Метро 2033
Одна из причин успеха романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033» — в беспроигрышном сеттинге. Московское метро — это нечто большее, чем просто транспортная система. Это живая легенда, действующий памятник коммунизму имени В.И. Ленина. Сто восемьдесят станций и более семи миллионов человек, которые спускаются и поднимаются под землю ежедневно. При этом простая публика не видит и десятой части всего, что вмещает в себя метрополитен: пассажиры садятся в вагоны, состав трогается, несколько минут трясется в кромешной тьме, после чего выныривает на следующей станции. Это почти как телепортация: есть начальный и конечный пункты, а что происходит между ними — решительно непонятно.
Заглянуть за кулисы московского метро — это мечта, сравнимая с детским желанием во что бы то ни стало выяснить, чем таким секретным занимаются родители в спальне. Не нужно быть сыщиком или конспирологом, чтобы понять: в тоннелях и перегонах происходит гораздо больше интересных вещей, чем на станциях. Удавалось ли вам когда-нибудь заглянуть в неприметные люки, из которых периодически вылезают техники и ремонтники? Пробовали ли вы оглядеться по сторонам, когда поезд останавливается в тоннеле? Видели ли таблички с надписью «женская душевая» и «телефон» посреди закопченных труб и пыльных перегонов?
А ведь это — так, сущие мелочи, рутинные вещи для любого сотрудника метро. А что, если взглянуть глубже? «Метро-2», подземные лаборатории, бомбоубежища, эксперименты (безусловно, зловещие) — любому нормальному человеку должно быть интересно если не лично докопаться до истины, то хотя бы порассуждать на эту тему.
Будьте уважні та обережні
В книге Глуховский напустил туману по полной программе: постапокалипсис, мутанты, зловещие призраки в трубах и слепые дикари-каннибалы на станции «Парк Победы». Более удачной литературной основы для видеоигры не придумаешь. Особенно учитывая, что «Метро 2033» выходит не только в СНГ, но и за рубежом. Для западного человека московский метрополитен — такая же интригующая вещь, как Путин и «загадочная русская душа». В 4A Games это отлично понимают — возможно, именно поэтому в игре так много советских плакатов, водки, песен под гитару, ушанок и противогазов.
Казалось бы, условия — лучше некуда. Есть готовый сценарий, в котором мало запоминающихся персонажей, диалогов по существу, но довольно много экшена. Есть детально описанный сеттинг. Разновидности оружия и особенности поведения монстров тоже были дотошно перечислены в книге. Вместе с тем разработчикам предстояло решить важнейшую задачу: как сделать так, чтобы игроку было интересно? Ведь тоннели и коммуникации метро не самое живописное место на свете, и если бездумно запустить в них монстров и сердитых мужчин в противогазах — получится черт знает что. Дизайн уровней и дизайн вообще, постановка и баланс — за всем этим нужно было следить особенно тщательно, в случае ошибки вся конструкция тотчас рассыпалась бы.
С радостью сообщаем: большую часть подводных камней разработчикам вполне успешно удалось обойти. Итак, «Метро 2033» — это линейный шутер, который похож на десятки игр разом: на S.T.A.L.K.E.R. , на Half-Life (в основном — на первую часть), на BioShock и даже немного на You Are Empty. Геймплей можно условно разделить на три части: полностью постановочные сцены сменяются прогулками на открытом воздухе (идем по заданному маршруту, периодически отстреливаемся от монстров) и перестрелками в замкнутом пространстве. В последнем случае 4A Games включают такой «камерный sandbox»: многоэтажная архитектура, всюду враги, а уж как именно с ними расправиться — личное дело каждого.
Мы могли бы служить в разведке
С помощью этих трех геймдизайнерских приемов разработчики умудряются обыграть почти любую ситуацию из книги. Сюжет в общем и целом повторяет события первоисточника. Главный герой по имени Артем отправляется в Полис (подземный город, расположенный в помещениях бывш. станций «Арбатская», «Библиотека им. Ленина» и «Боровицкая»), чтобы защитить родную станцию «Рижская» от нападок зловещей расы «черных» — последние, кстати, по версии 4A Games, очень напоминают щуплых инопланетян из дешевой научной фантастики.
И начинается: первая поездка на дрезине, первая робкая пробежка по темному тоннелю, первый выход на поверхность… «Метро 2033» работает на избитых геймдизайнерских принципах, но события сменяют друг друга с сумасшедшей скоростью — и жаловаться не неоригинальную механику обычно некогда. Вот перестрелка с бандитами, вот дерзкий набег на вражеский форпост с применением бронированной дрезины, вот прорыв через линию фронта посреди яростного боя между фашистами и коммунистами, вот погоня, а вот начинается хоррор-сцена: патронов не хватает, из тоннелей сплошным потоком прут какие-то кусачие брандашмыги, аптечки кончились, а нам в этой ситуации нужно успеть добежать до противоположного конца станции и заминировать подземный переход.
А ближе к концу игры, когда вам покажется, что вы видели уже все, разработчики запихнут Артема в ленинскую библиотеку: там, напомним, обитают зловещие обезьяноподобные чудовища, убить которых в открытом бою практически невозможно. Более того, к ним ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной — расценят как слабость и загрызут. Приходится аккуратно пятиться назад, не сводя глаз с чудовища, а как только представится случай — драпать.
В «Метро 2033» нет ничего такого, чего бы мы не видели в других играх. Но при этом ее почему-то очень хочется пройти до конца. Возможно, потому, что разработчики с ловкостью профессионального наперсточника тасуют чужие идеи — получается здорово. Когда нужно — включают лютую перестрелку. Когда стрельба наскучивает — дают немного погулять по мирной станции, запастись новым оружием, патронами и медикаментами. Ну а когда от беспросветной темноты начинают слезиться глаза — игрока выгоняют на свежий воздух: в колонках — хриплое дыхание, обзору мешают стекла противогаза, которые по мере износа фильтра покрываются предательской испариной, а в конце концов — ледяной коркой.
Без соответствующего разрешения администрации
Согласно Правилам пользования московским метрополитеном, «Настоящие Правила обязательны к выполнению всеми лицами, находящимися на территории метрополитена. Несоблюдение требований настоящих Правил влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях». Бдительные сотрудники «Игромании» изучили поведение персонажей игры «Метро 2033» и нашли ряд грубых нарушений
2.11.20. [Запрещается] Разводить костры менее чем в 10 м за ограждением и на территориях внутри его на наземных участках линии метрополитена, а также менее чем в 25 метрах от вентиляционных киосков.
2.11.14. [Запрещается] Использовать территорию метрополитена для занятий предпринимательской и иной деятельностью без письменного разрешения руководства метрополитена, а также торговать с рук в неустановленных местах.
2.11.1. [Запрещается] Распивать пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, потреблять наркотические средства или психотропные вещества, появляться в состоянии опьянения.
2.11.26. [Запрещается] Не выполнять законные требования народного дружинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка.
2.6.2. Запрещается перемещение по неработающему эскалатору без разрешения работников метрополитена.
2.10.5. [Запрещается провозить в метрополитене] Животных и птиц вне клеток или специальных контейнеров (сумок).
Наши матери в шлемах и латах
Здесь же — дизайн уровней и атмосфера. В ранних интервью разработчики очень гордились сущими, как тогда казалось, мелочами: например, тем, что в игре нужно лично, с помощью специальной кнопки менять фильтр у противогаза, подзаряжать фонарик при помощи карманной динамо-машины и вручную нагнетать давление в баллонах пневматического оружия.
Тогда всем казалось, что 4A Games просто-напросто выпендриваются, однако теперь стало ясно, зачем им было нужно так мучить игроков. По меньшей мере семьдесят процентов времени герой «Метро 2033» проводит под землей. Все это время его ежеминутно пытаются сожрать, пристрелить, взять в заложники или обозвать нехорошим словом.
А теперь представьте себе: мы находимся посреди напряженнейшего боя. Убивают в игре быстро, поэтому соображать некогда — нужно маневрировать, отстреливаться. И тут внезапно кончается воздух в баллоне пневморужья — точность и дальнобойность драматически падают, попасть в кого-либо становится практически невозможно. А что делать, если, скажем, в полном монстров тоннеле у героя неожиданно сядет фонарик? Или (уже на поверхности) иссякнет фильтр для противогаза — где будете искать новый?
Прибавьте к этому постоянную нехватку патронов и давящее чувство, которое испытываешь, находясь в затхлом перегоне в нескольких десятках метров под землей, — и вы поймете, почему в мире «Метро 2033» физически неприятно находиться. И это — самый большой комплимент создателям игры.
Наши дети ругаются матом
В «Метро 2033» очень хочется поверить, но получается это как-то через силу. Хотя видно, что разработчики очень старались (когда мы были в офисе 4A Games, едва ли не каждый сотрудник студии считал своим долгом подойти к нам и поинтересоваться о впечатлениях), славянские корни игры торчат буквально отовсюду. Лицевая анимация как будто позаимствована из мерзких докризисных отечественных шутеров: всех персонажей словно накачали ботоксом, и теперь они беспомощно шевелят губами, корчат странные лица и вызывают непреодолимое желание отвесить им подзатыльник. Противники в предрелизной версии игры тоже вели себя более чем странно.
Пока герой находился вне зоны их видимости, они в основном занимались тем, что ходили по своим комнатам и орали дурным голосом («Я тебя вижу! Упал-отжался!»). Стоило Артему попасться им на глаза — как они тут же открывали огонь из всех орудий, но, скрывшись за углом, можно было не опасаться преследования. Иногда у AI, впрочем, случались проблески сознания, но и в этом случае они деликатно выжидали минуту-полторы, прежде чем начать закидывать героя гранатами.
Плюс к этому — неожиданные проблемы с постановкой. Большую часть времени все вроде бы нормально: то и дело случаются кат-сцены с избиением и нападением монстров, в нужных местах герой честно галлюцинирует. Но вот, к примеру, сцена с первым визитом в Полис — чистой воды надувательство: местный совет старейшин вроде бы должен решить судьбу станции «Рижская». Игрок в этот момент потирает руки и ждет, что вот сейчас начнется эпическая сцена: вожди народа кричат, выплескивают друг другу в лицо стаканы с водой, патетически воздевают руки к небу… Вместо этого нам показывают стремительно вращающийся циферблат часов, после чего без лишних церемоний объясняют, что заседание закончилось, извольте ознакомиться с вердиктом. И даже сам Полис толком не показывают: камера пролетает мимо фантастической красоты станции, после чего Артема споро отправляют на следующее задание.
Есть и совсем уж мелкие, но неприятные проблемы. Скажем, система повреждений: многие враги в игре носят бронированные шлемы и противогазы. Логично, что при такой экипировке даже выстрел в голову не всегда оказывается смертельным (для начала нужно хотя бы сбить с противника шлем). Но как быть в тех случаях, когда идеально рассчитанный выстрел в шею не убивает врага? Да что там, на деле выясняется, что хедшоты в «Метро 2033» не работают почти никогда: как будто мы играем не за тяжеловооруженного бойца, а за очень целеустремленного садиста, который стреляет своим жертвам в лицо из травматического оружия до тех пор, пока они не скончаются в страшных муках от болевого шока.
С оружием в игре вообще все как-то странно: так, в продемонстрированной нам версии дробовики практически бесполезны, а самый обычный пистолет, наоборот, не раз выручал в тяжелейших боях. Как пояснили нам разработчики, дело в том, что разные виды оружия хороши против различных типов врагов, и те же дробовики рекомендуется применять против монстров. Увы, напрямую об этом в игре никто не говорит, да и потом — даже после такой разъяснительной работы достойного применения дробовикам мы найти не смогли.
* * *
И тем не менее у нас есть хорошая новость для тех, кто болеет душой за славянских разработчиков сильнее, чем за успехи сборной России по футболу: у 4A Games все получилось. Более того, как выяснилось, игра из «Метро 2033» выходит даже лучше, чем книга. Вообще все, к чему нам очень хотелось придраться во время прочтения книги Глуховского, в игре выглядит удивительно естественно: натужные диалоги заглушает грохот бронированных дрезин, а сложные моральные проблемы напрочь вылетают из головы, как только герой оказывается под градом фашистских пуль.
Планка, которую взяли 4A Games, пока еще невысока: у них получился достойный, конкурентоспособный шутер, которому не жалко посвятить восемь-десять часов свободного времени (по современным меркам игра довольно длинная) и получить от этого искреннее удовольствие. А это уже дорогого стоит.
P.S. Что касается багов и оптимизации (больная тема для всех русскоязычных игр), то тут нам в этот раз сказать нечего — игру мы проходили на компьютере в офисе разработчиков, и за все время мы смогли обнаружить всего один заметный баг: если оставить игру на несколько минут, она автоматически сворачивалась на рабочий стол. Претензий к производительности этой версии игры у нас тоже нет, но, памятуя о том, что было с « S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо » и Disciples 3 , советуем быть бдительными. Так, на всякий случай.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 8
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 9
Дождались? Шутер про метро, который беззастенчиво заимствует идеи из культовых игр последнего десятилетия, но делает это настолько ловко, что даже ругаться не хочется.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»