Transformers: War for Cybertron
Пока Transformers: War for Cybertron находилась в разработке, все почему-то начали ждать от нее нового Batman: Arkham Asylum — серьезной, драматичной, комплексной игры, только с благородными шагающими роботами вместо Бэтмена и толпы нищих духом. Но если в случае с историей Брюса Уэйна с самого начала было не до конца понятно, как именно должна выглядеть интересная игра про летучую мышь с щетиной (экшен, стелс, адвенчура или все сразу?), то уж интерактивных «Трансформеров», казалось бы, сделать проще простого. Больше взрывов и лязгов металла, никаких мелких людишек под ногами, возможность трансформироваться в любой момент, а также базука и футуристическая секира в списке оружия. Но странное дело: War for Cybertron с легкостью удовлетворяет всем этим требованиям, а чуда все равно не происходит.
Железный капут
Задолго до того, как трансформеры прилетели на Землю и встретили там Шайю Лабафа, они выясняли отношения на родной земле. Кибертрон в упадке, вспыльчивая железяка по имени Мегатрон жаждет захватить власть и создает для этих целей отряд единомышленников, а пытаются помешать им флегматичные автоботы во главе с Зетой Праймом. Для полного контроля над планетой Мегатрону не хватает Ключа Омега, который на поверку оказывается никаким не ключом, а трансформером размером с Эйфелеву башню. Вот ведь неожиданность.
Конечно, внятной истории в War for Cybertron нет. Мотивации главного злодея, которые в теории казались запутанными и многослойными (в конце концов, он печется о родной планете и так далее), на деле выливаются в одно-единственное предложение: «Нам нужно больше энергии!» Примерно к этому и сводились, например, все стремления плохишей сериала Power Rangers , какой уж тут новый Arkham Asylum.
Поскольку в сценарии ничего интересного не происходит, то и красивых роликов и кат-сцен здесь тоже нет. Мегатрон дурным голосом орет на Старскрима, Старскрим орет на всех остальных, а автоботы умудряются корчить величественные лица и изображают страдальческие муки. Всем плохо, все на нервах, все дерутся.
Но это, конечно, нормально: вряд ли кто-то всерьез ожидал от «Трансформеров» настоящей драмы. Все-таки это игра, где большие роботы сражаются за железную планету — в таких произведениях сюжет зачастую вообще необязателен. Тематические фильмы Майкла Бэя (особенно « Месть падших ») вызывают подсознательное раздражение именно потому, что сделать двухчасовые фильмы про разумные консервные банки — изначально странная идея (хотя, чего уж там, они красиво разлетаются на куски). В формате видеоигры это, наоборот, кажется беспроигрышным вариантом.
Цельнометаллическая оболочка
И просчет Transformers: War for Cybertron совсем не в том, что авторы плохо работают со вселенной — наоборот, трансформеры здесь присутствуют практически полным составом, прекрасно анимированы и не напоминают елочные игрушки. Просто игра никак не пользуется тем, что ее главные герои — смертоносные куски металла. Авторы ориентировались на Gears of War минус укрытия — именно это у них и получилось. Роботы умеют стрелять, прыгать… кажется, все. Убитые враги распадаются на щепки и, робко подмигнув спецэффектом, исчезают. Ближнего боя, по поводу которого авторы хитро ворочали бровью, здесь в принципе нет: по нажатии кнопки вы можете ударить каким-нибудь топором. Не более чем завуалированный удар прикладом из любого другого шутера.
Трансформеры не отрывают от врагов детали, не душат друг друга железными кишками, не топчут трансформеров поменьше и не разбрасывают преграды ударом металлического плеча, только несмело обмениваются пульками. Главная, как казалось, возможность игры — в любой момент трансформироваться — вообще оказалась профанацией. Во-первых, дизайнеры уровней за вас определили, когда вам понадобится отрастить колеса и прокатиться с ветерком (для этого на каждом уровне есть специальные участки, на прохождение каждого из которых нужно примерно двадцать секунд), во время обычных перестрелок трансформации практически бесполезны. Во-вторых, все без исключения трансформеры превращаются или в юркие машинки, или в мини-истребители, которым все равно негде развернуться.
А впрочем, даже если рассматривать Transformers как хромированный клон Gears of War, это далеко не экшен первого сорта. Тут дает о себе знать концептуальная проблема номер два: вся игра, от начала до конца, проходит на Кибертроне. А Кибертрон — это, по сути, большая паутина из тесных фиолетовых коридоров. В старом стикер-альбоме «Трансформеры: Новое поколение», который держал дома каждый второй школьник 90-х, были, если помните, страницы под специальные пластиковые наклейки, которые можно было лепить, а потом отдирать не раз и не два. Получалась такая игра на бумаге: на футуристическом мосту мальчишки устраивали «перестрелки», как и с обычными игрушками. Так вот, все ситуации, которые есть в War of Cybertron, можно воспроизвести на одном-единственном развороте альбома с пятью-шестью пластиковыми стикерами. Вы бежите по темной фиолетовой «колбасе» с редкими ответвлениями (в которой, тем не менее, легко заблудиться — все вокруг одинаковое, и не всегда с ходу ясно, был ты здесь уже или нет), добегаете до каких-нибудь громадных ворот, отключаете силовые поля и бежите дальше.
По-настоящему все плохо в миссиях за десептиконов, где есть только два более-менее динамичных момента — перестрелка на площади и битва с Зетой Праймом. Кампания за автоботов, где впервые проявляет командирские качества молчаливый юноша Оптимус Прайм, начинается на удивление бодро, все вокруг искрится и взрывается, но и она к середине перебирается в тоскливые коридоры. Только игра раскочегаривается снова… как вдруг заканчивается.
* * *
Вот и получается, что на всю «Войну за Кибертрон» набирается часа полтора компетентного, яркого экшена, остальное — беспросветные фиолетовые стены, напоминающие худшие уровни серии Halo. Плюс, конечно, к будущим играм по «Трансформерам» добавляется еще одно важное требование: они как-то должны учитывать специфику центральных персонажей, которые в теории могут пробивать стены и швыряться поездами. А пока что получился спорный клон Gears of War, в котором гигантских роботов можно заменить хоть на оловянных солдатиков — никто и не заметит.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 6
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Неровный экшен про человекоподобных роботов, упорно не желающих вылезать из фиолетовых катакомб.
Рейтинг: 6,0
«Выше среднего»