Super Mario Galaxy 2
Анонс Super Mario Galaxy 2 , случившийся на прошлой Е3 где-то между объявлениями о Wii-пульсометре и новой части Metroid , — одно из самых неожиданных и спорных решений Nintendo за долгие годы. Издателя порой обвиняют в том, что он десятилетиями беспощадно эксплуатирует одни и те же серии. Даже в этом контексте вторая часть Super Mario Galaxy кажется совсем уж беспрецедентным ходом: за два с половиной года с игрой почти ничего не произошло.
Правда, никто, кроме Nintendo, не умеет делать с одними и теми же героями и сюжетами такие разные, неизменно выдающиеся игры, и именно на примере Mario это прослеживается как нельзя лучше. Это платформер, который лучше всех пережил переезд в 3D, освоил Wii-управление, межжанровые манипуляции и переход на портативные платформы. Изменений в новой Super Mario Galaxy — минимум. Другое дело, что на планете все равно пока не появилось аркады лучше.
Она вертится
Человеку, который не играл в Mario со времен самой первой части, сложно объяснить, почему люди уже четверть века не расстаются с этим водопроводчиком. Все дело в том, что Марио — герой, который не надоедает: авторы сознательно не перегружают вселенную (есть братья-итальянцы, грибы, Баузер и принцесса Пич, которую тот регулярно похищает). Постоянно меняются лишь уровни и правила. В Super Mario Galaxy создатели решились на радикальный шаг — запустили Марио в космос.
Выглядит это следующим образом. Вы играете будто бы в обычный трехмерный платформер: Марио умеет приседать, выполнять двойной прыжок и крутиться в воздухе. Только вот все уровни — это небольшие (или большие) планеты, со всеми полагающимися свойствами. Кроме очевидного фокуса с ракетой, которой можно выстрелить самому себе в зад, это обстоятельство не раз обыгрывается в геймплее. Например, вас просят поймать трех кроликов, которые скачут по траве и номинально в разы быстрее Марио, — конечно, тут нужно обежать планету по кругу, чтобы они уткнулись прямо в вас. Или вот приемы с гравитацией: у каждой, даже самой крохотной, планеты — своя собственная сила притяжения. Иногда нужно прыгать с шара на шар, «присасываясь» по пути к мелким астероидам, а порой Марио забирается в пушку и выстреливает собой, чтобы перелететь полгалактики: необходимо прицелиться так, чтобы оказаться в гравитационном поле нужного вам кусочка уровня.
Усатый «Вояджер-1»
Super Mario Galaxy 2 вызывает недоумение именно потому, что на первый взгляд вообще ничем не отличается от оригинала. То же управление, та же цветовая гамма, те же сферические уровни. Но тут дает о себе знать озвученная во вступлении уникальная способность Nintendo делать совершенно новые игры на старом материале.
Сиквел сохранил все базовые свойства оригинала. Марио путешествует по разным уголкам вселенной в поисках возлюбленной. Он все так же умеет подбирать звезды и потом стрелять ими, целясь пультом Wii: убить так никого не получится, а вот оглушить и повалить — запросто. Сохранится знаменитый пчелиный костюм, делающий героя практически неуязвимым. Никуда не денутся уровни под водой и возможность эту самую воду замораживать. Финальный босс — по-прежнему Баузер, а промежуточные — его дети, племянники, прихвостень-волшебник на метле и огромные роботы.
Зато во второй части появятся враги, которые смогут пожирать уровень, как червь яблоко! Один из боссов — нечто среднее между гигантской анакондой и классическим китайским драконом, и он в состоянии достать вас где угодно, просто прогрызая препятствия на своем пути. Появятся и враги-дырки: они перемещаются по мостам, соединяющим планеты, и ваша задача — не провалиться сквозь них в открытый космос.
Многому научится и сам Марио. Во-первых, проникать внутрь планет, где, как оказалось, хранятся бонусы. Во-вторых, словно в каком-нибудь The Misadventures of P.B. Winterbottom , создавать собственные тени-клоны. В-третьих, эффективнее перемещаться между локациями, используя телепорты или вися под брюхом гигантских попугаев. Но главное — разрешат оседлать давнего друга, динозавра Йоши: он не только быстро бегает, но и умеет хвататься языком за специальные платформы. Наконец, будет больше уровней, где игра превращается в классический 2D-платформер (в оригинале он был всего один).
* * *
По поводу дилогии Super Mario Galaxy нужно знать еще одну крайне важную деталь. Дело в том, что в первой части вас нередко заставляли возвращаться на уже пройденные планеты, чтобы заработать дополнительные звезды, без которых нельзя было разблокировать новые миры. Поначалу это вызывало недоумение: мол, как так, лучшие в мире разработчики платформеров осрамились таким пошлым приемом! Но когда вы возвращались на планету, она уже изменялась до неузнаваемости, превращаясь фактически в новый уровень. Во второй части все будет точно так же.
Хотя «важная деталь» — это сильно сказано. Super Mario Galaxy, как и любая другая игра про усатого водопроводчика, держится на голых эмоциях, и сообщать формальные факты о новых возможностях или костюмах — бессмысленное мероприятие. Марио — жанровый монополист уже двадцать пять лет, и нет никаких причин думать, что в этот раз у него может что-то не получиться.
Формула игры: 80% Super Mario Galaxy + 10% Йоши + 10% новых возможностей
Пока вы ждете :
- New Super Mario Bros. — Wii (9/10, «Игромания Лайт» №2/2010)
- Super Mario 64 DS — DS
- A Boy and His Blob — Wii