17 июля 2010
Обновлено 17.05.2023

Portal 2

Portal 2 - изображение обложка

C Portal 2 Valve попали в классическую западню, которая в музыкальной индустрии называется «синдром второго альбома». Грандиозный дебют маленькой недорогой экспериментальной игры, сделанной силами студенческой группы, двух юмористов и одного арт-директора (на Xbox 360 Portal распространялась через сервис Xbox Live), поразил, видимо, и самих авторов. Portal собрала все известные науке награды, финальная песня Still Alive превратилась в натуральный сетевой мем, молчаливый companion cube — серый кубик с сердцем на каждой поверхности — стал артефактом: его вырезали из картона, шили из плюша. Portal буквально растащили на цитаты и составные элементы — его геймплей, юмор, персонажи стали объектом культа.

Portal 2, пожалуй, самый интригующий сиквел последних нескольких лет. В первую очередь потому, что к его производству есть несколько подходов, и было не очень понятно, какой из них выбрала Valve. Можно было разрушить игру до основания, оставить базовую механику и попробовать рассказать с ее помощью совсем другую игру. Можно было превратить камерную историю в полноценный сюжетный шутер, со стрельбой, NPC и прочими атрибутами. Можно было развить деликатно обозначенную связь Portal и Half-Life. Ничего этого не случилось.

Portal 2 — традиционный сиквел, который с большим уважением относится к собственной истории и достижениям. Valve бережно разобрали свой шедевр на основные составляющие и вкачали в каждую из них ресурсов. Во-первых, больше юмора и музыки. Если в первой части за шутки отвечал закадровый голос Гладос, то теперь тут появился совсем другой, геймплейный юмор. Говорящая синеглазая сфера трогательно просит отвернуться, потому что не может при вас взломать компьютер (и действительно ждет, пока вы посмотрите в другую сторону). Стационарные турели нараспев произносят «It buuuurns», когда вы направляете на них испепеляющий лазерный луч. И так всю дорогу.

Однако в первую очередь нас (и вас), конечно, интересует геймплей. Его, если коротко, стало больше. Valve никак не изменили базовую формулу: вы по-прежнему вооружены только portal gun, которая стреляет входом и выходом из портала. Но на эту механику теперь нанизана масса нюансов. Например, появились разноцветные гели, которые с помощью порталов можно лить на пол и стены. Оранжевый гель работает как машинное масло: на нем можно лихо проскользить под гигантским прессом и услышать, как он бабахнет у вас за спиной. Синий работает как жидкий батут: любая поверхность, на которой он оказался, тут же начинает пружинить.

Главное геймплейное решение — так называемые экскурсионные тоннели: полупрозрачные потоки, в которых медленно плывут любые попавшие внутрь объекты. Тонкость в том, что тоннели можно скрещивать с помощью порталов, что заметно усложняет оригинальное устройство пространства. Ну и по мелочи: вакуумные трубы, которые засасывают и выплевывают все, что подается на вход, а также отражающие кубы, с помощью которых можно направлять, скажем, лазер.

В пересказе вся эта история наверняка звучит не так сногсшибательно, как ожидалось. В конце-концов, Valve пошли самым ожидаемым и неинтригующим путем. Но (тут уж вам придется поверить нам на слово) когда на экране возникает portal gun, когда вы снова услышите голос Гладос, когда пространство на экране привычно начнет вертеться четырехмерным волчком — очень быстро становится ясно, кто мы имеем дело с главным претендентом на звание «Лучшая игра 2011 года». Как выражается сама Гладос: «Надеюсь, мы сможем закрыть глаза на все наши разногласия. Ради науки. Ты, чудовище».


Будем ждать? Классический сиквел развивает идеи, заложенные в первой части. Никаких геймплейных откровений не предвидится, но не ждать Portal 2 — значит не любить игры.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь