ArmA 2: Operation Arrowhead
Прошлый год оказался богат на тактические шутеры. Обычно пустующий жанр порадовал сразу двумя громкими сиквелами — такими похожими и одновременно такими разными. На стороне ArmA 2 колоссальный опыт и желание создать лучший в мире симулятор солдата, зато у Operation Flashpoint: Dragon Rising в активе раскрученный бренд и поддержка крупного издателя.
Впрочем, интрига держалась недолго. Огромные карты, высочайший уровень свободы, десятки тщательно смоделированных видов оружия и техники, отличный мультиплеер… ArmA 2 была хитом не для всех, но в сравнении с ней «официальное продолжение» OFP выглядело немногим лучше, чем очередная рэмбо-пострелушка.
История окончательно расставила все по местам. Где сейчас Dragon Rising? То-то же. Тогда как ArmA 2, напротив, лишь набирает фанатскую базу (играм от Bohemia вообще лучше давать время «дозреть»). Специально для тех, кто облазил каждый закоулок Черноруси, авторы готовят масштабное дополнение. Новые танки и пушки? Берите выше — в Operation Arrowhead будет новая страна.
В роли солдата
Вернее, сразу две — Такистан и соседний Заргабад. Названия вымышленных государств подсказывают, что ареной для очередной международной потасовки стал Ближний Восток (Такистан — облагороженная копия Афганистана). Детали сюжета пока не разглашаются, но, судя по всему, мы боремся с последствиями военного переворота. Власть захватила радикально настроенная группировка, и США не оставалось ничего иного, кроме как ввести войска.
В превью-версии разработчики продемонстрировали кусочек основной кампании. Как и в оригинальной ArmA 2, миссия начинается с брифинга и изучения карты. Сторонники хунты сбили гражданский самолет и захватили пассажиров — троих сотрудников гуманитарной организации и фотожурналиста. Их держат в бараке старого горнодобывающего комплекса. Наша задача — уничтожить охрану, освободить пленников и в целости довести их до точки эвакуации.
Даже шапочного знакомства хватило, чтобы уловить дух игры. Разглядывая злодеев в бинокль, чувствуешь небывалый прилив сил и уверенности. Но проходит пара минут, и тщательно спланированная операция буквально на глазах разваливается на куски. Один из заложников мертв, остальные — неизвестно где, а в довершение всех бед выясняется, что комплекс заминирован и того и гляди взлетит на воздух.
Порой кажется, что Operation Arrowhead — не шутер вовсе, а самая настоящая RPG, заставляющая честно отыгрывать роль. Наткнувшись на «адскую машинку», мы можем спасти от смерти ее создателя — бородатого шалопая, который, конечно же, «только выполнял свою работу». В порыве благодарности он скажет код для отключения бомб. Не углядели и бедняга погиб в перестрелке? Обыщите тело — возможно, он не поленился записать столь важную информацию.
Действующая параллельно с нами группа партизан усиливает ощущение того, что находишься в самом центре конфликта. В небесах нарезает круги «Апач», за холмом стрекочет пулемет, вертит пушкой подслеповатый танк. Адептов Call of Duty массовкой не удивишь; отличие в том, что в Operation Arrowhead все происходящее реально. Если ведомый AI союзник подстрелил террориста, значит, нам потом не придется с ним возиться. Надоел маячащий на горизонте броневик? Поднимите с земли «ничейный» гранатомет и превратите наглеца в груду искореженного железа.
Территория свободы
В Operation Arrowhead, как и в ArmA 2, целое больше суммы слагаемых. Размах действительно потрясает. Одно дело читать о том, что размер виртуального мира опять превысил 200 квадратных километров, и совсем другое — колесить по бесконечной паутине дорог верхом на пыльном квадроцикле. Или обозревать окрестности из кабины А-10. Летчики наверняка обрадуются, узнав, что в игре появятся заслуженные американские «стрекозы»: AH-64 «Апач», MH-47 «Чинук», UH-1H «Ирокез» и «воробышек» AH/MH-6. К услугам «рожденных ползать» — «Страйкеры», «Бредли», M113, выводок допотопных T-55 и Т-34 (трудно поверить, что такистанцы до сих пор используют их), БТР-60… Лиха беда начало! Серьезные пацаны однажды обзаведутся черным тонированным джипом, а любители экзотики едва ли останутся равнодушны к старенькой «шестерке», которую безвестный художник расписал арабской вязью
Рулить техникой легко и приятно. У вертолетов есть режим зависания, посадить самолет тоже помогает автоматика; хороший джойстик, разумеется, лишним не будет, но управление мышью не вызывает неудобств. С танками и броневиками все еще проще — переключаемся на вид от третьего лица, и узкие улочки перестают быть проблемой. В строгом соответствии с современной модой, мы имеем возможность наблюдать конфликт глазами разных людей. Штурмуем вражеские укрепления в составе взвода морской пехоты, уничтожаем позицию «Градов» с воздуха, катаемся на танке — на однообразие жаловаться не придется.
Режим совместного прохождения обещает сделать игру интереснее. Куда веселее бороться со злом в кампании друзей, чем терпеть тупость компьютерных помощников и ползать по усыпанным шипами веткам текстового меню приказов. Разработчики упорно не желают менять данную деталь. Пока не привыкнешь, самые элементарные действия будут рождать озадаченное почесывание в области затылка. В горячке битвы редко остается время на возню с напарниками. Они неплохо стреляют, но основную часть работы нужно делать самому.
Главное, чтобы оружие не подвело. В одной из миссий нам перепала полуавтоматическая винтовка M110 c цифровым термальным прицелом — предел мечтаний любого солдата. Неважно, светит ли солнце или черные тучи погрузили мир во тьму, умная электроника подсветит «попавших в кадр» людей, до неприличия облегчая поиск целей. Это не просто красивый графический фильтр. В Operation Arrowhead каждый человек, животное и машина является источником тепла, которое улавливают инфракрасные датчики. Благодаря этому ночные боестолкновения обретают новую жизнь, ведь достаточно заглушить мотор — и огонек на экране постепенно погаснет.
С такими возможностями прямая дорога в мультиплеер. Скоро столица Заргабада приютит кемперов и адептов ближнего боя. Какой снайпер спокойно пройдет мимо минарета, с вершины которого весь город виден как на ладони? Десятки каменных зданий с окнами-бойницами будто созданы для засад; после затяжных перестрелок, когда приходится судорожно высматривать на горизонте крошечные фигурки, вдвойне приятно угостить кого-нибудь очередью от бедра. О том, чтобы процесс не приедался, позаботится встроенный редактор уровней. Открываем пустую карту, ставим специальный модуль, и, как по волшебству, в песках вырастает целый квартал.
* * *
Поклонники игры давно отметили 29 июня в своих ежедневниках — ближневосточный конфликт вполне может оказаться самым масштабным дополнением за всю историю военных симуляторов. Впрочем, Bohemia рассчитывает не только на них. Оформленная под Call of Duty Operation Arrowhead — отличный старт для тех, кто пропустил оригинал.
Будем ждать? Непривычный хардкор в декорациях Call of Duty — ArmA 2 отправляется на Ближний Восток.
Процент готовности: 90%