06 июля 2010Спец
Обновлено 17.05.2023

Пять игр, которые нас удивили

Пять игр, которые нас удивили - изображение обложка

Некоторые игры нас веселят, другие злят, третьи оставляют равнодушными. А есть такие, которые в первую очередь удивляют: не заставляют восхищенно цокать языком — ишь чего придумали! — а ставят подножку и оставляют лежать на полу. В голове звон, тело на мгновение застыло в самой идиотской позе из всех возможных, и только одна мысль осталась в мозгу: это что сейчас такое было?

Если вы хотя бы раз удивленно хмурились при выходе из игры, пытаясь понять, что именно с вами только что произошло и понравилось ли оно вам (хотя тут такие простые понятия не работают), считайте, что очередной выпуск нашей новой еженедельной рубрики «Пятерка» посвящен именно вам.

5. Metal Gear Solid

Первый час в MGS проходит довольно спокойно. Мы куда-то крадемся, много болтает по кодеку с коллегами, находим наконец-то пистолет, потом глушитель, собираем коллекцию гранат, сворачиваем шеи нескольким солдатам — в общем, играем в нормальный стелс-экшен от третьего лица. Пока не побеждаем Револьвера Оцелота в подвальной дуэли. Спасенный нами (ненадолго) глава корпорации «АрмсТек», томившийся в том подвале, пытается припомнить, на какую частоту надо настроиться кодек, чтобы дозвониться до Мерил (девушки, у которой есть остро необходимая нам карточка): «Нет, совсем память плохая стала… Погоди! Она же у тебя на обложке диска записана, сзади!» Сперва вы не понимаете, о чем вообще идет речь. Потом до вас доходит, вы хватаете коробку от Metal Gear Solid — и точно! Вот же она: 140,15!

Игра не просто рушит пресловутую «четвертую стену» — она еще и кропотливо собирает обломки и засеивает все сорняками, чтобы о грани, еще недавно отделявшей игрока от главного героя, не осталось даже воспоминания. Ведь запись на обложке диска — это только начало. В какой-то момент игра с переменным успехом читает ваши мысли (на самом деле — сканирует карту памяти в поисках сохранений от других игр Konami, а потом шепчет голосом одного из основных противников: «Так ты, значит, в «Кастльванию» любишь играть?») и при помощи телекинеза сдвигает опущенный на пол геймпад.

4. Gadget

У японцев на все свой взгляд: отношения между полами, прием пищи, способ сна, экшены, ролевые игры. Когда игровую индустрию охватила страсть к мультимедийности, которую тогда понимали в первую очередь как обилие роликов и звук, обработанный и сжатый чуть пристойнее, чем обычно (а еще — наличие видео), восточные разработчики решили высказаться и на эту тему. В роли высказывания выступила Gadget – самая загадочная и неоднозначная игра начала 90-х.

Хотя игра ли это вообще? Главный герой путешествует по мрачноватому, красивому тяжеловесной тоталитарной красотой ретрофутуристическому миру, беседует в поездах и на станциях с другими персонажами, а в финале решает единственную придуманную авторами головоломку. Занимало все это от силы четыре часа. Ах да, чуть не забыли сказать, по сюжету герой — правительственный агент, а задание его — отыскать пропавшего ученого по имени Horselover Frost (то есть буквально: Коняшколюб Морозный). При этом разработчикам удалось создать уникальную атмосферу, в которой смешались в равных пропорциях антиутопический пафос, мрачные предчувствия о будущем человечества, какая-то неопределенная осенняя тоска и надежда на лучшее.

Сейчас в похожем жанре (минус дурацкие имена) работает студия Tale of Tales — и слывет главным визионером индустрии, а 17 лет назад, когда никто еще не знал, как же на самом деле надо делать игры, Gadget на полном серьезе продавали не ждущим подвоха игрокам. Те, наверное, думали, что покупают очередной клон Myst… Как же жестоко они ошибались!

3. Super Karoshi

Обычно в играх нам надо кого-то спасать или как минимум спасаться самим. Super Karoshi ломает эту традицию об колено (слышен душераздирающий хруст) и выбрасывает в помойное ведро. Здесь ваша задача не сохранить главному герою — схематично нарисованному квадратному человечку — жизнь, а, наоборот, помочь ему ее лишиться.

Смерть, которая, как правило, ждет нас за каждым поворотом, в этой игре прячется по самым темным углам, наклеивает фальшивые усы и улетает на ПМЖ в Аргентину — в общем, делает все, чтобы вы ее так и не нашли. А вы разводите руками, зовете на помощь друзей, УВОРАЧИВАТЕСЬ от восполняющих геройское здоровье бонусов и исступленно, до зубовного хруста, пытаетесь погибнуть. Вместо знакомого всем нам по игровым руководствам предупреждения о возможности эпилептического припадка в заставке SK стоило бы демонстрировать примерно такой текст: «Если вы всерьез задумываетесь о самоубийстве… Если жизнь стала невыносима, а единственным выходом из сложившейся ситуации вам кажется смерть… Не играйте в эту игру. Мы вас предупредили!» В конце концов, чем разочарованные жизнью люди хуже тех, кто страдает от неврологических заболеваний?

2. Noby Noby Boy

Первые эмоции при знакомстве с Noby Noby Boy — изумление и непонимание. Что тут нужно делать? Почему главный герой растягивается? А главное — зачем он это делает? В чем смысл игры?

Возможно, все дело в том, что создавал NNB Кейта Такахаси: автор Katamari Damacy, человек, которого игрушки увлекают гораздо сильнее, чем игры, а конструирование среды интересует куда больше, чем сочинение объяснений тому, что происходит на экране: «Понимаете, родителей мальчика убили гангстеры, когда тот был еще младенцем, и теперь он поклялся отомстить убийцам, растянувшись как можно сильнее». Сам Такахаси как-то заявил, что его мечта — наплевать на видеоигры слюной и заняться дизайном детских плошадок. Так что, если Noby Noby Boy показался вам непонятным, возможно даже бессмысленным, учтите: очень может быть, что, разрабатывая игру, Кейта просто мысленно был уже в далеком Ноттингеме, куда власти города пригласили его в прошлом году, чтобы улучшить и расширить как раз такую площадку в одном из парков.

А может, он просто хотел над вами посмеяться. Такого тоже никогда нельзя исключать.

1. Gravity Bone

Выпущенная небольшой студией BLENDO Games бесплатная игра Gravity Bone начинается как инди-вариация на тему Hitman. Но уже минут через двадцать вы смотрите финальный ролик (все действительно заканчивается так быстро) и понимаете, что где-то вас провели. Только где?

В те несколько десятков минут, которые займет у вас прохождение GB, ее авторы сумели втиснуть все, без чего невозможен кинематографичный шпионский триллер. Коктейльная вечеринка в высшем обществе, погоня по крышам и карнизам, противостояние разумов и рефлексов, хладнокровное (ничего личного) убийство и даже намек на предысторию. В голове у главного героя проносятся короткие воспоминания: взрывается чья-то машина, за кадром кто-то кричит… Вы будто наблюдаете стремительную развязку длинного, запутанного сюжета. С той лишь оговоркой, что ни завязки, ни кульминации у него на самом деле не было.

Но вашему сознанию на это наплевать — пока вы скребете затылок, оно азартно додумывает то, на что разработчики намеренно лишь намекнули. И в результате у вас в голове конструируется история, хоть как-то объясняющая то, что с вами только что произошло. Уникальная история, потому что придумали ее вы сами, а авторы лишь подтолкнули вас к этому.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь