Supreme Commander 2
Глубина и доступность — вот отличительные признаки качественной стратегии. В нее легко научиться играть, но трудно достичь высот мастерства. Множество нюансов и умопомрачительный масштаб мгновенно выделили Supreme Commander из серой толпы научно-фантастических RTS. Надо ли говорить, что анонс полновесного продолжения произвел эффект разорвавшейся бомбы?
Удобства ради
Девиз сиквела — «меньше, да лучше». Огромные карты уступили место сравнительно небольшим, тщательно проработанным аренам. Как вам понравится битва за футуристический город, раскинувший свои щупальца над бездонной пропастью? Оборона прибрежных укреплений? Или лихая разборка в космосе? Не волнуйтесь, разработчики не собираются пугать вас полноценным трехмерным геймплеем Homeworld , ограничив боевые действия краями парящей в невесомости платформы — совсем как в старичке StarCraft.
Кстати, вспомнили мы о нем не случайно. Упрощенная экономическая модель поставила Supreme Commander 2 в один ряд с классикой жанра. Раньше нам приходилось поддерживать баланс между добычей и распределением ресурсов. Недальновидные военачальники не раз становились жертвами собственной жадности, пытаясь проглотить слишком большой кусок и в итоге уходя в глубокий минус. Теперь все иначе — нам разрешено покупать лишь то, на что хватает финансов. По словам главного идеолога серии Криса Тейлора, это не доставит неудобств, ведь игрок по-прежнему сможет формировать очередь на производство юнитов еще до того, как заработает конвейер.
Гонять по галактике тысячи кораблей с «миротворцами» — чрезмерное расточительство. Гораздо выгоднее отправить в район конфликта двуногого гиганта ACU (Armoured Command Unit), способного прямо на месте обустроить форпост, собрать армию роботов и уничтожить несогласных с линией партии. Схема знакома. Возводим пару электростанций и установок, добывающих «массу» (основной ресурс), поблизости располагаем завод, производящий наземные войска, цех для сборки летательных аппаратов, автоматическую верфь, исследовательскую станцию…
При такой гонке вооружений форменным проклятием оригинала было устаревание техники. Хлипкие броневички первого уровня не могли тягаться со старшими братьями, отправляясь с поля боя прямиком в утиль. Сегодня такой проблемы нет. Если через 60 секунд после начала игры вы построили танк, то и спустя час он вам пригодится. Впрочем, будет ли это тот же танк? Внушительная пушка, установка «земля — воздух» на башне, улучшенная броня, генератор защитного поля — военная мысль никогда не была столь стремительной. Осуществить смелые милитаристские фантазии поможет уникальное для каждой фракции древо технологий, на ветвях которого покачиваются аппетитные титановые яблочки. Добраться до лакомства можно будет разными способами. Например, отстроить лабораторию, накопить необходимую сумму и приобрести приглянувшийся бонус. Или извлечь крупицы информации из чьих-нибудь обгорелых останков. Наконец, захватить чужой НИИ и внимательно изучить архивы. Для апгрейдов всех видов введен дополнительный, третий ресурс — research points. Лишь отважные герои смогут добыть его в честном бою (за каждое сражение начисляются очки). Ну ладно, презренные трусы тоже получат доступ к новому ресурсу, сидя до последнего за стенами базы и втихаря разменивая на него энергию и массу.
Существующие юниты модернизируются абсолютно безвозмездно. Под нашими знаменами может находиться до 500 боевых единиц, так что платный апгрейд (даже по самым демократичным ценам) обошелся бы слишком дорого.
В компанию механических контрактников затесалось всего несколько «гражданских». Приоритеты поменялись — инженеры послушно строят и ремонтируют, но их участие в производстве минимально. Отныне только один помощник имеет право околачиваться в заводской подсобке, подворовывая казенное масло и ускоряя процесс (в оригинальном SC, напоминаем, ватага работников могла взвинтить темпы строительства ценой нещадной растраты накопленных ресурсов).
Не надейтесь, что игра станет более неторопливой и спокойной. Скорее наоборот — среднестатистический матч займет в полтора-два раза меньше времени, ведь ничто теперь не отвлекает от войны. В одиночной кампании некоторые задания вообще удастся завершить за 15-20 минут, хотя не обойдется и без затяжных баталий — в любой момент границы карты могут раздвинуться, обрушив на игроков пять тонн свежего металлолома. Правда, «больше» не значит «сложнее». Помните суперзум из первой части? Камера взмывала за облака — железные чудовища превращались в крошечные значки, но ими по-прежнему можно было управлять. В Supreme Commander 2 стратегический режим подвергся тюнингу. Обновленный интерфейс и мерное пиканье радара помогут представить, будто вы действительно сидите в брюхе ACU, а улучшенный дизайн пиктограмм позволит на глаз определить типы юнитов даже при максимальном удалении.
Щелчком мыши отправив добрую сотню танков в атаку, взгляните на экран — и вместо ожидаемой кучи-малы вы увидите аккуратные шеренги. Передвигаться по пересеченной местности, не мешая друг другу, юнитам позволяет технология flowfield pathfinding. Отличие от стандартных методов прокладки маршрута заключается в том, что компьютер рассчитывает путь не для каждого бойца в отдельности, а для группы целиком, уменьшая количество промежуточных операций и снижая нагрузку на процессор. Для такой масштабной игры, как Supreme Commander 2, это очень важно.
Стороны конфликта
Краткая история участников великих войн
Земная федерация
После распада Земной империи мир погрузился в хаос. Сотни обитаемых планет оказались надолго отрезаны друг от друга и были предоставлены самим себе. На обломках былого величия родилась Земная федерация — странная помесь демократии и военной диктатуры. Лидеры нового правительства поставили себе целью объединение человечества под одним флагом, даже если за это придется заплатить многовековой войной. В поселениях ЗФ активно используется труд киборгов, которые запрограммированы на полное послушание. Для Кибран это равносильно узаконенному рабству — отсюда проистекают разногласия между двумя фракциями.
Просветленные
История Просветленных началась задолго до появления Федерации. Колонисты, прибывшие обживать планету Серафим-2, с удивлением обнаружили, что место занято. Это был первый контакт человечества с внеземным разумом! Командир экспедиции Трент Смит оказался не готов к такому сюрпризу, приказав отвечать на любые попытки сближения огнем. Несмотря на запрет, кое-кому удалось наладить общение с чужаками. Они охотно делились технологиями и заодно обучили людей философской системе, которая перевернула привычное представление о строении Вселенной, открыв путь добра и процветания. Прознав об этом, Смит объявил адептов новой веры предателями и развязал полномасштабную войну. Все до единого инопланетяне погибли, но выжили их ученики. Связь с колонией была потеряна, а век спустя Просветленные сами заявили о себе, предложив поделиться тайными знаниями. К началу сиквела в рядах философов происходит раскол.
Кибраны
Отцом расы искусственных людей был Густав Брекман. Он создавал не слугу, а друга, но, когда киборги заявили о своих правах, это встретило непонимание со стороны общества. Как если бы холодильник вдруг потребовал восьмичасовой рабочий день, а старая сломанная кофеварка — пенсию в связи с потерей трудоспособности. Избежать массового восстания помогло насильственное внедрение программы лояльности. Возмущенный варварскими методами землян, Брекман бежал на далекую планету, которая и стала родиной Кибран. Вот уже свыше 1000 лет гениальный ученый борется за свободу своих «детей». Решив отказаться от тела (пресловутые мозги в коробочке не в счет), он обрел бессмертие, но не перестал быть человеком. После атаки чужаков Брекман первым предложил Земной федерации помощь.
Президент всея галактики
Ответив на вопрос «как?», мы совсем забыли о «почему?». В Forged Alliance вечные соперники объединили силы против Серафимов — безжалостных пришельцев из параллельного измерения. Мир продолжался долгих 25 лет, но неожиданное и загадочное убийство президента Коалиции поставило галактику на порог нового конфликта. Взаимные подозрения и претензии опять заставили Кибран, Земную федерацию и Просветленных взяться за оружие. Кстати, последним из-за войны с бывшими учителями пришлось пересмотреть свои философские воззрения (а заодно и дизайн юнитов).
Линейный сюжет с единой концовкой расскажет не о противостоянии идеологий, а о проблемах и чаяниях обычных людей. Хотя уместно ли словосочетание «обычные люди», если речь идет о докторе Брэкмане (от которого, как вы помните, остались только мозги в коробочке) и его «сыне» — киборге с простым русским именем Иван? То ли дело Дом «Мигрень» Мэддокс! Все, о чем грезит суровый воин Федерации, — обнять любимую жену и поиграть с сынишкой. У адептов Просветленных более возвышенные планы. Джеран Каэл и Талиа Каэл борются как с внешними, так и с внутренними врагами: потомки известного рода стремятся свергнуть правящую верхушку, вернув фракции былое могущество.
А что есть главный символ могущества Просветленных? Конечно же, Universal Colossus — усовершенствованная версия Galactic Colossus из первой части. Основное достоинство великана — культовый лазер-из-глаза, а умение присасывать и расшвыривать вражескую технику только добавляет чудовищу шарма. У землян свои колоссы — вернее, короли. King Kriptor — архетипический «гигантский человекоподобный робот» из интернет-анекдотов; тупая и очень мощная машина. В воздушном пространстве властвует AC-1000 — источником вдохновения его создателям послужил американский самолет поддержки сухопутных подразделений AC-130. Среди «рожденных ползать» безусловным лидером является мега-танк Fatboy II. Злые языки сразу нарекли его «морской звездой» — расположенные неоправданно далеко от центральной башни шасси и вправду выглядят странновато.
Внешний вид юнитов Кибран всегда напоминал о царстве насекомых. Взять, к примеру, флагман непотопляемого киберфлота — линкор Executioner Class, способный в нужный момент отрастить шесть крепких стальных ног. Хотя ни длинные конечности, ни вооружение не гарантируют победы; в арсенале игры есть штуки и похитрее. Чего стоит одна только Noah Unit Cannon — футуристическая помесь военного завода и «Большой Берты», стреляющая десантниками. Красномордый Cybranasaurus Rex (в девичестве Cybran-zilla) смотрится столь же экстравагантно: по-видимому, общение с японцами из Square Enix не прошло для разработчиков даром. Вам мало? «Один из моих личных любимчиков — Cybran Magnetron Unit Magnet, который притягивает врагов и перерабатывает их в массу, — признается Крис Тейлор. — Illuminate Loyalty Gun не хуже. С его помощью можно переманить на свою сторону половину вражеской армии».
Всего в игре представлено 27 экспериментальных юнитов (включая три ACU), которые поделены на два класса: мелкие и крупные. Названия говорят сами за себя — если постараться, то мелочь порадует вас уже на пятнадцатой минуте матча, тогда как большие юниты придется заслужить тяжким трудом. Бывают обстоятельства, когда промедление смерти подобно. Представьте ситуацию: не за горами появление крупной боевой машины, но рабочие не успевают, и волна нападающих вот-вот снесет хлипкие укрепления. Без паники! Останавливаем производство и… выпускаем «недомонстра» — наполовину достроенный титан едва ли впечатлит незваных гостей, но иной раз даже такая полумера может переломить ход сражения. Отбив атаку, поскорее подгоните ремонтников и завершите сборку прямо посреди поля боя!
Главный герой тоже не лыком шит. Максимально прокачанный ACU одолеет в честном поединке практически любую «эксперименталку». Ну а от серьезных опасностей можно упрыгать на реактивном ранце (Просветленные предпочитают карманный телепортер) или, пуще того, в истерике катапультироваться, бросив бренное железное тело на потеху воронью!
Красота и ум
Графика претерпела еще более значительные изменения. Предлагая сочную и зрелищную картинку, Supreme Commander 2 требует взамен меньше ресурсов, чем Forged Alliance. Возможно, поэтому разработчики решили создать для игры новый движок, а не пытаться прокачать технологии двухлетней давности. При этом разнообразные графические примочки присутствуют тут в полном объеме, от реалистичных водных брызг до продвинутой модели освещения — на каждый объект ложится несколько правильных теней.
Программисты Gas Powered Games оптимизировали все, что только можно. Поразительно, но при этом игра не идет на компромиссы, даже когда дело касается AI. В Supreme Commander 2 применены алгоритмы «нейронных сетей». «Реальная польза от них заключается в том, что нам проще обучить AI действовать определенным образом в определенных ситуациях, — нагоняет туману главный «мозговед» Дрю Стелтмен. — В двух словах не объяснишь, все это очень тонко!»
Как бы то ни было, 18 одиночных миссий и потенциально бесконечный skirmish — лишь прелюдия к мультиплееру. Именно в онлайне развернутся по-настоящему жаркие баталии, в которых смогут поучаствовать до восьми человек одновременно (четыре — в версии для Xbox 360). Сюрпризов не планируется. Авторы проповедуют консервативные ценности: кооператив, командные режимы и любимый мизантропами free for all. А вот рейтинги, увы, появятся не сразу. Это первый релиз компании в Steam , так что накладки неизбежны.
После премьеры Supreme Commander 2 наверняка ждут дополнения: недорогое DLC, аддон в духе Forged Alliance или и то и другое. «Я пока не могу дать по этому поводу никаких комментариев, но позже обязательно расскажу больше», — уходит от ответа Крис Тейлор, намекая, что так далеко в будущее пока не заглядывал — сейчас не до того.
* * *
Отца-основателя Gas Powered Games нетрудно понять. Игра выходит на финишную прямую, и главной проблемой теперь является время. 2010 год оказался богат на мощные RTS-сиквелы. Supreme Commander 2 предстоит конкурировать с Command & Conquer 4 и StarCraft 2. Ну да что нам чужие страдания? Чем бы ни закончилась битва тяжеловесов, игроки все равно останутся в плюсе.
Формула игры: 25 % Supreme Commander + 25 % Supreme Commander: Forged Alliance + 25% Demigod + 25% оптимизации
Пока вы ждете :
- Total Annihilation — PC
- Moonbase Commander — PC
- Starcraft — PC
Процент готовности: 85%
Когда выйдет: 2 марта 2010