09 июля 2004
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Castle Strike"

Руководство и прохождение по "Castle Strike" - изображение обложка

В последнее время в мире стратегий очень популярны темы средневековья и древнего Рима. Большинство новинок относятся к одному из этих временных промежутков. Причем отношение меняется от псевдоисторичности (как будет в нашем случае), до абсолютной достоверности, соответствующей самым солидным историческим трудам. Также после успеха “Stronghold” заметен сильный интерес к играм, в которых достойное внимание уделено крепостям и штурмам. Так, слиянием этих двух составляющих, и получилась эта игра. Игра сделана добротно, в ней хватает новых уникальных решений. Нет в ней только одного — захватывающего ритма игры, не позволяющего оторваться ни на минуту. Но у настоящего ценителя стратегий она способна занять много более, чем один вечер.

С чего начинается Германия?

В игру волей сценаристов оказались увязаны аж три европейские нации — Германия, Англия и Франция (и немало отдельных представителей прочих европейских государств). Сюжет, поначалу лениво закручивающийся вокруг молодого немецкого дворянина Торвальда фон Рабенхорста, у которого враги сожгли родной замок, убили отца и похитили сестру, затем начинает скакать в Англию, где живет жених сестры Рабенхорста, и Францию, где злой испанский инквизитор изводит доброго паладина. Словом, мелкий междоусобный конфликт перерастает в катастрофу всеевропейского масштаба. И, так как повествовать обо всех этих событиях можно долго и с чувством, перейдем все же к более значимым событиям. А именно — рассказу о том, что собой представляет игра.

На чем Европа держится

Вот что в игре достойно восхищения — это отлаженная экономическая система. Все необходимое для производства сосредоточено на 5 вкладках на левой стороне экрана: военные здания, промышленные здания, войска и специальные подразделения, штурмовые машины, улучшения. Не надо шастать по зданиям (довольно похожим друг на друга — все же Европа, а не земли орков) — достаточно выбрать нужную вкладку и произвести десяток солдат или заказать необходимое улучшение. Доступные к производству здания и войска услужливо подсвечиваются, для недоступных указываются необходимые здания и улучшения.

Все это великолепие существует на 4 игровых ресурса — камень ( S ), железную руду ( I ), лес ( L ) и золото ( G ). Причем, если камень и руда добываются из бесконечных шахт, то лес вполне конечен и может однажды закончиться в разгар битвы. Золото же не добывается, а выколачивается из работающих на вас крестьян.

Кстати, о крестьянах. На вооружение взята очень интересная система, которую можно увидеть, щелкнув левой клавишей мыши по свободному месту. Перед вами появятся ползунок для распределения работающих/неработающих кормильцев и диаграмма определения количества трудящихся в той или иной отрасли. “Неработающие” строят, тушат пожары или варят смолу. При этом не надо искать ближайшего бездельничающего обормота — такой кнопки просто нет. Как только появляется работа, безработные тут же кидаются на ее выполнение. Определенные в рабочий люд занимаются добычей полезных ископаемых. А вот для того, кто и сколько — есть диаграмма. С помощью точки на ней можно перераспределить народ, если какой-то из ресурсов добывается чересчур медленно и его добычу надо ускорить. Итог всего этого — проблемы в экономике решаются без тяжких дум всего несколькими движениями мыши.

Это важно: если вам надо срочно выполнить какую-то задачу — просто перераспределите людей движением ползунка или смещением точки на диаграмме. Учтите, что крестьяне, посланные “на разведку”, безработными до движения ползунка не считаются, и будут тупо стоять на месте и созерцать окрестности.

Создание городов

Строения военные и строения гражданские. На самом деле между ними гораздо больше различий, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что для каждого вида строений существует свое “заглавное” строение, вокруг которого можно строить остальные здания. И если главную постройку гражданских можно строить почти где угодно, лишь бы в указанном месте не было “военной территории”, то военные строения можно соорудить только вокруг главной башни в пределах заранее обозначенной площадки. Разумеется, стены входят в список армейских построек. Таким образом, военные и гражданские изначально разделены и создать хорошо защищенную от врага, окруженную прочными стенами колонию не получится. Война и мир раздельно. И ценность неприступного замка стремительно падает до нуля, если только он не стоит в проходе и не может надежно отгородить добытчиков от противника.

Следующий сюрприз — каждое здание может быть построено только в единственном экземпляре. И хотя военные строения изначально обречены никогда не оказаться возле линии фронта, но все же их стоит строить на самом краю доступной зоны — солдатам меньше идти надо будет. Также здания у разных рас схожи по цене и характеристикам (хотя улучшения в них могут несколько и различаться), хоть названиями здания и не схожи. Поэтому я не буду оригинальничать с названиями, подобно авторам, а буду приводить для описываемого здания название, наиболее полно характеризующее его возможности.

Здания военные

Строятся только на военной территории и оттащить казармы далеко от своей крепости у вас не получится.

Крепость (1000S, +10 прокорма, 8000 Очков Жизни). То самое сооружение, вокруг которого и создается замок. Нередко именно уничтожение крепости необходимо для победы, хотя если уж до нее добрались, то можно со спокойной душой сдаваться — вам уже ничего не светит. На больших картах вы можете построить вторую (и так далее) крепость на предназначенных для этого площадках. Разумеется, там можно будет строить стены и башни. Еще одно назначение крепости — производство улучшений для стен и башен. Причем без оных улучшений всевозможные защитные сооружения и не построишь.

Секретный выход (100L, 50S). Просто еще один способ вылезти за стену в тыл противнику, осаждающему вашу крепость. Уничтожить эту штуку в принципе невозможно, потому как противник его не видит. Вход — в башне, выход — уж куда сами поставите.

Стены. Их стоимость и виды меняются в зависимости от улучшений. Стены можно поставить по периметру военной территории и тем самым прикрыть все военные постройки. К сожалению, хозяйственники все равно все останутся на улице.

Водоем (50L, 75S, 750 ОЖ). Самая первая военная постройка. Без нее ничего построить и не удастся. Сам влияет на возможность тушения пожаров. И улучшение в нем соответствующее — ускорение пожарных работ. Только не забывайте, что делают это крестьяне, сам собой огонь не гаснет.

Казармы (200L, 200S, +10 прокорма, 3000 ОЖ). Разумеется, место производства всей пехоты (ну и аркебузиров в придачу). Из области улучшений в казармах можно ускорить производство войск (обязательно) и ускорить восстановление выносливости у войск.

Комнаты слуг (150L, 200S, +5 прокорма, 2500 ОЖ). Если у вас остались бесхозные слуги, то, справившись со всеми делами, они пойдут варить смолу. А этой самой смолой можно поливать со стен противника. Только надо ли оно вам?

Мастерская лучника (100L, 200S, +5 прокорма, 2500 ОЖ). Производство наилучших лучников и арбалетчиков. Плюс все полагающиеся им по званию улучшения (дальности полета, поджог и т.д.).

Конюшни (200G, 50L, 150S, +1 прокорма, 2000 ОЖ). Маленькое здание, где “запасаются” кони. На виду они не стоят, дабы не стащили враги. Но всем, кому следует, скакуны будут выданы. Здесь же лошадей можно улучшить (увеличить жизнеспособность, чтобы не дохли от первой же стрелы) и научить разные виды войск ездить на них.

Кузница (200S, 100I, +3 прокорма, 2500 ОЖ). Куча улучшений брони, усилений урона и т.п. Часто кузнечные разработки перекрестно связаны с улучшениями в других зданиях.

Сигнал сбора (100L, 500 ОЖ). Если противник наступает и крестьян жалко, можно устроить им срочный сбор к замку. Хотя обычно это выражается всего лишь отдельной кнопкой в основном здании и никаких отдельных зданий строить не надо.

Медпункт (150G, 100L, +5 прокорма, 750 ОЖ). Если давит жаба платить за всевозможных священников — постройте это учреждение на своей территории и периодически водите туда свои войска для оздоровления.

Тюрьма (100S, 100I, +2 прокорма, 1500 ОЖ). Странно, но здесь содержатся в основном разносчики чумы. Хотя некоторые из тюрьмы извлекают и более гадких товарищей.

Здания гражданские

Городской центр (100L, 400S, +10 прокорма, 3500 ОЖ). Здание, вокруг которого отстраивается вся добывающая промышленность. Единственное улучшение, которое можно здесь провести — увеличение числа возможных для постройки жителей.

Каменоломня (200S, +3 прокорма, 1500 ОЖ). С помощью проводимого здесь улучшения увеличивается добыча камня. Близкое расположение к каменоломне облегчает труд добытчиков камня.

Сборщик налогов (300S, 150I, +5 прокорма, 3500 ОЖ). Как в правильных играх добываются деньги? Правильно, взыскиваются в виде налогов. Только учтите, что постройка здания не означает немедленного притока налогов. Надо обязательно провести исследование, которое разрешит сбор налогов.

Ферма (150S, +10 прокорма, 2000 ОЖ). Ну, для кого ферма, для кого мельница, а общий смысл этого заведения — увеличение количества жителей, которых можно создать. Хоть прибавка и невелика, я все же советовал бы провести все улучшения.

Хижина дровосека (200L, +3 прокорма, 1500 ОЖ). Аналогична каменоломне, только для дровосеков.

Сталелитейка (200S, +3 прокорма, 1500 ОЖ). Аналог каменоломни для шахтеров, добывающих железную руду.

Церковь (150G, 100L, 300S, 20I, +5 прокорма, 3000 ОЖ). А откуда еще браться монахам (и крестоносцам у французов)? Проводите соответствующие улучшения — и ваши войска обретут целителей.

Городская площадь (100S, +1 прокорма, 1100 ОЖ). У вас накопилось очень много железной руды? Заплатите 100 монет и устройте ярмарку. Там запросто можно обменять ресурсы. Также на площади можно устроить рыцарский турнир. Трое победителей турнира становятся доступны для найма в качестве героев. Так что запаситесь минимум 1000 золотых (лучше 3000 золотых для самого сильного героя) и не забывайте, что победители не будут ждать вас вечно — только очень недолгое время после окончания турнира.

Таверна (100G, 250S, +5 прокорма, 2000 ОЖ). Хотите собирать больше налогов — стройте таверну и проводите в ней улучшения. И деньги потекут рекой.

Алхимик (200L, 200S, +10 прокорма, 3000 ОЖ). Изобретатель всех взрывчатых и зажигательных составов, ну и, разумеется, пороха. То есть отец аркебузиров. Особо продвинутые алхимики способны превращать камень в золото. Но если слишком увлечетесь этим, спешу предупредить — в лабораториях жадин возможны взрывы и пожары. Поэтому соблюдаем технику безопасности и строим здание алхимика рядом с комнатами слуг. В случае пожара недавние смолокуры тут же превращаются в пожарных и моментально устраняют следы катастрофы.

Мастерская (200G, 150L, 250S, 50I, +5 прокорма, 3000 ОЖ). Ну, что тут рассказывать? Если вы хотите использовать осадные машины, то вам просто необходимо это здание. Почти все улучшения осадных орудий — только здесь.

Орды и полчища

Набор характеристик для воинства вполне обычен — защита, урон и так далее. Слегка припрятана от взоров игроков атака, но это не страшно — все-таки в игре поясняется, кто и как кого может лупить. Герои имеют право возглавлять войска и выделять усиления подопечным, солдаты воюют по мере сил. Все вместе готовы день и ночь поднимать планку своего опыта, повышая таким образом жизнь и некоторые боевые возможности. Правда, ситуацию несколько портит откровенно разменный вид солдат (ну не живут они долго), но все необходимые на сегодняшний день требования удовлетворены. Даже пресловутая энергия, которую бойцы употребляют исключительно для того, чтобы передвигаться бегом.

Это интересно: при рассмотрении таблиц обратите внимание на цифру после плюса — это добавки к характеристикам бойца после проведения всех улучшений.

Герои

Герои (см. таблицу №1 ) в игре действительно похожи на героев. Они не бегают в гордом одиночестве, нарезая противника мелкими кусочками, а водят отряды. Причем простое выделение героя вместе с толпой различных солдат никакого смысла не имеет. Необходимо именно объединение в отряд, и лучше всего — именно тех войск, к которым герой наиболее расположен. Всего же в вашем войске может быть не более 3 героев.

Это интересно: в обычной игре героев можно завлечь к себе через турнир на рынке. Причем на выбор будут 3 героя, различающихся по стоимости. Так вот — различаются они не только по стоимости, но и по характеристикам. Торвальд, купленный вами за 3 тысячи золотых, будет сильнее аналогичного героя у неприятеля, на которого было выделено всего 1000 монет. Нужны ли вам дешевые герои?

Торвальд фон Рабенхорст (Thorwald v. Rabenhorst). Главный герой, немецкий дворянин, который и пытается разобраться с большинством неприятностей. Отличается повышенной жизнью по сравнению с другими героями (+ 500 очков жизни). Этому же обучает солдат своего отряда, добавляя им по 50% к жизненной силе.

Хаген фон Рабенхорст (Hagen v. Rabenhorst). Отец Торвальда, в сюжете принимающий не очень большое участие в виду своей безвременной смерти уже в самом начале кампании. Как герой малоинтересен, так как основное его умение — круговой удар, а своим солдатам он на 50% поднимает выносливость (снижается расход энергии при беге). Сами понимаете — толку от такого героя…

Свея фон Рабенхорст (Svea v. Rabenhorst). Дочь Хагена, которую постоянно похищают всевозможные злыдни и которую не менее постоянно приходится вырывать из лап этих самых злыдней. Обожает древковое оружие и еще более усиливает урон, наносимый пикинерами всадникам. Да и вообще — все обладатели древкового оружия (алебардисты, пикинеры, копейщики) под ее командованием усиливают свои удары на 40%.

Бартоломью (Bartholomaus). Просто немецкий барон, любящий принять участие в местных разборках. Отличается от прочих большим уроном (+100) и безразличием к составу отряда. Войска под его командованием просто бьют врага на 20% больнее.

Джеффри Спокойный (Geoffrey the Calm). Жених Свеи. Этот англичанин совершенно не обращает внимания на броню. Бойцы с одноручным оружием под его командованием наносят на 20% больше урона, сами же получают его на 20% меньше (но только в рукопашном бою.

Бранвин (Branwyn). Лучница, можно сказать, новый Робин Гуд. Исчезает из поля зрения врага, стоит только ей зайти в лес. В своих атаках не обращает внимания на броню противника. Лучники в ее отряде бьют врага на 40% больнее

Альрих фон Драхенфельс (Alrich v. Drachenfels). Немецкий дворянин, покусившийся на владения Рабенхорстов. Абсолютно беспринципная личность — умеет поджигать здания и нанимать войска из тюрьмы на 25% дешевле. Да и солдат своих хорошему учить не собирается — теперь они еще и грабят трупы, добывая своему хозяину еще немножко золота.

Тибо де Шато (Tibo de Chato). Французский паладин. Как и подобает хорошему паладину, умеет лечить себя (постоянно) и своих людей (когда не занят другими, более важными делами). Разумеется, он вряд ли сможет научить кого либо сильнее сражаться, но здоровое войско ценнее способности ускоренно истребить пару врагов.

Атанасиус Доминико (Athanasisus Dominico). Главный негодяй, заваривший всю кашу. Научился не обращать внимания на чуму и обучает тому же самому свой отряд. За что этот самый отряд платит налоги, подобно крестьянам (очень коммерчески выгодный герой).

Мервенюр (Mervenur). Девушка, влюбленная в Тибо де Шато. Очень шустро передвигается и ловко уворачивается от стрел и пуль, получая на 50% меньше повреждений от выстрелов. Этому же обучает подчиненных, хотя у тех получается несколько хуже (всего 20% снижения урона).

Абдул аль Хазред (Abdul al Hazred). Жуткий арабский боец. Его урон на 50% выше, чем у большинства врагов, причем атака противника в рукопашном бою снижается на 50%. Бойцы с одноручным оружием под его командованием наносят на 40% больше урона.

Бенвенуто ди Сорто (Benvenuto di Sorto). Венецианский путешественник, готовый ради денег воевать за любую сторону. Замечательно видит (прирожденный разведчик). На 25% удешевляет покупку аркебузиров. А уж если наберет их к себе в отряд, то аркебузиры стреляют на 25% сильнее.

Таблица 1 Герои
Имя Жизнь Урон Дальность Броня
Торвальд фон Рабенхорст 2000 200 - 5
Хаген фон Рабенхорст 1500 200 - 5
Свея фон Рабенхорст 1500 200 6
Бартоломью 1500 300 - 4
Джеффри Спокойный 1500 200 - 4
Бранвин 1500 200 72 2
Альрих фон Драхенфельс 1500 200 - 4
Тибо де Шато 1500 200 - 4
Атанасиус Доминико 1500 100 - 0
Мервенур 1500 150 - 0
Абдул аль Хазред 1500 250 - 0
Бенвенуто ди Сорто 1500 150 - 1

Пехота

Пехота (см. таблицу №2 ) обречена вечно быть основным родом войск. Ее не только проще производить: в этой игре всадник — это получивший коня пехотинец, а бомбардир — пехотинец, приставленный к орудию. Поэтому на пехоту и стоит обращать особое внимание.

Начинается все с разведчика (scout). Не надо плеваться — этот парень тоже умеет воевать. Хоть и делает это очень вяло и слабо. Зато видит дальше всех. Так что в бой его посылать не стоит. А вот поставить около своих пушек — в самый раз.

Самые первые бойцы — вояки с одноручным оружием. У каждой расы это оружие свое, но общее у этих вояк одно — очень уж они не любят стрелков. То есть бьют их с повышенной злобой. Да и вообще предпочитают драться против пехоты.

Со временем можно провести усовершенствования, и палица превратится в цеп, а топор и меч вырастут в размерах. Но все, что изменится — станут посильнее удары и немножко поменяется внешний вид. Хотя, в силу потребления только руды, ребята очень и очень выгодные. Да еще и все они могут научиться ездить на конях…

Следом идут копейщики (spearman). Парни слабые и предназначены в основном для противостояния вражеской кавалерии. Далее никак не растут, если не считать того, что могут ездить на лошади.

Еще одним войском, которое вы можете получить уже в самом начале, являются пикинеры (pikeman). Неплохо воюют и против пехоты, но против кавалерии все же чуть получше. Также могут быть улучшены до алебардистов (halberdier), удар которых явно посильнее будет (то есть нанесут врагу побольше урона).

Еще один стандартный воин — улан (lancer) , на вид — натуральный рыцарь. Самый большой недостаток улана: для его производства нужно провести очень много улучшений. В остальном же это отличный боец. Большое количество жизни и мощный чекан — что еще вам надо?

Кроме стандартных воинов, есть еще и уникальные. Первый среди них — немецкий мечник с двуручным мечом — swordsman (two handed sword). Всем бы был хорош, если бы не так дорог. Но если вам удастся создать отряд из хотя бы полутора десятков таких бойцов и выдать им подходящего командира, то мало врагу не покажется.

Еще один уникальный пехотинец — французский паладин (paladin). Боевые характеристики обладателя двуручного меча выглядят посимпатичнее, да и бегать паладин не умеет, но это компенсируется тем, что он способен ездить на лошади, и стоимость паладина в основном выражается рудой, а не золотом (а руда добывается побыстрее). И у вас есть шанс создать отряд настоящей рыцарской кавалерии.

Таблица 2 Пехота
Название Сторона Стоимость Прокорм Жизнь Урон Броня
Разведчик Все 20L, 20I 1 250 25 0
Мечник с коротким мечом Гер 60I 1 400 58+33 1+3
Мечник с длинным мечом Гер 60I 1 400 58+33 1+3
Воин с тесаком Анг 60I 1 400 58+33 1+3
Воин с топором Анг 60I 1 400 58+33 1+3
Боец с булавой Фр 60I 1 400 58+33 1+3
Боец с цепом Фр 60I 1 400 58+33 1+3
Копейщик Все 30L, 30I 1 300 48+16 0+1
Пикинер Все 30L, 30I 1 350 58 0+1
Алебардист Все 30L, 30I 1 350 58+33 0+3
Улан Все 100G, 150I 1 460 100+35 4
Мечник с двуручным мечом Гер 250G, 100I 2 800 135+47 5
Паладин Фр 150G, 200I 2 700 120+42 5

Особые войска

Кто это такие? Это те, кто совсем не сражается или сражается как-то необычно (наподобие преступника у англичан). Вот и рассмотрим их здесь, а также в таблице №3.

Несмотря на то, что крестьяне (peasant) бывают обоих полов, тем не менее, размножаются они вполне обычным способом — путем покупки в основной башне. Но работают они вполне исправно и без всяких проблем.

Диверсант (saboteur) — специалист по закладке бомб под здания или осадные орудия. Недостаток их в том, что закладывают свою бомбу они крайне долго. Да и взрывает здание эта бомба не целиком, оставляя чуть-чуть. Ну, еще он бегать умеет. Так что пригоден этот товарищ только для мультиплеера, где может втихомолку пробраться сквозь вражеские заслоны и взорвать какое-нибудь здание.

Сапер (sapper) — человек основательный. Не бегает. Да и зачем оно ему в подкопах? Где стоял — оттуда и будет подкоп копать. Причем ликвидировать его можно, только уничтожив место, где он начал рыть ход. Конечным итогом его работы будет рухнувшая стена или открытые ворота.

Разносчик чумы (the plague victim) тоже никуда не торопится. Его контакт с вражескими войсками вызывает болезнь, причем поражаются войска сразу на большой площади. Зараженные не погибают, но сильно теряют в жизненной силе. Правда, стрелки даже и не подумают давать ему возможность проконтактировать с собой. Но если вам встретятся толпы вражеской пехоты без поддержки лучников — самое то заразить их болезнью.

Поджигатели (arsonist) — люди простые. Чего уж тут сложного — подбежал к зданию и поджег его? Главное — прорваться через заслоны противника и не помереть при этом.

Самые интересные люди — преступники (criminal). Страшно не любят стрелков, нанося им повышенный ущерб, и умеют прятаться в лесу. Надо только заставить вражеских стрелков ходить через лес — и ваши преступники своими дубинами быстро приведут их в чувство.

Крестоносцы (crusader) — секретное оружие французов. Предельно эффективный пехотинец. Мало того, что при небольшой стоимости имеет чрезвычайно высокие характеристики, так он еще и самолечением занимается! Но и это еще не все — крестоносцы могут появиться в вашем войске очень и очень рано; достаточно только построить собор и провести там соответствующие улучшения. Наш выбор! В спецвойска этот товарищ попал только благодаря тому, что производится не в обычном здании, а в соборе.

Последним среди этой группы, но не по значению, будет монах (monk). Это специалист по лечению, который и сам чумой не болеет, и другим не даст. В любой армии необходим.

Это интересно: объединив монахов в одну армию с кем-то, вы не получите ничего хорошего — если объявить кого-то целью, монахи останутся на месте (атаковать-то они не могут). Так что придется вам все время о них помнить и водить в бой отдельно.

[[BREAK]]

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

Таблица 3 Специальные бойцы
Название Сторона Стоимость Прокорм Жизнь Урон Броня
Крестьянин Все 30L 1 250 - -
Диверсант Все 250G, 50I 1 350 - 0
Сапер Все 100G, 100L, 50S, 50I 1 350 - 0
Разносчик чумы Все 20L, 10S 1 400 25 0
Поджигатель Гер 60G, 10L, 20I 1 300 50 1
Преступник Анг 50G, 10L 1 500 55 0
Крестоносец Фр 50G, 50I 1 500 100 3
Монах Все 250G 2 250 - 0

Стрелки

Стрелков в игре немного (см. таблицу №4 ), но в вашей армии они должны быть обязательно. Ведь это бескровный (для вас) способ уничтожить войска противника, даже не приближаясь к оным.

На первом месте стоит лучник с коротким луком — archer (short bow). Дешевый в производстве и быстро доступный вариант. Достаточно только построить соответствующее здание — и первый дальнобойный боец появится в ваших рядах. Урон от него невелик, да и пасует такой лучник перед броней. Но все же это неплохое приобретение. Тем более, что лучники (но не арбалетчики) могут научиться поджигать здания и осадные орудия противника.

Дальше идут арбалетчики: арбалетчик с легким арбалетом — archer (light-crossbow) и арбалетчик с тяжелым арбалетом — archer (heavy-crossbow). Арбалетчики стреляют недалеко, медленнее и слабее лучника, но обращают меньшее внимание на броню противника. То есть, если уж удалось попасть во врага из арбалета, то пройдет почти все. Кроме того, арбалетчики всегда таскали с собой броню или специальные щиты, позволяющие им прожить немножко дольше. Арбалетчики с тяжелыми арбалетами несколько более забронированы и несколько менее внимательны к броне противника.

Последними среди “допороховых” стрелков идут лучники с длинными лукамиarcher (long bow). Эти парни стреляют на огромные расстояния и наносят гигантский ущерб. Почти идеальные стрелки. Разумеется, это счастье доступно только англичанам.

Единственные стрелки из огнестрельного оружия — аркебузиры (arquebusier). Эти ребята и сами броню не носят и на броню противника чихали. Эффект от отряда аркебузиров ошеломляет, тем более, что скорострельность у них высочайшая. Что-то сделать с ним могут только батареи осадных орудий или большие отряды кавалерии. Еще один интересный момент — аркебузиры производятся вместе с пехотой, а не со стрелками…

Таблица 4 Стрелки
Название Сторона Стоимость Прокорм Жизнь Урон Дальность Броня
Лучник с коротким луком Все 30L, 20I 1 300 40 48+9 0+1
Лучник с длинным луком Анг 50G, 50L, 20I 1 350 75 72+14 2+1
Арбалетчик с легким арбалетом Все 50G, 70I 1 300 35 48 2
Арбалетчик с тяжелым арбалетом Гер, Анг 50G, 70I 1 300 35+17 48 2+2
Аркебузир Все 200G, 100I 2 300 70 48 0

Кавалерия

О кавалерия, царица полей! Давно я не видел настолько правильного решения ее проблем. Здесь кавалерист — не тот, кто за огромные деньги намертво сроднился с лошадью (и эта пара умирает только вместе). Кавалерист — солдат, который взял лошадь в конюшне или захватил свободно гуляющего скакуна. Кони стоят дорого и не делают всадника круче только за счет факта приобретения четвероногого друга. Они делают кавалериста быстрее, чем его безлошадный аналог. Некоторые наездники меняют свое вооружение, но это уже их проблемы. То есть кавалерист перестает быть “толстым” воином для решения всех проблем. Зачем же тогда он нужен? А вот попробуйте прорвать пехотой ряд аркебузиров и поймете, что решить эту проблему может только отряд кавалерии. Зато под стенами замков кавалерия не нужна вовсе — только напрасный перевод ценных ресурсов. Небольшое же усиление любого кавалериста против пехоты не стоит воспринимать чересчур серьезно (по упомянутым выше причинам).

Это интересно: обычно сначала гибнут хозяева, и лишь потом — кони. Но может погибнуть и конь, если он был присвоен на поле боя и не вылечен. Поэтому лечите своих скакунов, дабы не остаться пешим. Ну и, разумеется, не забывайте захватывать бесхозных коней — их обычно бывает немало. Кавалериста всегда можно ссадить с коня, если это необходимо.

Кто же может стать кавалеристом? В первую очередь — разведчики. Быстрота передвижения этим парням отнюдь не помешает, хотя самый правильный разведчик — стоящий около своей армии и подсвечивающий цели орудиям. Следом идет копейщик. Эти ребята, став конными, наглеют и становятся грозой пехотинцев. Также в рядах кавалеристов состоит и боец с одноручным оружием каждой расы (бойцы с булавами, топорами и мечами). Последними общими наездниками являются уланы. Эти ребята, взгромоздившись на коня, меняют оружие на рыцарские пики, хотя атаки их по-прежнему остаются сильны.

Французы, в дополнение к общим всадникам, обладают своим собственным — паладином. Этот всадник замечательно владеет двуручным мечом и сам по себе довольно силен.

Осадные машины

Осадные машины — почти особенность игры. Их более чем много, особенно учитывая тот факт, что обычно осадными машинами в играх пренебрегают, выдавая пару бомбард на нацию и считая, что ей такого осадного набора будет более, чем достаточно. А вот и нет, недостаточно. И вот наша любовь к большому количеству огромных пушек наконец удовлетворена — они есть у нас. Полный список — в таблице №5.

Первое, что нужно запомнить про осадные машины — для их обслуживания нужно строго определенное количество народа. Если уменьшить “экипаж” хотя бы на одного человека, то пользы от этой пушки уже не будет. Она будет тупо стоять безо всякой надежды нанести урон противнику. Вместе с тем, экипажем для пушки может быть совершенно любой пехотинец (но не лучник).

Следующее, что важно в осадных машинах — их деление на подвижные, неподвижные и башенные. Неподвижные сильнее в плане урона и дальности выстрела. Причем неподвижность их не полная, а ограниченная — их в любой момент можно свернуть в походное состояние и перевезти на новое место. Недостаток же их больше в том, что направление обстрела фиксировано, и сменить его можно, только сняв орудие с позиции и переменив ее на новую. Подвижные орудия послабее, но лишены этого недостатка. Башенные орудия, хоть и абсолютно подвижны, но монтируются только на башнях крепости.

Последнее, но отнюдь не самое незначительное — осадные орудия изначально нейтральны. То есть, у них нет владельца, кто захватил — тот и управляет им. Один ловкий налет кавалерии может быстро изменить хозяев только что установленной батареи.

Простейшими способами осады являются осадная башня (siege tower) и штурмовая лестница (scaling ladder). Но если второе — надежный способ утратить немножко денег, то первая достаточно интересна. Толкают ее аж четверо, а еще четверо ведут сверху обстрел противника из луков (причем позже высаживаются на стену).

Таран (battering ram) — самая бесполезная штука. Ну скажите, зачем нужна крайне уязвимая вещь, которую четверо перетаскивают, а для работы тарана нужны еще двое. Причем всех толкателей тарана крайне легко убить.

Зато очень интересен осадный щит (body schield). Для его передвижения требуется двое работников, зато сразу четверо стрелков могут стрелять из-под его прикрытия. Так можно дотянуться до аркебузиров и без хваленой кавалерии. Правда, у стрелков несколько уменьшается дальность при работе со щитом.

Онагр (onager) (по сути — облегченная катапульта) и баллиста (ballista) — подвижные системы ближнего действия, призванные проредить скопления войск неприятеля или уничтожить вражеские огневые точки. Требуше (trebuchet) , в отличие от них, неподвижен. Но это уже мощная система с низкой скоростью выстрела, ориентированная на разрушение стен издалека. Все эти средства предназначены, в первую очередь, для уничтожения стен и вражеских осадных орудий. И, хотя их и можно использовать против пехоты, но эффективность будет не очень высокой.

С изобретением пороха в вашей армии появятся бомбарды (Bombard) и пушки (Cannon). Это оружие также наиболее эффективно против стен и зданий (ну, и вражеским осадным орудиям тоже достанется на орехи), а войскам от них ущерб поменьше. Отличие их только в одном: пушки подвижны, а бомбарды — нет.

Отдельно ото всех расположены крепостные орудия: баллиста, онагр и пушка. Раз уж их поставил — никуда уже не сдвинешь. При этом они запросто меняют сектор обстрела, но все, как и их полевые аналоги, лучше стреляют не по пехоте, а по осадным орудиям.

Ну, и нельзя не упомянуть уникальные орудия каждой расы. У каждой расы их по 2 вида. Первый — подвижные противопехотные многоствольные орудия, такие, как многоствольная баллиста (multiple-armed ballista) , многоствольная пушка (multi barrel cannon) и залповый требуше (multiple trebuchet). Они скорострельны, обладают мощным залпом, но совершенно неприменимы против стен. Да оно и не надо — это передвижные противопехотные заграждения, которые надо уничтожать немедля.

Второй вид — мощные дальнобойные стенобитные орудия. Это большой требуше (large trebuchet), большая баллиста (large ballista) и “Полая Анна” (Hollow Hanna). Все они обеспечивают огромную мощность залпа (не забывая при этом неплохо приложить и неосторожно попавшую под залп пехоту противника). Подвижна из них только последняя, она же обладает огромной мощностью удара (с одного попадания сносит зубцы на стене).

Таблица 5 Осадные машины
Название Сторона Стоимость Жизнь Урон Дальность Экипаж
Осадная башня Все 20G, 200L 2000 - - 4+4
Таран Все 20G, 250L 1500 100 - 4+2
Щит Все 10G, 60L 500 - - 2+4
Штурмовая лестница Все 40L 250 - - 1
Онагр Все 150L, 40I 700 250 80 2
Баллиста Все 20G, 170L, 40I 700 350 80 2
Требуше Все 20G, 200L, 40I 700 700 120 3
Бомбарда Все 60G, 10L, 160I 700 350 120 2
Пушка Все 60G, 20L, 140I 700 500 80 2
Большая баллиста Анг 100G, 400L, 100I 1200 900 120 4
Многоствольная баллиста Анг 50G, 160L, 40I 500 110 64 2
Многоствольная пушка Гер 90G, 20L, 140I 500 110 64 2
“Полая Анна” Гер 1600G, 60L, 3000I 1500 1750 120 5
Большой требуше Фра 100G, 500L, 40I 1200 1500 160 4
Залповый требуше Фра 50G, 150L, 50I 500 110 64 2
Башенный онагр Все 200L, 40I 700 250 80 2
Башенная баллиста Все 20G, 220L, 40I 700 350 80 2
Башенное орудие Все 60G, 90L, 140I 700 500 80 2

Кто сильнее — французы или англичане?

Это, конечно, вечный спор, но при правильной игре выиграть можно любой нацией, у всех есть свои сильные стороны. Так что начнем мы все же с общей тактики.

Итак, процесс постройки первых зданий выглядит обычно так — заказывается десяток крестьян, после чего рядом с крепостью ставится водоем, а на наиболее безопасном месте вне военной территории — городской центр. Далее отыскиваются источники ресурсов и около них строятся добывающие здания, в которых тут же проводятся улучшения. Следом строятся казармы, а уже после них — здание сборщика налогов. Причем в нем тут же надо исследовать технологию сбора налогов. Иначе потом вы сильно удивитесь, оставшись без денег. Следом строится мастерская лучника. Все, основные строения у вас есть. Можно построить отряд солдат и занять ими оборонительные позиции. Ну, и еще не поздно возвести стены вокруг крепости. Благо, они отказываются строиться, пока враг рядом.

Почему нет вариантов быстрых атак? Да потому, что ресурсы поначалу ограничены, и небольшой отряд пехоты сможет сделать очень немного. Постройка лучников чаще всего будет очень нескорой из-за большого количества зданий, требующихся для их появления. А отряд менее, чем из 10 лучников, при такой скорости возникновения изначально обречен.

Итак, оборона с самого начала? Да, к сожалению, именно так. Какие-то серьезные решения можно предлагать только при достаточном развитии. Наипростейшее и самое быстрое решение — накопить отряд лучников (особенно если есть такой герой, как Бранвин) и послать их в атаку после очередной особо сильной атаки противника. Тут расчет на то, что противник только что исчерпал большинство своих резервов. Остается только смять защитную линию из осадных орудий (а лучники хорошо умеют это делать) и идти дальше, подтягивая свои войска. Только не пытайтесь задерживаться, в надежде надежно передвигать всю толпу войск (в том числе и осадные орудия). Про осадные орудия в такой случае лучше уже забыть. Компанию стрелкам в таком наступлении могут составить только кавалеристы и монахи. Есть еще вариант “лучники на щитах”. При нем стрелки рассаживаются по щитам и буксируются в сторону неприятеля. При этом весь ущерб обрушивается на щиты, а лучники безнаказанно расстреливают противника. Любители поздней игры могут дождаться аркебузиров. Это вообще страшное оружие. Но уж больно долго их ждать.

Нужны ли осадные орудия? Если вы организуете линию обороны перед своей крепостью — непременно. Только учтите, что для этого лучше (как ни странно) неподвижные дальнобойные машины. Они не рванутся преследовать противника и не погибнут, напоровшись на неожиданный отряд кавалерии, как сплошь и рядом происходит с противопехотными многоствольными агрегатами. Тяжелые осадные орудия располагаются немножко позади основной линии войск и обязательно сопровождаются хотя бы одним разведчиком. Последний должен быть обязательно поставлен на удерживание позиций, иначе убежит воевать, что нам совершенно не нужно.

Зачем тогда противопехотные орудия? Для быстрых атак они вполне подойдут. Например, как сопровождение тем же самым лучникам. Только учтите, что от одной машины проку нет. Обязательно нужно обладать целой батареей.

Поскольку орудия — штуки практически нейтральные, то их можно захватывать. Только вот лучники, увидевшие бесхозную пушку противника, не остановятся, пока ее не уничтожат. Поэтому старайтесь при захвате вражеских машин держать поблизости свою “абордажную команду”, которая захватит их прежде, чем лучники разнесут на клочки.

От артиллерии плавно перейдем к кавалерии. Зачем она? Бойцы с одноручным оружием неплохо подойдут для истребления стрелков. А уланы — для чего угодно. Только кавалерийская атака долж на быть действительно атакой, то есть в ней должно участвовать 15-20 кавалеристов. Иначе толку от нее не будет никакого. И не посылайте кавалерию на какую-то конкретную цель — указывайте точку для нее, чуть-чуть не доходя до нужного отряда. Иначе ваши кавалеристы будут пытаться всем скопом убить несчастного, забыв об остальных врагах, в это время безнаказанно обрабатывающих наших героев.

Нужны ли герои? Да, нужны. Но не как отдельные бойцы, а как главы отрядов. Только в таком случае от них будет реальная польза. Ведь правильный герой усиливает своих бойцов, а это немаловажно для победы. Тем более, что воины, собравшиеся в отряды, получают дополнительные усиления, в зависимости от выбранной формации. Так, первая предполагает 15% увеличение очков жизни и увеличение наносимого урона на 40%. То есть натуральная оборонительная формация. У второй, наступательной, обратное соотношение. Самое то, когда надо добраться до вражеских стрелков и уничтожить их. Последняя — исключительно походная формация с увеличением скорости передвижения и ускорением восстановления энергии.

Ну, и закончим серию советов разбором вопроса, кто сильнее. Итак, англичане сильны своими лучниками с длинными луками. Для их производства нужно немало исследовать, но это того стоит — показатели английских лучников действительно неподражаемы.

Немцы опираются на великолепную артиллерию. Все же “Анны” — более чем серьезные орудия. Ну, и не надо забывать о бойцах с двуручными мечами. Только их отряды, опять-таки, должны быть достаточно велики. Иначе вражеские лучники успеют перестрелять немногочисленные, медленно передвигающиеся отряды (бегать-то они не умеют).

Наконец, выбор французов более, чем очевиден — крестоносцы. Воины с очень неплохими боевыми показателями, умеющие лечиться — это наш выбор. А если их еще дополнить паладинской конницей!

И хотя игра вряд ли сумеет приковать ваше внимание на долгое время, все-таки поиграйте в нее. Хотя бы затем, чтобы вжиться в атмосферу настоящей средневековой войны. Это здесь передано неподражаемо.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь