Руководство и прохождение по "Римская империя (Pax Romana)"
До недавнего времени в этом сегменте рынка глобальных стратегий единолично правила “Europa Universalis” во всех видах. Отличная историческая стратегия не знала конкурентов. Но вот появилась игра, собравшаяся потеснить “Европу” на троне. Причем понятие клона даже близко здесь не применимо — работа над игрой началась аж десять лет тому назад, когда “Европы” не было даже в мыслях.
Результатом всех этих стараний стала игра, в которой вам предстоит управлять Римом во всех его проявлениях — от ранней республики, страшащейся Карфагена, до расцвета Империи с победами Цезаря. Причем можно играть как в полноценную игру со всеми политическими интригами и постоянно ускользающей из рук властью, так и в облегченную стратегическую версию, где вы являетесь единоличным лидером страны. В последнем варианте игра больше похожа на “Imperialism” — за исключением того, что любое завоевание бесполезно без умелых дипломатических действий.
Однако героем года “Римская империя” все же вряд ли станет. Авторы включили в игру тонны информации, но плохо определились с тем, что важно, а что нет. В результате можно часами блуждать в списках сената, но так и не узнать, сколько лет вашему главному герою. А уж был ли ваш кандидат в консулы раньше цензором — вообще нереально выяснить, если не записывать все свои политические победы на бумажку. Эти мелочи отравляют жизнь, тем более что игра идет в реальном времени и поначалу пугаешься гигантского количества событий, одновременно происходящих в мире. Потом первоначальный испуг проходит, и понимаешь, что все не так уж и сложно. Но все же эта неорганизованность не позволяет выделить игре корону. Хотя и с орденом она может доставить немало удовольствия понимающему игроку.
Интерфейс
Не то чтобы эта деталь игры была очень сложна, но все же стоит уделить ей некоторое внимание. Так, начинать его рассмотрение стоит все же с выбора фракции. Дело в том, что характеристики показаны в обобщенном виде у лидера (слева) в виде суммарных показателей экономической, политической и военной мощи фракции. Более развернуто их можно увидеть справа, в виде описания конкретных накоплений. Однако стоит все же ориентироваться на личные характеристики лидера и обобщенные показатели. Лидер личным вмешательством может поменять многое, а некоторые развернутые показатели (типа количества провинций под контролем партии) могут вообще сбить с толку начинающего игрока.
На основном экране игры в правом верхнем углу расположена миникарта с несколькими возможными режимами (военный, экономический, дипломатический и административный). Также здесь можно узнать о состоянии римской казны, настроениях плебса, и увидеть текущую дату. В левом верхнем углу — табличка сведений о выбранной области. Справа по краю экрана расположена панель действий, которые можно производить в активном режиме карты. Те, что допустимы к применению, подсвечиваются.
Нижний интерфейсный блок состоит из нескольких частей. Слева — портрет лидера: щелкнув по нему, вы можете попасть во дворец. Здесь же можно узнать состояние казны фракции и основную характеристику в выбранном режиме карты (например, в военном режиме — количество армий под вашим командованием). Еще здесь есть кнопка, позволяющая попасть в наиболее необходимое меню этого режима (например, для военного — в список армий). Правее расположена панель стратегм. Это своеобразные козырные карты игры, которые выдаются фракции согласно ее политическим взглядам. Также стратегмы приносит фракции ее лидер (у каждого — свой набор). Выбираются они случайным образом, и на панели одновременно отображается не более трех стратегм (хотя доступными могут быть гораздо больше). Доступные к применению стратегмы подсвечены. Еще правее расположена панель действий, на которой производятся основные манипуляции с игрой.
В самом низу расположены кнопки сообщений и переговоров (chat), а также дневник. По кнопке сообщений можно вновь просмотреть основные события игры в полном формате. Дневник отображает абсолютно все события, но, в силу огромного их количества, малоинформативен — у вас просто не хватит времени отследить все, что в него поступает.
Функции карты в каждом конкретном режиме будут рассмотрены в соответствующих разделах описания игры.
Политика
Рим — это, прежде всего, большая политика. Это форум и сенат, консулы и цензоры, всадники и плебс. Не стоит думать, что на политику можно не обращать внимания, и показывать себя только на поле боя. Проиграв битву за политические посты, вы с удивлением обнаружите, что вам осталось управлять только собственным капиталом — все остальное в руках у более удачливых политиков. Поэтому, чтобы не оказаться вне игры, начнем именно с политической арены.
По сути, вся игра вертится вокруг шести фракций (они же партии) Рима (выбравшие стратегический режим могут это не читать — им это ни к чему). Причем недостаточно захватить все посты на конкретных выборах. Через год у вас может не хватить средств на политическую победу и власть стремительно уплывет из рук. Кроме того, вкладывать все в политику нерационально — не будет никакой возможности реализовать плоды своих побед. Поэтому все посты вам и не нужны. Нужен четкий расчет, что и когда брать. К примеру, сразу два консула вам и не нужны — одного более, чем достаточно. А если так хочется задавить инициативы противника, то полезнее будут трибуны. Но обо всем по порядку.
Нельзя сказать, что фракции радикально различны между собой. Но все же некоторые, свойственные только ей, козыри есть у каждой фракции. Плутократы могут выиграть игру, если богатство фракции превзойдет богатство вторых по этому показателю в Риме в два раза. Кроме того, у них есть эффективные механизмы финансового управления; и позиции плутократов в экономической сфере традиционно крепки, как за счет изначальных активов, так и за счет большого набора экономических стратегм. Популисты могут выиграть за счет вдвое большей популярности, чем у второй по этому показателю фракции. Также им доступно много стратегм, непосредственно действующих на популярность. Аристократы способны выиграть, если их влияние будет вдвое большим, чем влияние следующей по этому показателю фракции. И у них достаточно средств политического воздействия на влиятельных лиц. Остальные партии не столь ярки. Прогрессисты — сторонники решения всего и вся в суде (но это сложный путь, при неправильном отыгрыше полностью лишенный преимуществ), империалисты полагаются на военные победы, а изоляционисты берут понемножку ото всех, даже не пытаясь как-то выделиться.
Как правило, четкие временные рамки в игре не обозначены. Но, если в условиях сценария сказано, что Цезарь должен стать пожизненным консулом, а остальные могут выигрывать по очкам, то, если Цезарь умер, не добившись своего, то 1 января следующего года всем остальным грозит неминуемый подсчет итогов. И тот, кто понадеялся на долгосрочные перспективы, имеет хорошие шансы их не дождаться.
Как же можно выиграть? Для начала скажу, как можно проиграть. Самый простой способ — потерять Рим или довести удовлетворенность плебса до -100. Также в сетевой игре один из игроков может проиграть, если его популярность достигнет -100 или лидер его партии, провозглашенный пожизненно, будет убит, не проправив 10 лет. В одиночной игре все это просто закончит игру.
Выиграть игру проще — либо выполнить условия “внезапной смерти” для популистов, плутократов или аристократов, либо лидер вашей партии станет пожизненным консулом и останется таковым в течение 10 лет. Также можно выиграть, набрав больше всего очков победы (о чем немного позже).
Ну вот, о высоких материях мы закончили, будем переходить к частностям.
Важнейшие термины
В игре много важных понятий, которые сразу же бросаются в глаза, но вот узнать о них что-то можно только после тщательного изучения руководства пользователя и неоднократного прохождения обучающих миссий. О них-то мы сразу и поговорим.
Первое, что нужно запомнить: цифровые характеристики здесь переменчивы и, можно даже сказать, фальшивы. То есть очки управления, отображающиеся на основной панели игры — вещь постоянная и показательная, а вот то же самое у вербуемого всадника — вещь не абсолютная, а всего лишь временный показатель его крутизны. После его вливания во фракцию вы более ничего не сможете узнать об этом самом всаднике, зато необходимая числовая характеристика фракции увеличится на какое-то количество единиц.
Влияние — самый первый и важный показатель игры. Именно влияние вносит основной вклад в окончательный подсчет очков у победителя игры. Любое действие в игре приносит или уносит очки влияния. Объявили войну — вряд ли ваше влияние увеличится. Победили в серьезной битве — и ваше военное влияние подскочит до небес. Влияние делится на политическую, экономическую и военную сферы. Но не думайте обскакать всех, набирая очки в одной из них — выиграть можно только при гармоничном разностороннем росте. Однобокое развитие приведет к провалу. Про рост своего влияния можно узнать в своем дворце.
Популярность. Важный параметр, влияющий на успех ваших кандидатов на выборах. Как правило, идет рука об руку с влиянием (хотя популярность еще сильно растет от проведения игрищ), но найти показатель популярности невозможно. Так что ориентируйтесь на показатели конкретных событий и старайтесь, чтобы количество плюсов было по крайней мере равно минусам.
Ценз. Основной фактор успеха на выборах. Определяется количеством и качеством контролируемых всадников.
Очки управления. Те же самые всадники своим вступлением во фракцию приносят очки управления. Штука исключительно полезная, учитывая то, что строительство инфраструктур и торговых путей требует расхода не только денег, но и очков управления.
Очки победы. Полновесные очки, которые можно заработать, выполняя задания, предлагаемые во дворце. То же самое влияние, только зарабатываемое другими методами и в гораздо более крупных дозах. Хотя и получить эти самые очки гораздо сложнее.
Голоса. Голоса — они и есть голоса. Их отдают на выборах и при голосовании в сенате. Однако стоит отметить, что голоса, как и многие подобные цифры в игре — вещь в себе, и определить то, сколько же у вас будет голосов в сенате в этом году, можно только непосредственно по входе в сенат. Конечно, чем удачней прошли для вас выборы и чем больше сенаторов были завербованы в ваши ряды, тем количество голосов будет выше. Но на то и искусство выигрывать, чтобы побеждать в сенате даже с минимумом голосов.
Это важно: сенаторы и лидеры партий смертны. Так что со временем количество голосов у всех партий будет только убывать. Не забывайте об этом и регулярно вербуйте сторонников.
Деньги. Ну что можно сказать о деньгах? Кто платит, тот и правит Римом. Только вот денег никогда не бывает много, так что не надейтесь за все заплатить.
Кто есть кто
Мало знать термины, нужно еще и представлять, кто есть кто в Риме. На первый взгляд, это кажется очень непростым, но я попытаюсь помочь. Дело в том, что в Риме существует понятие “пути чести”, серии этапов, которые римлянин должен последовательно пройти в своей карьере, чтобы его считали добропорядочным гражданином. Согласно этому правилу, посты надо получать именно последовательно, иначе шансы быть избранным у кандидата сильно уменьшаются. Также уменьшаются шансы кандидата, если он не достиг определенного возраста, с которого становится возможным избрание на высокие правительственные посты.
Это важно: обязательно обратите внимание на то, что в римской политической системе значение политика после ухода с поста не пропадает, а меняется, выделяя ему, таким образом, “вторую жизнь”.
Квесторы и эдилы. Мелкие должности, которые компьютер самостоятельно распределяет по фракциям. Никаких обязанностей, только возможность получать некоторый доход в виде политического влияния и денег от получившего должность и гордиться: “А вот мои всех эдилов на нынешних выборах получили!”. Те же материальные выгоды получаются также и от преторов, консулов и цензоров. Только их можно узнать еще в процессе выборов.
Преторы. Первая ступенька политической карьеры. Причем особенность преторов в том, что каждый из них — конкретная должность, городской и по иностранным делам. По большому счету, ценность преторов начинается после того, как они уходят со своего поста. Если на тот момент оказались без губернаторов одна или две провинции, то преторы автоматически станут губернаторами там. Ну, а если нет — тогда деньги были вложены в них бестолково. Правда, городской претор во время действия своего мандата автоматически является губернатором провинции Италия, а это уже что-то. Правда, он не может быть коррумпированным, но выгоды от такого поста могут быть огромными.
Консулы. Выбираются парой, и только после избрания определяется, кто будет первым консулом, а кто вторым (по старшинству). Два консула абсолютно не нужны (если вы только не надумали лишить оппонентов права голоса). А могут консулы внести вопросы на повестку дня в сенате и управлять наиболее крупными армиями. Первый консул, кроме того, получает право вносить вопросы на голосование первым, получит наиболее перспективные армии и флоты (кроме тех, которыми командуют проконсулы), реагирует на большинство событий (то есть решает, вступать или нет в войну на стороне союзников и т.п.) и формирует войска, если сенат выделил на это благое дело деньги.
Это важно: кроме консулов, существует институт проконсулов. Политическая власть у последних полностью отсутствует, зато они остаются командовать полученным на прошлый год войском в течение 3, 5 или 10 лет. При этом дополнительно подтверждать что-то в данном случае не надо. Только вот узнать, какой именно срок сейчас действует или как-то изменить его не получится — в игре это не предусмотрено.
Цензоры. Плох цензор, не побывавший ранее консулом. Благо правила старшинства у них те же. Первый цензор отвечает за правосудие в Риме, а также защищает свою фракцию от судебного преследования (но было замечено, что фракцию второго цензора также не подвергают судебным искам). В случае гибели консулов всегда готовы их подменить. Избираются не каждый год и, как правило, не парой, а по одному.
Губернаторы провинций. Должность не выборная — ими становятся преторы после завершения срока действия мандата (если на тот момент есть свободные провинции). Хотя, если вдруг свободных провинций оказалось больше, чем преторов, то есть продуманная система того, как будут вступать в управление другие магистраты (проконсулы и пропреторы). Губернаторы осуществляют административную и военную власть в провинциях. То есть строят дороги, вырубают леса, укрепляют города и т.д. Чтобы не путать с прочими войсками, запомните — консул, как правило, получает наступательную армию, а губернатор руководит силами, которыми он будет усмирять мятежи и оказывать сопротивление вторгшимся противникам.
Диктатор и начальник конницы. Выбрать этих деятелей может предложить один из консулов, если выполнены два из трех условий: началось вторжение в Италию, уровень удовлетворенности плебса ниже 10 или Рим находится в состоянии войны не менее, чем с 3 народами, один из которых — крупный. При этом диктатор становится верховным главнокомандующим всеми военными силами Рима и выполняет в этом году функции, аналогичные первому консулу. Начальник кавалерии в данном случае — всего лишь заместитель диктатора.
Если влияние хотя бы одной фракции Рима достигнет 4000, то сенат сможет выбрать пожизненного консула. В первый год и последующие годы он выполняет функцию первого консула, но далее первый консул выбираться не будет (только второй). Кроме того, пожизненный консул — верховный главнокомандующий всеми силами Республики. Ну, и еще ему достаточно проправить 10 лет, не померев в процессе — и победа фракции обеспечена.
Император. Фракция, получившая в свои ряды пожизненного консула, может продвинуть в сенат и вопрос о переводе его в императоры. В этом случае место Республики занимает империя, а императору достаточно продержаться на троне всего год для победы в игре.
Трибуны. К их выборам игрок вообще никакого отношения не имеет. Их количество постоянно и равно 10, причем к популистам и прогрессистам автоматически приписаны по одному трибуну, а за остальных могут бороться любыми доступными методами все фракции. Трибуны нужны для проведения/блокирования вопросов в сенате.
Всадники. Сословие коммерсантов в Риме. Скупаются во время ваших походов на форум. Никак не выбираются — это наследственное. Обеспечивают экономический рост фракции (как в виде очков экономики, так и в виде непосредственного дохода) и поддержку на выборах. Запомните — всадников много не бывает.
Выборы
Итак, выборы — время махинаций и приобретения основной части политического влияния. Всего на них “разыгрывается” 6 должностей. Сколько нужно занять, чтобы победить? Очень желателен пост консула (не важно, какого), пост цензора и весьма полезен пост городского претора (и управление Италией в следующем году). Если вы собираетесь вести агрессивную игру, цель которой — контроль над провинциями, то важнее будет забрать себе посты обоих преторов. В любом случае — попытка захвата абсолютно всех постов является ненужной и бесполезной тратой средств.
Начало выборов наступает с выдвижением кандидатов. Выдвижение проходит в начале года, и я бы рекомендовал его не пропускать. Дело в том, что компьютер иногда весьма странно выбирает кандидатов на те или иные посты. Даже создается впечатление, что ушлые кандидаты подкупили его, чтобы обеспечить себе место в команде выбираемых. Поэтому лучше назначьте их самостоятельно. Надо ли назначать кандидатов на все посты? Почему бы и нет, денег за это не просят. А вот нужно ли будет поддерживать кандидата в процессе выборов — там и решится. Через какое-то время наступит пора непосредственной поддержки кандидатов и распределения трибунов. Последние приобретаются примитивным подкупом или при помощи стратегмы “Шантаж” (со стратегмой — автоматический перехват одного из чужих трибунов).
Это важно: и все же существуют некоторые правила назначения кандидатов. Это: шансы молодых кандидатов (не достигших возраста, необходимого для поста) и не прошедших предыдущего поста в иерархии, ниже; одновременно можно претендовать лишь на один пост; в выборах не участвуют лица, находящиеся вне Рима; два года подряд нельзя выдвигаться на один и тот же пост.
Это интересно: видимо, при выдвижении кандидатов компьютер очень четко учитывает правила по поводу возраста и “пути чести”, заранее исключая не соответствующих по этим параметрам из претендентов в кандидаты. Но может получиться и курьезная ситуация, когда наилучшими кандидатами будут непопулярные старики, не пускающие вперед перспективную молодежь. Вот тут мы и вмешаемся.
Итак, кандидаты выбраны и назначены. Наступила пора поддержки (приблизительно полгода). Однако, обнаруживаем, что у некоторых кандидатов уже есть кое-какое лидерство. Откуда оно взялось? А это уже ранее упомянутые ценз от всадников и популярность партии. Плюс, разумеется личные качества самого кандидата. Оценивайте ситуацию и уж тогда начинайте поддерживать тех или иных своих кандидатов. К примеру, если один из противников у одного из ваших кандидатов в консулы имеет прямо-таки запредельные характеристики, то лучше попытаться поддержать другого своего кандидата. И вообще, лучше ориентироваться на соперников, чем на характеристики своих кандидатов. Свои все равно примерно равны, а если какой-нибудь Цезарь изначально набрал обороты, то вы можете не победить его, даже вложив громадные средства. А ведь у него остается право на аналогичные действия.
Итак, кандидаты, оставленные без присмотра, проигрывают. А ведь мы хотим выиграть! Что мы можем вложить? Бесплатно — стратегмы и речи в поддержку кандидатов. За деньги — раздать хлеб, подкупить избирателей и устроить насилие на выборах. Плюсы бесплатного — это вам ничего не будет стоить. Минусы — стратегмы, как правило, одноразовы, поэтому их стоит поберечь в качестве решающего козыря для важной ситуации.
Это интересно: как правило, полезней стратегмы, увеличивающие эффект от своего кандидата. С стратегмами наподобие сатирических пьес часто возникает ситуация, противоположная ожидаемой — очерняемый кандидат резко поднимается в рейтинге.
Это важно: не обязательно расходовать все очки речей сразу же и одномоментно. Их можно потратить частями — эффект от количества потраченных очков прямо пропорционален их затратам.
Хлеб раздается за деньги, причем, как и любое другое финансовое действие — за деньги вашей фракции. Затраты на раздачу вычисляются на основе текущих цен на хлеб в Италии, причем раздать хлеб можно не чаще раза в месяц для одного кандидата и с каждым разом цены все больше будут расти. При этом в количестве раздач вас никто не ограничивает, но их будет не больше, чем количество хлебных ферм, которыми вы владеете, плюс один. Ну, и главный плюс раздач хлеба — это действие не преследуется по суду.
Подкуп избирателей одноразов (для каждого кандидата), всегда дает небольшой положительный эффект, но есть высокие шансы на привлечение кандидата к суду за противоправные действия.
Насилие на выборах (угрозы кандидату конкурентов) может дать эффект от среднеположительного до сильноотрицательного (до 80% прироста к шансам на успех у жертвы угроз) и также приносит вашему кандидату серьезный шанс на привлечение к суду. Однако тут есть возможность немножко контролировать процесс — шанс на успех предприятия зависит от хитрости лидера фракции, а повторные угрозы одному и тому же кандидату всегда будут приносить отрицательный эффект. Кроме того, есть и противодействие насилию — применение телохранителей. Но учтите, что телохранители сами снижают шансы на успех у кандидата — римляне не любят трусов.
Это интересно: если вашего кандидата избрали на пост, то его уже нельзя преследовать по суду за подкуп и угрозы. Запомните это и применяйте противоправные действия только тогда, когда выиграть реально, но только с ними.
Когда все следует применять? Бесплатные меры лучше поберечь до конца года, а вот хлеб надо раздавать в зависимости от ситуации. Если вы и так побеждаете, то он вам может вообще не понадобиться. Если надо многое наверстать — лучше тратить его с самого начала, чтобы каждый месяц получать выгоды от этого. Насильственные меры — всегда напоследок.
Вообще существуют две стратегии проведения выборов. Если ваш кандидат изначально популярнее остальных, то можно даже вложиться в телохранителей, сразу же опустить кандидатов соперника при помощи запугивания или отрицательных стратегм и потом только поддерживать в течение года его позицию. Если вы проигрываете пост (особенно, если являетесь третьим-четвертым по популярности), то наилучшим решением будут периодические раздачи хлеба и мощный финишный рывок с применением всех доступных средств. Основа для этих стратегий — два наблюдения. Согласно первому, компьютер не прилагает серьезных усилий, если лидер на пост очевиден и затраты на погоню за ним нерациональны. Второе — в роли лидера компьютер применяет насилие и отрицательные стратегмы к следующему за ним кандидату. Причем, как правило, к последнему месяцу все подобные меры уже израсходованы и в запасах есть только небольшое количество денег на положительные эффекты для своего кандидата.
Есть еще возможность поддержать чужого кандидата в случае, если вы не выставили кандидатуру своего на какой-то пост. Что я могу на это сказать? Ну, если вы совсем никуда не желаете выдвигаться, потому что нет денег… Поддержать чужого депутата можно, только израсходовав свои очки речей. Так они ж своим нужны…
Форум
Предположим, что ваш первый год в римской политике завершился успешно и, увидев 1 января нового года результаты выборов, вы таки попадаете на форум. Несмотря на заявления о порядке входа в Сенат, у вас всегда будет не более 30 секунд на пребывание на форуме. Это совсем немного — как правило, хватает только на одно действие в одном из заинтересовавших вас мест. Если очень повезет — на два. Сбегать в два разных места точно не получится. Проверено. Причем не стоит верить компьютеру, предлагающему за вас управиться со всеми делами на форуме. Во-первых, получив полный контроль, он демонстративно выполняет не более 2 операций, причем выбирает он их сам и приоритеты у него более, чем странные. Например, одна из более важных операций для электронного мозга — взятие займа на 50-60 монет. Такая сумма вряд ли спасет отца римской демократии, а потом придется еще и проплатить проценты по ссуде. Так что выберите то, что понадобится вам в будущем году, и постарайтесь получить это в полном объеме. А вот что есть на форуме.
Бани. Здесь базируются римские сенаторы. Причем они там собираются компаниями по интересам — экономисты, политики и военачальники. Первые приносят больше денег, вторые — больше голосов в сенате, третьи — полезны как потенциальные военачальники. Ну, и любые сенаторы — ваши потенциальные союзники в борьбе за различные позиции в римской политике. Как привлечь сенатора на свою сторону? Выплатить его долги, увлечь его своими речами (они зависят от политического влияния и половины оценки ораторского искусства лидера фракции) или применить стратегмы типа “Свадьбы”. Сенаторы, принадлежащие одной из фракций, переманиваются на вашу сторону куда труднее независимых, но победа будет приятней — удастся ослабить соперника.
Базилика. Место сборищ всадников. Похожа на бани, за тем исключением, что всадники всегда в одной кучке, речевое воздействие на них базируется на несколько другом принципе (очки привлечения всадников состоят из половины вашего политического, трети оценки ораторского искусства лидера фракции и его экономических очков. А также — прочих, менее значимых критериев), да и стратегмы носят другой характер. Например, плутократы обладают большим количеством стратегм “Деловой успех”, дающим им возможность переманивать на свою сторону всадников целыми толпами, причем без малейших денежных затрат.
Таверна. Здесь организуются представления, повышающие популярность фракции у населения. Всего их 3 типа — гладиаторские бои, скачки на колесницах и театральные представления. Можно как устраивать представления самому, так и дискредитировать представления конкурентов. Правила простые — выбирается тип представления и платится стоимость (чем больше стоимость — тем раньше оно пройдет). В начале года эффект от представления выше, но ложка, как известно, дорога к обеду. А популярность, соответственно — к выборам. Для театральных представлений можно выбрать представление, как прославляющее вас, так и сатиру, очерняющую конкурента. Но любые отрицательные действия могут, как водится, сыграть и против вас самих. Ну, и не забывайте, что у некоторых фракций есть большое количество стратегм, усиливающих эффект от представлений или увеличивающих их количество. За представления вы платите деньгами, и количество их может быть не более 3 (если не была использована специальная стратегма).
Храм Весты. Древние римляне были весьма религиозны, так что знамениями можно достичь того же эффекта, что и огромными затратами в подкуп избирателей, и раздачами хлеба. За знамениями следует обращаться к верховному жрецу и он выдаст их (или не выдаст, если накопленных очков религии недостаточно). Причем мрачные знамения он может выдать и бесплатно, но какая в этом выгода? Очки же религии накапливаются в зависимости от контролируемых вами авгуров и затрат на предыдущие жертвы богам. Первый показатель никак не контролируется. А вот жертвы — чем они чаще, тем эффект от них больше. Кроме того, за особо большие жертвы вам могут выделить стратегмы, иначе никак не доступные.
Банк. Получение займов и выдача ссуд. Место совершенно бесполезное. Если у вас нет денег — займы не помогут. Если денег очень много — нечего кормить конкурентов, пусть сами придумывают, как жить.
Таким образом, на форуме в начале года формируется ваша стратегия на весь год. Или это долговременные инвестиции в сенаторов и всадников с небольшим, но постоянным эффектом в политической жизни. Или же, наоборот, это мощные одноразовые воздействия из таверны или храма. Все зависит от общей политики партии. Так, для плутократов выгоднее нанять всадников, а популисты более склонны к игрищам и театральным представлениям.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Сенат
30 секунд на форуме истекли, и вас принудительно загнали в Сенат. Жалко, что не удалось купить еще пару всадников, но пора приступать к решению политических вопросов, которые изменят судьбу римского народа в наступающем году. Здесь опять действует временной лимит. Если вы миллионер и смогли заполучить обоих консулов в свою фракцию, то у вас есть аж 5 минут. Если консул только один, то на полминуты меньше. Если же в текущем году с консулами облом — через полминуты придется покинуть помещение. А что еще делать тут человеку, который даже толком не может повлиять на развитие политики?
Это интересно: первая из кнопок в нижнем ряду — информация о консулах. Настоятельно рекомендую поинтересоваться, особенно, если один из них — ваш. Все же будете знать, кто старший.
Далее вам предстоит выбрать вопросы, которые вас наиболее интересуют, то есть представить свои предложения по военным, дипломатическим, политическим, административным и чрезвычайным вопросам. Вопросов может быть представлено сколько угодно, но однотипные автоматически будут исключены из повестки дня. Например, если вы предложите выделить 100 монет на формирование армии, то ваше предложение будет снято с рассмотрения, если кто-то выдвинет предложение о бюджете в 200 монет.
Это интересно: любое предложение (и последующее голосование) повлияют на ваше влияние и популярность. Иногда имеет смысл проголосовать против своего же предложения, если очевидно, что оно не наберет голосов, а выиграть с ним уже не удастся.
Военные вопросы включают в себя рассмотрение бюджета на формирование новых отрядов и назначение командиров в действующие армии (из числа проконсулов).
Дипломатические вопросы имеют большое значение для политического варианта игры, так как, кроме как в нем, у вас не будет других вариантов объявить войну или заключить мир. А поскольку дипломатия требует много времени на рассмотрение всех вариантов решения вопроса, то без консула заниматься дипломатией бесполезно.
Политические вопросы — проблемы налогообложения, правосудия, гражданства, раздачи хлеба и земель, и устройства отличий. Как правило, любой вопрос из первых четырех тем можно решить как в сторону усиления воздействия, так и в сторону ослабления. Причем обычно существует несколько степеней воздействия (от слабой до сильной). Обычно эти вопросы выносятся на повестку дня для повышения собственного влияния и популярности (даже если они и не будут приняты). Отдельного внимания заслуживает вопрос об отличиях. Если вам нечего предложить — устройте хотя бы триумф. Это гарантированное повышение влияние и популярности у предложившего. То же нужно сказать и о голосовании за триумф — всегда за.
Административные вопросы — решение варианта управления провинциями, если без управления остались более двух провинций.
Ну, и остались только вопросы чрезвычайных ситуаций. Это назначение диктатора, смещение верховного жреца, предложение о чеканке монеты и предложения о провозглашении пожизненного консула и императора. Особенность этих вопросов в том, что при провале предложения предложивший его серьезно теряет в популярности и влиянии. Так что с такими вещами не шутят.
Сформировав список вопросов, можно перераспределить их по повестке дня, как это вам будет удобней. Хотя большой разницы от размещения тех или иных вопросов не замечено.
Дебаты в сенате
Когда список вопросов сформирован, он выносится на голосование. В списке присутствуют все вопросы, выдвинутые обоими консулами (за исключением снятых по тем или иным причинам). Кроме того, на голосование могут попасть вопросы, выдвинутые трибунами (один трибун — один вопрос). Для этого необходимо использовать стратегму трибуна в перерыве между объявлением итога по одному голосованию и началом следующего. Также трибун может наложить вето на неугодный для вас вопрос (до окончания голосования по вопросу).
При процедуре голосования можно перемещать время голосования своей фракции относительно времени голосования других фракций. Голосовать последним часто очень выгодно. Особенно учитывая то, что нейтральные сенаторы всегда голосуют последними и чаще всего не меняют сложившейся картины. В таком случае у вас перед глазами будет весь расклад по голосованию и возможность изменить свое решение, если оно будет вам более полезно именно в таком виде. В борьбе за лишнее очко влияния оказываются хороши все средства…
Карта мира
Основной вид карты уже был рассмотрен в разделе интерфейса. Настало время снова вернуться к карте и уточнить то, что мы уже о ней знаем.
Война
В военном режиме на карте отображаются войска и флоты, штормы на море и снегопады на суше, а также отображается рельеф местности. Последний влияет на скорость передвижения войск и стоимость строительства дорог в данной местности. На военной карте действует туман войны, не позволяющий видеть то, что находится далеко от контролируемых вами территорий.
На нижней панели интерфейса можно увидеть количество контролируемых вами армий и флотов, а также — по специальной кнопке — попасть в список ваших армий.
Панель управления по правой стороне экрана в военном режиме при выбранном отряде может предложить следующие действия (в зависимости от того, где находится отряд) — завести отряд в город, штурмовать вражеский город, назначить командиров армиям, провести реорганизацию отряда, провести высадку десанта/высадку на берег, начать блокаду вражеского порта.
Отряды. В игре много разнообразных армейских подразделений, но отличий между ними не столь много. На поле боя бал правят легионы и никто с ними в этом деле сравниться не может. У прочих народов — тяжелая пехота. Единственный недостаток этого рода войск — слишком низкая скорость передвижения. Но это с лихвой компенсируется эффектом на поле боя. Легкая пехота, лучники и пращники способны обстреливать противника перед боем, нанося небольшой ущерб. Но не стоит переоценивать их — толпы лучников битвы не выиграют. Конница в игре ослаблена и необходимость в ней сводится к тому, что она обеспечивает разведку и узнает, что и как у противника. Также она занимает два места при транспортировке на кораблях и не принимает участие в штурме крепостей. Вместе с новыми отрядами создаются повозки снабжения, обеспечивающие снабжение отрядов в голодных районах. Выбор отрядов у флота еще меньше — только галеры и транспорты. И хотя транспорты также могут сражаться, но лучше их до боя не допускать.
Наиболее важны характеристики опыта (от них зависит количество урона, наносимого противнику), дисциплины (правильность выполнения маневров) и боевого духа (как долго отряд может сражаться и нести потери). Все характеристики со временем и участием в битвах растут, так что ветераны-легионеры имеют хорошие шансы уничтожить любого противника.
Военачальники. Правильное назначение командования имеет не меньшее значение для успеха в боевых действиях, чем подбор войск. Причем к каждому военачальнику может быть прикомандировано до трех вспомогательных командиров для помощи в командовании и на случай его внезапной смерти. Всего у командира 3 характеристики — военный талант, военная хитрость и статус командира. Первая отвечает за количество доступных командиру видов тактик и качество их исполнения. Вторая позволяет предвидеть, какую тактику выберет противник, и позволяет применять некоторые стратегмы. Третья отвечает за количество доступных для командования отрядов. И эта третья — самая интересная. Дело в том, что много отрядов под командованием военачальника — это чаще всего очень плохо. При этом характеристики военачальника падают и он может скомандовать только лишь: “Бейте их!”. В результате малочисленные, но более организованные отряды сокрушают гигантские армии почти без потерь. Какова оптимальная численность отряда? В численность отряда входят только боевые отряды (без повозок снабжения). Каждый командир имеет свой статус командования. Для консула/проконсула это 7 единиц, губернатор/претор — 5, прочие командиры — 2. При этом, хотя во главу отряда лучше все равно ставить более ценного командира, но статусы всех остальных командиров складываются, и получается общее число, которым может командовать военачальник. То есть, теоретически у консула с 3 проконсулами под командованием может быть 28 отрядов. Практически же 10-15 отрядов вполне могут справиться с любыми задачами, особенно если среди них есть легионы.
Это важно: не забывайте в начале года проследить за состоянием военачальников в войсках. Ситуации могут быть самые различные — отзыв сенатора в Рим, смерть военачальника, истечение срока действия мандата проконсула и т.д. А это — переходы армий из рук в руки, уменьшение числа командиров. И образцовая в прошлом году армия в этом году может быть неуправляемой толпой.
Контроль и принадлежность. Мало с боем отобрать область у противника, нужно еще и получить права на нее. А это уже область действия дипломатии. То есть, пока не заключен мир с противником, владельцем области остается тот, кто ее изначальный хозяин. А вот контролирует (а значит, и перекрывает торговлю и управление областью) тот, кто последний привел войска в область.
Снабжение и истощение. Как это ни странно, но войска в игре едят. Снабжаться может отряд, который находится на территории, граничащей с вашей или дружественной, или если территория граничит с морем, где расположен ваш флот. Отряды, которые не снабжаются, несут потери от истощения, и могут погибнуть, так и не побывав в боях. Тем не менее, существуют механизмы предотвращения подобных ситуаций — отряды могут грабить область, если снабжение отсутствует. Но если через месяц снабжение не появилось, то они будут самостоятельно отступать к ближайшей дружественной области. Если ваши отряды понесли потери, не подвергайте их еще большему урону от истощения — введите их в ближайший город до восстановления
Это важно: если не хотите растерять ваши армии от недостатка питания, они не должны долго стоять в одной области. Кроме того, к частям должны прилагаться повозки снабжения. Иногда имеет смысл производить и расформировывать легкие части только из-за того, что при этом возникнут дополнительные повозки снабжения. Освободившиеся повозки будут переданы более боеспособным подразделениям.
Отдельно стоит упомянуть снабжение флота. Флот требует даже большего внимания, чем армия. Если флот будет чрезмерно долго находиться в порту, то будет расформирован за ненадобностью. Если же в море — распадется от потерь от истощения. Так что, владея флотами, готовьтесь активно маневрировать ими. Благо, пираты не дадут расслабиться.
Осадное дело. Одно дело, если в провинции не было войск и города. Тут для ее контроля достаточно только войти своими войсками. А если город есть? Тогда его нужно захватывать. Проще всего город осаждать. Тогда осажденные будут нести потери от истощения (снабжение для них отсутствует) и со временем город сдастся. Для небольших городов хватит и недели. Если же в составе осаждающих есть легионы, то они еще и будут строить осадные орудия и полевые укрепления, увеличивающие успех от осады. Если речь идет о порте, то желательно также осуществить блокаду с моря при помощи флота. Практика показывает, что осажденный и блокированный город существует не более 3-4 недель.
Более радикальный метод захвата городов — штурм. К применению рекомендуется только для городов 1-2 уровня или же в том случае, если в наличии есть стратегма “Предатель”. Взятие городов третьего и более высокого уровня обычно сопряжено с огромными потерями и не стоит их. Еще одним недостатком штурма является снижение уровня захваченного города на 1.
Передвижение. Если в передвижении флотов единственной проблемой являются штормы, то на суше скорость передвижения отрядов зависит от скорости самого тихоходного отряда в армии, рельефа местности, наличия дорог, погодных условий (зима и снегопад не способствуют быстрому передвижению). Также на скорость передвижения могут повлиять стратегмы (как положительные — на своих, так и стратегмы типа “Трусости” — на неприятеля).
Это интересно: иногда полезней никуда не ходить, а подождать, пока неприятель придет сам. Достаточно посмотреть, чем занят ближайший к вашим позициям отряд противника, и узнать направление его движения.
Битва. Предположим, что вам все-таки удалось получить войска в свое командование и найти неприятеля, с которым придется сразиться. Сразу по входу на экран битвы вам покажут доступные стратегии и вероятную стратегию противника. Учтите, что стратегия противника всего лишь вероятна и степень совпадения определяется качеством разведки. Если она равна 2, то стоит положиться на более отработанную тактику. Если же вашей разведке можно доверять, то подумайте над тем, чтобы найти у себя тактику, против которой войско противника будет действовать наименее организованно. Далее следует количественное соотношение. Десяток легионов легко разберется с армией противника из 60 отрядов. Но вот легкая пехота с большой вероятностью понесет потери в этой ситуации, будучи просто затоптанной массой войск противника. Даже при том, что противник сам понесет потери. Так что лучше уводите свою легкую пехоту в другую область или вводите в город — поражения плохо сказываются на политическом влиянии. Если количество войск, вступивших в битву с вашей стороны, чересчур мало, то нередко осмысленнее будет сыграть отступление — есть вероятность, что кто-то из них спасется. Только делать это надо в самом начале битвы. Если же исход битвы очевиден, то наблюдать ее не стоит — больно уж это скучно…
Это интересно: если противник начал отступать, то у него нет шансов покинуть поле боя, если в ваших войсках есть хотя бы один отряд кавалерии. Она прекрасно показывает себя в преследовании и добивании убегающих. Так что они все же чего-то стоят. А потери врага — тоже ценно. Пленники продаются, как рабы, и это для вас — полноценное золото.
Для флота есть свои небольшие особенности. Так, если просто проходить через участок моря с неприятельским флотом, то есть шанс, что бой не состоится. Транспортные корабли непосредственного ущерба не наносят, зато в полной мере его получают, так что не вводите транспортные корабли в большой морской бой, иначе разом их лишитесь.
Экономика
Ваша фракция должна на что-то существовать. Для этого в игре существует режим экономики, в котором вы некоторыми способами добываете деньги для продолжения игры. В этом режиме вам показывают количество доступных вам очков управления (не забывайте приобретать сторонников среди всадников — и их будет больше), а также существует кнопка, выдающая список ваших инфраструктур и торговых путей.
На боковой панели доступны клавиши создания инфраструктур, экспорта и импорта товаров в область, налогообложения и чеканки монеты (последние две доступны только в стратегическом режиме).
Для экономической карты можно отметить, что на ней области отображаются разными цветами. Чем темнее область, тем более она развита экономически. В каждой области может быть город, причем сельское и городское население учитываются отдельно, и каждого может быть от 1 до 6 единиц. Соответственно, чем больше населения, тем больше потенциал развития у области. Разумеется, в пределах провинции могут быть области с совершенно различным уровнем развития. Также количество населения влияет на количество возможных рекрутов при наборе армии. При наборе флота будет учитываться только городское население приморских городов. Рост населения в игре постоянен и равен 0,5% в год, хотя могут действовать модификаторы.
Какие же существуют способы добычи денег? Это получение прибыли с занимаемых постов, выплаты от сенаторов и всадников, дивиденды с военных и политических успехов, грабеж подопечных провинций губернатором, доход от инфраструктур и торговых маршрутов. Причем осмысленное финансовое значение имеют только два последних варианта (инфраструктуры и торговые пути). Все остальное слишком мелко и непостоянно, хотя, как правило, и не требует финансовых затрат.
Налаживание торговых путей и строительство предприятий требует вложения очков управления и некоторого количества денег. Для проведения торговых маршрутов необязательно наличие предприятий, достаточно желания что-то покупать/продавать. Выбирайте область, наиболее достойную торговли, и, если для нее работает кнопка импорта или экспорта, пытайтесь наладить торговый маршрут. Первым по значению должна быть надежность торгового маршрута. Если он ненадежен, то вы затратите денег больше, чем получите от него. Следующей по значению будет прибыль. Если строительство обходится в 30 монет, а прибыль будет всего в 6, то толку от этого маршрута никакого. И завершать все будет продолжительность жизни маршрута. Конечно, маршруты рушатся даже чересчур часто (гораздо чаще, чем хотелось бы), но вдруг именно этот будет жить долго. Экспорт может вестись, если область производит хоть какой-нибудь товар. Импорт можно вести только в области с городами.
К созданию новых торговых маршрутов нужно подходить проще. Разрушение торгового маршрута не означает, что там сразу же освободится торговое место. Напротив, до конца года там может быть все занято. Так что просто перебирайте области и смотрите, желают ли где-нибудь что-нибудь продавать или покупать. То же самое — с инфраструктурами.
Это интересно: конечно, чем дальше идет торговый путь, тем он прибыльней. Но более дальние торговые пути менее защищены с точки зрения безопасности. Также наиболее безопасна торговля в областях, приближенных к Риму. Так что рекомендую налаживать торговые пути только там и не тратить понапрасну денег на развитие торговли в Малой Азии.
Производство может относиться как к городской, так и к сельской местности. Только в сельской местности это будет добыча ресурсов, а в городах — инфраструктуры. В сельской местности может быть до 3 ресурсов. Они могут быть сельскохозяйственные (нужна ферма) или полезными ископаемыми (шахта или каменоломня). Количество же инфраструктур зависит от размеров города. В городе с население в 2 единицы можно построить 3 инфраструктуры, с населением 4 — 6 производств, с населением 6 — до 9 предприятий. Производство идет постоянно, за исключением тех случаев, когда в области идет война или вспыхнуло восстание. В последнем случае восставшие могут даже разрушить одно или несколько ваших производств. Но в целом производственные здания гораздо надежней торговых путей, хотя и стоит это удовольствие намного дороже.
_Это интересно: производить можно все, но наибольшим спросом всегда будут пользоваться предметы роскоши и вино. Необходимость в этих _предметах есть всегда и от торговли ими можно получать большую прибыль. Недостаток у них только один — высокая стоимость создания производства.
К экономической области относятся также чеканка монеты и налоги. Первое доступно только тогда, когда римская казна ушла в минус и платить за многое нечем. Да, денежки в казне появятся, но народ будет весьма недоволен, а цены на товары резко поднимутся. Второе — наиболее вероятный способ добычи денег для казны. Половина налогов идет в местную казну, половина — в казну Рима. Однако налоги можно не только увеличивать, но и уменьшать. Соответственно вашим действиям будут меняться и настроения населения. Стоит отметить и еще один момент, относящийся больше к управлению провинциями. Области могут быть 3 типов. Первый — варварские области, где возможно очень мало экономических действий, а налоги взимаются в половинном объеме. В развитых областях доступны почти все экономические действия и недобирается всего 33% налогов. В цивилизованных областях возможны любые экономические действия, а налоги собираются полностью.
[[BREAK]]
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
Дипломатия
Победы добываются армиями, но что бы эти армии делали без дипломатов? Именно в дипломатическом режиме вы получаете выгоды от успехов на полях сражений. Так что без этого режима вам тоже не обойтись.
На дипломатической карте разными цветами отображаются страны. На основной панели можно узнать о количестве доступных вам дипломатов и герольдов, а на боковой панели показаны варианты дипломатических действий (в политическом режиме недоступны).
Первым понятием в дипломатии является понятие крупных и малых народов. Крупные народы не могут быть подопечными или вассалами других народов, не могут быть поглощены, но могут стать малыми, если территория крупного народа сократится до 3 и менее областей. Только крупные народы могут предлагать статус подопечного и все, следующее за ним.
Еще один важный принцип римской дипломатии — Casus Belli. Объявление войны кому-либо без формальной причины вызывает сильное недовольство народа и ухудшает отношения с другими цивилизованными народами. Также расторгается большинство союзов. В списке ваших отношений с различными государствами состояние casus belli будет отображаться, как мерцающие молнии на фоне герба противника. Впрочем, требуемого для объявления войны состояния легко можно добиться. Достаточно выразить публичное неодобрение, поддержать мятежников или претендента на власть. И сразу же объявлять войну. Учтите, что обычно casus belli непостоянен и действует лишь какое-то время, так что не затягивайте с боевыми действиями.
Все ведение дипломатии лежит на герольдах и дипломатах. Их количество определяется в начале года и далее они никак не изменяются. Впрочем, в политическом режиме это не важно, так как все дипломатические вопросы можно решить только из сената. Герольды обычно нужны для объявления войны и выставления требований, дипломаты же подходят для всего остального.
Следующей в списке терминов идет система отношений. Дружба — просто положительное воздействие на плохие отношения между народами. Союз — необходима поддержка союзника в войне. При этом настроение плебса не падает из-за отсутствия casus belli, зато при разрыве союза из-за нежелания вступать в войну настроение плебса ухудшается и бывший союзник получает повод для войны. Это правило не действует только тогда, когда в войну вступают сразу два ваших союзника. Опека — союз, при котором подопечный не может находиться ни с кем в союзе (кроме дружбы), должен вступать в войну по первому требованию, должен уплачивать 50% своих налогов патрону. Вассалитет — народ-вассал обязан вступать в войну на стороне патрона (но и от патрона требуется то же самое), обязан отдавать все собранные налоги патрону, не может более вести дипломатию. Патрон не может объявить войну вассалу, сначала нужно лишить его этого статуса. Поглощение — вливание побежденных в состав победителя. Поглотить малые народы можно либо в том случае, если они являются вассалами или подопечными крупного народа и не находятся с ним в состоянии войны, либо если все их территории захвачены, а войска уничтожены. При этом земли, отряды (строящиеся), лидеры и казна становятся собственностью победителя, начатое строительство продолжается, а начатые дипломатические миссии завершаются.
При ведении войны отряды союзных сторон могут вместе находиться в одной области, а при нападении общего противника будут сражаться с ним, как одно целое. Нейтральные народы, оказавшись в одной области, не будут сражаться друг с другом. Но на территорию нейтрального народа войти нельзя. Исключение — абсолютно варварские народы с племенным типом управления. На их территорию можно входить даже без объявления войны. При военных действиях народы в одной области будут автоматически сражаться друг с другом. Если в области нет войск, но есть вражеский город, то он автоматически будет осажден.
Переговоры не обязательно вести только при помощи слов. Есть и возможность подкупов. Правда, относятся они только к переговорам с вынесением требований. Мир и война заключаются бесплатно. При проведении подкупа деньги выплачивает игрок (а не римская казна).
Как мы видим, войну объявить совсем не сложно. Куда сложнее заключить мир. Самое простое — “белый мир”, когда никто ничего не требует и стороны “полюбовно” расходятся. Куда сложнее мир, при котором стороны что-то требуют друг от друга. Наиболее популярны требования поглощения, забирания области и контрибуции. Они приносят реальную выгоду победителю. Правда, если на контрибуцию побежденный соглашается достаточно легко, то на потерю области или поглощение побежденные нередко совершенно не согласны. Естественно, различные требования можно и нужно сочетать между собой. Главное, чтобы в результате переговоров в строке, отображающей отношение противника к результату, оставалась хотя бы одна звездочка. Это как раз гарантия положительного исхода. В любом случае, удачный мир — это моментальный рост политического влияния и популярности.
Это интересно: отбирая у противника область, попробуйте менять требования (если областей много). Не отдавая одну из областей, противник может с легкостью уступить две других. Разумеется, вести масштабные переговоры, не получив в свою фракцию консула, невозможно.
Мирные договоры длятся не менее 5 лет, но побежденный может расторгнуть его по истечении 24 месяцев, а победитель — по истечении 12 месяцев. Правда, при этом удовлетворенность плебса снижается втрое больше, чем при обычном объявлении войны, но ведь никто не мешает вам предварительно устроить casus belli…
Управление
Не самая обязательная часть игры. Можно выиграть ее, так и не поправив провинциями. Однако, если уж вам доведется этим заниматься, то лучше знать все досконально.
В режиме управления на карте зеленым цветом будут показаны владения Рима. Причем римскими гербами будут отмечены столичные области провинций. При нажатии клавиши Tab провинции, контролируемые вашими губернаторами, будут подсвечены. На основной панели будет указано количество провинций под вашим контролем и будет кнопка управления провинцией. На боковой панели будут доступны клавиши действий, доступных для управляемой области — прокладка дорог, вырубка лесов, наем армий, управление провинцией, сбор налогов и строительство крепостей.
Губернатор провинции назначается из числа отработавших свой срок преторов (или проконсулов, если провинций больше 2) и управляет провинцией не менее 3 лет. Губернатор командует всеми отрядами провинции, не подчиненными консулам, принимает решения об управлении провинцией, а также может стать коррумпированным (то есть класть часть доходов провинции в казну фракции).
Если вы удачно воюете, то у Рима будут появляться новые провинции. Что для этого нужно? Некий набор минимальных областей и (лучше) столичную область. Если этот набор имеется, то создается новая провинция, к которой тоже требуется губернатор. Все прочие области присоединяются к ближайшей провинции.
Управление провинцией сводится к разделу времени губернатора между романизацией, отправлением правосудия и общественным благосостоянием. Первое влияет на вероятность национальных бунтов в провинции, а также набор легионов (только в полностью латинских провинциях). Второе снижает риск суда по возвращению в Рим и приносит дополнительные стратегмы. Третье снижает риск бунтов среди местного населения, ускоряет рост населения и получение дополнительных стратегм.
Это интересно: разные народы по-разному относятся к романизации. Кельты воспринимают ее спокойно, иберийцы реагируют на нее, как бык на красную тряпку, а кочевников никогда не получится романизировать.
Из финансовых мероприятий губернатор может самостоятельно менять налоговые ставки (но в очень небольших пределах) и может стать коррумпированным (то есть забирать деньги из казны провинции в личное пользование). Решение стать коррумпированным принимается только на 1 год (то есть его придется возобновлять в новом году). Но оно ухудшает управление провинцией и повышает для губернатора риск быть судимым по возвращении в Рим.
К усовершенствованиям относится строительство дорог и укреплений, расчистка лесов. Дороги вдвое увеличивают скорость передвижения римских и в полтора раза — неримских отрядов; увеличивают скорость прироста населения и снижают затраты на строительство/расчистку лесов в области. Расчистка земель увеличивает прирост населения в области, снижает стоимость строительства и позволяет строить фермы. Укрепления же позволяют более эффективно защищать ваши города (на каждый уровень укреплений при осаде создается один отряд гарнизона). Все эти действия расходуют средства провинции.
Чем так важно управление провинциями? Если вам удалось “пробить” военный бюджет, то вы сможете создать войска в одной из своих провинций. При этом легионы будут создаваться из средств Рима, а вспомогательные части — из средств провинции. Подчиняться эти силы в текущем году будут губернатору провинции. И, если вы контролируете хотя бы один флот с транспортами, то наиболее верным решением будет переброска созданных войск к одному из контролируемых вами театров боевых действий. Только не дробите свои войска и старайтесь перебросить их до конца года, тогда больше вероятность, что войсками вы будете пользоваться сами, и плодами ваших трудов не воспользуется какой-нибудь ушлый сенатор-конкурент.
Сюда же можно отнести римское правосудие. Отправляется оно автоматически, но можно теми или иными способами защищать своих сторонников, которые могут быть осуждены. Например, для этой цели неплохо подходят трибуны (учтите, что при этом они расходуются, и вам может не хватить их на заседание в сенате). Хотя куда более полноценным решением будет приобретение фракцией одного из цензоров. Тогда полноценная защита от судебного преследования будет обеспечена.
Дворец
Это место, в котором можно узнать некоторые данные и настроить компьютерных помощников. Слева находятся военный, экономический и политический советники. Военному я бы вообще ничего не доверил, политическому стоит полностью отдать командование разве что в стратегической игре, а работу экономического я не замечал даже при полном контроле им экономической сферы.
Далее идут вестники: фракций, контролирующий взаимоотношения с другими фракциями игры, и игры, открывающий доступ к параметрам игры.
Следом идет консультант, который выдаст диаграммы влияния и таблицы раскладки влияния по составляющим. Рекомендую хотя бы иногда их обозревать.
Последний из советников — самый полезный. Он выдает задания, которые нередко выполнить более, чем просто. Зато очки за них капают вполне полновесные. Условий тут 2: не берите заданий, которые не можете проконтролировать (или, по крайней мере, записывайтесь перед ними, прогресс заданий здесь указывается), и следите за временем. Никто не будет немедленно засчитывать вам задание. Если оно дано на 10 лет, то не стоит тут же до посинения строить необходимые 20 торговых маршрутов — они должны быть к окончанию последнего года срока, не раньше и не позже. Зато, выполнив некоторые задания, можно получить куда большее влияние, чем при выполнении обычных рутинных действий. Но и, не выполнив, можно поплатиться гигантскими штрафами.
В нижней панели можно увидеть очень обобщенные данные о разных параметрах игры (сенаторах, всадниках, авгурах).
В целом про дворец можно сказать следующее — компьютерные помощники совершенно бесполезны. Со статистикой дела обстоят лучше, но многое из того, что хотелось бы узнать, остается за кадром. К примеру, возраст лидера фракции можно узнать только в момент выбора фракции. Далее предстоит корректировать его, сверяясь с записями в бумажке…
Дела стратегические
Если вы решили поиграть в стратегическую игру, то сразу отметим, что это довольно несложно. Политики нет вовсе, военные дела идут полным ходом (ведь вы — верховный главнокомандующий всеми силами), дипломатия не стоит на месте (объявления войны и заключения мира — исключительно ваше право), управление неожиданно набирает обороты (а что вы хотели — вы играете сразу за всех губернаторов), зато управление экономикой сходит на нет (на выборы тратиться не надо, расходы идут только на дипломатические действия и выполнение миссий во дворце).
Что надо делать в военной сфере? Воевать, стараясь не влезать в войну на многих фронтах, и создавать строгую линию фронта, которую можно будет легко удерживать. Боевые действия ведут легионы, а следом за ними вспомогательные отряды подчищают территорию и захватывают слабозащищенные области. Как правило, войну на одном театре военных действий ведет не более двух-трех армий, иначе это будет перебор. Армии не должны стоять на месте, нужно постоянное маневрирование — может случиться задержка в не совсем лояльной области, где часть войск будет расформирована. Флот занимает ключевые точки на море, чтобы быстро попадать во все точки около римского побережья. В итоге вы будете очень эффективно бороться с пиратами.
Дипломатия в этом виде игры будет работать на полную катушку. Цикл “ухудшение отношений — объявление войны — ввод войск — подписание мира” должен работать без сбоев, тогда удовлетворенность плебса будет даже расти ввиду быстрых побед и увеличения казны. Если противник не согласен на поглощение — оторвите от него как можно больше областей или вытребуйте максимально возможную контрибуцию. В этом случае мир будет более чем выгоден для вас, а войну через год можно начать снова. Только внимательно следите за герольдами. Их, как правило, меньше дипломатов, а будет очень обидно оказаться в ситуации, когда, создав повод для войны, вы не сможете объявить войну.
Управлением провинциями заниматься обязательно. Особенно много внимания необходимо уделять строительству дорог и расчистке областей. Романизация в виде закона в сенате вам недоступна, зато будет много стратегм “Романизация”. Их-то надо быстро и своевременно использовать, методично романизируя провинции. Учтите, что использование этой стратегмы на область не означает автоматической полной романизации. Обрабатывайте выбранные области постоянно, пока не произойдет полной романизации провинции, и только тогда переходите к следующей. В полностью романизированных провинциях все будет гораздо лучше, что нам и надо.
Экономика нужна, поскольку часто выступает всего лишь инструментом для решения задач, полученных во дворце, и для оплаты дипломатических действий. Это не значит, что строить торговые пути не надо, но увлекаться этим точно не стоит.
В целом, игра в стратегическом режиме очень напоминает “Империализм”, с той разницей, что нужно закреплять завоеванные земли под своим контролем при помощи дипломатии. Но единоличное командование сильно облегчает процесс игры.
Дела политические
А вот и политический вариант игры. Про управление можно забыть — большинство провинций все равно будет не под вашим контролем. Если, конечно, вы не стали плодить преторов в гигантских количествах с целью захватить побольше провинций под свой контроль.
В чем же тактика победы? Во-первых, надо обеспечить себе политическое лидерство. А это следствие финансового благополучия. То есть первые год-два лучше вообще забыть про политику (ну, или ставить на преторов и цензоров), и заниматься постройкой новых предприятий и налаживанием торговых путей. И обязательно привлекать на свою сторону всадников. Это и успех на ближайших выборах, и очки, хоть и административные. Важно не забывать о финансах и дальше. Чем их больше, тем проще будет выигрывать.
Если лезем в политику, то капитально и надолго. Консула хватит одного, но он должен быть постоянно. И продолжайте активно приобретать всадников и сенаторов. И те, и другие обеспечивают серьезный политический перевес, как на выборах, так и в процессе проведения решений в дело.
Хорошее увеличение популярности и влияния можно получить через военные победы. Но! Чтобы получить это влияние, нужно сначала много затратить. Это — потеря влияния через объявление войны и проведение законодательных актов об увеличении армии. Отсюда — более простой, но и более извращенный путь в получении контроля над армией в точках уже идущих конфликтов, где идет война с малыми нациями. В таких случаях война должна быть по возможности короткой и обязательно победоносной, тогда это принесет реальную прибыль в плане влияния. Выиграть войну с Парфией почетно, но это долго, и я вам совершенно честно обещаю, что ничего из этой войны, кроме убытков, вы не получите. Постарайтесь отдать такую крупную войну под контроль другой фракции. Пусть они наладят там боевые действия, а тогда уже можно перехватывать инициативу — командующих поменять хоть и трудно, но вероятно.
Откуда брать войска? Во-первых, это контроль сразу нескольких мест проведения боевых действий. В большинстве подобных мест войска вообще не нужны. Вот и забираем их оттуда, нечего простаивать. Главное, чтобы был флот для их перевозки. И еще — ни в коем случае не занимайтесь многочисленными переформированиями войск. Только на месте и желательно — под командование проконсулам. Чтобы не отобрали. Во-вторых, если вы контролируете провинции, в которых будут создаваться войска, то “свой” губернатор переправит вам войска в полном объеме. Отсюда еще один вывод — новую военную кампанию стоит затевать в тот момент, когда один или два ваших губернатора вступили в должность. Чтобы было время исполнить программу по производству и переводу войск — все же войска создаются не одну неделю. Лучший вариант для такого контроля — Италия. Это безопасная провинция, в которой вероятность передачи войск консулу очень мала. Но для контроля Италии важно постоянно контролировать городского претора…
Это важно: лучше не пытайтесь создавать войска в провинциях, рядом с которыми активно ведутся боевые действия. Высока вероятность, что они тут же уйдут под командование консулам. Италия, Сицилия, Цизальпия — наилучший выбор для создания новых армий.
Очень серьезная рекомендация — зарисуйте политическую карту. В момент голосования в сенате будет поздно выяснять, каким таким эдуям собираются объявить войну.
Старайтесь во время всех голосований голосовать последним. Иногда даже выгодно проголосовать против нужного решения, если видно, что оно уже точно выиграло (но при этом непопулярно). То же голосование по вопросам финансирования армии должно быть оценено поднятым пальцем только тогда, когда ваш голос действительно решает. В противном случае влияние важнее.
И еще раз — если политическое давление начато, то оно не должно ослабляться. Если вы проигрываете в политике — вообще не играйте на выборах, экономя ресурсы. Лучше потом вернуться на гребне волны и получить столько власти, сколько нужно.
Это не все, что можно сказать об этой игре. Но различных тактик больше, чем много. А для упоминания о различных мелочах и деталях интерфейса не хватит места в журнале. Но игра достойна рассмотрения у серьезных стратегов. И пусть их триумфам рукоплещет весь Рим!
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Горячие клавиши
Pause/Break — Пауза / снятие игры с паузы
Home — Ваша столица оказывается в центре карты
+ — Увеличение скорости игры (в многопользовательской игре недоступно)
- — Уменьшение скорости игры (в многопользовательской игре недоступно)
Page Up — Увеличение масштаба
Page Down — Уменьшение масштаба
Пробел — В центре карты оказывается выделенная область
F7 — Быстрое сохранение
F8 — Быстрая загрузка
CTRL + D — Переход во дворец
Home — Перебор военных отрядов фракции по кругу вперед (только военный режим)
End — Перебор военных отрядов фракции по кругу назад (только военный режим)
Insert — Перебор народов вперед по кругу (только дипломатический режим)
Delete — Перебор народов назад по кругу (только дипломатический режим)
Insert — Перебор областей вперед по кругу (все остальные режимы)
Delete — Перебор областей назад по кругу (все остальные режимы)
R — Выделение области (когда выделен город)
T — Выделение города (когда выделена область)
TAB — Перебор по кругу режимов — обычный, зоны командования, карта истощения (только военный режим)
TAB — Отображение провинций по цветам фракций губернаторов (только режим управления)
F1 — Военный режим
F2 — Режим экономики
F3 — Режим дипломатии
F4 — Режим управления
1-6 — Действия (на панели действий в текущем режиме)
Шутки нашей республики
Не всегда удается сохранять серьезный вид, глядя на те фокусы, что выделывает компьютер.
Так, однажды решил я высадить десант. Прежде чем десантировать войска, их нужно было посадить на корабли. Флот был уже в море, и заводить его обратно в порт было лень, поэтому войска двинулись к флоту самостоятельно. Пока они плыли, в море появился пиратский корабль. Мои доблестные бойцы запутались в принадлежности кораблей и бодро высадились на палубу пирата. Тут встрепенулся флот и принялся топить пирата, который так неожиданно оказался рядом. Естественно, вместе со всей армией, оказавшейся у него на борту. В тяжелой битве мои флотоводцы одержали заслуженную победу. Однако, осознав случившееся, они поняли, насколько виноваты, и совершили торжественное харакири. Во всяком случае, выйдя из режима боя, я не обнаружил ни армии, ни флота. Так что следите за игрой — может статься, что ваши подчиненные еще и не такое отмочат…