23 августа 2010
Обновлено 17.05.2023

Марш недобитых. Dead Rising 2

Марш недобитых. Dead Rising 2 - изображение обложка

ЧТО? Dead Rising 2 — экшен, в котором для борьбы с зомби все средства хороши

ГДЕ? Москва, офис «1С-СофтКлаб»

Позвольте начать этот текст минутой молчания в память сотен тысяч невинно убитых зомби. За последние несколько лет каждый из нас упокоил столько этих созданий, что хватило бы не на один уездный город. Счет трупов уже давно никто не ведет, единственная цифра, которую нужно держать в голове, — это количество оставшихся патронов. Мы стреляли в них из дробовиков. Резали бензопилами. Жгли напалмом и «коктейлями Молотова». Но за это время вышла всего одна игра, в которой убийство восставших покойников превращалось в сложную логическую задачу. Это, конечно, Dead Rising.

Гроб с покойничком

В 2006 году игра Capcom была по-настоящему прорывной сразу по нескольким причинам. Там был открытый мир (что для едва родившегося поколения консолей само по себе считалось серьезной заявкой на успех) и зомби, десятки тысяч зомби. За основу разработчики взяли классическую киносцену «злые мертвецы в супермаркете» и превратили ее в настоящий Зомбиленд. Журналист Фрэнк Вест оказался заперт в сельском мегамолле на трое суток и вынужден был постоянно перемещаться по запруженным мертвяками помещениям — дело пахло Пулитцеровской премией, поэтому отсиживаться в убежище как-то не хотелось. Таймер при этом предательски тикал — на каждое задание отводилось ограниченное время, а через три игровых дня Dead Rising заканчивалась вне зависимости от ваших действий.

Как следствие — прорываться через толпы хищных трупов нужно было максимально быстро и эффективно, и для этого в игре были предусмотрены сотни средств. Против врагов можно было применять все, что плохо лежит. А в гипермаркете города Уилламетт плохо лежало практически все: ножи, топоры, садовые скамейки, драгоценности, посуда, газонокосилки, мечи и автотранспорт. Все это можно было подобрать прямо за ближайшим углом.

Чтобы не быть съеденным, в Dead Rising приходилось импровизировать, юлить и изворачиваться. Здесь не было двух одинаковых ситуаций: кто-то находил мотоцикл и перепрыгивал зомби по строительным лесам. Кто-то знал, в каком месте ежедневно можно найти две парных мини-бензопилы. Ну а некоторым на долгое время хватало традиционного крестьянского оружия — бейсбольной биты. Единого рецепта не было, да и быть не могло — когда посреди оравы трупоедов у вас внезапно ломалась любимая катана, приходилось драться чем попало, лишь бы ноги унести.

Мертвые с косами

Dead Rising была грандиозным зомби-экспериментом, игрой с потрясающим потенциалом… который разработчики, однако, сумели мастерски обратить против себя. Нашлась масса людей, которые всем сердцем возненавидели игру Capcom, и на то были веские причины. Переусложненное управление страшно раздражало в бою. Отсутствие автоприцеливания превращало перестрелки в тихий кошмар. Сохраняться можно было только в редких местах, а умирать, наоборот, приходилось часто и везде — в случае, если вас, например, ненароком прихлопнул босс, приходилось заново тащиться на другой конец магазина. Жалобно плачущие выжившие, которых нужно было вытаскивать из самых неожиданных мест, то и дело дохли, порой — под вашими же ударами. Когда человека облепляет шайка мертвяков, прицелиться практически невозможно, поэтому страдают невинные люди.

Наконец, многих отпугнула структура повествования: за три игровых дня было физически нереально помочь всем страждущим, победить всех боссов и как следует изучить мегамолл. Dead Rising вообще была крайне нервной игрой: все время приходилось куда-то бежать и боязливо коситься на часы. Но нам-то хотелось совсем другого — взять в руки что-нибудь тяжелое и хорошенько отвести душу. А как раз этого разработчики и не позволяли, по крайней мере при первом прохождении.

И тишина

Мы рассказываем о механике первой части во всех подробностях по одной простой причине — в сиквеле происходит практически все то же самое. Мы провели в предрелизной версии 24 игровых часа (то есть почти треть всей истории) и заметили за это время ровно два принципиальных новшества, о которых — чуть ниже.

Изменилось место и время действия, герои и набор оружия, но базовые правила игры остались. То ли разработчики побоялись перекраивать чужую концепцию (оригинальная игра разрабатывалась силами самой Capcom, а сиквел делают канадцы из Blue Castle Games ), то ли продюсеры надавали им линейкой по рукам еще до начала работы… Так или иначе, никто даже не почесался, чтобы сделать игру хоть чуточку современней. Нас опять ожидают неотзывчивое управление, отсутствие чекпойнтов и по-прежнему странная система сохранений — хотя спасительных туалетных кабинок на уровнях стало побольше, возле каждой ключевой локации их все равно не поставишь. И, конечно, изнурительная гонка со временем…

Все это и правда очень скверно: за четыре года можно было по меньшей мере озаботиться системой автоматического восстановления здоровья и ввести автоматическое сохранение перед битвами с боссами. Ну или хотя бы сделать нормальный прицел — уже было бы легче.

С другой стороны, если вы сумели стерпеть это в 2006-м — сможете и теперь. Идея бесконтрольного убийства зомби на открытой территории оказалась настолько мощной, что даже сегодня Capcom может повторить все то же самое в других декорациях и не растерять уже имеющейся аудитории.

Повторим общую вводную: действие игры перенесено на пять лет вперед и на несколько тысяч миль южнее. Чак Грин — преуспевающий мотогонщик. Живет в городе-казино Форчун-Сити и зарабатывает на жизнь тем, что участвует в кровавом реалити-шоу: он и три его соперника садятся на оборудованные бензопилами мотоциклы и врезаются на них в толпу зомби. Кто сумел за несколько минут нарезать больше мяса — тот и молодец. Однажды вечером, после очередного шоу, Чак зашел в лифт. Внезапно случилась авария, герой ушибся головой, потерял сознание, а когда очнулся, обнаружил, что зомби вырвались из клеток и заполонили город.

Более того, как утверждает симпатичная азиатская журналистка из телевизора, виновник всех событий — сам Чак. Грин едва успевает подхватить под мышки свою малолетнюю дочь, со свистом ныряет в убежище — и все начинается по новой. Вылазки в город, спасение выживших, боссы, сюжетные миссии трижды в день…

Мертвые не потеют

А вот дальше в силу вступают те самые два важнейших нововведения. Во-первых, Чак — мотогонщик, а не журналист, поэтому получать игровой опыт, снимая остросюжетные кадры, больше не разрешают. Очки по-прежнему начисляют за помощь пострадавшим и за убийство зомби, но дополнительный опыт можно заработать, применяя тюнингованное оружие.

Периодически (как правило — с каждым новым левелапом) игра подбрасывает «рецепты», по которым на специальном верстаке в подсобке можно собрать что-нибудь интересное. Например, из пачки гвоздей и бейсбольной биты получается шипастая дубина. Из баллончика с краской и дорожного конуса выходит рупор для отпугивания зомби (работает, впрочем, слабовато). Швабра и мачете дают алебарду, газета и бутылка виски — конечно, «коктейль Молотова», ну а про ведро со вставленными в него сверлами вы, должно быть, и так слышали. Проверить самые интересные рецепты нам, увы, не удалось. Но игра специальным значком намекнула, что в будущем можно будет использовать в злодейских целях кувалды, электрогитары, воздуходувки и инвалидные кресла.

Во-вторых, в игре будут казино. Сыграть в «однорукого бандита» можно, но гораздо удобнее просто расколотить автомат подручными средствами, а затем изъять оттуда все деньги. Последние нужны для того, чтобы покупать редкие товары у мародеров, которые открыли в Форчун-Сити собственную сеть магазинов.

Помимо предметов неясного назначения (вроде рыцарских ботинок за два миллиона долларов), обиратели трупов за бешеные деньги предлагают лекарство «Зомбрекс». При помощи него люди, покусанные зомби, получают возможность сохранять человеческий облик. Этот препарат жизненно необходим Чаку — его дочь заражена, и каждые сутки ей нужно делать инъекцию. Разумеется, «Зомбрекс» можно также получить, выполняя квесты.

С кровавых не пришедшие полей

На этом критически важные изменения заканчиваются и начинаются детали. Так, интерактивных предметов стало еще больше — теперь нет ни одного бутика или закоулка, в которых герой не мог бы разжиться чем-нибудь ценным — если не оружием и припасами, то как минимум новой одеждой. Буквально на первом же пятачке мы смогли нарядить героя в рэперский прикид и енотовую шапку. Но если захотите, то сможете надеть на него даже облегающие дамские шорты и топик. Для полноты картины советуем усадить Чака на розовый трехколесный велосипед. Транспортных средств вообще стало больше — помимо мотоциклов и автомобилей, нам удалось обнаружить, например, небольшой грузовичок на два посадочных места. Ну и вот этот розовый велосипед, конечно: с его помощью можно расталкивать зомби.

Старых фанатов Capcom не растеряет, это уже ясно наверняка. Однако что насчет привлечения новых игроков? На этот случай у разработчиков есть отдельный рояль в кустах — мультиплеер (в превью-версии он, к сожалению, не был доступен). На сегодняшний день объявлено два режима. Во-первых, это уже упомянутое реалити-шоу — в него можно играть с друзьями по сети, а заработанные на арене деньги переходят в основную игру. Во-вторых, будет кооператив — правда, только по интернету. Но и этого хватит: синхронно уничтожать нечисть будет почти наверняка легче (если товарища загрызут, можно будет оживить его при помощи еды из инвентаря) и совершенно точно веселее. Главное, чтобы разработчики разрешили совместные сражения с боссами — очень уж они тут свирепые.

* * *

Однако интереснее всего нам будет посмотреть на то, как игру воспримет РС-аудитория — для них зомби-коррида пройдет впервые. Почему-то нам кажется, что все будет хорошо: Dead Rising 2 — это стопроцентно хардкорная игра. Она намеренно задумана такой, чтобы игроку было одновременно интересно и при этом — жутко неуютно. Она раз за разом методично загоняет вас в эпицентр оргии каннибалов и при этом еще и нетерпеливо постукивает по часам: шевелись, горе-спасатель, а не то дочка сгниет и все вокруг умрут! Такие игры поклонники мыши и клавиатуры, как правило, принимают тепло. Как обернется дело в случае с Dead Rising 2 — узнаем меньше чем через месяц.

[[BREAK]]

Здесь дурно пахнет

Руководство по прикладному зловонию

В традиционном понимании зомби — это мертвец, поднятый из могилы при помощи магии вуду. Тело погибло, но способно совершать простейшие действия для поддержания своего существования. Чаще всего предполагается, что ходячий мертвец может охотиться и питаться — причем гастрономические интересы большинства зомби лежат в области непереработанных мясных деликатесов.

Все настолько привыкли по книгам, кино и играм к полуразложившимся телам, неспешно бредущим с вытянутыми вперед руками в сторону очередной порции живой человечины, что никто не задается вопросом, а что было бы, существуй зомби в реальности. Не одурманенные травами или препаратами живые люди, а именно трупы, которым неведомые силы вернули элементарные моторные навыки.

Как бы выглядел настоящий зомби? С какими бы трудностями он столкнулся? Сколько смог бы двигаться, есть… да просто не разваливаться на куски?

Ниже нуля

Изменения в теле потенциального зомби начинают происходить сразу после его, тела, смерти. Когда сердце перестает гонять по сосудам кровь, а на энцелографе пропадают все признаки активности мозга, начинается стадия, предшествующая разложению, — ранние трупные явления.

Температура будущего зомби начинает падать. В комнатных условиях бедняга будет охлаждаться примерно на один градус в час. Так что пройдет чуть меньше суток — и труп станет, как говорят ученые, изотермичен (то есть его температура будет равна температуре окружающей среды).

Параллельно кровь из сосудов начнет просачиваться в окружающие ткани. Если зомби начал бегать не сразу после смерти, то кровь скопится в нижних участках тела (под действием силы тяжести) и проступит на поверхности кожи в виде синюшно-красных трупных пятен.

Одновременно будут сохнуть кожные покровы, в первую очередь — слизистые оболочки. Губы сморщатся и растрескаются, высохнет роговица глаз и слизистая век. Пройдет каких-нибудь 24 часа, и наш зомби уже не сможет моргать и издавать членораздельные звуки. Да что там звуки! Будут у ходячего трупа проблемы и посерьезней. В момент смерти активный приток кислорода к органам и тканям прекращается, нарушается синтез АТФ, актин и миозин, из которых состоят мышечные волокна, намертво сцепляются друг с другом — развивается трупное окоченение. Попробуй побегай в таком виде…

Скорее всего, именно из-за трупного окоченения зомби чаще всего и изображают идущими с вытянутыми вперед руками, сведенными контрактурой. Правда, остается непонятным, как мертвяки умудряются передвигать ногами. Зато ясно, почему у некоторых зомби руки не вытянуты вперед, а свисают, словно плети. Дело в том, что примерно через сутки после смерти трупное окоченение разрешается (заканчивается): после этого все мышцы расслабляются и становятся очень мягкими.

В мире Dead Rising 2 детишкам наверняка преподают в подпольных школах прикладное зомбоведение. «Скажи, Даша, как определить, когда твоя мама стала зомби?» — «Ох, Марья Ивановна, это же так просто. Если у мамы ручки вытянуты вперед, она подвывает и белесого цвета, значит ее укусили меньше суток назад. А если ручки висят, а сама мама покрыта синюшными пятнами, значит прошло минимум 24 часа». — «Молодец, Даша, садись — пять».

Рубенсовские формы

Время меж тем идет, и с бренным телом начинают происходить и вовсе неприятные вещи. Из-за автолиза — разрушения клеток и высвобождения из них ферментов — ткани размягчаются, и начинается, по сути, процесс самопереваривания. Тело зомби становится вялым, жидковатым. Особенно достается желудку с кишечником — даже если предположить, что зомби способен как-то усваивать питательные вещества, делать это полуразложившимся желудком ой как непросто.

Забавный факт — вид питающегося зомби уже давно никого не удивляет. Если зомби способен питаться, то логично предположить, что и какие-никакие процессы выделения в его теле должны происходить. Но ни в одной игре или фильме нам еще не приходилось видеть, скажем, писающего мертвяка.

А в зомби тем временем начинаются гнилостные процессы. Сложные органические соединения (белки, жиры и углеводы) распадаются до более простых. Попутно образуются аммиак, сероводород, метан, углекислота и ряд веществ, именуемых в народе трупными ядами (кодаверин, петрусцин, птомаин), которые обладают весьма специфическим запахом.

На этом этапе наш зомби начинает подванивать, а через некоторое время и откровенно благоухать падалью. Раньше других начинает гнить кровь в сосудах и сама сосудистая стенка, на поверхности тела помимо трупных пятен появляется характерный зеленовато-синий древовидный рисунок. Роговица к этому моменту уже окончательно высохла, губы из-за недостатка влаги поджались, подсохли кончики пальцев (из-за этого кажется, что ногти у трупа продолжили расти, хотя на самом деле это не так). Зомби превращается в писаного красавца.

Примерно через неделю скопившиеся внутри тела газы начинают раздувать зомби, он становится приятно округлым, кожа на поверхности тела лопается и отслаивается.

Зомби с сюрпризом

Что произойдет с милашкой зомби после того, как он утратит возможность передвигаться и уляжется горизонтально, целиком зависит от окружающих мертвяка условий. Если вокруг очень сухо (температура большого значения не играет, главное — чтобы была выше нуля), то из зомби получится первоклассная мумия. Вопреки расхожему мнению, мумии в отличие от зомби довольно сложно напасть на человека и причинить ему какой бы то ни было вред. Во-первых, высохшие ткани очень хрупки и рассыпаются при любом движении. Во-вторых, иссохшая мумия редко весит больше десяти килограммов — ее можно отправить в нокаут метким пинком.

Если вокруг очень влажно и мало кислорода (допустим, труп попал в выгребную яму), то из веселого зомби может получиться мертвяк в состоянии жировоска. Ткани по консистенции становятся похожи на нечто среднее между свечой и прогорклым маслом. Но в целом конструкция получается довольно гибкая, у такого зомби есть все шансы возродиться к жизни и начать охотиться. Особенно печален тот факт, что зомби-жировоск весит очень много и даже при небольшом росте вполне может сокрушить своим телом среднестатистического человека. Не сожрет, так измажет жирным содержимым. А самое ужасное, главное оружие против зомби — бензопила — с таким противником малоэффективна, цепь просто увязнет в теле.

Если зомби посчастливится рухнуть в болото, то его ждет еще более экзотичная судьба. Мертвое тело под действием гуминовых кислот подвергнется торфяному дублению. Мышцы станут легкими, но очень прочными, кожа превратится в мощный защитный панцирь, а тело при этом сохранит какую-никакую гибкость. Через пять-шесть лет из недр трясины может выпрыгнуть опасный и прекрасно защищенный боец, от которого не спасут ни двустволка, ни автомат Калашникова.

А зомби здесь тихие

Но вот прошла пара недель. По асфальту, подволакивая ножку, бредет пухленький мешочек требухи. Он подслеповат (роговица окончательно потускнела и деформировалась), да и посмотреть в нужную сторону все равно не получится — трупное окоченение в шее давно разрешилось, повернуть голову нельзя. Зомби не может нормально шевелить конечностями и двигать нижней челюстью — он грустно движется на звук и вяло пытается укусить потенциальную жертву. Он раздут, покровы — веселого болотно-зеленоватого оттенка.

Через несколько месяцев автолиз достигает той стадии, когда мышцы во время движения начинают отрываться от сухожилий. Зомби падает и продолжает разлагаться уже в горизонтальном положении. По ослабевающему зловонию (основная часть внутренностей уже разложилась, и дурно пахнущие газы улетучились) более свежие зомби понимают, что наш несчастный заканчивает свое активное существование. Но пройдет еще не меньше года, прежде чем мягкие ткани окончательно облезут, обнажив скелет. И еще несколько лет понадобится, чтобы скелет распался на отдельные косточки и перестал беспокоить окружающих.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь