляется и для боевых лагерей (War Camp) китайцев. В них производятся сразу все виды китайских войск и они умеют передвигаться, подобно городским центрам. Осадные же орудия собираются непосредственно подневольными крестьянами. Кроме того, как у китайцев, так и у их товарищей, корейцев, нет отдельных транспортных кораблей. Эту функцию выполняют те же самые линкоры.
Экономика
Экономика Китая не отличается оригинальностью. В городском центре регулярно проводятся усовершенствования многих добывающих дисциплин. Улучшается добыча золота и камня (последнее — только один раз), дерева и пищи (как с ферм, так и охотой/собирательством). Другими словами, китайцы всему уделяют внимание, но ничего сверхъестественного в экономической сфере у них не наблюдается. Можно отметить только сравнительную дешевизну крестьян (по сравнению с другими расами) и увеличенное количество пищи, остающееся у китайцев при переходе в новый век. Также здания вмещают больше китайцев (за счет их небольшой величины).
Наука
Наука, как известно, двигатель прогресса. На этот счет в университете всегда предлагаются несколько исследований, проводимых за очень и очень неплохие деньги (и не деньги, но тоже неплохие). Как правило, результатом исследования становятся не сухие цифры “ваша пехота стала на 25% быстрее надевать бронежилеты”, а значки в верхней части экрана. Одно исследование — один значок с цифрой, означающей, какое количество раз можно исследовать полученную технологию. Как правило, исследование с переходом в новый век можно повторить (хотя оно может быть и одноразовым). Таким образом, делайте исследования своевременно и используйте вовремя — это своеобразные козырные карты в битве. При описаниях исследований здесь и далее в скобках будет указано, сколько раз можно повторить указанное исследование. Все исследования достаточно дороги, но стоимость их с течением времени не меняется. Здесь и далее после названия технологии идет ее стоимость (G — золото, T — дерево).
Black Market (1). 400G, 400T. Немедленно добавляет всех ресурсов понемножку.
Collapse Mine (2). 60G, 150T. Диверсии в шахтах приводят к тому, что ресурсы в них неожиданно заканчиваются (остается 300). Теоретически шахту можно расчистить, практически — надеяться на это не стоит.
Emperor’s Blessing (3). 150G, 450T. Немедленное полное исцеление всех ваших войск.
Mother of Lightning (3). 300G, 750T. Молния, немедленно уничтожающая здание или группу врагов, на которых была направлена.
Fireworks (3). 450G, 750T. Будучи направленной на группу врагов, заставляет их временно атаковать друг друга (дым от пороха застилает глаза и мешает понять, кто есть кто).
Rebellion (3). 300G, 750T. Направляется на отдельного противника. После этого все бойцы противника этого типа с какой-то вероятностью могут дезертировать и присоединиться к вашей армии.
War Drums (2). 30G, 70T. Боевые барабаны снижают боевой дух группировки войск противника, понижая характеристику power до 0 (очень полезно против толпы, насыщенной специальными бойцами).
Войска
В своих технологиях (в тех, которыми занимаются кузнецы) китайцы делают основной упор на изучение увеличения количества атак, жизни и дальности видения. Поэтому выбор очевиден — атакующим бойцам усилить атаку, а оборонительным — увеличить количество жизни. Кроме того китайские крестьяне умеют коварно издеваться над противником, за 100 единиц энергии запуская дождь. Этот самый дождь моментально создает непролазную грязь и замедляет противника.
По своим возможностям китайские пехотинцы выглядят довольно средне. Как в плане характеристик, так и в плане боевых качеств. Несколько особняком стоят стрелки из мушкетов, которые со своей дешевизной сильно измельчали и уступают любому аналогичному противнику. Стоит отметить только чо-ко-ну — древнего “пулеметчика”. Всего за 75 очков энергии он делает очередь, сильно прореживающую ряды противника. Группа чо-ко-ну способна остановить практически любой отряд пехоты.
В кавалерии очень серьезно выделяется боевой слон. Низкая скорость вполне компенсируется высокой боевой мощью, большим количеством жизни и мощной броней. Если же противник попытается атаковать мобильными отрядами лучников-кавалеристов, то за слонов могут вступиться монгольские наездники. Кроме того, слоны могут наносить усиленный ущерб зданиям. Только учтите, что слоны есть лишь в первом и втором веках, для дальнейшего использования ими стоит запастись заранее.
Из осадных орудий у китайцев интересен таран — единственное орудие такого типа (все остальные расы только стреляют издалека). Также неплох осадный арбалет при его высочайшей мощи. Но, честно говоря, слонам помощь в разламывании зданий особо не нужна. Если только противник не навтыкал охранных башен — тогда арбалеты придутся очень даже к месту. Линкоры китайцев достаточно обычны, зато у них есть брандер в виде громового корабля. Достаточно завести его в толпу и потом уже только добить оставшийся флот противника.
В специальных войсках имеется даосский чародей, обладающий очень неплохой жизнью и способностью лечения. Кроме того, у него есть пара способностей — вулкан за 200 энергии (требует довольно много чистого пространства, зато уничтожает все вокруг) и окаменение за 50 маны. Также во 2-3 веках у китайцев имеется настоящий “бомбардировщик”, он же воздушный змей. Пренебрегший стрелками будет разбомблен насмерть.
Правила боя
Война за китайцев характерна тем, что им нужно всего лишь создать штурмовой отряд боевых слонов и подкрепить его несколькими технологиями. То есть усилить и без того неслабую слоновью атаку и запастись молнией, боевыми барабанами и исцелением. Такому отряду можно добавить разве только немножко более мобильной кавалерии и даосских монахов для подлечивания слонов. Да и вулкан в подходящей ситуации они могут поставить. Основная цель — вражеский городской центр. Слоны расчищают дорогу к нему, а после наносится удар молнией. После этого можно спокойно уйти в оборону, запастись слонами и уйти в следующий век. Причем китайцам сделать это достаточно просто в связи с тем, что у них нет единого городского центра — их может быть много. Вот так — все довольно просто и незатейливо.
Корея
Никаких громких новостей корейцы преподносить не собираются. Если только не принимать во внимание храмы, при приближении к которым корейцы лечатся. То есть достаточно укрепить линию обороны группой храмов — и противник не сможет прорваться из-за того, что корейские бойцы будут исцеляться, не выходя из боя. Кроме того, в храме есть способность “мастер дзен”. Она действует на ближайших к храму воинов и при включении делает их менее подверженными атакам противника. Так что храмы для корейцев — это все!
Экономика
Корейцы и без того шустро собирают пищу, золото и дерево. Поэтому совершенствовать у вас получится только рыбную ловлю. Зато шустрые корейцы быстрее прочих строят здания и нагло переманивают вражеских крестьян. Правда, для переманивания крестьянина надо убить и тогда он появится около вашего городского центра, но, тем не менее, техника оживления зомби освоена корейцами на высшем уровне.
Наука
Buddhism (2). 300G, 750T. Устойчивость вражеских войск к переманиванию падает до 0. Монахи переманивают противника мгновенно.
Ki Hap (3). 250G, 600T. Группа врагов, на которую была использована эта технология, получает больше повреждений, чем обычно.
Typhoon (3). 300G, 750T. Шторм, наносящий ущерб наземным и воздушным бойцам противника. Вы можете контролировать передвижение тайфуна.
Minister’s report (2). 120G, 300T. Постоянное исчезновение тумана войны в указанной точке.
Specialized Tools (3). 130G, 300T. Увеличение ресурсов в указанной шахте или на указанном кусте (с пищей).
King’s Encouragement (3). 150G, 450T. Немедленное исцеление всех ваших бойцов.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Войска
Общее впечатление от корейской армии — откуда в Корее такие монстры? Нет, второго боевого слона у них нет, в целом корейская армия обойдется игроку дороже любой другой, но зато бойцы там будут отменные.
Наука Кореи не стоит на месте, и вам будет предоставлена возможность улучшить свои войска в плане повышения атаки и жизни, понижения стоимости, увеличения дальности зрения, увеличения скорости и увеличения урона от дальнобойных бойцов. Не стоит забывать и о таких замечательных технологиях, изучаемых в университете, как тайфун и ки-хап. Первое особенно ценно для мощных корейских воинов.
Корейская пехота просто прекрасна. Это наилучшее сочетание цены/качества. А мимо флагового копейщика и меченосца вообще нельзя пройти равнодушно. Это просто какие-то машины для убийства. А если им еще и скорость увеличить, то они будут совершенно ужасны для противника. На фоне рукопашников стрелки как-то излишне дороги и годятся к использованию только в том случае, если у противника завезли авиацию. Гранатометчик к использованию не показан. Больно уж у него глаз неточен — может и по своим засветить. Зато уж по врагу от него можно дождаться только в какой-нибудь большой праздник. Кроме того, у всех корейских пехотинцев есть возможность потратить свою энергию, ускорившись при этом. Неплохо!
Кавалерия придерживается тех же позиций. Большие деньги — большие воины. Особенно интересна кавалерия последних эпох, которая не оставляет стрелкам из ружей ни одного шанса. Да и с остальными противниками она особенно-то не церемонится. Опять же — не трогайте ракетометчика. Высокая стоимость — плохая компания к плохой меткости. Единственная польза от него — может разбрасывать шипы (50 энергии), понижая скорость противника.
Осадных орудий у корейцев вообще-то нет. У них есть отличные полевые орудия в виде скорострельного орудия (первобытный пулемет) и огненной повозки, реализующей поражение противника “объемными взрывами”. Огненный бык — это, скорее, своеобразный сухопутный брандер. Пороховая повозка же замечательно поднимает энергию у расположившихся рядом бойцов, а за 100 энергии опустошает шахту.
Корабли корейцев опять-таки характеризуются чудовищным уроном, а также умением перевозить войска. Ничего прочего необычного в них нет.
Монах был бы хорош. Если бы не его 100 очков жизни. А так его возможность переманивать бойцов противника (125 энергии) и ослаблять вражеские войска (200 энергии) просто очаровательны. Да и лечить он умеет. Но убивается буквально пинком… Также стоит отметить сокола — замечательного разведчика.
Правила боя
Сочетание сокола и министерского отчета великолепны — можно обнаружить базу противника и навсегда ее “подсветить”.
Наиболее проста в применении тактика затаптывания врага тяжелой кавалерией при сопутствующем использовании ки-хапа. Очень к месту придутся орудия Гатлинга, выкашивающие вражескую армию. В то же время в обороне всегда могут находиться группы пехотинцев, усиленные храмами на границе базы. И у противника не будет никаких шансов прорваться к вам.
Не менее интересна тактика использования пороховых повозок. Взяв под контроль необходимые вам шахты, можно “отключить” все остальные пороховыми повозками в сопровождении кавалерии.
В любом случае, корейцы — достаточно стабильная раса, которая уничтожает противника мощным силовым давлением.
Англичане
Особенностей у англичан немало. Первая, самая интересная — возможность из городского центра за 40 единиц энергии осмотреть какую-либо территорию. Вот вам и разведка, не отходя от дома. Кроме того, англичане всегда видят все источники ресурсов (такая симпатичненькая пестренькая мини-карта). Работники их — потомственные лесорубы, поэтому на все прочее они внимание не распыляют. Для добычи золота и камня строятся шахты (Mining camps), которые далее добывают ресурсы в автоматическом режиме и не требуют места в доме. Пищу же англичане добывают в пищевых складах (Food Warehouse). Действительно, а зачем еще нужны склады? Чтобы на них привозили продовольствие! Да и вообще английские крестьяне — натуральные лентяи. Зданий они не строят, только заказывают. Таким образом, при наличии некоторого количества средств один крестьянин может быстренько заказать базу и отправиться рубить лес. И это при том, что сами по себе они мощнее и упитаннее прочих крестьян.
Также английские крестьяне наловчились копать ловушки, но это не слишком увлекательное занятие.
И еще один сюрприз — англичанам дома и стены помогают. То есть их войска лечатся, просто расположившись рядом с родными домами.
Экономика
Английской науке доступны разработки по улучшению добычи золота, пищи и дерева, так что здесь порядок. Прочих экономических секретов, кроме того, что крестьяне у англичан занимаются только добычей дерева, найти не удалось.
Наука
Mercenaries (3). 800G, 900T. При призыве наемников около вашего городского центра появляется толпа случайным образом подобранных солдат (но соответствующих эпохе).
Channel Storm (3). 300G, 600T. Буря наносит ущерб кораблям противника. Можно управлять ее перемещением.
Death before Dishonor! (3). 250G, 480T. Временное удвоение атаки у группы ваших бойцов, но с сопутствующим снижением скорости атаки.
Feudal bonds (3). 450G, 600T. Мгновенное производство всех заказанных вами бойцов (если позволяет вместимость домов).
Prospecting (3). 225G, 400T. Создает на карте новое месторождение золота с 3600 единицами этого ресурса.
Royal Proclamation (3). 150G, 360T. Моментальное исцеление всех ваших войск.
Войска
В кузнице англичане доводят свои войска до ума, увеличивая им жизнь, дальность видения и скорость и снижая цену.
В ранних веках английские пехотинцы — подлинные доходяги, и могут рассчитывать только на специальные способности. Так, горцы за 100 энергии устраивают круговую атаку (а удар у них неслабый), а арбалетчики за 75 энергии стреляют огненными стрелами (поджигающими здания). Более веселой картина становится в 2-3 веках, с приходом аркебузиста и солдата. У них очень хорошее соотношение цены и боевых возможностей. Но только не пробуйте их применять против корейской кавалерии. Растопчет — и не заметит. С ее-то усиленной противопулевой броней…
В кавалерии картина такая же. Рыцарь — исключительный дистрофик. Зато далее идут 2 линии кавалеристов — “дохлые” стрелки и мощные (причем довольно недорогие) рукопашники. На мой взгляд, рукопашники однозначно лучше. Хотя немножко стрелков добавить все же стоит. В качестве отдельной шутки можно отметить, что у рукопашников сильна противопулевая броня, а стрелки крайне устойчивы к ударам меча (правда, нормальный улан колет пикой, сабля в дело вступает много позже).
Говоря об орудиях, стоит отметить, что они, как и английские лучники, обладают редкой способностью — возможностью стрельбы по движущейся цели. Только вот цели слишком быстро приближаются и сразу почему-то норовят ударить по лицу. Но, в любом случае, все английские осадные машины оригинальны. Требюше за 75 энергии метает дохлых коров, заражая солдат противника. Котел с нефтью за 50 энергии плещет этой самой горящей нефтью, словно напалмом. И ведь не отмоешься. Кулеврина же умеет становиться в осадное положение, из которого стреляет дальше, но сдвинуть с места ее уже не получится (пока не вернешься в обычный режим). Да и в осадном режиме ее снаряды задевают большее количество народа (площадь поражения увеличивается).
Линкоры англичан уступают корейским монстрам по всем параметрам, но у англичан есть замечательная штука под названием баржа — мобильный водный целитель. Утопили врага — подлечились. Главное только, чтобы нас было больше, чем их. А уж тогда блокаду обеспечим.
Специальные бойцы англичан — это поистине их сила. Викарий умеет всего лишь переманивать противника за 100 энергии. Энергии у него меньше, чем у корейского аналога, но зато жизни ощутимо больше, а по стоимости он мягко и ненавязчиво утирает нос всем прочим духовным лицам. Наш выбор! 5-6 викариев не только обеспечат своевременное лечение вашей армии, но и пополнят ее ряды захваченными противниками. Не менее ценны полевые хирурги. К умению лечить эти неприметные парни присовокупили способность за 80 энергии воскрешать погибших бойцов. Причем без разбора, свои они или противника. Отсюда вывод — хирурги могут составлять до трети армии по численности. Свое место они окупят сторицей. Заключительный аккорд — барабанщики. Эти ребята увеличивают скорость и мораль ваших войск. А так как кое-что из этого вполне можно извлечь, то пара барабанщиков в вашем штурмовом отряде должна быть.
Правила боя
В средние века англичане не воюют, а только строят оборону. Некем… С появлением викария можно начинать охмурять вражьи войска. А с появлением в ваших рядах хирургов можно уже и серьезные дела вершить. Маленький совет: заклинание “наемники” призывает в ваши ряды кучку солдат. Как правило, чуть ли не половина из них — хирурги. Учитывая то, что хирурги стоят куда дороже любого прочего пехотинца или кавалериста, вы сделаете хороший выбор, если используете всех наемников в имперскую эпоху. После этого отряд, состоящий из кавалерии, кулеврин, полевых хирургов и викариев, будет крушить противника направо и налево. Отряд противника будет моментально уменьшен викариями (а наш увеличится), причем после боя все наши войска быстро исцелятся, а отряд еще больше увеличится (уже за счет воскрешения погибших). И окончательно поставить точку в вопросе о победителе, играя за англичан, можно уже в имперскую эпоху.
Франки
Франция — страна крепостей. Ее стены и башни крепче, чем у других рас. А башни больнее поражают нерасторопного противника. Войска же могут перемещаться между крепостями, таким образом создавая мобильный отряд, отвечающий противнику на угрозу именно там, где нужно. Крайняя изможденность солдат компенсируется их способностью к самолечению, которая, к тому же, усиливается при помощи открытия соответствующей технологии. Причем каждый французский крестьянин мечтает стать солдатом, чему помогает изучение соответствующей технологии и выплаты наличных желающим защищать Родину. Также при разрушении французского здания его хозяева получают взамен пехотинца.
Любопытные французы умеют строить невидимые наблюдательные башни, позволяющие отслеживать пути прохождения противника.
Ну, и главный сюрприз — французы не нуждаются в домах. У них и так есть возможность построить до 250 бойцов (или эквивалентов, способных занять их места).
Экономика
В экономике у Франции есть действительно интересные открытия. Во-первых — бесплатные фермы и амбары (хотя это достаточно дешево, можно и за деньги построить). Во-вторых — знание шахтерского дела позволяет французам крайне эффективно разрабатывать золотые и каменные шахты, доставая из них сырья даже больше, чем там лежало. И, естественно, французские ученые всегда рады открыть технологии по ускорению добычи дерева, камня и золота.
Наука
Arson (3). 300G, 750T. Поджигает здание противника. Здание должно быть видимым на момент поджога.
Battlefield Plunder (3). 60G, 150T. Кража улучшения бойца у противника и перенос на вашего бойца.
Esprit de Corps (3). 150G, 450T. Моментальное восстановление здоровья у всех ваших бойцов.
Embargo (3). 195G, 450T. Временно прекращается производство всех бойцов противника.
Night Operations (3). 160G, 380T. Тьма временно уменьшает дальность видения войск противника.
Slash and Burn (3). 60G, 150T. Поджог лесов. Горящие леса исчезают без следа и нарубить дров там больше не получится.
Guild Craftsman (1). 130G, 300T. Увеличивает “жизненную силу” всех ваших зданий на 50%.
Войска
Франки в кузнице со своими войсками проделывают те же манипуляции, что и англичане, но в меньшем количестве и в разные эпохи — разные.
Французская пехота выглядит исключительно неубедительно и ее низкая стоимость — не оправдание подобной ситуации. Я бы рекомендовал к пехоте вообще не прикасаться — количество отнюдь не компенсирует качество.
Кавалерия находится не в такой плачевной ситуации. По крайней мере, рукопашные бойцы находятся вполне на уровне. Стрелки же не вышли статью, хотя удар (выстрел) у них отменный. Но ничего необычного французы здесь продемонстрировать не желают. Рассказ же о самолечении выглядит достаточно неубедительно. Для лечения еще сначала выжить надо.
Осадные орудия французов дешевизной не отличаются, но вот на них уже отыгрались. Есть и “жизнь”, которой так не хватает пехоте. Да и урон немаленький. А противопулевая броня бомбарды и 12-фунтового орудия не могут не восхищать. Главное — не подпустить к ним рукопашников. А уж со всякими стрелками они разберутся.
Флот французов продолжает основную линию и по-прежнему невероятно чахл. Даже и внимание обратить не на что. Просто для того, чтобы отгонять врага от своих берегов. При этом особой дешевизной он не отличается.
Довершают эту печальную картину кардинал и монгольфьер. Первый за 100 энергии насылает чуму на противника (довольно бестолковое заклинание) или за 200 вызывает землетрясение, разрушающее на 50% здания, попавшие в зону бедствия. Логично, что к применению он годится только в процессе штурма (в остальное время простые бойцы и сами полечатся). Воздушный шар же разбрасывает листовки и тем самым снижает настроение у противника, который после этого хуже атакует. Неубедительно…
Правила боя
Оборона Франции построена на 5. Башни так и норовят отравить жизнь противнику, а обороняющиеся спокойно отлечиваются, как только все успокоится. Но наступление — это тихий ужас. У французов просто нет козырей, позволяющих им решить бой в свою пользу. Все их технологии только делают мелкую пакость, средств резкого поворота боя в свою пользу нет и не предвидится. Весь расчет — исключительно на задавливание противника большой массой. Вариант со строительством близ вражеской базы своей крепости и активной обороной в ней отвергается, как несостоятельный. Почетное первое место в номинации “Самая убогая раса игры”.
Современные расы
Чем отличаются современные расы? Ну, во-первых, тем, что жить им всего 2 века вместо 3. Во-вторых, стабильной технологией во вторую мировую войну — “восстановление леса”. Видимо, подразумевается, что за все прочие эпохи леса на карте были полностью вырублены и надо бы наградить настойчивого игрока, добравшегося до окончания игры, небольшой рощицей. В-третьих, отмирают духовенство и кавалерия, появляются танки, самолеты и зенитки. Ну, и технологии… Большинство их надергано у древних рас и перераспределено под другими названиями. Но вот, к примеру, американцы довольно оригинальны в своих исследованиях. Да и вообще они довольно оригинальны. Ну и, конечно, новым является чудо света, строительством которого можно завершить игру. А можно и не завершать, всего лишь получив какое-то преимущество перед противником.
Здесь и далее рассказ о силе рас ведется, как если бы сразу начался период первой мировой войны. Переходы со сменой рас — это совершенно отдельный вопрос, заслуживающий специального рассмотрения, что и будет сделано уже в ближайшем номере.
Великобритания
Скажем честно — британцы слизаны с англичан. И то, что крестьяне стали толще и рубят дерево гораздо быстрее остальных — слишком малое отличие от старых англичан. Ну, стали еще мины вместо ловушек ставить. Хотя в условиях боя бывает очень приятно, когда в бойцов, отступающих по минному полю, зарядят из наступающего танка. Это самое поле напомнит отступающим (тем, кто выживет), что дорогу они избрали неверно.
Действительно оригинальное, но бесполезное решение — возможность захватывать технику. Но вот условия… Для захвата какой-нибудь пушки необходимо уничтожить всех врагов вокруг нее и повредить ее не менее, чем на 50%. Это какой же человек в здравом уме допустит, чтобы противотанковое орудие гвоздило по его танкам? Так он сначала разберется с пушкой, а потом примется за пехоту, ее окружающую. Так что эту новость можно принять к сведению, но больших толп пленных в своих рядах скорее всего вы не увидите.
Трафальгарская площадь. Английское чудо света полностью убирает туман войны, позволяя верховному главнокомандованию полноценно контролировать любую точку карты в любой момент времени.
Экономика
Ну, нормальная такая английская экономика. Только увеличилось количество исследований по добыче золота, и начало игры проходит с б о льшим количеством камня и пищи. В остальном — смотри Англию.
Наука
Естественно, многие технологии заимствованы у англичан. Но есть кое-что и свое, собственное.
Royal Proclamation (2). 150G, 360T. Моментальное исцеление всех ваших войск.
Prospecting (2). 225G, 400T. Создает на карте новое месторождение золота с 3600 золота.
Lend Lease (2). 800G, 900T. При призыве наемников около вашего городского центра появляется толпа случайным образом подобранных солдат (но соответствующих эпохе).
Sabotage mine (2). 60G, 120T. Диверсии в шахтах приводят к полному уничтожению ресурсов в шахте.
RAF (1). 800G, 900T. Увеличивается огневая мощь всех ваших самолетов.
New Forrest (1). 60G, 120T. Помещает в указанной точке на карте новый лес.
Over the Top (2). 250G, 480T. Временное удвоение атаки у группы ваших бойцов, но с сопутствующим снижением скорости атаки.
Motorized Transportation (1). 225G, 225T. Увеличивается скорость передвижения всех ваших наземных бойцов.
Antibiotics (1). 500G, 500T. Увеличивает количество очков жизни у всех бойцов-людей.
Войска
Главное для англичан — увеличить дальность полета своих слишком быстро возвращающихся на аэродромы самолетов. Ну, а скорость передвижения, увеличение дальности видения, атаки и жизни — это дело второе.
Томми — обычный пехотинец, средненький солдат. А вот коммандо — оригинальный диверсант, воюющий в рукопашную, невидимый, за 50 энергии предельно ускоряющийся. Но все же довольно своеобразен в использовании и управлять им тяжело. Не менее хитер оперативник САС. Тоже невидимый, способный обидеть противника и в одиночку, он, тем не менее, приглашает на свой праздник кучу снарядов от артиллерии. И это стоит ему всего 100 очков энергии. Но зато зданиям достанется, так уж достанется. В момент наведения он “раскрывается”, но нормальные люди и не бросают его в одиночку. Самое то для поддержки танковой атаки.
Танки англичан — устойчивые середнячки и по цене, и по силе. Но этого может быть вполне достаточно для того, чтобы подвести оперативника САС к вражеским позициям и нанести артиллерийский удар. А там быстренько закончить начатое. Оригинальным решением можно назвать танки-амфибии. Но они годятся только для расчистки плацдарма на вражеском берегу для основных сил. Сразу после завершения этого процесса эти танки отправляются в отставку.
Артиллерия вполне достойно справляется со своей задачей. Да, она не относится к самым дешевым, но по боевым характеристикам занимает первые позиции. Такая противотанковая артиллерия надежно преградит путь вражеским танкам. Зенитное же орудие уверенно занимает первое место в категории самых дальнобойных, нанося при этом немалый урон. То есть здесь все качественно и надежно.
На флоте у англичан тоже полный порядок. Их линкоры уступают только немецким, но по стоимости значительно ниже. Подводная лодка же уверенно заняла первое место в категории самых толстых (хотя и не самая сильная по атаке), оставаясь при этом отнюдь не самой дорогой.
Авиация англичан довольно дорога и при этом держится в воздухе не так долго, как хотелось бы. Но самолеты наиболее близки по характеристикам из всех видов войск, поэтому эту разницу можно не принимать во внимание. Зато англичане обладают транспортным самолетом и могут сбрасывать десант прямо в тылы врага. Несколько оперативников САС там совсем не повредят.
Медик ныне вызывает только недоумение. Кого лечить будем? Если только в войне против Германии или России… Пехота англичан вряд ли будет широко использоваться, а оперативники САС из-за дороговизны способны только на организованные диверсии с заказом артподготовки. Так что подешевевший и возмужавший аналог полевого хирурга ныне не у дел.
Правила боя
Ничего оригинального обнаружить не удается; наиболее эффективна танковая лавина в компании с артиллерией. Ленд-лиз может стать сигналом к атаке, но других технологий того же уровня у англичан нет. Как вариант помощи в битве можно рассматривать применение оперативников САС для вызова артиллерийской поддержки в момент наступления на базу противника. Возможно даже применение их в количестве большем, чем один. Только надо обязательно предварительно уничтожить все вражеские башни, чтобы они не обнаружили нашего бойца раньше времени.
[[BREAK]]
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
Франция
В отличие от британцев обновленные французы неплохо поправили свои дела. Первой радостью для них стало обретение водителей. Это парни, которые ранее проживали в подбитых танках и сбитых самолетах. Теперь они никуда не летят и не едут. Зато они чинят поломанные механизмы. Хочешь починить танк? Пожертвуй другим! Французские пехотинцы обладают способностью пробираться даже через самые густые леса, а гранатометчик и гаубица умеют ставить дымовую завесу, усложняющую жизнь противника. И без того сильные башни могут теперь наполняться народом, который усиливает их боевую мощь. Также к башням добавились бункеры (Pillbox), которые способны наполняться не только пехотой, но и артиллерией. То есть оборона Франции стала еще более крепка.
Нотр-Дам позволяет открыть в университете еще несколько дополнительных технологий. И все…
Экономика
Экономика совершенно не изменилась. Разве что крестьяне стали быстрее бегать и дальше видеть.
Наука
Разумеется, французы кое-что утащили от франков. Но и своего тоже хватает.
Esprit de Corps (2). 150G, 450T. Моментальное восстановление здоровья у всех ваших бойцов.
Embargo (2). 195G, 450T. Временно прекращается производство всех бойцов противника.
Slash and Burn (2). 60G, 150T. Поджог лесов. Горящие леса исчезают без следа и нарубить дров там больше не получится.
Firebomb (2). 300G, 750T. Поджигает здание противника. Огонь может распространяться на соседние здания.
Reverse Engineering (2). 60G, 150T. Кража улучшения бойца у противника и перенос на вашего бойца.
Antiseptics (2). 275G, 275T. Увеличивает скорость самолечения ваших бойцов.
Lorrain Iron (2). 550G, 550T. Снижение цены на все наземные и воздушные механические войска.
Landes Forrest (1). 60G, 150T. Выращивание леса в указанной точке карты.
Войска
Набор технологий французов похож на английский, но их самолеты и так летают достаточно долго, поэтому они на такие мелочи не размениваются.
Французская пехота явно желает выделиться из серой массы. И если обычная пехота — просто дешевое пушечное мясо, создающее массовку, то на гранатометчика и огнеметчика стоит обратит внимание. Первый хлипок, но при этом умеет метать гранаты на некоторое расстояние, серьезно угрожая благополучию танков противника. Еще один его недостаток — малый радиус поражения. Второй одним выстрелом выжигает пехоту. Нельзя сказать, что все это крайне серьезно, но дешевизна французской пехоты позволяет набрать большое количество простых солдат и сопровождать ими танки. А для пущего неудовольствия противника можно дополнить толпу пехоты несколькими гранатометчиками и огнеметчиками. Пусть думают, кого вышибать первыми…
Этот принцип тем более верен при том, что французские танки, сравнимые по цене с английскими, представляют из себя весьма жалкое зрелище. Способность уничтожать пехоту раскаленными траками (100 энергии) интересна, но малополезна из-за частого отсутствия пехоты у противника. Но если она таки есть — включайте способность и дефилируйте прямо посреди толп вражеской пехоты.
Орудия у французов просто есть. Они не самые лучшие, но к применению годны. Ничего особенного. Зенитка самая убогая по характеристикам, но, по крайней мере, она есть, в отличие от американцев.
Корабли французов по-прежнему продолжают борьбу за звание самого хилого. Даже легендарный “Сюркуф”, подлодка-монстр, в игре почему-то крошечная и слабая.
Самолеты довольно дешевые, летают долго, но ощутимо слабее соперников в небе. Единственное, что есть в них приятного — во вторую мировую самолеты еще более дешевеют. Так что быстрее проходите дальше — пользы будет больше.
В классе специальных бойцов у французов 2 боевых единицы — РЛС, засекающая невидимок, и саботажник. Последний, а точнее — последняя, весьма интересен. Саботажница умеет закладывать бомбы всего за 60 единиц энергии. Но эта почти безопасная бомбочка уничтожает только одно здание, под которое была подложена. Зато за 100 энергии она устанавливает мощный фугас, который не щадит ни своих, ни чужих. На месте этой части базы остается только воронка. Правда, этот фугас очень легко уничтожить, когда он установлен на место. Так что кем-то все равно придется пожертвовать ради конечного результата.
Правила боя
Тактика от французов. Строим оборону, удешевляем свои механические войска и начинаем покусывать противника. А когда тот отвлечется — вводим в дело саботажников. Причем можно сразу на разных направлениях. Масса хорошего настроения несчастному противнику обеспечена. Для быстрого и надежного результата — маленькие бомбы. Если переполох в стане врага порядочный — можно и большую мину поставить. А от этого враг может уже и не оправиться.
Германия
Разведка Германии налажена отлично, поэтому большинство военных и экономических изменений в стане противника вы можете проследить по графикам, любезно предложенным вам в городском центре. При этом склады и университеты немцам ровным счетом ничего не стоят — строй сколько пожелаешь, на них тратится только время работников. Также немцы обзавелись своим личным сооружением — ракетной базой (Rocket Base). С нее они в любой момент могут запустить свои Фау-1 и 2. Учитывая то, что любая из этих ракет свободно уничтожает здание противника, радости при постройке этого объекта у врага не будет.
Кроме того, немцы, подобно французам, не строят дома. У них и так можно построить достаточное количество войск.
Бранденбургские ворота после постройки начинают постоянно производить деньги. Туристы, что ли, платят за просмотр?
Экономика
Строят здания немцы обычным способом, но несколько быстрее. Также они увлеченно развивают фермерство и добычу золота. Вот уж в деле экономики немецкая наука продвинулась не слишком далеко.
Наука
Немцы в своих научных достижениях основную опору делают на достижения корейской и китайской науки…
Chancellor’s Address (2). 150G, 450T. Моментальное восстановление здоровья у всех ваших бойцов.
Battlefield Deception (2). 450G, 750T. Будучи направленной на группу врагов, заставляет их временно атаковать друг друга (дым от пороха застилает глаза и мешает понять, кто есть кто).
Blitzkrieg (2). 250G, 600T. Группа врагов, на которую была использована эта технология, получает больше повреждений, чем обычно.
Spy Report (2). 120G, 300T. Постоянное исчезновение тумана войны в указанной точке.
TNT (2). 350G, 350T. Увеличивается поражение при уроне по площади, например, ракетами ФАУ-1 и 2.
Physical Education (1). 80G, 80T. Увеличение жизни, скорости и атаки всех крестьян.
Black Forrest (1). 60G, 150T. Выращивание леса в указанной точке карты.
Войска
Немцы в кузнице главное значение придают ускорению своих солдат. Меньше внимание уделяется снижению цены на них, увеличению дальности видения и увеличению продолжительности полета самолетов.
Единственный минус немецких солдат — дороговизна. Зато уж жизнью и мощью выстрела они вышли на все 100. Но, учитывая других представителей класса пехоты, производить солдат все же придется. Дабы было кому служить буфером между ними и более ценными бойцами. Минометчик является исключительно ценным бойцом, посылая издалека мины в стан врага. Мины эти обладают весьма немаленьким радиусом разрыва, чему позавидовала бы и иная пушка. Если же эффект вам кажется недостаточным, то за 75 энергии можно добавить к мине отравляющий эффект, которому будут беспредельно счастливы ваши враги. Не менее ценен сержант, поднимающий боевой дух бойцов, отчего они получают меньше урона. Кроме того в тяжелой ситуации сержант может потратить имеющиеся у него 100 очков энергии и уничтожить из панцерфауста вражеский танк или другую столь мешающую вам цель. Немецкие пулеметчики обладают меньшей ценностью, но 1000 жизни заставляет уважать эту тяжелую пехоту. Да и урон от них неслабенький.
Танки Германии традиционно проходят по категории “Самые мощные”. И цена на них соответствующая. К примеру, посмотрев на цену “королевского тигра”, о нем можно сразу же забыть. Учитывая высокую функциональность немецкой пехоты, танки годятся только в качестве щита для более ценных сержантов и минометчиков. Тем более, что с вражескими танками предстоит разбираться как раз не танкам.
В категории артиллерии у немцев сюрприз. Их зенитные орудия легким движением руки превращаются в противотанковые и также легко возвращают себе прежний вид. То есть — выбирайте, что вам на текущий момент угрожает больше и соответственно противопоставляйте свои аргументы угрозе. “Большая Берта” между тем — не только чрезвычайно мощная гаубица (причем довольно недорогая для ее характеристик), но и пусковая установка отравляющих веществ. Подобно минометчику, она может поставить облако химии в самой гуще противника.
Линкоры немцев — это Линкоры. Настоящие мощнейшие боевые корабли, способные выйти победителем из битвы один на один с любым кораблем противника. Подводная лодка подкачала, но это не ее проблема.
Из авиации интересен только цеппелин, являющий собой своеобразный бомбардировщик, способный зависнуть над противником и бомбить его до победного конца. Остальная авиация не столь впечатляюща и не стоит отдельного упоминания.
Из специальных войск у немцев есть собака (в разведку ее, в разведку!) и ракеты “Фау”. Последние, разумеется, одноразовые. Но какой от них эффект!
Правила боя
Наиболее правильно собрать боевой щит для 5-6 сержантов и того же количества минометчиков, сопроводить их несколькими зенитками (пока противотанковыми пушками, так как для стрельбы по воздуху они фиксируются в стационарное положение) и парой “Больших Берт”. Пока противник пытается разобраться со щитом, сзади его забрасывают ценными подарками. Вылезшие же танки нейтрализуют сержанты. Также полезно, что немцы переняли технологии у восточных народов, потому что блицкриг — очень своевременное решение при штурме. Тем более, что штурм должен быть действительно молниеносным.
Россия
Главное отличие русских — бережливость. Если они потеряли в бою солдата или какую-нибудь единицу техники, то вооружение подбирается, утилизируется и последующие аналогичные бойцы будут стоить дешевле в производстве. Помилуйте, бойцы и так почти ничего не стоят! Ну, так будут стоить еще меньше. Товарищи (которые на вид самые натуральные крестьянки) всегда готовы повторить подвиг Матросова (или в них ожила Анна Каренина?) и броситься под вражеский танк для того, чтобы своим самоубийством причинить ему немаленький урон (а бомба-то — вот она!). Правда, за подрывную деятельность приходится расплачиваться 175 бревнами и снижением количества жизни до 75, но какой русский не любит риска?
Русские дома еще и лечат расположившихся поблизости (только дома, никакие казармы и прочая этим не занимаются). А за 200 пищи можно провести усиление со знакомым названием “коммуналка”, дающее без всяких домов 50 единиц популяции.
Кремль. Возвращает в строй часть воинов заместо павших. Полезно, однако.
Экономика
Русские крестьяне хиловаты, что не мешает им быть дешевле и усиленно готовиться к зиме. Подготовка к зиме заключается в более качественной рыбной ловле и охоте. Так что, играя русским, обратите внимание на эти занятия. Соответствующие технологии у русских исследуются в полном объеме. Разве что добыче камня внимания не уделяется.
Наука
For the Motherland (2). 150G, 450T. Моментальное восстановление здоровья у всех ваших бойцов.
Mobilization (2). 450G, 750T. Мгновенное производство всех заказанных вами бойцов (если позволяет вместимость домов).
Communist Propaganda (2). 60G, 150T. Все бойцы моментально восстанавливают свою энергию (power).
Secret Police (1). 140G, 140T. Увеличивает дальность видения ваших бойцов и зданий.
Taiga Forest (1). 60G, 150T. Выращивание леса в указанной точке карты.
Russian “Steamroller” (1). 400G, 400T. Все русские бойцы производятся мгновенно.
Night Attack! (2). 160G, 380T. Тьма временно уменьшает дальность видения войск противника.
Tunguska Meteor (2). 1200G, 750T. Будучи направленным на здание или группировку противника, уничтожает все в некотором радиусе.
Storm Front (2). 300G, 750T. Шторм, наносящий ущерб наземным и воздушным бойцам противника. Вы можете контролировать передвижение тайфуна.
Войска
В кузнице русские изучают увеличение атак, очков жизни и дальности видения, уделяя также некоторое внимание повышению эффекта от взрывов.
Бойцы хилы, убоги, но страшно дешевы. А учитывая технологию сбережения, им просто-таки придется становиться в ваши ряды. Тем более что есть технология, позволяющая выпускать бойцов мгновенно. Вот такое русское ноу-хау. Следующим идет снайпер (или опять-таки — снайперша), которая легко убивает солдата противника с одного попадания. У нее всего 2 недостатка, мешающих применять снайперов в больших количествах — высокая стоимость и длительные паузы между выстрелами. А для вдохновления бойцов на подвиги существует комиссар. Застрелив одного из бойцов, он рождает в них такую силу духа, что они идут в атаку и сметают все преграды. Причем комиссар не только своих уничтожает. Он может и к противнику руку приложить, швырнув за 100 энергии коктейль Молотова, обладающий солидным поражением большой площади. Так же к русским из прежних времен пришел кавалерист — казак. Неплохой боец с противопулевой броней, он способен на короткое время за 75 энергии увеличить свою скорость и атаку. Очень даже неплохо, можно даже использовать его в качестве основы армии.
Танки у русских неубедительны. Броневик — легковес, который не выстоит и одного раунда против нормального танка. А Т-34, при всех его замечательных характеристиках, дорог, как чугунный мост. Это может значить только одно — много танков у вас точно не будет. И они будут использоваться только как сопровождение к мелким кучкам пехоты (в 1-2 миллиона человек).
В первую мировую войну русская артиллерия удовлетворительна. Зато во вторую мировую — превосходна. СУ-57 — замечательнейшая противотанковая пушка. А “катюша” за 100 энергии наносит мощнейший артиллерийский удар по скоплениям противника. И потом эту самую энергию перезаряжает. Зенитки русских вполне успешно выполняют свои функции.
Про русский флот сказать особенно и нечего. Он есть, и не из самых худших.
Русская авиация дешева, но это компенсация за невысокие боевые качества. Ничего, бывает и хуже.
Правила боя
Русские берут массой бойцов, возглавляемых комиссарами. В то время, как противник пытается уничтожить эту массу, в бой могут вступить казаки при поддержке танков. А с другой стороны будет нанесен ракетный удар “катюшами”. Причем в качестве поддержки могут выступить такие технологии, как Тунгусский метеорит и штормовой фронт. Решить проблемы должен именно массовый штурм. Вялые накаты на позиции противника победы не принесут. И, что очень важно, не забывайте о производстве. Иначе скидки на новых солдат пропадут…
США
Американская пехота разучила технологию внезапной атаки, когда, потратив 100 энергии, они усиливают свою атаку и скорость. Благодаря правительственным субсидиям, американские исследования проводятся быстрее, чем у других рас, а стоимость зданий ниже. Американские дома обладают повышенной вместимостью, а также поднимают боевой дух солдат, если поблизости от этих самых домов погиб солдат противника.
Мемориал Линкольна вызывает 5 десантных самолетов, каждый из которых высаживает по 8 пехотинцев. И может такое повторять неоднократно.
Экономика
Кроме вышеперечисленного, американская экономика уделяет большое внимание всем сферам добычи ресурсов. И это тоже правильно.
Наука
Patriotism (2). 150G, 450T. Моментальное восстановление здоровья у всех ваших бойцов.
Voice of America (2). 300G, 775T. Направляется на отдельного противника. После этого все бойцы противника этого типа с какой-то вероятностью могут дезертировать и присоединиться к вашей армии.
Heroism (2). 300G, 550T. Группа ваших бойцов становится неуязвимой в течение некоторого времени.
City Reconnaissance (2). 75G, 150T. Все вражеские здания на какое-то время показываются из тумана войны.
Rearm (2). 60G, 150T. Все бойцы моментально восстанавливают свою энергию (power).
USO (1). 200G, 200T. Все бойцы быстрее восстанавливают свою энергию (power).
National Parks (1). 60G, 150T. Выращивание леса в указанной точке карты.
War Footing (2). 300G, 300T. Стоимость строительства всех зданий уменьшается вдвое (кроме башен и стен).
Army Recon (2). 60G, 150T. Все вражеские бойцы на какое-то время показываются из тумана войны.
Войска
Исследования в американской кузнице касаются всего, до чего смогли додуматься другие расы (ну, разве только огневую мощь самолетов не повышают). Так что выбирайте, что душе угодно, и проводите в жизнь.
Пехота американцев довольно обычна и по ценовым, и по боевым характеристикам. В ней выделяются только пулеметчики, которые в укрепленном состоянии стреляют несколько дальше (но жизни у них — кот наплакал), и рейнджеры, которые за 100 энергии вызывают артиллерийские налеты на противника. Естественно, они, как и английские оперативники, невидимы, и выходят из тени для корректировки огневого налета.
Американские танки уверенно выигрывают только у французских, но своих денег они вполне стоят.
Артиллерия американцев довольно дорогая, но это компенсируется высокими боевыми характеристиками. К сожалению, у американцев совсем нет зенитной артиллерии, поэтому в поход они могут отправиться, только построив аэродромы и устраивая патрулирование истребителей у себя над головой.
Во флоте выделяется авианосец, способный привезти до 8 истребителей к берегам противника и обеспечить мобильную поддержку с воздуха. Истребители в комплекте не предоставляются, так что озаботьтесь приобрести новые по мере утери старых. Управление же самолетами подобно управлению ими с обычного аэродрома. Также интересна подводная лодка, обладающая самой мощной атакой. Так что на море американцы все же доминируют.
Самолеты у американцев вполне приличны. И особенно выделяется В-29, готовый за безумные деньги на его постройку спустить на противника ядерную бомбу, которая также наносит безумный ущерб.
Из специальных войск в рядах американцев есть инженеры, способные чинить технику и за 100 энергии захватывать вражеские здания. Также они могут за 25 золота поставить мину, но эффект от них обычно куда хуже ожидаемого. Разумеется, устанавливая мины, инженер неплохо видит и то, где они поставлены. Еще у американцев есть медицинская машина, способная лечить солдат на поле боя. Этим ее применение и ограничивается.
Правила боя
Тактика ведения боя подобна английской — атакуем массой, а в это время наши рейнджеры вызывают артналет. Единственное отличие — прикрытие от воздушных атак истребителями, а не зенитками. Так что не забывайте передвигать воздушную поддержку, чтобы не попасть в какой-то момент под авианалет и понести огромные потери от того, что забыли истребители на старом месте.
В качестве альтернативы можно предложить нападение на вражескую базу с зачисткой территории от войск и захватом зданий инженерами. Но отсутствие козырей в технологиях делает эту задачу довольно тяжелой.
При вялой зенитной обороне у противника можно попробовать авианалеты с В-29. Но вряд ли это будет действовать долго, поэтому приготовьтесь продолжить налеты атакой по земле.
Хотя… есть еще один любопытный вариант. Если вы таки построили Мемориал Линкольна, то прежде, чем вызвать транспортники, сделайте пару транспортных самолетов и поместите в них по паре танков. Сбрасывайте танки туда же, куда и пехоту. Отряд получится мощнейший. Особенно, если пехота применит свою способность по самоусилению. Если же один танк заменить рейнджерами, то все может пройти еще лучше. 40 пехотинцев-то так враз и не подавишь. Так что хоть один рейнджер успеет отстреляться.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Хорошее начало…
С кем начинать и от кого чего ждать? Ведь ресурсы и количество крестьян у каждого в игре разное. Не запоминайте, просто прочитайте. Это не сложно.
Китай — 0 крестьян, 300 пищи, 0 дерева, 0 золота, 510 камня
Корея — 7 крестьян, 200 пищи, 200 дерева, 0 золота, 480 камня
Франки — 5 крестьян, 200 пищи, 200 дерева, 0 золота, 360 камня
Англия - 1 крестьянин, 300 пищи, 500 дерева, 0 золота, 600 камня
США (WWI) — 2 крестьянина, 300 пищи, 150 дерева, 0 золота, 750 камня
Германия (WWI) — 3 крестьянина, 200 пищи, 200 дерева, 0 золота, 600 камня
Россия (WWI) — 7 крестьян, 100 пищи, 200 дерева, 0 золота, 360 камня
Франция (WWI) — 5 крестьян, 200 пищи, 200 дерева, 0 золота, 420 камня
Великобритания (WWI) — 1 крестьянин, 300 пищи, 500 дерева, 0 золота, 63