07 июля 2004
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Against Rome"

Руководство и прохождение по "Against Rome" - изображение обложка

Ну, только представьте себе эту игру с названием более верным и точнее отражающим исторические события. Например, “Король остготов” или “Каталаунские поля”. Нет, играть бы в нее все равно стали. Но меньше. А тут — “Против Рима!”. И ведь действительно против — встать на сторону Рима можно будет только в исторических битвах, в остальном же он всегда будет только противником. А руководить кельтами, гуннами или тевтонами (под которыми понимаются все подряд готы и прочие германцы) — сколько угодно. Вот и будем править этими тремя расами, способными свергнуть великую империю.

Добываем?

Кто же не хочет выделиться из общей массы, стать не таким, как все? Чтобы потом именно тебя считали классиком и копировали? Вот и создатели “Against Rome” попытались создать оригинальную систему экономики. И получилось, что в игре аж 7 видов ресурсов — еда, камень, дерево, золото, оружие, лошади и слава лидера. Причем первые 6 — материалы для строительства войск и зданий, а последний — двигатель прогресса (как бы замена науки). Разумеется, обычные вещи накапываются или производятся друг из друга, а слава добывается исключительно в бою.

Любой лагерь начинается с группы безобидных мирных жителей с группой навьюченных лошадей. Они строят основное здание будущего поселения (found a settlement), которое представляет собой, по большому счету, что-то вроде центрального склада. После этого нужно бывших строителей расформировать, сделав полноценными членами поселения (disband). А вот они уже будут строить здания и добывать ресурсы.

Это интересно: бездельничающие мирные жители никак не отображаются, что, вообще-то, серьезное упущение. Однако кнопка “Zzzz” в верхней части экрана поможет найти вам сразу всех отлынивающих от дел.

Мирных жителей можно считать восьмым ресурсом. Ибо войска — это не таинственный продукт казарм, а бывшие мирные жители, получившие оружие (equip). А некоторые еще и на лошадей посажены. Так что гигантские армии создаются на складе. Впрочем, с мирными жителями мы еще не закончили. Они могут быть обоих полов и жрицей мужчина точно стать не сможет. В любом случае — счетчики максимального количества мирных жителей и войск — раздельные, и спутать их не получится.

Рождаются все войска дохлыми и нездоровыми, однако вполне способны подлечиться, если будут находиться на территории вашего лагеря и найдут в закромах немножко пищи. Уменьшив ее количество, как мирные жители, так и бойцы значительно улучшат качество своей жизни.

Это важно: исходя из вышесказанного, запасайте будущих новобранцев заранее, чтобы успели откормиться. А уже из сытых и полностью здоровых создавайте отряды.

Однако войска имеют обыкновение утрачивать жизнь на поле боя, а также в процессе бега. Это не здорово, но от этого никуда не денешься. Для устранения подобных неприятностей существует уже знакомый нам отряд мирных жителей, способный перевозить пищу и подкармливать войска. Он же может добывать ресурсы еще одним способом, кроме стандартных способов добычи — при помощи грабежа одного из зданий вражеского лагеря. При этом в отряде может быть до 4 лошадей (и соответствующее количество носильщиков), каждая из которых может перевозить до 40 единиц награбленных ресурсов. Также наши караванщики способны строить осадные орудия.

Это интересно: ставим наш отряд грабителей на работу с вражеской оружейной — у врага больше не будет войск. Потому что не будет оружия. Уже никогда.

Ну и, наконец, последний ресурс — слава. Прибывает от уничтожения противника, его отрядов, лидеров и строений. Вашему предводителю совсем необязательно находиться рядом со своими подчиненными, чтобы получать прибыль. Убывает за гибель ваших войск и отступления с поля боя. Но слава нужна — без нее останутся неизвестными сильные подразделения, новые здания и умения.

Это интересно: если ваш герой погибает под градом стрел или вынужден отступить, то срочно потратьте очки славы — иначе они бесполезно пропадут.

Деревни и города

Строить здесь тоже совсем не просто. Поставив основное здание деревни, вы тем самым определяете место ее расположения. Больше одной деревни построить не получится — только перенести. А это значит, что при постройке рядом не должны оказаться леса, крупные горы и реки. Потому что строить можно только на ограниченной территории вокруг основного здания. Еще одно следствие — строить нужно по возможности вплотную. Чтобы не смотреть потом тоскливо на промежутки, в которые может просунуться целая армия. Но именно этих зазоров и не хватило, чтобы поставить еще одно необходимое здание.

Это интересно: промышленные постройки лучше держать поближе к центральному зданию, а вот дома и алтари — на краю территории. Первым важна дальность маршрута носильщиков, а с алтаря никто ничего тащить не будет.

Теснота — совсем не помеха. Хотя большинство зданий может совершенствоваться (если герой соизволит потратить очки славы на то, чтобы они стали лучше), но после этого они всегда остаются в отведенных им ранее пределах. А вот характеристики знатно улучшаются. Если раньше из одной заготовки в оружейной получался ровно 1 меч, то теперь к 5 мечам ваши оружейники могут добавить шестой, внеплановый. И так далее. Совершенствование зданий происходит не сразу после открытия новых строений, а как только вы соизволите послать строителей для улучшения. Улучшений для здания может быть несколько, тогда строителей нужно будет посылать для каждого улучшения отдельно.

Это интересно: состояние дел в зданиях (накопленные ресурсы, количество работающих в здании) можно посмотреть, нажав пробел. Причем при нажатии при выбранном воине и здании будет показываться совершенно разная статистика.

Здания у всех наций одни и те же. Основные отличия — внешний вид и количество улучшений для каждого здания. У одних здания ювелиров можно только однажды построить, у других — еще и улучшить. Поэтому и рассматривать все здания будем в одном месте.

Основное здание (Main house). Большой склад, в который стаскивают все добро. О заполнении склада можно судить по полоске рядом с перечислением хранящихся тут ресурсов. По совместительству приходится центром деревни и “зданием вождя” (он выходит отсюда, если погибнет в бою). Утрата основного здания ведет к немедленной гибели всей деревни. После усовершенствований увеличивает вместимость.

Дома (Residential building). Почти во всех стратегиях есть ограничения по количеству жителей. Дома (их количество и качество) здесь служат именно таким ограничением. А также могут производить мирных жителей обоих полов в необходимых количествах.

Ферма (Farm) и Мясник (Butcher’s shop) — сооружения для снабжения армии и мирного населения продовольствием. Ферма несколько эффективней в этом деле. Но у гуннов ферм нет, так что проблемы с продовольствием для них — обычное дело.

Мастерская плотника (Joiner’s workshop). Хозяйственное помещение, где добывают дерево.

Шахта (Mine). Даже гуннам приходится обзаводиться шахтой, потому что камень нужен всем.

Конюшни (Stable). Лошади — тоже продукт производства. Не будет в запасах лошадей — не будет кавалерии. Во время работы потребляет еду.

Оружейная (Armoury). Производство оружия также неплохо налажено у всех племен. Стройте это здание и не забывайте его совершенствовать. Без затрат камня и дерева оружия создать не получится.

Ювелир (Goldsmith’s workshop). Из простых булыжников в этом домике делают золото. А золото — необходимый металл, если речь идет о бойцах высокого уровня. Одно из первых зданий, требующих своего открытия перед тем, как строить. Так что перед тем, как создавать великие армии, 60 очков славы накопить надо обязательно. Кельты чрезвычайно охочи до золота, поэтому они могут еще и совершенствовать домик ювелира.

Жертвенный алтарь (Place of sacrifice). Необходим для жриц. С каждым алтарем у них прибавляется одно дополнительное заклинание. Естественно, больше 4 алтарей смысла строить нет — заклинаний-то всего 4. Занимают весьма много места, поэтому место под них лучше оставить заранее, потом может и не хватить. Жертвенными названы не случайно — могут концентрировать магическую энергию при принесении человеческих жертв. Достаточно выбрать нескольких “добровольцев” из числа мирных жителей, и они побредут к ближайшему алтарю. Каждый алтарь сохраняет свою энергию и может отдать ее жрице, чья магическая энергия исчерпана в борьбе с врагами. Перед строительством алтари требуется открыть — 50 очков славы.

Склад (Storage house). Если основное здание полностью забито, то можно построить и это сооружение. Правда, вместимость у него полностью соответствует размерам — то есть не очень. Но иногда помогает.

Частокол (Palisades with gate). Тевтоны и гунны, как особо приближенные к римлянам, получили в пользование и такую штуку. Только вот страшно дорогая и бестолковая штука. Еще и 100 очков славы требует. Лучше откройте новых солдат и постройте еще армии.

Обычный набор основных зданий — 2 шахты, 2 оружейных, 1 ювелир и 1 мастерская плотника. Ферм обычно больше 3 не надо, но гуннам 3 мясников нередко не хватает. И еще — проверяйте количество народа, работающего в зданиях. Если в здании 3 работника, то высокой производительности вы от них никогда не дождетесь. Выберите любое здание, нажмите пробел и посмотрите. Там, где недобор — добавьте.

Три кита

Несмотря на внешнее сходство, киты, то есть расы, составляющие игру, довольно различны. Одни опираются на кавалерию, а для других пехота — это святое. Но не будем сразу переходить к частностям, а рассмотрим общие черты.

Главное лицо любой расы — герой. Конечно, ему не обязательно возглавлять войска лично, он может и в родной деревне посидеть. Но за каждое действие ваших бойцов ему начисляются (или отнимаются) очки славы, которые он может (и должен) расходовать. Единственный недостаток этих самых очков в том, что они, как и все в игре, измеряются не в точных величинах, а в процентах. И больше 100 процентов никак не накопить. Так что следить за очками славы нужно постоянно, дабы не допустить “перелива”.

На что же герой может извести добытые тяжким трудом очки славы? На личные характеристики, улучшения домов и войск. Личные характеристики — это атака, защита, величина командного радиуса и сила воодушевления. Первые две действуют только на самого вождя. Воодушевление — подъем морали у войск, а командный радиус — площадь, на которой вождь сможет повышать мораль у своих подчиненных. Для каждой из этих характеристик есть 4 уровня, на каждый из которых последовательно тратится по 20, 40, 60 и 80 очков славы. Улучшения домов необходимы для повышения качества их работы. А некоторые дома и вовсе надо изобрести перед тем, как начинать строить. Улучшения войск — это открытие новых типов солдат, строев, боевых особенностей расы и осадных орудий.

Новые виды войск — это свято. То, что выдается в начале, сражается на столько, сколько стоит. То же, на что затрачено немало кровных очков славы, воюет намного лучше. Новые строи стоят одинаково — по 50 очков славы, но ценность большинства из них сомнительна. Однако, если слава набирается огромными темами, то почему бы и не открыть? Боевые особенности расы — самая ценная вещь. С ними даже самые бестолковые бойцы могут очень значительно улучшить свои характеристики.

С обычными войсками тоже все непросто. Хотя учитываются и создаются они поштучно, воевать предпочитают в виде отрядов. Количество солдат в отряде ограничивается только верхним порогом — 20. А вот сколько их в действительности, 1 или 15 — это вопрос только ваших предпочтений. Число людей в отряде всегда можно поменять, использовав функции деления и объединения отрядов. И, если это зачем-то нужно — сделать кучу отрядов по одному бойцу.

Это интересно: бойцов-рукопашников лучше набирать полными отрядами. А вот стрелки эффективнее десятками. Мелкие отряды стрелков маневренней, у них меньше шансов быть “зацепленными” случайно прорвавшимся пехотинцем. А уж если тот прорвался, то двадцатка выключится полностью, а при десятках вторая десятка продолжит стрелять.

Главная характеристика отрядов — это мораль. Без нее солдаты сражаются хуже, да и вообще могут припустить с поля боя. Влияют на изменения настроения войск те же самые причины, что и на рост славы полководца. Только вот солдаты поднимаются духом еще и от кормления на поле боя (или просто отдыха), и от зрелища разграбления вражеского главного здания.

Последнее общее понятие — строи. Это может показаться удивительным, но иногда от них только вред. Особенно тогда, когда у противника много лучников. Что происходит в бою без оформленных в колонны или каре отрядов? Каждый воюет с каждым и, если кого-то больше, то лишние присоединяются помогать своим товарищам. Как бы ни был силен противник, когда его бьют с двух сторон, никакой щит не поможет. Соответственно, в бою без строя обычно выигрывает тот, у кого солдат больше. В бою, когда один отряд идет строем, а другой пытается напасть толпой, организованный отряд будет окружен со всех сторон, но на каждого защищающегося будет один нападающий, остальные же вообще будут нервно топтаться в сторонке. Ситуация в бою двух организованных отрядов может вообще дойти до абсурда, когда воевать будут только по 1 воину, стоящему на углах своих групп. Отсюда вывод — строи выгоднее сильным отрядам, особенно когда их пытаются задавить числом слабаки.

Это важно: вступив в бой, вы уже не сможете изменить строю. И если будете применять организованные построения, продумайте их заранее.

Однако все хорошее от строев быстро заканчивается с приходом лучников или пращников. Они начинают нагло расстреливать войско неприятеля (особенно, если его перед этим сковали своей атакой пехотинцы или кавалеристы), нанося тот самый второй удар, от которого нельзя защититься.

Тевтоны

Тевтоны — приверженцы тяжелой пехоты. Минимум кавалерии и стрелков есть, но только минимум. Способны ограждать свои лагеря частоколом (что не очень надо) и страшно любящие атаковать. Словом — довольно классическая раса, без сильных отклонений.

Расовые особенности

Все расовые способности предварительно должны быть изучены вождем (с затратой очков славы). Но это всегда того стоит.

Первая особенность, Битва (Battle), позволяет тевтонским воинам поднимать мораль, если оружием ближнего боя был убит воин противника. Следом идут Зажигательные бомбы (Mead bomb). С их помощью тевтоны быстрее сжигают вражеские здания, и вам не придется тоскливо смотреть, как факелы отщипывают по проценту от зданий. С помощью Силы удара (Hitting power) воины с оружием ближнего боя наносят противнику более сильное повреждение при попадании. И наконец, последнее улучшение, Защита щитом (Shield protection) , позволяет получать меньшее повреждение всем бойцам, вооруженным щитами.

Магия

Римская кавалерия явно в проигрыше — у противника на подходе топорометатели.

Магию у тевтонов, как и у прочих рас, применяют жрицы. В данном случае — жрицы Одина. Первое заклинание — разведчик (Scout). Это одинокий волк, жизнь которого с течением времени уменьшается. Так что ни на что (кроме разведки) он и не способен. Хотя и стоит не очень много маны. Далее — туман (Fog). Он на некоторое время ослепляет отряд стрелков противника. Как ни странно — довольно толково.

Третьим по счету идет гром и молния (Thunder and lightning). Очень сильное заклинание, двумя можно уничтожить отряд противника. Но и ману расходует неслабо — 2 раза подряд жрец его применить не сможет. Последнее заклинание — стая волков (Pack of wolves). Это несколько волков, похожих по свойствам на волка из первого заклинания. Вполне можно использовать для “связывания” отряда лучников противника, если те уж слишком хорошо прикрыты.

Это важно: стоимость заклинаний определить очень просто — уровень заклинания кратен 25 единицам маны. То есть заклинание первого уровня — 25 единиц, а третьего — 75. Следовательно, для массового применения магии желательно, чтобы в ваших войсках было более 1-2 жрецов.

Солдаты

Вождь — всегда самый первый воин. Его и рассматривать не стоит. Погибнув, воскресает около основного здания. Всегда одинок и легко теряется в пылу боя.

Жрица Одина (Priestess of Odin) славится близкими знакомствами с дикими волками германских лесов. Хотя громы и молнии, которые она может выпросить у Одина, куда страшнее. Всего 5 золота и 10 оружия.

Мечник (Sword bearer). Стоит дешево, всего 2 единицы оружия. И воюет точно так же. А чего еще можно ожидать от воина, вооруженного только одни мечом. К применению никоим образом не рекомендуется.

Копьеметательница (Spear wench). Женский стрелковый отряд за 1 единицу оружия. Не то, чтобы очень здорово, но на безрыбье (при отсутствии улучшенных отрядов) — вполне пойдет. В бой ни в коем случае ими не вступать, так как девушки очень быстро мрут в условиях отсутствия доспехов и щитов.

Служитель Тора (Servant of Thor). Честно говоря, это основной пехотинец тевтонов. Настоящие мужчины, которые считают, что меч — это штука, которая чуть больше ножа. Поэтому вооружились молотами (которые бьют посильнее меча) и щитами. Соответственно, ни одно расовое улучшение тевтонов не пройдет мимо них. И всего 3 оружия на бойца

Топорометатель (Axe brandisher). Какой же тевтон не любит метать топоры? Первый отряд, требующий открытия с затратами очков славы. Зато топорометатели полностью решают проблемы стрелков у тевтонов. Это мощные ребята с топорами и щитами, способные некоторое время постоять за себя, пока не подойдет оказавшееся неподалеку подкрепление. Хотя лучше в рукопашный бой их все же не кидать. Все-таки 4 оружия стоят.

Наездник (Horseman). Когда германцы столкнулись с римлянами, они были очень удивлены тем, что лошадей можно использовать еще как-то, кроме как для перевозки снаряжения. Позже тевтоны научились использовать кавалерию, хотя в их войске она служила только как прикрытие лучников и пользовалась только оружием ближнего боя. В нашем случае это щит и меч. Однако стоят эти бойцы недорого — 4 оружия и лошадь. Наш выбор для фланговых атак на вражеских лучников.

[[BREAK]]

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

Убийца (Slaughterer). Настоящий берсерк. Самый уважаемый человек в тевтонском войске. Его удары двуручным топором сильны и смертельны, но щитов он не признает и быстро гибнет при достойном сопротивлении противника. Стоит 4 золота и 4 оружия.

Помощник Тора (Executor of Thor). Парни стоят по-настоящему дорого — 5 оружия и 5 золота. И их быстро бьющие 2 молота довольно эффективны для взламывания защитных порядков противника. Но я бы все же не рекомендовал бы использовать их. Ведь будь у противника хоть немножко лучников — и можно будет уйти в глухую оборону, перестреляв отважных бойцов.

Тевтонская катапульта (Teutonic catapult). Тевтоны считают катапульты оружием, недостойным употребления, ими пользуются только трусы. Поэтому положенные 10 дерева и 1 камень они выкладывают за осадные орудия редко. Да и управлять ими — дело женщин.

Кельты

Кельты раньше всех столкнулись с римлянами. И дольше всех были под их железным правлением. Кельты славятся богатством и многочисленностью, но не мощью своих солдат. Преимущественно это стрелки, чаще всего вооруженные простейшими пращами.

Расовые особенности

Все кельтские способности относятся либо к улучшению стрелков, либо к помощи им в решении своих задач (ловушки, оборонительные сооружения).

Каменная ловушка (Stone traps) серьезно поранит противника, неосторожно активировавшего ее. Пылающие снаряды (Flaming projectiles) позволят стрелкам эффективнее поджигать вражеские строения. Баррикады (Barricades) строятся сопровождающими обозами и способствуют перекрытию узких проходов, за которыми могут спрятаться отряды стрелков. Последним же улучшением будет Навык стрельбы (Shooting skills), с которым кельтские стрелки увеличивают дальность стрельбы своих луков и пращ.

В целом, расовые особенности кельтов не очень сильны, и хорошо работают не при лобовой атаке, а при изощренной обороне.

Магия

Зато магия у кельтов очень и очень сильна. Причем с первых же, самых дешевых заклинаний. Так, уже для начала друид умеет сеять семена разногласия (Seeds of Discord), полная противоположность деятельности вражеского вождя (снижают мораль вражеских отрядов). Однако вождь всего один, и слава более, чем ценна, а друидов может быть очень много. Следующее заклинание, лечение (Healing), помогает друиду исцелять ваши войска, не дожидаясь прибытия обозов с продовольствием. Заклятье злой глаз (Evil Eye) действует по площади, причиняя вред при помощи проклятия не только вражеским войскам, попавшим под это заклинание, но и зданиям. Последнее заклинание, пробуждение мертвых (Waking the Dead), позволяет друидам воскрешать погибших воинов. Причем, если воскрес боец противника, то с этого момента он будет воевать на стороне кельтов.

Вывод — жертвенные алтари для кельтов становятся не роскошью, а основным путем, ведущим к победе.

Солдаты

Друид (Druid).

Попытка кельтов сделать жрецом мужчину дала лучшие результаты, чем назначение женщин жрицами у тевтонов. Друиды — необходимая часть кельтского войска, причем лучше в как можно большем количестве. У них только один недостаток — стоимость (10 оружия и 10 золота).

Охотница (Female Hunter). Охотницы — неотъемлемая часть любой кельтской армии. И они неизменно обрушивали град стрел на римских солдат, вызывая их ненависть. Ирония судьбы состоит в том, что кельты не знали луков до столкновения с римлянами. Конечно, охотницы слишком слабы для рукопашной схватки, но вот цена превосходна — всего 1 оружие.

Мечник (Swordsman). Кельтские мечники — типичные представители простонародья. Из оружия им полагался только меч, а брони не было вовсе. Это делало их не очень серьезными соперниками для римлян. Набирать войско из них не стоит даже из-за жуткой дешевизны — всего 2 единицы оружия за бойца.

Копьеносец (Lance bearer). Копьеносцы — это уже интереснее. Вооружались не только копьем, но и щитом. Могли неплохо противостоять атакам римской кавалерии. Хотя в роли пехоты их стоит использовать только в случае, когда другие отряды еще недоступны. Стоимость — 3 единицы оружия

Пращник (Stone thrower). Пользованию пращей кельты обучились гораздо раньше, чем использованию лука. Разумеется, и результаты применения этого оружия были поэффективней. Пращники — первые воины, требующие открытия, и довольно недешевы (1 золото и 4 оружия). Но и результаты у них получше, чем у охотниц.

Мститель Боудикки (Avenger of Boudica). Боудикка (Боадицея) — легендарная жена кельтского вождя, возглавившая восстание против римлян. Только неудачно выбранное место сражения решило его исход в пользу малочисленных римлян. Не в силах перенести позор, Боудикка покончила с собой. Однако все время находятся женщины, желающие отомстить за нее, воспользовавшись двумя мечами. Отличные бойцы, которым даже и щиты не нужны. На их дороге лучше не вставать. Стоят 3 золота и 5 оружия.

Метатель железа (Iron thrower). Если в пращу вложить не легкий камень, а тяжелый и шипастый железный шарик, то тот, в кого этот шарик попадет, может и не встать. Вооруженные таким страшным оружием пращники легко меняют положение на поле боя. Хотя для их стоимости это вполне нормально (5 золота и 5 оружия). Надо отметить, что эти ребята отлично сражаются и в рукопашном бою, что нехарактерно для стрелков.

Дворянин (Nobleman). Благороднорожденные кельты всегда искали встреч с лучшими воинами противника. И вооружались они для этих битв копьями и щитами. Правда, военачальники кельтов плохо использовали возможности кавалерии, но если уж она вступала в бой… Всего за 2 золота, 5 оружия и 1 лошадь вы сможете получить одного из этих великолепных бойцов.

Кельтская баллиста (Celtic Spear throwers). Скопирована кельтами у римлян и несколько слабее римского аналога. Стоит 5 единиц дерева.

Кельтская катапульта (Celtic catapult). Все, как и с баллистой.

Гунны

Гунны были великой кочевой расой, в свое время вторгшейся в Европу. Они поражали своей жестокостью и стремлением награбить как можно больше. Да это и неудивительно — гунны жили тем, что добудут в разграбленных деревнях и на полях сражений. Война была их жизнью. Еще более сильны гунны стали при Аттиле, объединившем разрозненные племена в могучую армию. Только усилия объединившихся римлян и остготов смогли в тот момент спасти Европу от поражения и разграбления.

Разумеется, основа войск гуннов — конница. Даже не пытайтесь представить пехоту гуннов. Лучше запомните, что у них есть конные лучники.

Расовые особенности

Гунны в своих расовых улучшениях не питают склонности лишь к одному виду войск. Всем досталось довольно равномерно. Хорошо ли это?

Первым улучшением идет гнев берсерка (Berserk rage). Однако это обоюдоострое улучшение. Войска с оружием ближнего боя значительно улучшают свою атаку и наносимые повреждения, но при этом сильно падает их защита. Если бы не те улучшения, что следуют за ним — никогда бы не открывал. Шторм гуннов (Storm of the Huns) — поистине страшное улучшение. Все атакованные гуннской кавалерией сильно пугаются. А результат — снижение морали и возможное бегство с поля боя. Каннибалы (Cannibals) — альтернативный источник добычи пищи для кочевников. Ведь им ее так не хватает. Вот и появилась у мирных отрядов возможность потрошить трупы, валяющиеся на полях боев, затаривая при этом мешки на спинах вьючных лошадей столь нужной едой. Ядовитые снаряды (Poisonous projectiles) позволяют стрелкам гуннов травить вражеских солдат.

Магия

Шаманши гуннов неплохо освоили разрушительную магию. И хотя эффект от нее не сравнится с магией кельтов, но заклинания достойны внимания. Огонь (Fire) — это обычные огненные шары, которые можно метнуть в толпу или вражеские здания со всем полагающимся по этому случаю ущербом. Чем больше заклинателей — тем больше урон у противника. Довольно сильно для начального заклинания, не правда ли? Следующее заклинание, землетрясение (Earthquake), способно одним применением уничтожить вражеское осадное орудие или жилое здание. Чем и полезно — осадных орудий у гуннов-то и нет. А уничтожать римские баллисты надо. Ядовитое облако (Poisonous cloud) — стандартное средство нанесения большого урона. Не надейтесь, что оно будет висеть вечно. Одномоментный сильный удар — и облако закончилось. Призрачная кавалерия (Ghost rider) — отряд мощных всадников, живущих непродолжительное время. Еще одно средство против римских осадных орудий. Благо, воюют кавалеристы не по-призрачному основательно.

Солдаты

Шаман (Shaman). Всю разрушительную и грязную работу гордые гунны поручают женщинам. Мужчины же позволяют себе только грабить и убивать в честном бою. Вот и приходится несчастным шаманшам уменьшать жизнь у противника (чтобы у мужчин рука не устала) и сносить землетрясениями здания (ну, не мужское это дело). Всего 5 золота и 10 оружия.

Сокрушитель черепов (Skull breaker). Просто пехота, неудачники во всех отношениях. Нередко таких ребят присылают взамен погибших гордых гуннских всадников, дав второй шанс обрести величие. Поскольку они пушечное мясо не только на вид, то лучше расформировать эти отряды, отобрав полагающиеся каждому “воину” 1 единицу оружия, и создать что-нибудь более полезное. Сокрушители собственных черепов…

Убийцы издалека (Long-range killers). Ну что взять с охотников? Только луки и стрелы. Стрелки, которые сойдут только от полной бедности. Ибо хилы и нежизнеспособны. Своих 2 единиц оружия они не стоят.

Рассекатели (Man splitter). И это бесплатные войска? Всего за 3 единицы оружия и лошадь вы получите хорошего кавалериста. А кавалерия — это скорость передвижения и большая свобода маневра. Разве это не здорово? Вот эти ребята и смотрят с презрением на всех, ходящих по земле.

Амазонки (Amazons). Стоит открыть первого же бойца — и вы получите отличного лучника, что фактически закончит формирование мощнейшей армии. Странно только, что делают амазонки в армии гуннов, относившихся к женщинам без большого почтения; но создатели игры уверяют, что гунны, встретив амазонок, были настолько ими очарованы, что не только позволили вступить в свою армию, но и предоставили им место элитных стрелков. Быстрые лучники с возможностью уйти от вражеских кавалеристов всего за 4 оружия и лошадь — наш выбор!

Разрубатели животов (Belly slashers). Как может пехота стоить такие деньги? Для нации гуннов, поставивших скорость передвижения во главу своей политики, пехота — это смешно. Про них уверяют, что они лучшие телохранителя для вождя племени, но лучше сэкономить 4 оружия и 1 золото, и израсходовать их на что-либо другое.

Смерть римлян (Roman death). Если у рассекателя отнять меч и выдать копье, а также поднять его стоимость до 3 золота, 5 оружия и 1 лошади, то получится совершенно жуткое существо, фактически рыцарь от гуннов. Честно говоря, противостоять им не может никто. А вражескую кавалерию они особенно не любят. И режут римских кавалеристов насмерть.

Римляне

Набор войск у римлян невелик. Нет у них ни магии, ни расовых черт. Хотя вру, есть у них одна черта — отличнейшая дисциплина. Мне так и не удалось увидеть бегущих в панике римлян. Если только друиды им основательно помогут. Строи в исполнении римлян также эффективнее, чем у других наций. И еще — у них нет очень слабых мест в виде бесполезных войск. Хотя и их абсолютно сильное место — это катапульты.

Солдаты

Наемники (Mercenary). Хорошо известно, что у римлян были не только легионы, но и так называемые “союзники”. Это средняя пехота, не обладавшая стойкостью и военными навыками легионеров. Так что их обычно на самые опасные участки и не ставили. В игре это пехотинцы с копьем и щитом, примерно соответствующие третьему по счету бойцу любой другой нации.

Лучники (Archer). Обычные лучники, набиравшиеся Римом в Малой Азии с ее традициями стрельбы из лука. В ближней бою так же слабы, как и большинство лучников, хотя и при переходе к атаке в упор пускают в ход кинжалы.

Легионеры (Legionary). Легионер и пилум — близнецы-братья. Хотя легионеры обычно сражались все же не пилумами, а короткими мечами. Пилум — это метательное копье, укрепленное металлом, предназначенное не для ранения противника, а для утяжеления его щита. Металл был именно для того, чтобы воткнувшийся в щит пилум нельзя было обрубить. Кроме того, они еще и гнулись, еще больше усложняя противнику работу со щитом. Однако тут легионеры — это меткие стрелки, способные нанести ущерб противнику. Да и в рукопашном бою они уступят только самой элитной пехоте.

Преторианцы (Praetorian). Преторианцы всегда были охраной императора и важных политиков. Здесь же они — элитный пехотный отряд, вооруженный мечами и щитами. Мало кто может противостоять им в открытой схватке. Но не переоценивайте их силы — вряд ли кто-то будет состязаться с ними именно в честном бою.

Кавалеристы (Cavalryman). Ценность римской кавалерии в игре нисколько не преувеличена. Кавалерия была мощной, но все же обычно выполняла роль защиты флангов. Здесь она чаще выступает в роли грозы вражеских лучников. И только гунны со своими смертями римлян могут справиться с римскими кавалеристами.

Римская баллиста (Roman spear catapult). Хорошее средство защиты от наступающего противника. Особенно в условиях полевого лагеря.

Римская катапульта (Roman catapult). Самое сильное противопехотное средство. Попавшим под ее камень мало не покажется.

Уничтожить всех!

В “Against Rome” надо тонко чувствовать обстановку на поле боя, и осознавать все сильные и слабые черты своих отрядов. И хотя основной маневр — постановка “заграждения” для вражеской пехоты и конницы с последующим расстрелом ее лучниками, есть немало хитростей, помогающих в этом нелегком труде полководца.

Главная особенность битв состоит в том, что отряд, вступивший в рукопашную хотя бы одним бойцом, будет воевать только ближним оружием и из боя выйдет только по сигналу отступления. То есть с потерей морали. Хотите остановить большое войско противника с небольшим количеством пехоты и большим — лучников? Стройте свою пехоту боевым строем и атакуйте первым. Если есть кавалерия — оставьте ее на флангах для перехватов фланговых обходов. Следом за пехотой пусть сразу же идут лучники, огонь которых концентрируйте на одном из отрядов противника — один мертвый отряд лучше 5 полумертвых.

Горы — естественные оборонительные сооружения. Иногда на местные вершины бывает только один вход. Тогда на них прекрасно сможет закрепиться целая армия лучников, прикрытая всего одним пехотным отрядом. Только не переоценивайте лучников — они крайне плохо стреляют по движущимся целям.

Это интересно: в игре присутствуют понятия дня и ночи. И хотя времена суток не очень легко уловить, но все же знайте — днем лучники видят немного дальше.

Если перед вами стоит противоположная задача — уничтожить войско с большим количеством лучников — то очень плохо, если у вас нет кавалерии. Как правило, только она способна совершить фланговый обход и ударить по лучникам на повышенной скорости, пока их не прикрыли пехотинцы.

Как быстро заработать славу в “бесконечных” играх? Для этого нужно послать своего героя с небольшим воинством к вражеской деревне и уничтожить солдат, ее охраняющих. Как правило, такая быстрая атака неплохо проходит. После этого ни в коем случае нельзя уходить. Нужно остаться и уничтожать все вражеские войска и, особенно, героев. Благо с последних идет немало опыта — аж по 30 очков. В качестве варианта можно подвести отряд своих снабженцев и заставить их грабить одно из зданий противника. При правильном подходе к делу вражеская деревня превращается в постоянный источник славы (особенно, если не торопиться со сжиганием домов).

И закончим все более подробным рассмотрением тактик рас.

Тевтоны — самая простая в использовании нация. Основная масса их войск — это топорометатели и служители Тора. Стоят и те, и другие довольно дешево, так что тевтоны могут обходиться вообще почти без золота (только немножко на кавалерию). Важно только обзавестись 2 оружейными, чтобы хватало снаряжения на все войска. Результат — заслон из хорошо бронированной пехоты и целые “стаи” топоров легко укладывают войска противника. Держите рядом со своим войском нескольких жриц, и в случае избытка стрелков у противника используйте туман.

Кельты — предельно дорогая раса. Во всех отношениях. У них есть большой выбор войск всех видов, но как войска, так и хитроумные построения ловушек и баррикад стоят недешево. Тем более, что в случае использования своих оборонительных методик кельты должны будут водить вместе с войском большое количество строительных отрядов. В армии обязательны друиды — хотя бы и для запугивания сильнейших отрядов неприятеля. Да и уничтожить кого-то им по силам.

Главный козырь гуннов — высокие скорости. Поэтому даже и не думайте использовать пехоту (хотя шаманы — исключение). С кавалерией можно постоянно передвигаться в режиме галопа (а пехота от бега теряет жизнь). Ну и, разумеется, уничтожение вражеских стрелков становится более простой задачей.

И еще раз самое главное — битва здесь идет до момента столкновения войск. Как только началась всеобщая свалка — вы уже ничего не решаете. Все битвы выигрываются маневрами до этих самых столкновений.

Великие битвы

В игре, в которой основные события происходят на поле боя, просто не могло не быть великих битв ранних веков, где нет строительства, а только исходные войска.

Совершенно непонятна только битва под названием “Гражданская война”, тогда императору Феодосию для победы над Евгением совсем не требовались готы. А вот битвы под Адрианополем (восстание готов против римлян), взятие Рима королем вестгота Аларихом и битва готов с гуннами после смерти Аттилы переданы довольно точно. Хотя самая главная битва того времени все же — “Битва народов” на Каталаунских полях. На этой равнине сошлись два полумиллионных войска — объединенная армия вестготов и римлян под командованием Аэция и Теодориха, и орда гуннов, возглавляемая Аттилой. Еще до начала битвы готы заняли холм в центре поля, и вся битва шла за обладание этим холмом. Победу не получил никто — Аттила бежал с поля боя, осознав, что ему не выиграть. А преследовать его не стали потому, что Аэций боялся в случае окончательной победы усиления вестготов…

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь