Limbo
Авторы Limbo говорят, что их игра выполнена в традициях немецкого экспрессионизма. В Германии после унизительного поражения в Первой мировой войне царили весьма мрачные настроения, ключевой темой произведений искусства непременно становились тоска, страдания и тщета всего сущего. Если бы в то время люди умели делать компьютерные игры, то одной из них наверняка стала бы Limbo — мрачная, черно-белая и про смерть.
Эмобой
Дорога Limbo к релизу схожа с тем путем, который прошли виды визуального искусства, перед тем как обрести форму компьютерных игр. Шесть лет назад художник Арнт Дженсен придумал мрачный образ, который тут же воплотил в серии рисунков. Позже был выпущен видеоролик, а спустя некоторое время — сформирована студия Playdead. Цель у новой команды была лишь одна: запечатлеть идеи Арнта в компьютерной игре. Так началась разработка Limbo. Живопись, кино, компьютерные игры — в списке Playdead вы не найдете литературы. Их игра — воплощенная эмоция, а история скорее повод, чем цель. За всю игру вы не увидите ни одной кат-сцены, не услышите ни одного диалога. Главный герой — мальчишка, попавший в странное царство теней в поисках пропавшей сестры, — вообще не произнесет ни единого слова! «Вы почувствуете одиночество и боль утраты, — говорит Арнт. — Мы хотим, чтобы игроки пережили серию тяжких испытаний, испытали страх и грусть, но, преодолев все трудности, все же ощутили радость».
Лимб — так еще называют регион ада, где содержатся праведники-нехристиане и некрещеные младенцы. Но разработчики не дают однозначного комментария насчет сеттинга или сюжета — вы вольны трактовать историю по собственному желанию.
Держись крепче
Может показаться, что Limbo — очередная безгеймплейная инсталляция вроде The Path. Это не так, Limbo — платформер. Вот только в этом случае мультфильм «Ежик в тумане» также можно было бы назвать платформером на том основании, что персонаж там прыгает, а наблюдаем мы его со стороны. Художественное исполнение Limbo держится на каком-то запредельном, недосягаемом уровне.
Типовая геймплейная ситуация в игре выглядит так: мальчик идет. Просто идет вперед, никого не трогает, ни с кем не дерется, ни на кого не прыгает. На его пути появляется озеро с пришвартованной у берега лодкой — парнишка отталкивает ее от мели, заходит в воду, потом запрыгивает в лодку, плывет. Таким зарисовкам самое место в сюжетных роликах, а чаще всего их вообще оставляют за кадром. В Limbo же акцентируются какие-то совершенно будничные моменты, и именно благодаря им игра завораживает. Сперва мы решили, что все дело в нестандартном ритме: замедлите платформер — и он тут же окажется арт-игрой. На деле все оказалось куда сложнее.
Главный программист Playdead потратил — внимание! — три года лишь на то, чтобы движения героя выглядели правдоподобно! Все, что умеет мальчишка, — это ходить, прыгать и хватать предметы. Но потенциал этих действий раскрыт в сотни раз полнее, чем в любой другой двухмерной игре. Герою сложнее бежать в гору, чем с горы, он немного сутулится, чуть приседает, когда спрыгивает с высокого уступа, смешно машет ручками во время бега — все это неслучайно. Через движения подается образ героя.
По сути, перед нами 2D-версия хоррора Penumbra , где игрока засасывало в экран, когда он страстно стискивал в кулаке личинку подземного червя. Главный герой Limbo — это плотный сгусток физических свойств, разжать который придется вам.
Мальчик будет таскать предметы, карабкаться вверх по стволам деревьев, раскачиваться на лианах в сумрачном лесу. С каждым уровнем жуткий мир игры будет становиться все злее, а сражаться с ним герой будет лишь голыми руками — в самом прямом смысле слова.
Здесь стоит вернуться к началу нашего рассказа. Limbo — мрачная игра, оттого физические пазлы тут будут оформлены весьма своеобразным образом. Например, вместо лестницы вам придется использовать… висящий в петле труп. Трупом же вы обезвредите медвежий капкан, по плавающим на поверхности воды мертвым телам будете прыгать, словно по островкам, и даже забросите тело под пресс, чтобы сработала гигантская смертельная ловушка.
Даже в свете всего сказанного выше не верится, что мальчишка может умереть, но поверьте, это случится, и не раз. Трепетный мальчик попадет в капкан, сорвется в пропасть, окажется придавленным многотонным блоком и даже проткнутым клешней неизвестного монстра, чье туловище скрыто от игрока в тумане. Разработчики много говорят о грусти и одиночестве, но, кажется, неосознанно они вызовут у игроков еще одно сильнейшее чувство. Мальчик получился невероятно достоверным, живым. Ему сопереживаешь, стараешься помочь, и вдруг — ах! — его убивают. Мальчика жалко.
* * *
Расписываясь в заочной любви к Limbo, мы не будем оригинальными — игра уже стала триумфатором минувшей IGF 2010, победив в номинациях «Превосходное визуальное оформление» и «Техническое исполнение». Настораживает лишь одно — на РС она пока не анонсирована. Разработчики в приватной беседе намекнули нам на такую возможность, и мы помним примеры Braid и The Misadventures of P.B. Winterbottom. Но спокойными могут быть лишь владельцы Xbox 360. Перейдет ли когда-нибудь Limbo из юрисдикции мультиплатформенной «Игромании Лайт» в ведомство большой «Игромании» — пока большой вопрос.
Формула игры: 50% The Path + 40% геймплея + 10% тоски
Пока вы ждете:
- The Dishwasher: Dead Samurai — Xbox 360
- Linger in Shadows — PS3
- Saira — PC (7/10, «Игромания» №2/2010)