Red Steel 2
Консоли Nintendo вот уже три поколения подряд страдают от странной болезни: практически все хорошие игры для них делает и издает сама Nintendo, в то время как большинство игр от сторонних разработчиков надо бы поставлять в комплекте с бумажными пакетами для рвоты. Исключения случаются ежегодно, но их можно пересчитать по пальцам одной руки инопланетянина из спилберговского E.T. Red Steel 2 — как раз из таких: она едва ли отправит вас в экстатический нокаут, но по крайней мере в нее можно играть с удовольствием. И даже немного размяться в процессе.
Маленький переполох в большой пустыне
Первая часть Red Steel вышла в 2006 году вместе с Wii и была призвана продемонстрировать все особенности управления новой консоли. Во-первых, вимоут замечательно справлялся с ролью «светового пистолета». Целиться им во врагов было на порядок интереснее, чем ворочать аналоговой рукояткой. Во-вторых, ум будоражила возможность собственноручно разрубать на кусочки негодяев виртуальной катаной. И вот тут как раз поджидало главное разочарование: большую часть времени занимала именно стрельба, а дуэли на мечах скатывались в беспорядочное махание руками перед экраном телевизора в надежде, что герой исхитрится и зарежет-таки очередного якудза (действие проходило в Токио). Ощущение было такое, будто у вас в руках мокрый веник, а не остро заточенная сталь.
Видимо, поэтому было решено переосмыслить игру. Red Steel 2 к первой части не имеет вообще никакого отношения. Разработчики решили не продолжать тему криминальных разборок в Токио, а вместо этого сделали дикую помесь вестерна и японских фильмов про карате и ниндзя. Все происходит в каком-то странном мире, где смешались традиции Дикого Запада, японского феодализма и более-менее современные технологии. Здесь около салуна можно найти автомат по продаже газировки и таксофон, кактусы соседствуют с бамбуковыми рощицами, а у шерифа подозрительно узкий разрез глаз и характерные японские усики. Вы не поверите, но получилось очень гармонично и даже местами правдоподобно. И уж точно — необычно.
Начинается игра с того, что главного героя привязывают веревкой к мотоциклу и возят мордой по кактусам примерно минуту. После чего рассвирепевший ковбой умудряется освободить одну руку, подстрелить наездника и начать мстить. Как выяснится позже, мстит он не только за испорченный костюм, помятые бока и попранную честь, но и за убийство всех своих братьев по оружию неким кланом отморозков. Совсем скоро к нему в руки попадет волшебный меч, и вот тут как раз начнется самое интересное.
С криком «кия!» и ударом ноги
Если в первой игре геймплей на 90% состоял из перестрелок, то в продолжении столько же времени уделяется дуэлям с применением холодного и очень острого оружия. Причем реализованы схватки на порядок лучше, чем раньше. Для игры в Red Steel 2 в обязательном порядке требуется Wii MotionPlus, небольшая насадка на вимоут, значительно повышающая точность позиционирования контроллера.
К сожалению, рассчитывать на то, что меч будет полностью повторять движения руки, не приходится. Точной синхронизации нет, но все равно прогресс по сравнению с первой частью огромный. Можно бить катаной сверху, снизу, сбоку, по диагонали, наносить колющие удары, причем чем сильнее вы замахнетесь, тем мощнее получится удар. Обычные вражеские атаки парируются автоматически (нужно только зажать кнопку и повернуться к негодяю лицом), а вот чтобы отразить сильные, надо расположить меч вертикально или горизонтально в зависимости от направления удара. Это базовые движения, а ведь есть еще с десяток специальных атак и добивающих ударов, для которых нужно выполнить ряд последовательных действий. Например, подбросить врага сильным ударом снизу, подпрыгнуть и взмахом сверху припечатать зависшего в воздухе противника о землю.
Самое главное, что ваши действия наконец-то становятся осмысленными. Вы постоянно следите за несколькими противниками, отражаете их атаки и подгадываете время для своих выпадов. Это еще не стопроцентная имитация дуэли на мечах, но уже очень близко.
Бандиты при этом ведут себя достаточно адекватно. На первых уровнях напрягаться особенно не приходится, все внимание уделяется разучиванию суперударов на практически беспомощных болванах. А чуть позже появляются огромные детины с молотами, юркие ниндзя с ножами и облаченные в броню самураи. Вот с ними приходится изрядно попотеть, причем в самом что ни на есть прямом смысле. Схватки с боссами — вообще праздник фехтования, и порой даже жалеешь, что такими же злыми не сделали рядовых врагов. Махать пультом приходится так, что предложение надеть ремешок на запястье, дабы выскользнувший из обессиленных рук вимоут не разбил телевизор, уже не кажется таким уж смешным. Особенно учитывая то, что Wii MotionPlus ощутимо утяжеляет контроллер.
Огнестрельное оружие по сравнению с дуэлями уже не так веселит. Не совсем понятно, зачем сделали аж четыре вида стволов, хватило бы и одного пистолета. Он в основном используется для того, чтобы разносить декорации. Из каждого предмета, будь то стул, бочка или кондиционер, почему-то выпадает наличность, которой никогда не бывает много. За монеты покупаются новые суперудары и всевозможные апгрейды. Еще пистолет очень удобен против не слишком бронированных врагов: стреляете такому в ногу, тот опускается на одно колено, и вы ловким движением протыкаете несчастного катаной. Более серьезные противники даже на выстрел из дробовика в лицо особого внимания не обращают.
* * *
Red Steel 2 — одна из немногих игр для Wii, ориентированная собственно на игроков, а не на домохозяек и вообще далеких от электронных развлечений людей. Главное ее достоинство — отличная механика схваток на мечах, которые действительно похожи на дуэли, а не на беспорядочное размахивание вимоутом. У игры, конечно, есть проблемы: со временем декорации, задания и игровые ситуации начинают повторяться. Геймдизайнерам не помешало бы включить фантазию: размахивать мечом, спору нет, интересно, но ближе к финалу это начинает утомлять, хочется чего-то нового.
И тем не менее в Red Steel 2 можно играть не только без боли, но и с удовольствием. Более того, на сегодняшний день это одна из немногих хардкорных игр, которая по полной программе использует возможности вимоута. Со временем, когда на Xbox 360 и PS3 появятся, соответственно, Project Natal и PlayStation Move, таких проектов станет значительно больше, но прямо сейчас возможность точным взмахом перерезать катаной сонную артерию противнику есть только в Red Steel 2.
Формула игры: 40% Red Steel + 40% фехтования + 20% Borderlands
Оценка: 7,5