Война и мир. «Игромания» инспектирует пятую часть великой Civilization
ЧТО? Пятая часть «Цивилизации», в которой пересмотру подверглись все ее базовые составляющие.
ГДЕ? Балтимор, США, офис Firaxis Games.
Пушкин в свое время частным порядком реформировал русский язык, подняв его до уровня перворангового европейского наречия. Ту же штуку проделал Сид Мейер с компьютерными играми, подняв с помощью «Цивилизации» примитивные приключения трех пикселей до уровня комплексной глобальной стратегии. Именно «Цивилизация» задавала и задает моду в стратегическом жанре: серия спокойно пережила повальное увлечение RTS, всеобщий переход в 3D, бешеную популярность шутеров — и, думается, переживет даже ядерную войну. Знакомство с «Цивилизацией» является обязательным для формирования хорошего игрового вкуса, это минимальный культурный багаж, наша игровая классика, не теряющая популярности вот уже 18 лет. Анонс каждой новой серии до недавнего времени был событием ожидаемым — Firaxis обновляли интерфейс, кое-где переиначивали баланс и прикручивали поддержку все более высоких разрешений.
Так было до того момента, пока «Цивилизации» не пришлось столкнуться с вещами куда более сложными, чем мода на Gears of War. Sid Meier’s Civilization Revolution вышла на всех известных науке платформах (включая Nintendo DS и iPhone/iPod Touch). А это подразумевало серьезный пересмотр таких базовых вещей, как, например, управление и интерфейс. Поэтому, когда 2K Games любезно пригласили нас на премьеру Civilization V , сердце от волнения пропустило пару ударов — великую серию явно ждут перемены. Как выяснилось — к лучшему.
Шестиугольный тиран
Первое, что бросается в глаза в новой «Цивилизации», — гексы. Со времен сотворения мира во всех играх серии игровое поле делилось на квадраты (позволявшие, заметим, получать бонусы за счет диагонального передвижения). В пятой части квадраты упразднили, введя вместо них шестиугольники. Предполагается, что с гексами игровая карта будет выглядеть естественней, на это же работает новый генератор ландшафтов, аккуратно сливая границы изменения климатических зон. Кроме того, гексы обеспечивают море новых тактических возможностей, значительно усложняя ведение боя. Нам придется тщательнее продумывать передвижения войск, ожидать ударов с разных сторон и заниматься массой вещей, в принципе невозможных на квадратной карте. Фактически в «Цивилизацию» придется учиться играть заново.
Удар номер два — отмена системы стакинга (это когда в одну клетку игрового поля набивалось несколько десятков юнитов, после чего они огромной ордой обрушивались на опешившего противника). Теперь все строго: один гекс — один юнит, не больше (правда, кроме одного военного, в ячейке может одновременно стоять еще один рабочий и одно специальное подразделение). Firaxis добавляют к этому дистанционный бой — лучники отныне стреляют через клетку, совсем как катапульты или артиллерия. Получается совершенно новая, пугающая боевая система: нам предстоит организовывать сплошные фронты через всю карту, перемещать мобильные группы артиллерии для организации «огненного вихря» и не подпускать врагов к городам — там теперь тоже прячется всего лишь по одному юниту.
Возрастет роль тактической и стратегической авиации, способной поддержать войска на расстоянии. По сути, любимой многими болванами тактике «собрать армаду танков, а там сам черт не брат» пришел конец. Думайте, копите силы, развивайте все виды войск, включая флот (корабли, как и раньше, способны обстреливать береговые районы). Морской бой Firaxis тоже грозятся переделать, но как именно — пока неизвестно.
Еще один важный момент относительно боевой системы — она категорически не допускает знаменитой ситуации «мужик с каменным топором нападает на подразделение мотопехоты». Войска с огнестрельным оружием будут без жалости расстреливать мужичье еще на дальних подступах.
Круги цивилизации
Как Civilization дослужилась до пятой части
Civilization (1991)
Сид Мейер не придумал «Цивилизацию» с нуля: часть идей он взял из настолок компании Avalon Hill, часть — из древней стратегии Empire. Гений Мейера в том, что он каким-то особым чутьем осознал, как все это надо собрать и сбалансировать. В итоге в последующих Civilization меняют разве что движки: в первой части была и вечная механика, и четырнадцать наций, и, впервые в истории компьютерных игр, дерево технологий.
Colonization (1994)
«Колонизация» для серии Civilization — это примерно как Bully для GTA : более сжатая, концентрированная версия. Вместо мировых масштабов — карта Америки. Под управлением — одна из новоявленных колоний. От научного развития по понятным причинам отказались: действие происходит в строго отведенных историко-временных рамках.
Civilization II: Test of Time (1996)
Первый сиквел оказался скорее аддоном — изменения носили количественный характер: больше юнитов, наций, технологий. Важно другое — Civilization II фактически открыла эру модостроения для стратегий, самодельные дополнения впервые стали выходить именно для нее. Еще одно важное изменение — авторы добавили сценарии (раньше карты в любом случае генерировались автоматически).
Civilization III (2001)
Третья часть — лебединая песня двухмерных «Цивилизаций», все идеи и наработки тут довели до ослепительного блеска. Шестнадцать наций, новые чудеса света, специальные юниты, исследования… Это к тому же первая серия, вышедшая не под эгидой почившей MicroProse : новым издателем значилась Atari.
Цивилизация Сида Мейера (2002)
Смешно — компьютерная игра, которая, по сути, началась с настольной, через одиннадцать лет сама обзавелась бумажной версией. По механике это натуральная первая часть, только вместо случайно сгенерированного земного шара — поле 36x46 клеток, а технологии и юниты представлены традиционными карточками.
Civilization IV (2005)
2K Games приобретает Firaxis и превращает «Цивилизацию» в настоящий блокбастер: с яркой графикой, фантастическим саундтреком и трехмерным движком. К счастью, механика остается практически нетронутой, так что играть по-прежнему интересно.
Civilization Revolution (2008)
«Цивилизация» переезжает на консоли. Экономика подверглась легкой кастрации, но это жертва, на которую стоило пойти. Сбылась самая пошлая мечта тех, кто начал играть в 90-е: переписывать историю можно лежа на диване, а с выходом DS-версии — и в самолете.
Civilization IV: Colonization (2008)
В названии новой «Колонизации» приставка «Civilization IV» содержится из коммерческих соображений: это никакой не аддон, а полноценный ремейк игры 1994 года — от четвертой части тут только движок. Четырнадцати лет будто бы и не было: по-прежнему карта Америки, более глубокие по сравнению с «Цивилизацией» экономика и торговля плюс континентальный конгресс вместо научных исследований.
Дипломатические отношения
Не факт, впрочем, что мы вообще захотим воевать. Firaxis радикально переработали систему дипломатии — теперь, в частности, AI активнее реагирует на воинственные нации. Устроив пару войн, можно с удивлением обнаружить, что против вас сплотилась значительная часть оставшихся на карте народов и быть локальным Гитлером (или Сталиным) весело, но довольно сложно. Куда легче заключить с соседями договор о совместных исследованиях — в перспективе научное сотрудничество может принести больше бонусов, чем прямая оккупация партнерской державы.
Еще одна приятная добавка — появление городов-государств (вспомните Древнюю Грецию или итальянскую Пентархию — без истории здесь никуда), пытающихся выжить рядом с безумными сверхдержавами. При желании можно захватить какой-нибудь вольный Данциг или Краков и получить еще один город в своем государстве. Но куда интереснее заключить с мелкотой партнерское соглашение — это откроет дополнительный источник золота и научных разработок в обмен на защиту. Выгоды от такой дипломатической игры тоже будет в разы больше, чем от покорения соседа. Civilization V вообще пытается приучить игрока к тонким дипломатическим ходам и шулерской игре в международном казино — помимо прочего, разрешено размещать на своей территории чужие войска, заключив соответствующее соглашение.
Доктрина шока
Территориальная система также изменилась — границы растут медленно и не зависят от культуры (их рост можно ускорить, вложив в расширение державы золото, но его, как всегда, мало). Так что придется тщательно выбирать, где именно разместить новый город, и учитывать, попадут ли в черту его влияния ценные ресурсы (или до них быстрее доберется враг).
Аналогичным образом действует компьютерный противник — у ваших железных друзей появился огромный набор заранее определенных стратегий. Обнаружив, что вокруг много ничейной богатой земли, компьютер может перейти к быстрой экспансии, начав расширять границы как сумасшедший. Увидев же, что все вокруг застроено, железный император сосредоточится на интенсивном внутреннем развитии и будет вкладываться в собственные города.
Тем более что именно в городах теперь сосредоточена вся наука — очки прогресса добавляет наличие определенных групп населения, а за золото, как раньше, открытий не купишь. Так что если, подобно коммунистам, отправить всю интеллигенцию в ГУЛАГ, строить какой-нибудь Беломорканал, то техническое развитие страны тут же остановится.
С другой стороны, возможно, нам позволят включить особо злую социальную политику. Это новая система бонусов (и негативных эффектов), которые приобретаются за накопленную «культуру» (не пили алкогольный коктейль «Ягуар» и не плевали под ноги — получите «Мобилизацию экономики» или, например, «Национал-шовинизм»). Система социальной политики отдаленно напоминает дерево талантов из World of Warcraft или, если угодно, доктрины из Company of Heroes. Мирная народность, сосредоточенная на строительстве оперных театров и обучении ансамблей балалаечников, сможет существенно обогнать по внутреннему устройству вечно воюющую империю. В противовес социальным сложностям, из игры совсем убрали религию, лишив прогрессивную общественность приятной возможности объявить джихад Швейцарии.
Авторитет
Три лучшие игры, вдохновленные Civilization
Call to Power 2
C Call to Power легко запутаться: первая часть содержала слово «Civilization» в названии, хотя вообще-то это никакой не официальный спин-офф, а прилежный подражатель, разработанный Activision. Внешних и геймплейных сходств с «Цивилизацией» не перечесть, но есть и важное отличие: игра Сида Мейера заканчивалась в XXI веке, а в Call to Power за ним следуют генетический и бриллиантовый века, самые интересные. Можно колонизировать космос и даже океан. Успешно все это заработало именно во второй части.
Galactic Civilizations
Одно из условий победы в Civilization — запустить ракету на альфу Центавра, но полноценной колонизации космоса там нет (по сути, ее нет даже в Sid Meier’s Alpha Centauri , «космическом» продолжении Civilization II). Galactic Civilizations — это игра, которая получилась бы у Сида Мейера, если бы тот дружил с Джорджем Лукасом: пошаговые звездные войны. Stardock, автор и издатель Galactic Civilizations, все никак не уймется: с 2003 года они выпустили дополнение, полноценный сиквел и два аддона к нему. И вот ведь удивительно: даже в 2010-м это все еще дико притягательная игра.
C-evo
C-evo не то что навеяна «Цивилизацией», это ее абсолютный клон (если быть точным, скопирована конкретно вторая часть). Но мы все равно рекомендуем обратить на нее внимание по одной прозаической причине: она невероятно удобна. Сделанная по большей части одним человеком, Штеффеном Герлахом, С-evo запускается на любом ноутбуке, почти ничего не весит, а главное — не стоит ни цента. Последняя версия, 1.1.1., датируется 2008 годом.
Сахарный кремль
Продюсеры обещают, что лидеры наций будут вести себя куда живее. Вместо воскового портрета — ростовая кукла, размахивающая руками, дрыгающая ногами и бранящаяся на родном языке. Также сообщается, что лидеры обучены адекватно реагировать словами и жестами на наши действия: объявив войну России, можно в ответ получить путинское «мочить в сортире» и какую-нибудь особо неприличную дулю (или даже хрущевским ботинком по лбу). Не менее важный момент — все императоры, президенты и кайзеры действуют адекватно своим реальным прототипам. От Гитлера стоит ждать воинственности, от Ганди — мирного развития, а от председателя Мао — жесткой экспансии за счет большого населения. Причем в начале каждой игры характеристики вождей народов несколько изменяются, чтобы вы не заскучали от их предсказуемости.
Также обещаны значительные изменения в интерфейсе — новая система оповещения о требующих внимания событиях, эргономичное размещение кнопок (самые важные всегда на виду, менее важные спрятаны в глубине) и стилизация органов управления под ар-деко (интересно, как это будет смотреться в каменном веке или, скажем, Средневековье).
Большое внимание уделено пользовательским модам (мы до сих пор помним и любим мод, который превращал Civilization III в глобальную стратегию про Warhammer 40 000 ) — вплоть до встроенного браузера, позволяющего просматривать и загружать модификации прямо из игры. Также из внутреннего браузера можно зайти на фанатский сайт и поругаться на форуме с какими-нибудь фермерами из Техаса, не отвлекаясь от строительства Четвертого рейха.
И наконец, графика. Новый графический движок поддерживает DirectX 11 — таким образом консервативная пошаговая стратегия неожиданно оказалась в авангарде технологического прогресса. Кроме того, для большей производительности обещана поддержка мультиядерных процессоров, что позволит покорять мир без тормозов и залипаний.
* * *
Приятно видеть, что 2K Games и Firaxis не делают резких телодвижений, не пытаются сделать «Цивилизацию» доступней, моднее, проще. Наоборот, переход на гексы видится символичным шагом: шестиугольники сегодня в почете у очень специфических игроков, массы их не очень понимают. Есть ли место для «Цивилизации» в мире «Твиттера», высоких скоростей и клипового сознания — станет ясно уже в этом году.