Dead to Rights: Retribution
В начале жизненного цикла любой консоли журналистов и игроков каждый раз охватывает примерно одна и та же эйфория: вот сейчас выйдет приставка PlayStation 360 с восьмидесятиядерным процессором и поддержкой Full HD — и кривые, некрасивые игры умрут сами собой, освободив место фотореалистичному некстгену. Но это все, конечно, временное явление. Спустя четыре-пять лет Unreal Engine 3, когда-то казавшийся верхом совершенства, продается за копейки, а мощный поток сделанной на нем ерунды не способны регулировать никакие службы контроля качества Sony и Microsoft. Хотя в случае с третьей частью насквозь вторичной серии Dead to Rights эти службы были изначально бессильны. Тут нужны методы иного порядка, а именно пуля в голову. Пристрелить как бешеную собаку.
Улицы разбитых фонарей
Хотя именно пес-напарник, за которого время от времени давали поиграть, всегда был главным (и единственным) отличительным признаком Dead to Rights. Серия, начинавшая как веселый консольный клон Max Payne , ко второй части окончательно превратилась в комедию с участием Джеки Чана, меняя по пути разработчиков, издателей и прическу главного героя. Третья (не считая спин-оффа Dead to Rights: Reckoning для PSP) по счету игра сделана студией Volatile Games (их самая лучшая на данный момент работа — экшен Reservoir Dogs ) и изо всех сил пытается походить уже на… Gears of War. Управление, характерные движения и анимации (выключая перекаты от укрытия к укрытию и бег вприсядку) скопированы практически один в один, а дизайн местных спальных районов мало чем отличается от развалин планеты Сера.
Как ни странно, но все перечисленное и есть самая плохая и занудная часть игры (если, конечно, не вспоминать драки, для которых у нас вообще нет цензурного определения). Лучшая же часть на этот раз досталась псу. За него дают поиграть только в определенные моменты, когда нужно защитить хозяина (беспринципного копа Джека Слейта) или проникнуть в недоступную ему зону, но мы бы предпочли, чтобы вот так выглядела вся игра.
Дело в том, что во время игры за Шэдоу Retribution превращается в настоящий стелс-экшен. Краски исчезают с экрана (из-за чего становится невероятно трудно заметить жизненно важную лестницу или дверь), а люди начинают просвечивать насквозь. Они размахивают уязвимыми конечностями, у них внутри бьется сердце, перекачивая кровь через такую открытую для укуса шею. Фактически без своих пистолетов враги ничего не могут противопоставить четвероногому убийце. А если подкрасться к ним со спины и громко рявкнуть «Гав!» (под это даже отведена специальная кнопка), они забудут и о пистолетах, ненадолго обратившись в бегство.
Вся «собачья» часть состоит из таких вот неожиданных выпрыгиваний из-за угла, немедленного сбивания с ног и кровавой расправы (можно выбирать, в какую часть тела вцепиться и рвать). Ощущения сравнимы с игрой за Чужого в Aliens vs. Predator. Пес видит оставляемые человеком следы и может найти его по ним, он может взобраться на ящик и сбить врага в прыжке. Можно, конечно, бежать на него и в открытую, но такую атаку быстро срежут автоматной очередью. Да и справиться с несколькими людьми одновременно Шэдоу все-таки не под силу.
Плохой лейтенант
Его окончательно потерявший человеческие пропорции хозяин (несмотря на то что Retribution — вообще-то приквел, герой с каждой игрой выглядит все страшнее и страшнее) — полная противоположность. В первой же миссии Джек картинно бросает пистолет и идет в захваченный террористами телецентр с голыми руками. Там он ломает шеи, пробивает с ноги в прыжке и просто дает в морду примерно сотне разодетых в пух и прах фриков, время от времени отбирая у них оружие (в запасе только одна обойма, так что делать это приходится часто) и проводя какой-нибудь спецприем в slo-mo.
Само замедление тут можно спутать с имитацией последних секунд жизни героя в Hitman — прыгать-то в рапиде теперь нельзя, только целиться и уворачиваться от ударов. Что ж, кумиры теперь уже совсем не те, и среди подражателей модно брать пример с Gears of War, бронированные герои которого не прыгают, а переваливаются через забор. Казалось бы, тут все на месте — укрытия, стрельба вслепую, нормальный прицел (в прошлых частях, чтобы навестись на врага, нужно было удерживать обе кнопки мыши), но все время кажется, будто что-то не так. Игра нелепа от начала и до конца, поэтому уверенно сказать, что же в ней раздражает больше всего, довольно трудно. Вызывающая дешевизна, отсутствие вкуса и чувства юмора (разработчики полагают, что если у них всегда льет дождь и темно, значит игроки будут принимать комичных, уродливых персонажей, произносящих серьезные монологи, за героев нуара)? Грубая, устаревшая графика и анимация? Отсутствие чувства контакта с противником в драке (в наличии два приема и один блок)? Полное безразличие игрока к судьбам умирающих под дождем пластиковых персонажей?
* * *
А вот и нет. Больше всего раздражает сам факт того, что в 2010 году кому-то потребовалось перезапускать проходную, но веселую серию шестилетней давности для того, чтобы выпустить на ее базе еще одну проходную, только уже скучную игру, — пускай и с отдельной кнопкой для лая.
Формула игры: 80% Gears of War + 20% стелс-экшена с собакой
Оценка: 5,5