Aliens vs. Predator
Репутация Rebellion Developments как игрового разработчика далеко не безупречна (см. неадекватный Rogue Warrior ), но считается, что эта компания умеет делать игры про Чужих и Хищников. В 1994-м они выпустили первый FPS про этих персонажей ( Aliens vs. Predator для консоли Atari Jaguar), а в 1999 году — первый Aliens vs. Predator для PC. И вот почти одиннадцать лет спустя — ремейк для современных платформ. Все свои обещания разработчики сдержали, это действительно классический AvP на обновленных технологиях. Пришельцы артистично убивают десантников в мультиплеере, а в свободное время дерутся друг с другом — тоже в мультиплеере. Сингла в игре практически нет… Самое время вспомнить, что Aliens versus Predator 2 , единственную в истории сериала игру с приличной однопользовательской кампанией, сделала Monolith Productions.
Три одиночества
Как и в предыдущих сериях, одна и та же история в Aliens vs. Predator освещена с трех точек зрения. Дана планета, набор общих уровней (человеческая колония, джунгли, пирамида Хищников), по которым разные особи перемещаются по мере своих способностей (люди ходят, Хищники прыгают, Чужие ползают), убивая всех встречных представителей других биологических видов.
В игре используется модифицированный движок id Tech 4, и все положенные проекту с участием Чужих темные коридоры, тусклые огоньки и гигантские вентиляторы смотрятся предельно аутентично. При игре за десантника можно разглядеть на стене огромную тень извивающегося Чужого, а также посетить ночной клуб с голографической стриптизершей.
Не секрет, что многие покупают AvP именно из-за человеческой кампании. Игра за десантника — бодрый FPS с примесью survival horror, там самое лучшее оружие, самый связный сюжет и самые яркие NPC (в данном конкретном случае — Лэнс Хенриксен в роли Бишопа Уэйлэнда).
Достаточно услышать первую очередь из импульсной винтовки или увидеть поблескивающего в темноте Чужого, чтобы понять, ради чего затевался современный ремейк AvP. Импульсная винтовка разработчикам особенно удалась — больше всего ее эффект похож на стрельбу из водяного пистолета. При легком нажатии на клавишу мыши это оружие выплевывает во врага половину боекомплекта, Чужих сносит и разрывает на части густым потоком свинца… патроны, как и положено, очень быстро заканчиваются.
Также у десантника есть менее скорострельный пистолет с бесконечным боезапасом, шотган и снайперская винтовка (кому что нравится) и, в финальной стадии игры, смартган. Объяснять, что такое смартган, надеемся, не надо: та же импульсная винтовка, только еще более скорострельная и самонаводящаяся.
Новые графические достижения лучше всего заметны, опять же, при игре за человека — во время кампании за Чужого вы слишком заняты поиском очередного вентиляционного отверстия, а при игре за Хищника никто не будет отключать режим инфракрасного зрения только для того, чтобы полюбоваться на достопримечательности.
Хорошо и плохо
Самые сильные и самые слабые стороны нововведения в игре людей, Чужих и Хищников
Десантник
Лучшее: возможность ставить блок и крушить Чужих прикладом делает геймплей еще более свирепым
Худшее: однопользовательская кампания, из-за которой эту игру в общем-то и ждали, оказалась на удивление куцей
Чужой
Лучшее: свободный бег по любым поверхностям с автоматическим прилипанием к стенам и потолку
Худшее: необходимость искать вентиляционные отверстия, портящая все удовольствие от бега по стенам
Хищник
Лучшее: система прыжков на длинные дистанции, из-за которой Хищник становится в 10 раз опаснее
Худшее: постоянно отключающийся режим невидимости. С ним столько возни, что проще играть без красивых стелс-убийств
Выплеск
Что же касается других кампаний, то там дела обстоят заметно хуже. Игра за Чужого — всего лишь повод взглянуть на знакомые уровни под новым углом (вися вниз головой под потолком), игра за Хищника — для любителей проходить FPS с включенными чит-кодами (вид на врагов сквозь стены, невидимость и мгновенное убийство противника с любой дистанции) и считать происходящее стелс-шутером.
И вообще, сколько можно спасать Королеву или проходить испытания молодого охотника? Сценаристов Rebellion никак не обвинишь в попытке проникнуть в тайны инопланетного разума. В этом франчайзе можно рассказывать любые, самые сумасшедшие истории… Помните, как мы начинали уровень в роли уютно свернувшегося в чьей-то груди эмбриона в AvP 2? В Aliens vs. Predator ничего такого нет — мы играем за взрослого сформировавшегося Чужого, сбегающего из человеческой лаборатории.
В игре за десантника тоже не все и не всегда гладко. Так, о приближении Чужих герою, как правило, известно заранее: во-первых, есть детектор движения, во-вторых — NPC по радио всегда предупреждает об опасности. Можно точно сказать, когда нужно судорожно разбрасывать осветительные шашки, а когда без помех разглядывать титанический атмосферный процессор, — стоит ли говорить, что это не очень-то способствует созданию атмосферы мрачного космического хоррора? Исключение — мерзкие юркие фейсхаггеры, которых непросто выловить даже с помощью детектора движения…
Может быть, в игре за десантника есть хотя бы вменяемый сюжет? Наброски полноценной кампании в Aliens vs. Predator имеются — по базе разбросаны дневники с записями работников колонии (чтобы было совсем как в Doom 3 или Resident Evil ), один из NPC оказывается андроидом, в другого подсаживают эмбрион Чужого… но кампания заканчивается на самом интересном месте, и на ее протяжении нам встречается всего один жалкий Хищник.
В игре вообще ощущается острая нехватка космических охотников (в кампании Чужих их чуть побольше — двое). В творящихся на BG-386 ужасах участвуют гибриды пришельцев (пустяковые мини-боссы) и крайне назойливые андроиды (которые как люди, но продолжают действовать и после того, как им отстрелили голову). Но с Хищниками и людям, и Чужим удается нормально подраться только в мультиплеере.
Полный контакт
Хотя кампании за всех трех персонажей очень короткие, это не значит, что игру можно легко и быстро пройти на серьезном уровне сложности. Уже на Normal Aliens vs. Predator — аттракцион не для слабонервных. Сохраняться в произвольном месте здесь нельзя, только на заранее определенных дизайнерами точках, и при игре за десантника следующий чекпойнт всегда чуть дальше, чем лично вам хотелось бы.
На Nightmare чекпойнтов нет вообще. Чужие лезут из каждого вентиляционного отверстия, патроны на исходе, убежать и спрятаться нельзя — все равно найдут. Если в прежних сериях игры Чужой добирался до десантника, десантник умирал. В Aliens vs. Predator человек не настолько беззащитен: можно заблокировать атаку пришельца винтовкой, быстро ударить прикладом в ответ, а потом прикончить поверженного врага очередью. В начале игры кажется, что теперь выиграть в индивидуальном поединке с Чужим слишком легко и пришельцы не такие уж страшные. Но на самом деле Чужие редко нападают в одиночку, а если блок поставить раньше времени, его легко пробьют мощным взмахом хвоста. Шанса исправить ошибку не будет: последнее, что вы увидите в своей жизни, — это два комплекта ощеренных челюстей…
Это новый, жесткий и контактный survival horror, в котором то и дело приходится выколачивать себе дорогу прикладом из-под кучи мерзких тварей. Пока вы отбиваетесь от одного Чужого, еще двое заходят сбоку, а третий, подожженный из огнемета, пытается подползти и вцепиться в ногу. Прямо как в Dead Space — рукопашная как определяющий аргумент в борьбе с волной взбесившейся органики… только в Aliens vs. Predator в ответ на каждый выстрел вам в лицо еще и брызгают кислотой.
Круговорот насилия
Вот они, кровавые фаталити, о которых было столько разговоров…
Дети страха
Играть за Чужого и Хищника куда проще — всегда можно изловчиться и убежать в укромное место, где люди не достанут. Чужой отсиживается в специальных вентиляционных колодцах и мирно регенерирует, Хищник вообще невидимый и может легко запрыгнуть на ближайшую крышу. В бою с человеком или андроидом проще всего забить их беспорядочными ударами, о блоках и специальных атаках можно не беспокоиться.
Отдельный момент — бои с Чужими при игре за Хищника. Тут нужно блокировать, проводить разбивающий блок атаки и вовремя пользоваться добиваниями… больше всего это похоже на Zeno Clash. Шансы на победу равны (могут загрызть!), так что в сингле лучше всего расстреливать Чужих издали из энергетической пушки, ставить мины и кидаться метательным диском, пока позволяет энергетический ресурс. Если охота на людей — это безобидное развлечение, то охота на Чужих — тяжелая и малоприятная обязанность.
Кроме того, кампания за Хищника удивительно похожа на аркадный платформер: уровни состоят из мостиков, обрывов, исчезающих выступов, и нужно быстро совершать атлетические прыжки на огромные дистанции.
Ну а играя за Чужого, нужно разгадывать простенькие пазлы типа «найти выход» и «нажать на пластину» — сами-то загадки несложные, но Чужой перемещается по стенам и потолку, все поверхности усеяны вентиляционными отверстиями, среди которых к цели ведет одно-единственное, которое еще нужно найти…
Это все крайне любопытные игровые находки, — но в Aliens vs. Predator элементарно не хватает уровней, на которых хотелось бы заниматься возней с пазлами и прыжками по платформам. Даже если сложить все три комплекта миссий вместе, игра кончится быстрее, чем основная сюжетная линия в Fallout 3. Можно пытаться заработать более высокий рейтинг, можно играть в одиночный Survival, можно снова и снова пытаться пройти игру на Nightmare… Но вам все равно не избежать разочарования от того, что разработчиков не хватило на большее.
* * *
Rebellion создали крепкую основу для мультиплеера — это первая в серии игра, где все три класса персонажей равны по силам и есть огромный простор для самосовершенствования (возможно, мы даже вернемся к мультиплееру этой игры отдельно в одном из ближайших номеров)…
Но Aliens vs. Predator — это все-таки не онлайновый шутер, ориентированный исключительно на командный дефматч! В Aliens vs. Predator 2 Monolith продемонстрировали, что можно сделать с этим сериалом в плане сюжета, разнообразия миссий, как можно творчески использовать три различных угла зрения на одни и те же события, а Rebellion в этом смысле сделали шаг назад. Движок движком, механика механикой, но как при такой крепкой базе из комиксов, книг и видеоигр можно рассказывать такие убогие истории?
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий 50%
Дождались? Первый робкий набросок полноценного AvP нового поколения. В мультиплеер можно играть уже сейчас, а вот однопользовательские кампании либо слишком скучны, либо слишком коротки.
Рейтинг «Мании»: 7
«Хорошо»