Deus Ex: Human Revolution
Легенда гласит, что однажды Джон Ромеро вызвал к себе Уоррена Спектора и спросил, хочет ли он создать игру своей мечты. Так появился Deus Ex — для многих главное произведение игрового искусства и по сей день. Каждый раз, когда кто-нибудь вспоминает о нем, — кто-то другой вставляет диск в привод. Deus Ex: Human Revolution — единственная причина, по которой я впервые за последние три года рвался попасть на Е3. Пожалуй, это единственный франчайз, к которому я по-прежнему питаю сильнейшие ностальгические чувства. Ведь на свете есть еще только три игры, которые произвели на меня впечатление, схожее с первым Deus Ex.
Е3-презентация Deus Ex была, наверное, одной из самых аляповатых на всем шоу — то ли сценаристка к концу выставки вымоталась, то ли просто рассказывать об игре поставили не того человека. Но все это было абсолютно не важно. Как только на экране появились улицы футуристического Шанхая с десятками прохожих и сотнями неоновых вывесок, среди которых можно было разглядеть рекламу Versalite Corp… Сценаристка в этот момент могла просто замолчать, ничего произносить было не нужно — я был дома.
Внешне Deus Ex кардинально изменился, но это был он — от FOV’а камеры и прицела до сути происходящего. Для тех, кто пропустил величайшую PC-игру в истории, нужно знать одно: Deus Ex — это взрывная помесь стелс-экшена и ролевой игры, в которой каждую задачу можно выполнить 3-5 способами. И все это в ослепительном киберпанк-мире будущего. За деталями сюжета стоит отправиться к игровым новостям в прошлом выпуске «Видеомании», я же сосредоточусь на увиденном.
Как и в первой игре, в Human Revolution нам предстоит посетить множество городов в самых разных частях света. Нам показали два эпизода (хронологически они стоят примерно через шесть часов от начала игры). Адам Дженсен отправляется в Шанхай на поиски некоего хакера. Выйдя из квартиры, Адам оказывается на улице, слегка напоминающей подворотни нью-йоркской Hell’s Kitchen, но куда более футуристичной. Вокруг кипит жизнь — жители вывешиваются из окон и провожают игрока взглядом, продавцы на рынке торгуются с местными, пьяницы и бомжи плетутся вдоль стен.
Цветовая гамма игры в точности повторяет Е3-ролик — она оранжево-коричневая, в лучших традициях закатов из «Бегущего по лезвию бритвы». При этом происходящее на экране не разрывает мозг своей реалистичностью, но создает то самое уютное ощущение мира, которым так славился Deus Ex. Моделируя мир будущего, Eidos Montreal придумали больше сотни несуществующих брендов, многие из которых, конечно, серьезно вписаны в мифологию вселенной. Как утверждают авторы, с каждым NPC в игре можно будет поговорить, а сценарий по объему в несколько раз превосходит «Войну и мир».
С этими словами разработчики достали пистолет и направили на одного из NPC. Тот испугался и с ходу рассказал все, что интересовало Адама. А искал он всего лишь вход в ночной клуб Hive, который располагался чуть далее по улице. Именно там, по информации Дженсена, скрывается человек с нужной ему информацией. Охранник на входе объясняет, что «Улей» — закрытый клуб, и требует взятку за карточку члена. Как и прежде, во время разговоров камера приобретает вид от третьего лица. Конечно, за прошедшие десять лет игровая индустрия сделала гигантский шаг вперед, диалоги отлично срежиссированы и больше всего напоминают театр двух кукол. Более того — по сравнению с Human Revolution даже диалоги в Mass Effect кажутся более пластиковыми.
Разработчики платят охраннику, но поясняют, что есть масса других способов попасть в Hive. Можно было обойти здание со двора и, послушав разговоры NPC, найти лазейку в системе охраны. Также под клубом существует система канализации, через которую можно проникнуть внутрь.
Мы попадаем в Hive и понимаем, что он не просто так назван «Ульем». Весь хай-тек внутреннего помещения выполнен в виде пчелиных сот. Разработчики явно неравнодушны к гексагональным формам. Весь интерфейс и дизайн игры завязан на них. Даже во время разговоров всплывают «соты» с возможными вариантами ответа — смотрится очень свежо и стильно. Кстати, система диалогов вновь заставляет вспомнить Mass Effect — вместо длинных строчек в ответ предлагается выбрать линию поведения: агрессивную, нейтральную или пассивную. Конечно, в мире современных RPG можно делать только так.
У местного бармена мы пытаемся узнать, где находится злополучный хакер. Тот советует обратиться к своему боссу наверху — Тонгу. На втором этаже Адам встречает другого бармена, который наотрез отказывается пускать его в покои Тонга. Выбирая различные линии поведения, мы пытаемся убедить его пропустить нас. Во время диалога происходит множество мелких событий. Бармен поигрывает своей кибернетической рукой, протирает бутылки, потягивает сигару и активно реагирует на все наши возгласы. В конце концов начинает угрожать нам, заламывая руки. Если все более-менее сюжетные диалоги будут выполнены с таким качеством — нашему восторгу не будет предела.
Не добившись своей цели, мы разворачиваемся и уходим. Разработчики поясняют, что убедить бармена таки можно, просто нужно более аккуратно вести диалог. Однако былого не вернуть, и теперь нужно найти альтернативный способ пробраться к Тонгу. Адам спускается на первый этаж и внимательно слушает разговоры NPC. По старой доброй традиции выясняется, что один из охранников потерял свой PDA с кодом от двери в подвал. Немного пошлявшись по «Улью», Дженсен находит устройство и узнает заветные цифры. На экране появляется до боли знакомый циферблат, мы вводим пароль, дверь отпирается. Естественно, при наличии необходимых скиллов ее можно было просто взломать без всякого кода.
И вновь знакомая ситуация — подвал, заваленный ящиками, и несколько охранников. Адам умело прячется за укрытиями, камера в этот момент эффектно показывает его со стороны. Выждав момент, герой подкрадывается к охраннику сзади и стильно выводит его из строя вылезшей из руки шпалой — прямо как в трейлере. Камера вновь лихо показывает все со стороны. Адам оттаскивает тело в угол и, пока не вернулся второй, ныряет в вентиляционную шахту. Как и положено Deus Ex, вентиляция представляет собой не прямую кишку, а целую сеть, ведущую в разные комнаты здания. Дженсен пробирается наверх и подслушивает важный разговор. Выясняется, что бармен с кибернетической рукой — это на самом деле и есть Тонг, который водил его за нос. Из телефонного разговора следует, что хакер находится в доках.
Дженсен грузится в вертолет и отправляется на задание. На этом первая часть демонстрации заканчивается. В ней разработчики фактически показали, что строго следуют канонам оригинала в ролевой части. И настало время продемонстрировать, чем они смогут удивить нас в экшене.
Адам прибывает в доки. На фоне — неописуемой красоты Шанхай будущего. Территория усиленно охраняется, между контейнерами то и дело прогуливаются охранники. Традиционно можно попробовать устроить открытую перестрелку и уложить дорогу горой трупов. Но разработчики избирают другой путь. Адам прячется за ящиками и эффектно перекатывается из одного укрытия в другое. Обойдя центральный вход, он находит лазейку. Мы включаем имплант, увеличивающий силу, и отодвигаем огромный ящик, загораживающий путь внутрь базы.
Первая цель — будка охраны. Мы пододвигаем ящик и тихо прокрадываемся внутрь. Охранник увлеченно разглядывает экраны мониторов. Адам быстро устраняет его и начинает взлом компьютера. И вновь все знакомо: письма начальства, возможность посмотреть все камеры и отключить нужные. Разумеется, можно будет отключать автоматические пулеметы и охранных роботов, а также перенастраивать их против своих хозяев — как в оригинальной игре. В будке охраны Дженсен находит арбалет — и снова привет оригинальной игре. Правда, на этот раз арбалет способен не только бесшумно устранять противников, но и прибивать их к стенам, как в каком-нибудь F.E.A.R.
Отключив охранные системы, Адам взбирается на контейнеры и подкрадывается к двум охранникам. Вскоре герой прыгает на них сверху — камера эффектно показывает со стороны, как он протыкает бедолаг выросшими из рук шпалами. Далее вновь следует сцена наподобие той, что показывали в трейлере: Адам включает тепловизор, видит силуэт охранника в соседнем здании, по нажатию кнопки проламывает стену и сворачивает тому шею. Вскоре мы уже бежим к нашей главной цели — складу, где предположительно находится компьютер хакера.
Разработчики подчеркивают, что есть несколько способов проникнуть на склад, но они выбирают самый эффектный. Мы включаем невидимость, забираемся на здание и через стеклянную крышу видим группу из 5-6 противников. Адам простреливает окно и виртуозно приземляется прямо посреди бедолаг. Камера в замедленном движении облетает героя, и мы видим, как от его рук отстреливаются десятки мелких шариков, которые разом отправляют на тот свет половину врагов. Выглядит все это чертовски стильно. Начинается перестрелка. Адам прячется в укрытиях, перекатывается от одного к другому, стреляет вслепую и пользуется тепловизором. Когда все враги, наконец, побеждены, прилетает вертолет и через все ту же стеклянную крышу сбрасывает металлическую коробку. Вскоре коробка начинает раскладываться и превращается в огромного робота. Далее начинается сцена из какого-то Ghost in the Shell — Адам носится из укрытия в укрытие и пытается расстрелять здоровенную махину. Наконец, найдя ракетницу с установленным апгрейдом теплового наведения, он стреляет вверх, ракета сама находит цель и превращает робота в кучу металлолома.
Вскоре мы попадаем в заветную комнату, но там нас ждет неприятный сюрприз — все вокруг заминировано и вот-вот взорвется. Адам пытается разбить стекло стулом, но в результате вылетает сквозь окно вместе со взрывной волной. Снаружи его ждет сильно модифицированный громила, чем-то напоминающий агента Гюнтера из первой игры. Следует сцена из трейлера — рука гиганта трансформируется в пулемет, а сам он начинает ломать Адамом бетонные блоки. Все-таки замечательно, что Square Enix взяли на себя работу над роликами — как анимационными, так и на движке игры.
Что до игрового процесса, то авторы Human Revolution крайне толково приукрасили классический геймплей Deus Ex. Понятно, что сегодня далеко не каждый готов по полминуты сидеть в кустах и ждать, пока перекрестье прицела сойдется на голове прогуливающегося мимо охранника. Адам Дженсен — быстрый, стильный и смертоносный герой. Приятно, что в погоне за этой стильностью разработчики совсем не потеряли главного — смысл во всем происходящем по-прежнему есть. Как и раньше, заучиваешь маршруты патрулей; как и раньше, с особым трепетом подкрадываешься сзади к охраннику; как и раньше, думаешь, прежде чем сделать.
Музыка Майкла Маккэнна уже произвела на нас огромное впечатление в Е3-ролике. Впрочем, в игре пока музыкальное сопровождение чуть менее выразительно. Главная ставка на эмбиент, стильные проигрыши — только во время диалогов и битв. Но достойно. И, конечно, как бы ни была хороша работа Майкла, мы будем искренне скучать по трекам Алекса Брэндона.
Ну и, наконец, самая прекрасная новость — игра во время презентации выглядела не только красивой, но и вполне законченной. На выставке редко увидишь такой отлаженный код, а это значит, что Human Revolution действительно имеет все шансы появиться в начале следующего года.
Утром, за несколько часов до презентации, я встречался с Уорреном Спектром и, разумеется, спросил его, что он думает о новом Deus Ex. Уоррен признался, что наблюдать за тем, как спустя 10 лет продолжают его работу, — это как пережить рождение сына. Пока ему все нравится, но главное, по его мнению, чтобы команда Deus Ex понимала суть игры. В ней не должно быть хороших и плохих — как героев, так и поступков. Ничто не должно быть черно-белым. «Если они держатся этой идеи, то все будет хорошо. Надеюсь, это так». Понадеемся и мы. Для меня же Human Revolution — однозначно главное событие этой Е3.
Будем ждать? Deus Ex на сегодня подозрительно похож на самого себя образца 2000 года, только улучшенного в сто раз. Если все сложится хорошо, то мы даже готовы деликатно сделать вид, что богомерзкой Invisible War в природе и вовсе не было.