Dementium 2
При словах «приключение на Nintendo DS» перед глазами встает образ классической рисованной адвенчуры: много текста и диалогов, пиксельхантинг при помощи стилуса и, скорее всего, какое-нибудь расследование (как вариант — танцующие адвокаты, см. серию Ace Attorney ). Поэтому знакомство с Dementium 2 будет полно сюрпризов, особенно если вы ничего не слышали о первой части: авторы тоже вроде бы называют свою игру приключенческой, но на экранах человек с пистолетом почему-то постоянно убивает каких-то демонов.
От слова «худо»
Уильям Редмур, страдающий неизвестным заболеванием, переносит операцию на головном мозге. Его лечащий врач тем временем отчего-то решает, что разум Уильяма подвержен некой опасности, коренящейся в воспоминаниях самого героя. Доктор погружает Редмура в состояние управляемого сна, где он должен сам разобраться со своими кошмарами. Мужчина просыпается в психушке с измазанными кровью стенами, блуждает по коридорам, бегает от зараженных хедкрабами людей в белых халатах (непонятно как здесь оказавшихся), пока не находит дубинку. Дальше он пять часов бьет морду порождениям своих кошмаров, между делом решая простенькие задачки и читая редкие записки.
Таково примерное содержание первой части, Dementium: The Ward (2007). Там к тому же фигурировала малопонятная сюжетная линия про мужчину, зверски убившего свою жену, — об этом говорилось в дневниках, газетных заголовках и кат-сценах. По всему вроде бы выходило, что Уильям и есть убийца (поэтому его мозг, ощущающий вину, запустил программу самоуничтожения), но авторы, ничего толком не объяснив, обрывали повествование на полуслове.
Сиквел, в свою очередь, тоже стартует довольно бесцеремонно (но не беспокойтесь — с первой частью игры его связывает только сеттинг): мы просыпаемся в тюрьме, потом внезапно оказываемся в привычной психушке, сбегаем, сталкиваемся с демонами, нас преследуют мужчины в темных мундирах и загадочный врач-вредитель. Все статисты при этом отчего-то изъясняются на клюквенном русском («мнье страшно, мнье худо!», «отойди нога!», «помогать!»), хотя выглядят как обычные американские зэки в оранжевых робах.
Набор юного разработчика
Несмотря на то что авторы вроде бы пытаются подать Dementium как хоррор-адвенчуру, в душе это все-таки шутер от первого лица — в меру своих скромных DS-возможностей. Врагов тут много не бывает, умирают они подозрительно легко и тут же растворяются в воздухе. Целиться нужно стилусом, стрелять — левым шифтом, при этом сама игра разворачивается на верхнем экране, а снизу предусмотрен доступ к инвентарю, найденным запискам и карте. Думается, не стоит пояснять, что DS — не самая приспособленная для шутеров платформа, руки устают и затекают в считанные минуты. Кажется, можно за вечер заработать себе туннельный синдром. А еще Уильяма нечеловечески трудно заставить бегать.
Что важно, в The Ward все это не выглядело как издевательство. Идеологически первая часть была во многом схожа с хоррором Cursed Mountain : простая, заурядная, архаичная игра, одно из ключевых достоинств которой — то, как она использует возможности платформы. В Dementium за номером один все было залито кровью и кишками, Уильям с фонариком наперевес изучал затхлые коридоры, а стрелять действительно приходилось не так уж и часто — все это могло стать основой для какого-нибудь дешевого польского ужастика для PC, но на маленькой DS смотрелось довольно убедительно. Это был конструктор из клише и избитостей, в разные моменты похожий на Half-Life , Manhunt и The Suffering , но выполненный с уважением к первоисточникам. The Ward играла именно на вашем знании жанра: если кто-то написал кровью цифры на стене, значит скоро встретится кодовый замок, куда эти самые цифры нужно вбить. Монстры же появлялись в кадре строго по делу, чтобы нагнать жути.
Вторая часть, плюнув на все, скатилась в шизофренический трэш (в данном случае это отнюдь не комплимент), тут же растеряв все свое второсортное очарование. Dementium 2 в полтора раза короче предшественницы и практически полностью лишена головоломок (остались только примитивные вариации пятнашек). Каждая вторая кат-сцена, вместо того чтобы пугать и погружать в бездну отчаяния, заканчивается вспышкой, которая к тому же сопровождается таким мерзким звуком, что поначалу кажется, будто игра зависла. Стрельбы стало примерно в три раза больше, а света — аж в пять: пещеры и подвалы быстро сменяются дневными улицами и заснеженными горами. В арсенале появились новые винтовки и гвоздемет, герой стал быстрее, научился прыгать и приседать. Появились скучнейшие боссы, любимый фокус которых — плеваться кислотой или ползать по потолку; патронов на них хронически не хватает, приходится танцевать вокруг мерзавцев, пытаясь достать их ножом.
Словом, игра окончательно превратилась в боевик, а они-то у авторов как раз получаются скверными: в коридорах легко запутаться даже с картой, интересных противников нет, а чтобы догадаться, как сохранить игру (для этого нужно найти специальную картину и нажать рядом с ней кнопку «Examine»), требуется недюжинная смекалка.
* * *
Наконец, главная проблема досталась Dementium 2 по наследству от оригинала: эта игра адресована, если уж говорить прямо, несуществующему игроку. Пустоте. Можно представить себе человека, играющего на компактной DS в «Марио» или «Зельду», решающего пазлы или запускающего в метро пошаговую стратегию. Но кому там нужен третьесортный экшен от первого лица, неудобный, скучный, с неуместными вкраплениями квеста и плотно ассоциирующийся с не самыми удачными шутерами прошлого века? Наверное, только тем, кто никогда в своей жизни ни разу не приближался к компьютеру или нормальной игровой консоли ближе чем на сто метров.
Формула игры: 50 % The Suffering + 30% The Thing + 20% убожества
Оценка: 4,5