Valkyria Chronicles 2
Первая часть Valkyria Chronicles вышла в 2008 году и за пару лет сумела пробить себе дорогу, кажется, во все хит-парады лучших игр для PlayStation 3. Вопреки восторгам критиков, коммерческий успех бренда был умеренным, но его экспансия продолжилась — были выпущены два тома манги и анимационный сериал, в котором рассказывалась история о вторжении вероломной Империи в маленькую страну Галлию.
Отряд ополчения №7 под командованием игрока прошел через семь месяцев боевых действий и дал почувствовать, какой кровью досталась галльцам победа над «кайзеровской» военной машиной. Как игра, так и аниме на свой лад трактовали события Второй мировой (альтернативный конфликт в альтернативной Европе).
Так или иначе, если перенос «Хроник Валькирии» в другие медиасферы еще был более-менее предсказуем, то сообщение о разработке сиквела для PSP стало для многих настоящим шоком. «Нам что, новую приставку покупать?!» — в едином порыве схватились за головы фанаты.
Прозорливые разработчики из SEGA неспроста вынуждают поклонников серии взять в руки карманные консоли. Главный продюсер VC2 Сюнтаро Танака объясняет смену платформы, во-первых, необходимостью расширить аудиторию игры, а во-вторых, сложностью разработки сиквела для PS3. По его словам, такое продолжение отняло бы у команды около трех лет. Сиквел сделали за полтора года, и японцы уже в январе 2010-го смогли вернуться в обновленную Галлию (всему остальному миру это только предстоит в ближайшем будущем).
Собственный рецепт
В оригинале было практически все, без чего невозможен батальный эпос: внезапная интервенция, истребление гражданских, партизанские бои, артобстрелы, битвы в лесах и пустынях, танковые сражения, победы не числом, а умением, раса всеми ненавидимых изгоев (тут они зовутся дарксенами), героические до слез жертвы и даже крылатый поросенок (ну ладно, без него можно было бы обойтись). Ближе к концу спилберговский градус нарастал: вы сражались на исполинском танке и бились с богиней Сэльверией, рванувшей после поражения атомным взрывом.
События сиквела происходят спустя два года после окончания той изнурительной военной кампании, в 1937-м, а в Галлии вновь осложнения: страну разрывает гражданская война, развязанная ненавистниками дарксенов. Принцесса Корделия, которая, как выяснилось, к этой расе принадлежит, наследует трон, но далеко не все готовы видеть на троне представительницу неприкасаемых. Из сторонников этнических чисток формируются оппозиционные силы в лице Галлийской революционной армии.
По множеству причин силы ополчения страны (принесшие Галлии победу в VC) не могут участвовать в наведении конституционного порядка, а армия слишком истощена недавней войной. Правительство вынуждено натравливать на диссидентов студентов военных академий.
Главным героем сиквела назначен семнадцатилетний Аван Хардинс, «энергичный и находчивый юноша», как сказано в его досье. Вместе с Аваном проливать кровь будут двое его лучших друзей, медсестра Козетт и близорукий пехотинец Зери. Отношения между героями нехотя выстраиваются в любовный треугольник (до мелочей копируя схему аниме-сериала «Самурай Тянпуру»: талантливый раздолбай и очкастый всезнайка борются за благосклонность наивной, но все-таки способной на жертву девушки). Все они принадлежат к разным классам: разведчику, медику и пехотинцу. Помимо них, в игре мы командуем снайперами, танкистами и «гренадерами» с местным ноу-хау, ракетометными копьями.
Эхо Jagged Alliance
Боевая система BLiTZ из первой части перешла во вторую без изменений: приказы солдатам раздаются на большой тактической карте, затем камера опускается с небес на землю и демонстрирует события в реальном времени. У каждого персонажа VC2 во время его хода отображается полоска действия, т.е. запас времени, в которое он может передвигаться, лечить или стрелять.
Для уравновешивания шансов каждой из враждующих сторон дается фиксированное число командирских очков, которые тратятся на управление пехотой и танками. После израсходования всех очков ход переходит к противнику. В отличие от других тактических игр, число лидерских очков можно увеличивать — достаточно брать на миссию сюжетообразующих персонажей, которые добавляют бонусные очки в копилку. И наоборот — уничтожая офицеров врага, вы уменьшаете количество действий, которое тот может совершить в течение своего хода.
Портативная версия уникальна тем, что по сравнению с первой VC система классов была расширена и модернизирована. Класс инженера был заменен медиком, а все пять классов, за исключением танков, получили древа развития. Однако уместнее называть их «пеньками» — чтобы дорасти до ветерана, придется попотеть. Так, с опытом тяжелый пехотинец сможет стать пулеметчиком или гранатометчиком. Иначе говоря, из простого солдата разрешено сделать профильного специалиста на выбор.
Танкисты никуда не растут, но им этого и не надо, потому как танки стали главным фетишем игры. Разрешено менять их раскраску и наносить на броню любые картиночки, нарисованные во внутриигровом графическом редакторе. Сетевой режим даже поддерживает отдельный дефматч для четверых танкистов, готовых сцепиться, словно в World of Tanks.
Сюжетная линия также подверглась расширению с 50 миссий до 200! Причем структура повествования была в корне изменена — в первой части вы листали толстенную книжку, становясь участниками уже запротоколированных событий. Сиквел заменяет ее на календарь, в котором расписан учебный год. События начинаются в январе, и в рамках одного месяца присутствуют как обязательные (основные) миссии, двигающие сюжет вперед, так и второстепенные, позволяющие добывать раритетное оружие или крутить шашни с одногруппницами.
«Что еще за шашни?» — проворчат ветераны. Похоже, галльским студентам не чужды радости простых учеников вузов — Авану дана возможность пофлиртовать и закрутить роман не только с подругой-медичкой Козетт, но и с другими кадетами Лэнсилской академии. Таким образом Sega ненавязчиво добавляет в игру элементы симулятора свиданий, позволяющего подбирать новые кадры для отряда, делать выбор и сталкиваться с его неминуемыми последствиями.
Наконец, оригинально оформлен выбор самих миссий — на карте города Рандгриц, столицы страны, висят требующие внимания пиктограммы. Внутри спрятаны списки задач, привязанные к району города или типу местности. В оригинале подобным разнообразием вариантов, извините, даже не пахло.
* * *
Герои вторых «Хроник» ссорятся, влюбляются, зубрят домашку и сражаются за свои права и за права отщепенцев, в число которых угодила королева Галлии. Они двигают вперед развитие богатой мифологии сериала, пока страна трещит по швам. Конечно, им не чужды юношеское фрондерство, максимализм и наивность, но вместе с тем они — надежда серии на достижение коммерческого признания.
Просто потому, что сегодня этим героям хочется сопереживать еще сильнее, чем их прародителям в 2008 году. Тактические игры еще никогда не выглядели столь сентиментально. Разве кому-то еще пришло в голову поставить героев, их жизнь и их взаимоотношения превыше тактических схем? Окончательно разобраться в событиях новой галльской войны удастся уже этим летом.
Формула игры: 70% Valkyria Chronicles + 20% Jagged Alliance + 10% симулятора свиданий
Пока вы ждете:
- Urban Legend — PC
- Jagged Alliance — DS (8/10, «Игромания Лайт» №5/2009)
- Valkyria Chronicles — PS3