20 февраля 2010
Обновлено 17.05.2023

Vandal Hearts: Flames of Judgment

Vandal Hearts: Flames of Judgment - изображение обложка

Хороших тактических ролевых игр всегда выходило мало, а в последнее время жанр вообще как будто трясется в предсмертных судорогах. На портативных платформах разработчики еще пытаются изобразить что-то путное, ну а на домашних консолях за последние несколько лет появились только Disgaea 3: Absence of Justice и ущербная Band of Bugs. И вдруг — проблеск надежды: в списках релизов для Xbox Live Arcade и PSN появились знакомые всем фанатам жанра слова — Vandal Hearts.

Не мышонок, не лягушка

Эта игра появилась больше десяти лет назад на первой PlayStation и в масштабах жанра стала связующим звеном между самыми первыми TRPG ( Shining Force и Ogre Battle ) и эталонной Final Fantasy Tactics. Для тех, кто совсем не понимает, о чем речь, — краткая справка: тактические ролевые игры — это такие японские шахматы с сюжетом, где вместо фигур выступают главные герои (каждый, естественно, со своими уникальными способностями), а геймплей сводится к череде пошаговых битв. Между сражениями обычно предлагается смотреть сюжетные ролики и (не везде) развивать персонажей, покупая снаряжение и разучивая новые приемы.

Издателем оригинальной Vandal Hearts была Konami , и вот, спустя много лет, она решила возродить сериал на современных консолях — в результате на свет и появилась Vandal Hearts: Flames of Judgment. При этом издатели совершили ту же самую ошибку, что и с серией Silent Hill : отдали исконно японскую игру на растерзание западным разработчикам. За плечами у Hijinx Studios до этого момента было лишь несколько спортивных симуляторов для мобильных телефонов и сборник мини-игр TouchMaster для Nintendo DS.

Одного взгляда на Vandal Hearts: Flames of Judgment достаточно, чтобы понять: игру делали американцы. Видимо, чтобы лишний раз не нервировать казуальную часть аудитории PSN и Xbox Live (для которых японская тактическая ролевая игра — все равно что суши-бар в Москве в середине девяностых: дико и непонятно), разработчики выбрали для игры непередаваемо убогий художественный стиль: с экрана вам будут корчить рожи карикатурные коротышки с непропорционально большими головами. Отдельно от Vandal Hearts такое дизайнерское решение, наверное, имеет право на существование. Проблема в том, что «Сердца» всегда были серьезной игрой: в ее мире шли жестокие войны, поднимались восстания, свершались революции, зрели правительственные заговоры, а кровь лилась рекой. Flames of Judgment — не исключение. Здесь тоже войны, предательства и политические интриги. На глазах у игрока горят деревни, гибнут мирные жители, а каждый удар меча сопровождается двухметровым кровавым фонтаном. Но когда весь этот спектакль с тайнами мадридского двора разыгрывают разукрашенные пупсы-переростки на фоне пряничных домиков, ярких цветочков и зеленых лужаек — в происходящее верится с трудом. Это как если бы в кровавой гангстерской драме «Отступники» главные роли исполняли клоуны из цирка на Цветном бульваре — вроде бы все очень серьезно и грустно, но сопереживать как-то не получается, слишком уж разителен контраст.

ГОСТ Р 52600

Если закрыть глаза на визуальный стиль (а сделать это смогут далеко не все), получится вполне стандартная, хотя и незамысловатая тактическая ролевая игра. Самое главное упрощение состоит в том, что разработчики практически полностью упразднили классы персонажей. При взгляде на героев, в принципе, можно сказать, что вот это — воин, это — маг, а вон там — лучник, но при этом любой ваш боец может выучить абсолютно все заклинания и способности в игре. До маразма, к счастью, не дошло: одинаково хорошо выполнять все трюки герои не научатся, однако закованный в броню с головы до пят мужчина с огромным боевым молотом в руках совершенно спокойно может подлечить себя и друзей, благословить союзников, наложить проклятие на противников и швырнуть в кого-нибудь файерболом.

Система развития героев позаимствована из серии The Elder Scrolls и ей подобных: чем чаще персонаж использует то или иное оружие или способность, тем лучше он с ними управляется. Соответственно, единственно верный способ сколотить команду профессиональных убийц — самому назначить специализацию каждому герою. Идея, в общем-то, благородная: можно выбрать, кто будет дубасить врагов топором по голове, а кто — обрушивать на них гром и молнии. Другой вопрос, что фактически игра все делает за вас, представляя каждого героя в том или ином амплуа, менять которое нет никакого резона. Да и боевая система в Flames of Judgment слишком проста, чтобы заморачиваться с ювелирным подбором скиллов для каждого героя. Битвы проходят на традиционно больших картах, противников много, но они на порядок слабее наших героев, поэтому вся тактика сводится к простой формуле «увидел врага — бей его дубиной по сопатке».

«Благодаря» излишней простоте Flames of Judgment превращается в сборник скверно реализованных идей. Например, с собой можно носить сразу два вида оружия и свободно переключаться между ними по ходу боя без потери хода, причем, если экипированным оружием можно дотянуться до атакующего врага, персонаж обязательно ответит обидчику. Будь игра сложнее, такая возможность была бы очень востребована. Или вот еще пример: лучники стреляют больнее, если находятся на господствующей высоте, но почти все карты в игре плоские, поэтому и этот очевидный тактический прием остается за бортом.

Отсутствие глубины — вот главная причина, которая наверняка оттолкнет от игры любителей жанра. Просто так передвигать разноцветные фигурки по карте и выносить вперед ногами абсолютно беспомощных врагов надоедает практически сразу. У Final Fantasy Tactics есть безумно интересные и сложные битвы, запутанный сюжет и несчетное количество возможных комбинаций отряда для каждого конкретного сражения. У Disgaea — отличный юмор, а также навороченная система развития героев и улучшения экипировки. У Front Mission — возможность собрать собственного робота из огромного набора частей. У Vandal Hearts: Flames of Judgment нет ничего.

* * *

Если о тактических RPG вы впервые узнали из этого текста, то для знакомства с жанром Flames of Judgment вполне сгодится: здесь есть и классическая пошаговая боевая система, и неплохой (хотя и небольшой) набор умений, с которыми можно поэкспериментировать, и более-менее приличный сюжет. Причем игра очень простая, а значит, новички освоятся в ней без труда. У нас есть лишь одна просьба: если эта FoJ вдруг вам понравится — пожалуйста, не останавливайтесь на достигнутом. Попробуйте раздобыть Final Fantasy Tactics (не так давно переиздавалась на PSP), любую часть Disgaea, Front Mission 3 или две первые игры из серии Vandal Hearts. И все сразу встанет на свои места.


Формула игры: 60% Vandal Hearts + 20% Final Fantasy Tactics + 20% дурного вкуса

Геймплей: 7

Графика: 4

Звук и музыка: 6

Управление: 8

Сюжет: 7

Стабильность: 7

Оригинальность: 4

Оценка: 6

[[BREAK]] Квадрат Малевича

В лучшие времена Vandal Hearts выглядела далеко не так нелепо, как сегодня

Сказка о Золотом ключике

…или еще одна особенность Vandal Hearts, которую новые разработчики пустили под нож

Секреты — одна из главных особенностей ранних Vandal Hearts. В первой части на поле боя в укромных уголках можно было найти предметы экипировки, а также специальные ключи. Эти ключи использовались для прохождения особо сложных испытаний, и если герой с ними справлялся, то получал возможность использовать все способности в игре. Во второй части количество секретов превышало все разумные пределы: помимо предметов, на поле боя можно было найти карты, показывающие путь в тайники, где героев дожидались уникальные вещи. Выполнив ряд условий, можно было получить специальный меч, самое сильное оружие в игре, которое к тому же влияло на концовку. Во Flames of Judgment тоже можно наткнуться на сокровище, но рассованная по тайникам экипировка ничем не примечательна: она лишь чуть лучше обычных вещей из магазина.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь