Военный, квадратный, здоровенный. Gears of War 3
ЧТО? Третья, заключительная часть главного экшена про бензопилы и прятки по укрытиям. На РС не объявлена, но мы не теряем надежд.
ГДЕ? Кэри, Северная Каролина, штаб-квартира Epic Games
Ну вот и все. Через год в войне бронированных квадратных мужчин и их подземных пупырчатых соседей будет поставлена точка. На Gears of War 3 серия, конечно, не оборвется. Сценарист второй части прямым текстом сказал, что «следующие десять лет вы проведете в обнимку с GoW». Будут приквелы, будут спин-оффы, возможно, даже вылазки в новые жанры (стратегия по образу и подобию Greed Corp , только с локустами и людьми? Survival horror в подземельях с женой Дома в главной роли?). Главное, что история Маркуса Феникса, скорее всего, заканчивается. Заканчивается очень вовремя — за шаг до того, чтобы успеть надоесть.
Save the Cheerleader, Save the World
Давайте-ка освежим память и вспомним, что было в финале Gears of War 2. Люди предприняли последнюю отчаянную атаку на столицу локустов, почти прищучили Королеву, но ей удалось ускользнуть. В ответ обозленные локусты начали штурм Джасинто, последней базы COG. Команде Маркуса не осталось ничего, кроме как затопить город, чтобы вместе с ним похоронить и логово локустов. Остатки COG разлетаются в разные стороны на вертолетах.
Полтора года спустя (на этом месте начинается Gears of War 3) нет больше ни COG, ни командования, ни какого бы то ни было организованного сопротивления. Лидер COG скрылся в неизвестном направлении, армия распалась, остатки человечества разбились на небольшие племена, воюющие за свое выживание поодиночке. «We’re all stranded now», — говорят герои Gears of War 3, имея в виду, что теперь они в том же положении, что и население, брошенное когда-то COG на территориях, захваченных локустами (см. первый Gears of War). Большая часть тех людей погибла из-за тактики выжженной земли (в трейлере Ashes to Ashes можно увидеть их фигуры из пепла), которую командование практиковало против локустов, а выжившие возненавидели COG.
В схожем положении оказались и локусты. Лишившись дома, гонимые новым врагом (мутантами Lambent), они, так же как и люди, ведут войну за выживание. Даже планета и та хандрит. Эмульсия — блестящая жидкость, из-за которой люди в прошлом вели постоянные войны, постепенно убивает ее. Нужно что-то делать, и делать быстро, но кому? Все живут только сегодняшним днем.
Новое место жительства Маркуса — авианосец Raven’s Nest («Гнездо ворона»), скитающийся по морям безо всякой цели, лишь бы выжить подольше. Время от времени бойцы отражают атаки, а в перерывах выращивают помидоры. Игра начинается с того, что на авианосец прилетает Прескотт, бывший лидер COG. Солдаты глядят на него исподлобья, но Прескотт заявляет, что у него были причины исчезнуть, и передает диск с аудиозаписью Адама Феникса, отца Маркуса. Прослушав ее, герои узнают, что у Адама есть решение, как спасти планету. Дальнейший ход событий можно без труда додумать самостоятельно.
Не женское дело
Основных действующих лиц шестеро. Большая часть из них нам уже знакома. Маркус — такой же, как раньше, ни капельки не изменился. Доминик оброс щетиной, что в понимании сценаристов обычно означает душевные терзания. Вечно канючащий Бэйрд и брутальный негр Коул по традиции держатся особняком, для них даже предусмотрена в кампании отдельная сюжетная линия. Джейсон — еще один афроамериканец, новое лицо, в Gears of War прежде не появлялся. Последний член команды, которого лично я поначалу принял за парня (первой мыслью было: «Боже, с каких пор в гирзы берут субтильных юношей из Final Fantasy?!»), — это Аня, бывший оператор Маркуса. Она распустила волосы, облачилась в броню и теперь воюет на равных с Маркусом и его здоровяками. Кроме нее, среди гирзов будут и другие девушки, правда, в роли статистов.
Судя по всему, больше всего проблем будут создавать не локусты, а новые враги, Lambent. Если в Gears of War 2 они были антропоморфны, то теперь больше похожи на некроморфов из Dead Space — мутировать могут прямо во время боя. На финальной стадии мутации Lambent отращивают несколько длинных щупальцев и способны вести бой с 2-3 гирзами одновременно. Чувствуя приближение смерти, они стараются подбежать поближе и взорваться рядом с вами, а их щупальца сохраняют подвижность даже после гибели тела. В общем, редкая дрянь. У нас не было возможности поиграть самим («эпики» не подпускали никого из журналистов к геймпадам), но по опыту Halo известно, что такие враги страшно раздражают.
С другой стороны, навалом нового оружия и фаталити. Самый запоминающийся образец — гранатомет с органическими гранатами-землеройками. Если надо выкурить кого-то из-за укрытия, лучшего варианта не придумаешь. Сразу после выстрела граната зарывается в землю, проходит под всеми препятствиями и взрывается на поверхности ровно там, куда вы прицелились.
Двуствольный шотган очень медленно перезаряжается, и патронов в него можно зарядить всего два, зато убийственен на ближних дистанциях. Можно даже разрядить оба ствола одновременно.
Есть еще винтовка, стреляющая одиночными, но с приличной скорострельностью. Ее преимущество в том, что при стрельбе по одной и той же цели каждая следующая пуля наносит все больше и больше урона.
Для особых случаев существуют экзоскелеты Silverback, очень похожие на Vital Suits из Lost Planet. Они оснащены пулеметом (с бесконечным боезапасом) и гранатометом (гранаты не бесконечны, увы), очень хорошо защищены спереди, но уязвимы сзади. При переводе в стационарное состояние Silverback превращается в турель и выпускает бронещиты, за которыми могут укрыться напарники.
Фаталити придали почти всем видам оружия. Штык-ножом (между прочим, еще одна новинка) на Lancer можно перерезать противнику горло, винчестером — сломать шею, мортирой — размозжить голову, а огнеметом — поджечь жертву изнутри.
Если удалось разжиться живым щитом, то и его можно пустить в дело. За шиворот локусту вставляется граната, потом следует мощный пинок, бедолага отлетает к своим собратьям и взрывается.
Гранат три вида (осколочные, зажигательные и дымовые), и их можно комбинировать между собой. Например, если швырнуть зажигательную гранату, а вслед за ней сразу же осколочную, то взрыв от осколочной создаст в замкнутом пространстве огненный ад.
Оружием и патронами в Gears of War 3 дозволено меняться. А то раньше ведь как было в кооперативном режиме: «Не трогай, это мои патроны!» — «Че-е-е? Да ты только что подбирал!» — «Это было пол-уровня назад! И вообще, дай мне миномет!» — «Да куда тебе миномет, ты вон и так дохнешь все время!»
Играть в кооперативе, кстати, можно будет не только вдвоем, но и вчетвером. Благо персонажей хватает.
Прямая речь
Современные шутеры становятся все менее и менее сложными. На уровне Casual сегодня могут играть даже люди, заставшие еще Первую мировую войну. Но, оказывается, и этого мало. «Мы обнаружили, что 60% людей бросает игру не закончив, — говорит Клифф Блезински, главный дизайнер серии Gears of War. — Отчасти из-за сложности, отчасти из-за того, что на разных этапах темп игры отличается. Мы решили сгладить темп, добавить побольше сюжета и понизить сложность. Но вы не волнуйтесь, сложность сбросим только на Casual.
Графика?.. А, да, картинка станет лучше, — продолжает Клифф. — Вот смотрите, у нас появились многослойные тени, появился ветер, анимации и система частиц стали сложнее. Но вы поймите, в нынешнем поколении трудно выжать из движка и железа графику лучше, чем есть сейчас… По той же самой причине и фреймрейт невысокий. Чем гнаться за 60 fps, мы лучше сделаем картинку понавороченнее. Нам кажется, что это правильнее.
Архитектура уровней может меняться в реальном времени, это тоже требует ресурсов. — Клифф загружает новый уровень, чтобы проиллюстрировать данный тезис. — Смотрите, на каком уровне здания. А теперь я пробегусь до конца улицы. Видите, что происходит? Пока я бегал, произошло два землетрясения, одна часть улицы поднялась на несколько десятков метров, а другая опустилась. Сейчас еще чуть-чуть… ага, очередное землетрясение, уровень перекосило еще сильнее, и на улицу хлынул поток воды из близлежащей реки».
* * *
На вопрос о происхождении Gears of War Клифф отвечает с неожиданной откровенностью: «Все думают, что Gears of War был сделан под влиянием kill.switch. И вы знаете, да, это правда. Наброски сюжета, вселенной у нас появились еще в 2000 году, мы к тому времени уже изрядно устали от Unreal. Но какой будет наша новая игра в плане геймплея, мы не представляли до 2003 года, пока не увидели kill.switch. А города Gears of War мы срисовывали с Лондона. Наверное, именно так бы он выглядел, если его разбомбить и залить напалмом…»
«Думали ли мы, что это будет трилогия? — говорит в завершение Клифф. — Да нет, конечно, не думали — но очень хотели. Мы планировали сделать одну игру и посмотреть, как ее примут. Приняли на ура. Ну мы и стали развивать серию дальше. Если оставить за скобками Call of Duty (потому что мультиплатформа) и Halo (потому что он стартовал еще на Xbox), то Gears of War — самая популярная серия для Xbox 360. Согласитесь, неплохой ачивмент».