SOCOM: U.S. Navy SEALs Fireteam Bravo 3
SOCOM: U.S. Navy SEALs: Fireteam Bravo 3 — это игра, которую наверняка видят в эротических снах учредители круглого стола «Роль образовательной и игровой компьютерной индустрии в формировании ценностных установок и патриотическом воспитании молодежи». Конечно, «морские котики» в качестве главных героев — это идеологически неправильно, но если незаметно заменить их бойцами ВДВ (а выдуманную балканскую республику Коратвию — на любую страну, неугодную Родине), то подвоха, скорее всего, никто и не почует.
Героев Fireteam Bravo 3 хоть сейчас можно отправлять на военный парад в произвольно взятом государстве. Молодые подтянутые парни в форме, с квадратными челюстями и мясистыми желваками, едва не лопающиеся от желания послужить родной стране. Они умны, но их интеллектуальные способности большую часть времени направлены на максимально эффективное решение боевой задачи. Они гуманны и не режут пленным глотки, но с врагом переговоров не ведут. Настоящие военные — красивые, здоровенные. Вот только живется им очень несладко, и вовсе не из-за опасной профессии: если верить Slant Six Games , главная проблема любого спецназовца — как выполнить миссию, не запутавшись в собственных карманах.
Глубина наших глубин
SOCOM очень хочется казаться тактическим шутером. Когда-то так оно и было: восемь лет назад, когда серия дебютировала на PS2, было принято считать, что приставка «тактический» предполагает очень серьезное лицо, миллион возможностей и хитрых гаджетов в карманах бойцов. Однако во второй половине двухтысячных выяснилось, что консоли для таких проектов не очень-то подходят. Хотя бы потому, что кнопок на геймпаде значительно меньше, чем на клавиатуре, — пока герой пытается убрать автомат и достать гранату, в его теле появляется десяток новых (пулевых) отверстий. Начались эксперименты и упрощения, в результате которых тактические шутеры в их изначальном виде сегодня остались разве что на РС (см. ArmA 2 ).
Но создатели SOCOM держались до последнего. Еще в Fireteam Bravo 2 (урожая 2007 года) можно было передвигаться стоя, на корточках и по-пластунски, менять режим стрельбы у каждого оружия, вызывать поддержку с воздуха и отдавать приказы напарнику. Вот только кнопок в распоряжении игрока по прежнему было всего десять штук, плюс аналоговый стик. Как результат — приходилось запоминать огромное количество комбинаций (на каждую клавишу было подвешено как минимум две функции), игрок постоянно в них путался, пыхтел и матерился.
Курьез в том, что на самом деле SOCOM — никакой не тактический, а самый обычный экшен от третьего лица с кучей совершенно лишних функций. Команда спецназовцев (в предыдущей части их было двое, теперь — четверо) высаживается на просторном, но, по сути, линейном уровне и прет напролом, зачищая местность. Можно, конечно, метать гранаты, пользоваться снайперскими винтовками и бесшумно снимать патрули, но все это — блажь. Враги беспросветно тупы и выглядят как толпа напуганных гимназисток, впрочем хорошо вооруженных. Они бестолково прыгают от одной колонны к другой (и хорошо хоть так — во второй части противник мог залечь «в укрытие» посреди чистого поля), очень любят бежать прямо на игрока, стреляя от бедра, а в случае крайней опасности — прячутся за угол и принимаются сосредоточенно разглядывать глухую стену напротив, делая вид, что происходящее их не касается.
Придурочные противники и очевидная планировка уровней делают свое дело: планировать бой и работать аккуратно совершенно ни к чему. Автоприцеливание позволяет обнаружить врага на приличном расстоянии, укрытий хватает, а напарники стреляют удивительно метко. На стандартном уровне сложности, в принципе, можно вообще не открывать огонь самому, а отсиживаться за пеньками, время от времени воскрешая павших товарищей (тем более что раньше для этого требовалась аптечка, а теперь их упразднили и здоровье восстанавливается автоматически).
Еще один довод в пользу того, чтобы бежать вперед и ни о чем не думать, — колченогий интерфейс. К третьей части над ним, безусловно, серьезно поработали: отрезали все лишнее (вроде той самой поддержки с воздуха), поработали над управлением и привели в соответствие современным стандартам систему отдачи приказов. Легче от этого не стало: конечно, можно нажатием одной кнопки отправить кого-то из подчиненных на ближайший холм, чтобы тот прикрывал товарищей снайперским огнем, но для этого придется долго мучиться с камерой (смотреть вверх и вниз во время движения нельзя, нужно переключаться в режим прицеливания), и нет никаких гарантий, что боец сможет правильно выполнить поставленную задачу, — с сообразительностью у напарников тоже беда. О том, на какие ухищрения приходится идти, чтобы метнуть гранату, лучше и вовсе умолчать.
Обязательно бахнем
Однако не стоит отчаиваться: к SOCOM вполне можно найти подход. Действительно, разработчики не позаботились о грамотном AI и не сумели придумать ни одной по-настоящему интересной игровой ситуации (во всех восьми миссиях предлагается только два занятия: бежать и стрелять). Зато они оставили нам массу возможностей для того, чтобы развлекать себя самостоятельно. Щемить террористов из пулемета слишком легко? Попробуйте тихонько расстрелять их из пистолета с глушителем или подкрасться и прирезать ножом — за это дадут бонусные очки, на которые можно купить новый подствольный гранатомет или лазерный прицел. Устали от бесконечных штурмов? Поищите альтернативный маршрут к цели (игра линейна, но на каждом уровне встречаются заячьи тропки, которые помогут подойти к врагу оттуда, откуда он меньше всего этого ждет). Лень делать все самому? Освойте тактический интерфейс и попытайтесь сделать грязную работу руками подчиненных.
Наконец, если вам удастся найти трех друзей, можно пройти кампанию в кооперативном режиме — и вот тут простор для экспериментов становится еще шире. Можно разделяться и заходить на врага с двух сторон, можно синхронно расстреливать противников из снайперских винтовок (чтобы не успели поднять тревогу) и распределять роли в команде соответственно вооружению бойцов. В общем, корчить из себя настоящих спецназовцев.
* * *
По сравнению с предыдущей PSP-версией SOCOM, Fireteam Bravo 3 — большой шаг вперед. Пока Zipper Interactive , создатели серии, занимались своим MAG , подмастерья из Slant Six Games исправили за ними самые очевидные ошибки: доработали интерфейс и привили AI зачатки инстинкта самосохранения (по крайней мере враги лезут под пули уже не так активно, как прежде). И даже несмотря на то, что ключевые проблемы серии — нищенский геймдизайн и бесполезные тактические прибамбасы — все еще на месте, в SOCOM на PSP сегодня уже можно играть без боли, особенно в онлайновых режимах. Если думскому комитету по делам молодежи удастся наладить выпуск военно-патриотических игр хотя бы такого же качества — Родина сможет спать спокойно.
Формула игры: 60% Rainbow Six + 20% Tom Clancy’s Ghost Recon + 20% душевнобольных террористов
Геймплей: 5
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Управление: 5
Сюжет: 6
Стабильность: 9
Оригинальность: 5
Оценка: 6,5