20 июня 2010
Обновлено 17.05.2023

Blur

Blur - изображение обложка

У Blur есть замечательная реклама. На игрушечных машинках к старту готовятся медвежонок с галстуком-бабочкой, глазастый подсолнух, бобер в бейсболке с буквой, розовый динозаврик с подозрительно идиотической мимикой и другие традиционные герои любой игры из серии Mario Kart. Все счастливо улыбаются. И лишь человек-брокколи недоволен. Пока остальная компания ме-е-едленно уезжает навстречу радуге и улыбчивым ромашкам, он подходит к клетчатому забору и с завистью наблюдает, как по ночному городу летят настоящие машины. Кто-то подбирает бонус, мелькает шаровая молния, и мимо грустного героя пролетает вверх тормашками покореженный автомобиль. Заканчивается реклама словами: «Гоняй как большой мальчик». С удовольствием присоединяемся к этому призыву.

Черная молния

На наш взгляд, в этом ролике заложена очень важная мысль. До сих пор почему-то считалось, что активные бонусы, которыми можно деморализовать противников на трассе (ну, знаете, бомбы, ракеты, портативные люки-ловушки и все такое), уместны только в так называемых картинговых аркадных гонках с персонажами-дебилами в главных ролях. «Серьезным» же гонкам (мы говорим в первую очередь о проектах вроде Need for Speed и Burnout , профессиональные симуляторы в расчет не берем) полагается иметь героически-насупленный вид гламурного отморозка и длинноногих манекенщиц на плакатах. И только у Bizarre Creations хватило смелости совместить и то и другое в рамках одной игры. Поэтому в Blur «Фольксвагены» и «Доджи» жарят друг друга молниями и ничуть не стесняются.

Здесь можно возразить, что совсем недавно на схожую тему высказались Black Rock Studio со своей Split/Second. Но сравнивать эти игры — большая ошибка. Если Split/Second — это короткое, яркое шоу, то Blur — игра более размеренная и, страшно сказать, более умная. Уметь ездить здесь практически не требуется: машины легко управляются и идеально слушаются руля, притормаживать перед крутыми поворотами можно, но в общем-то необязательно — бортик трассы направит вас на путь истинный с минимальной потерей скорости.

Залог победы в Blur — правильный выбор машины для конкретной трассы и грамотное использование бонусов. Наличие реального автопарка (практически целиком доставшегося игре по наследству от Project Gotham Racing ) пошло Blur только на пользу: гонять на Audi R8 или, например, Chevrolet Camaro гораздо приятней, чем на безликих авто. Машины не сильно отличаются друг от друга по поведению на дороге: одни лучше вписываются в повороты, другие хорошо подходят для дрифта, а внедорожники легко преодолевают участки пересеченной местности и водные преграды, но, в принципе, всего этого неискушенный игрок может и не заметить.

Но решающую роль играют пауэрапы. Нет ничего приятней, чем пустить молнию в зад соперника и наблюдать, как тот совершает тройной тулуп с переворотом в воздухе. Если вы играли в Mario Kart, то наверняка помните, как же порой бесили эти фокусы: от некоторых не было никакой защиты! Оставалось только грызть баранку руля от злости, когда кто-то на финишной прямой пускал вам в спину смертоносный черепаший панцирь, лишая заслуженной победы.

В Blur такого почти нет: бонусы идеально сбалансированы. Даже страшная и ужасная самонаводящаяся шаровая молния элементарно нейтрализуется любым другим атакующим приемом, если выстрелить им назад. Очень быстро приходит понимание, что для победы надо немного думать, а не просто подбирать первый попавшийся бонус и пулять им в подвернувшегося соперника. С собой можно возить до трех пауэрапов одновременно и использовать их согласно ситуации на дороге. Стрельнуть в едущего впереди соперника, чтобы его замедлить, краем глаза заметить в зеркале заднего вида вражеские фары и запустить им навстречу огненный шар, а когда запиликает датчик тревоги, успеть поставить щит. Если все делать правильно, удовольствие от Blur получается непередаваемое.

Электрика вызывали?

Самое главное, что нужно уяснить, если вам придется выбирать между Split/Second и Blur, так это то, что Blur — прежде всего сетевая гонка. Играть одному не то чтобы совсем неинтересно — боты агрессивные и водят умело, да и на трассе есть чем заняться. В одиночной кампании за успехи выдаются медали, нужные для открытия новых соревнований, и зарабатывается уважение фанатов, за которое выдают новые ранги и, соответственно, новые машины. Плюс на трассах приходится выполнять всевозможные мини-задания ради дополнительных медалей и доступа к финальным соревнованиям: проехать через десяток ворот, развить определенную скорость или, скажем, сбросить взрывной волной соперника с обрыва.

Но основные страсти кипят все-таки в онлайне. Мультиплеер полностью отделен от сингла: путь вы начинаете с первого ранга, даже если выиграли все золото в одиночной игре. По мере развития становятся доступны новые машины и перки (например, ускорение в начале каждого круга или продвинутый энергетический щит), а также испытания.

Когда на трассу выходят 20 управляемых живыми людьми автомобилей, которые сразу же начинают извергать из себя электрические сферы и лазерные лучи, начинается настоящий армагеддон и мракобесие: внедорожники таранят спортивные авто, кто-то улетает в море, свистят снаряды и беспомощно крутятся вокруг своей оси подорвавшиеся на минах неудачники.

Отрадно, что шанс на победу есть у любого человека, потому как в каждом заезде выдается определенный набор машин, и таких ситуаций, когда прокачанный по самый выхлоп водила на крутой тачке обгоняет всех на два круга, не бывает. Борьба идет от старта до финиша, в отличие от того же Split/Second, где новые игроки не могли составить конкуренцию бывалым.

Но даже если вы на первом месте и в зеркале заднего вида пусто, рот разевать не стоит. В игре есть замечательный бонус, при активации которого перед лидером гонки внезапно материализуются три столба бурлящей энергии. Объехать их легко, но когда перед тобой сразу пятнадцать таких столбов, то уповать приходится лишь на щит, которого по закону подлости часто не бывает под рукой. Но даже если вы и есть тот самый лидер, все это нисколько не раздражает, а наоборот — подогревает интерес. Недаром ведь говорится: первое место важно не только взять, но и удержать.

* * *

Все-таки стоит признать, что Blur на фоне своего конкурента по жанру Split/Second смотрится серенько. Когда видишь его в первый раз, так и хочется перевести название дословно: «Муть». Но первое впечатление часто бывает обманчивым: Blur получился не очень зрелищным, но зато сбалансированным, адреналиновым, веселым и, что для многих важно, долгоиграющим развлечением. Это Mario Kart для взрослых, с лицензированными машинами вместо мультяшных картов, электрическими минами вместо банановой кожуры и факами в боковое окно вместо радостного детского смеха. Одиночная карьера — лишь вершина айсберга, все самое интересное творится в онлайне, и развиваться там можно неделями. При этом каждый вечер приходится заниматься самовнушением: «Ну, еще один заезд — и спать». Проверено: не работает.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Гоночная аркада, в которой метко пущенная молния значит больше, чем мастерство вождения. Игра хороша и в одиночном режиме, но полностью раскрывает себя только в мультиплеере.

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь