26 апреля 2010
Обновлено 17.05.2023

The Settlers 7: Paths to a Kingdom

The Settlers 7: Paths to a Kingdom - изображение обложка

У любого современного жанра есть своеобразные проекты-символы. Как, например, можно смотреть гангстерские фильмы и ничего не знать про «Крестного отца»? Можно ли интересоваться фантастикой, ничего не слышав о «Звездных войнах»? Наконец, как можно читать иронические детективы, не будучи знакомым с творчеством Дарьи Донцовой?

С играми примерно та же история. Нельзя, даже совершенно не интересуясь глобальными стратегиями, не видеть ни одной части Total War. Или, вообще не играя в квесты, пропустить эпизодические Sam & Max и Monkey Island. Предельно далекие от гонок игроки все равно ломали что-нибудь в Burnout или FlatOut , и даже среди людей, у которых вообще нет интернета, сложно найти того, кто не провел хотя бы несколько часов в Left 4 Dead.

The Settlers к седьмой части стала именно таким секс-символом жанра экономических стратегий: побывав в разное время узконаправленным хардкором, простейшей RTS про рыцарей и чем-то вроде интерактивного скринсейвера, она превратилась, наконец, в игру, которая интересна абсолютно всем.

В тридевятом царстве

До выхода многие воспринимали Paths to a Kingdom как прямое продолжение заданного в Rise of an Empire курса. Предыдущая, шестая игра про поселенцев была своего рода демонаброском, призванным лишь в самых общих чертах рассказать незнакомым с сериалом людям, как в это нужно играть.

Первые два часа все гарантированно восхищались высокодетализированной флорой и фауной, пока, наконец, не доходило до плотного изучения механики, которая была в несколько раз упрощена по сравнению с канонической The Settlers 2 (хотя по отношению к пятой игре, отчего-то ставшей клоном Warcraft 3 , это был явный прогресс). Поэтому истинные поклонники разумно предпочли вышедший годом ранее ремейк второй части, а новички недоумевали: «Это, что, и есть эти ваши глубокие и вдумчивые The Settlers?»

Так вот, седьмая игра сохранила и даже преумножила красоту и доступность Rise of an Empire, скрестив ее со всеми «экономическими» достижениями The Settlers 2.

Будь здоров, школяр!

По линии времени Paths to Kingdom шагнула дальше всех своих предшественниц, перебравшись из средневековья в ранний Ренессанс. Скучающая принцесса Зои живет в некотором царстве и мечтает стать великой правительницей. Престарелый король обещает передать ей бразды правления (при этом почему-то ехидно хихикая в мантию), если она пройдет своего рода испытание. Монарх отправляет дочь на покорение ближайших земель, приставив к ней энергичного и болтливого советника. Поход, конечно, получится непростой: на пути Зои встанут, помимо прочих, религиозные фанатики, подозрительные геологи и стереотипный хитрый испанец с усами Сальвадора Дали.

Неважно, играете вы в кампанию, скирмиш или мультиплеер, ваша первостепенная задача — построить развитое, экономически стабильное поселение, а потом уже приступать к выполнению конкретных поручений (подробнее о способах победить см. врезку). The Settlers — это, напоминаем, стратегия с непрямым управлением, и приказывать поселенцам напрямую нельзя. По сути, сами вы лишь расставляете здания и прокладываете между ними дорожки, остальное пузатые сельчане сделают сами. То есть надо не выстроить работающую экономику, но создать условия для ее эффективного развития.

Как должно выглядеть образцовое поселение? Склады ломятся от ресурсов, вовсю работают шахты, жители сыты и довольны, а у мясника на прилавке каждый день свежие сардельки. При этом для производства чего угодно требуется наладить поставки соответствующих ресурсов. Например, вам нужен священник. Священник ест колбасу и пьет пиво, в прочих условиях работать отказывается. Чтобы сварить пиво, нужна пивоварня. Чтобы работала пивоварня, с фермы должны привезти ингредиенты. А чтобы получилась колбаса, нужен мясник, свежатину которому приносят охотники (которых тоже, между прочим, нужно кормить — эти согласны хотя бы на рыбу).

Отдельные цепочки, в свою очередь, пересекаются с другими цепочками, и в итоге образуется целая производственная система. На примере все тех же священников: чтобы построить храм, нужны древесина и камень, последний добывается в шахтах, для работы которой нужно соответствующее здание со специальной пристройкой… В общем, масштаб происходящего более или менее понятен.

Помимо обычных зданий (домиков поселенцев, добывающих предприятий, шахт и прочих бытовых лачуг), предусмотрены и специальные. Самое главное из них — уже упомянутая церковь. Там тренируются клирики, которые выполняют здесь, ко всему прочему, роль исследователей — именно их нужно засылать в храмы и библиотеки.

Церковь к тому же нужна для покупки апгрейдов — например, если вы хотите ускорить работу своих жителей. Улучшения могут стоить как ресурсов, так и «очков престижа», которые выдают вам за строительство специальных объектов — фонтанчиков, памятников или декоративных золотых скамеек.

Духовная практика

Втянуться в новых The Settlers — дело считанных минут. Игра вызывает примерно те же ощущения, что и The Sims : ничего особенного делать в общем-то не нужно, монстры с дубьем и рогатинами в ворота не ломятся, но множество микродействий, при помощи которых мы строим свой город-сад, погружают в состояние транса — как будто отмокаешь в ванне после двухнедельного похода по грязным болотам.

В Blue Byte и правда пришли, наконец, к идеальной формуле. То есть, с одной стороны, тут действительно сложная экономическая модель, полностью рассказать о которой в рамках журнальной статьи просто невозможно: одной только руды шесть видов, а общее число ресурсов исчисляется десятками. С другой — никто не ставит перед вами каких-то невыполнимых задач и не подгоняет, возитесь с деревушкой сколько влезет.

Несложная кампания вообще праздник какой-то — выполнение сюжетных поручений можно оттягивать на часы и дни. Именно поэтому мультиплеер, где все завязано на скорости, в The Settlers никогда не был слишком популярен: это очень личная игра с персональными победами и переживаниями. То есть все эти сравнения с предыдущими частями, детальные описания механики и прочие технологические мелочи, уместные в любом другом материале этого раздела, тут совершенно бесполезны — нужно прочувствовать все самому. Ну а если не понравится, то здесь все еще можно провести несколько часов, любуясь природой, — графика в The Settlers по-прежнему бесподобная.

Правда, в определенный момент созидание и созерцание нарушается… войной. Все понимали, что совсем без битв не обойтись, другое дело, что в The Settlers 7 даже сражения выполнены компетентно и не отвлекают. Войска нанимаются в таверне (есть копейщики, мушкетеры, кавалерия и пушки) и отправляются в бой одним щелчком мыши, дальше про них можно забыть. Причем идти войной на соперника — не самый разумный ход: вас, скорее всего, расстреляют из укреплений еще на подходе. Поэтому врага лучше давить своим финансовым превосходством, а к услугам армии прибегать только тогда, когда нужно отвоевать шахты у разбойников.

* * *

В случае с такой прекрасной, умной игрой, как Paths to a Kingdom, хочется обойтись без традиционного абзаца о том, что экономические стратегии, мол, никуда не двигаются и никак не развиваются. «Сегодня мы все-таки хотим любить другие игры», — писал Александр Кузьменко еще в рецензии на The Settlers 2: 10th Anniversary. Прошло без малого четыре года, а мы все так же строим шахты, вырубаем леса и печем хлеб — и все еще не без удовольствия.

Серия не обзавелась никаким глобальным режимом, не переехала в онлайн и не адаптировалась под консоли, зато стала, наконец, одновременно самой красивой, глубокой и размеренной стратегией в мире. «Любить другие игры» снова переносится на следующий раз.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 9

Графика: 9

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Paths to a Kingdom объединила глубину второй части The Settlers с доступностью шестой. Новых идей по-прежнему мало, но лучше в рамках заданной механики просто не сделать.

Рейтинг: 8,5

«Отлично»

[[BREAK]] К успеху

Чтобы вобедить в The Settlers 7, нужно заработать определенное количество звезд, которые выдают за выполнение специальных условий. Это полный их список, включая самые нелепые

  • Стать единственным, кто нанял специальных торговцев и построил что-то вроде «коммерческого офиса».
  • Собрать шерсть и пошить одежду для голого великана.
  • Направить к Драконьему вулкану священников, чтобы они почесали чудищу спинку.
  • Захватить определенные контрольные точки на карте.
  • Захватить и укрепить больше контрольных точек, чем противник.
  • Прогнать с земель культистов и захватить их подпольные церкви.
  • Исследовать определенные технологии.
  • Удерживать высокий (пять пунктов и выше) «уровень престижа».
  • Обскакать противников по популяции крестьян.
  • Устрашить всех своей армией. У вас должно быть хотя бы на одного солдата больше, чем у врага, но ни в коем случае не меньше двадцати.
  • Развить свою церковь в целое аббатство.
  • Обогнать всех по золотозапасу.
  • Усмирить обитателей заколдованного леса, послав немного мяса оборотням.
  • Построить королевскую обсерваторию.
  • Заручившись помощью церкви, совершить скачок в технологиях и стать «деревней гениев».

Всему голова

Давняя народная мудрость: экономика каждой новой части The Settlers сложна и интересна настолько, насколько сложно и интересно в ней производство хлеба. Вот как этот процесс выглядит в Paths to a Kingdom

Чтобы построить ферму, нужна древесина. Наладить добычу нетрудно: достаточно возвести лагерь недалеко от леса и пристроить к нему домик дровосека, а дальше можно наблюдать за тем, как мужчина (часто — совершенно одинокий) орудует топором.

Чтобы дерево было готово для строительства зданий, его нужно обработать. Пристраиваем к дому какого-нибудь жителя специальный станок, и он выстругает из срубленных деревьев специальные заготовки.

Дальше можно начинать растить злаки. Выбираем участок земли попросторнее и строим ферму, а затем — две пристройки: ветряную мельницу и склад. Ждем урожая и перемалываем зерна в муку.

Наконец, можно печь хлеб. Поручаем его какому-нибудь жителю, построив рядом с его домом пекарню. Человечек сделает из муки тесто и испечет ароматные булки.

По-плохому

Blue Byte, как и практически любая немецкая студия-разработчик, никогда хорошей работой по оптимизации не отличалась: у многих предыдущая часть The Settlers неоправданно тормозила, да и просто глючила. Все уже вроде как привыкли, что, запуская экономическую стратегию родом из Германии, надо быть готовым ко всему. Но с Paths to a Kingdom все, казалось бы, в кои-то веки нормально: стабильная производительность, никаких багов. Но не одно, так другое — это третья после Assassin’s Creed 2 и Silent Hunter 5 игра Ubisoft, работающая с издевательской системой защиты, и вот с ней проблемы возникают регулярно.

Кроме понятных неудобств (нужно быть постоянно подключенным к Сети, иначе игра прервется), возникают и неожиданные. Во-первых, серверы по-прежнему иногда дают сбой, и вам просто не разрешают поиграть, только вот с «ассассином» их наладили более-менее оперативно, а с The Settlers все не слава богу до сих пор. Во-вторых, если скорость вашего интернет-соединения упала и ваши поселенцы застыли, совсем необязательно, что игру можно будет легко продолжить: нередко она, потеряв связь с сервером, вылетает и при следующей попытке запуска жалуется на отсутствие самых разных файлов. Обычно помогает перезагрузка Steam или компьютера, но однажды нам пришлось скачивать игру заново, так что советуем сделать резервную копию Paths to a Kingdom. Остается лишь один закономерный вопрос: если в Ubisoft не могут уследить за тремя своими проектами, что станет, когда с этой защитой будут работать десятки игр?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь