23 августа 2010
Обновлено 17.05.2023

Дотянуться до звезд. Halo: Reach

Дотянуться до звезд. Halo: Reach - изображение обложка

Что? Halo: Reach, четвертая и последняя Halo-игра от Bungie.

Где? Гигантский парижский офис Microsoft, куда на один день, под бдительными взглядами охраны, привезли почти финальную версию игры.

Halo — одна из главных икон современной игроиндустрии, главный (а для многих единственный) за последний десяток лет повод купить Xbox и чуть ли не самый нежно оберегаемый бренд уберкорпорации Microsoft.

И если в России и других PC-ориентированных странах, где первые две части Halo появились с непростительной задержкой в несколько лет, к этой игре относятся с недоверием, то для игроков из США и Западной Европы «Хэйло» уже давно не просто «лучший на свете шутер», но и серьезный культурологический феномен.

Кроме четырех игр, в Halo-вселенной сегодня насчитывается больше десятка тематических романов, комиксов и даже полнометражных аниме-фильмов. По мотивам Halo вот уже вторую пятилетку выходят серии самого популярного комедийного машинима-сериала Red vs. Blue, восковая фигура Мастера Чифа — единственного из всех игровых героев — стоит в музее мадам Тюссо. А не менее раза в год американское телевидение радует миллионную аудиторию очередным репортажем со свадьбы каких-нибудь особенно увлеченных фанатов, на которой переодетый космодесантником UNSC священник желает собравшимся быстрых респаунов и объявляет желающих обвенчаться не «мужем и женой», а «вечными напарниками, пока смерть не разлучит вас».

И все же, несмотря на всенародную любовь во всем мире, сами авторы очень бережно обращаются со своей вселенной. После окончания трилогии о великой войне человечества против инопланетян ковенантов Bungie подписали с Microsoft контракт всего на две новых Halo-игры, выпустили в прошлом году спин-офф Halo: ODST и сейчас наводят финальные штрихи над приквелом Halo: Reach, который появится на полках уже этой осенью. Следующая игра от знаменитой студии — некий новый, пока еще даже не анонсированный «мультиплатформенный проект», а что будет дальше со знаменитой вселенной — пока не знает никто.

Мрачняк

Мы решили не упускать шанс еще до релиза увидеть последний «классический Halo от Bungie», и, как только авторы оказались в нашей части Земли, чтобы показать без пяти минут финальную версию Reach европейской прессе, «Игромания» тут же перехватила их в одном из тихих кабинетов гигантского парижского офиса Microsoft.

Разработчикам есть чем гордиться: в отличие от ODST, который находился в разработке чуть больше девяти месяцев, над Halo: Reach люди из Bungie без перерывов работали последние три года и — хотя об этом никто и не говорит в открытую — собирались сделать из этой игры чуть ли не настоящий Halo 4. Ради этих целей был даже написан совершенно новый графический движок, который, правда, не сказать чтобы стал вершиной технологий: со стороны Reach показывает все такую же простую, но красочную и яркую картинку, как и в двух последних играх.

Однако за фасадом привычного Halo-дизайна на этот раз скрывается куда более сложный и тонкий внутренний мир. Reach планируется как самая мрачная и суровая игра во всем сериале — на смену шутовскому космоблокбастеру оригинальной трилогии и мрачному настроению ODST приходит абсолютный, тотальный фатализм и всеобщее предчувствие скорого апокалипсиса.

Впрочем, есть с чего: в Halo-хронологии действие Reach происходит на одноименной планете Рич незадолго до массированной атаки ковенантов на далекие миры, колонизированные людьми. В центре внимания всей истории — элитный взвод космопехотинцев под кодовым названием Noble Team, где мы выступаем в роли безымянного солдата под номером 6, откомандированного в отряд буквально за несколько часов до начала вторжения.

Действие происходит за несколько месяцев до событий самой первой игры сериала Halo: Combat Evolved. Война с ковенантами в самом разгаре, все «дальние миры» землян были захвачены пришельцами в течение первых часов после начала атаки, но планета Рич (на которой в момент нападения проживало семь миллиардов человек) все еще держит оборону. Гигантская орбитальная группировка землян, а также все наземные силы обороны сражаются до последнего и в итоге погибают практически в полном составе: отступать некуда, разведка донесла, что следующая после Рич цель ковенантов — Земля…

Что вдвойне интересно, члены Noble Team — не простые космопехи, а выпускники секретной военной программы SPARTAN, разработанной для тренировки суперсолдат. Конечно, до супермощного и практически неубиваемого Мастера Чифа (лучшего экземпляра программы SPARTAN 2) им далеко, но зато по сравнению с хлипкими вояками из ODST эти хотя бы могут постоять за себя в те моменты, когда на голову — как это принято в мире Halo — вдруг десантируются три десятка пришельцев.

В Париже разработчики показали только первые полчаса сюжетной части Reach, но и этого оказалось вполне достаточно, чтобы оценить уровень постановки. Масштаб местного апокалипсиса увеличился в разы, и по сравнению с битвой за Рич весь «эпик» Halo 3 выглядит как бестолковая детская возня. Уровни чисто физически стали больше: в определенные моменты мы сможем наблюдать целые армии людей и пришельцев, сражающиеся среди открыточных видов планеты Рич.

Впрочем, в Reach будет предостаточно не только боевых сцен: первая перестрелка в игре начинается дай бог через двадцать минут поле начала, а все время до этого посвящено нагону жути и саспенса. Таинственные шорохи под потолком, притаившийся в тени ковенант, прыгнувший с диким визгом вам на спину, — такого геймплея мы, кажется, пока не видели еще ни в одном Halo.

Падение Трои

Из всех культурных феноменов, порожденных Halo, особое место в хронологии вселенной занимает книга Halo: The Fall of Reach, вышедшая в 2001 году, буквально через две недели после начала продаж Halo: Combat Evolved в США. Запланированная безымянным маркетологом как обычное «беллетризованное приложение к игре», эта книга за авторством Эрика Найланда неожиданно для всех стала хитом и разошлась тиражом свыше миллиона экземпляров (что для такого рода литературы было абсолютным рекордом). В свое время The Fall of Reach хвалили не только за интересный сюжет и живой слог, но и за исчерпывающие объяснения практически всех вопросов, волнующих фанатов.

Как легко догадаться из названия, сюжет книги очень сильно переплетается с действием Halo: Reach. В центре внимания — последние часы планеты Рич, которую атакуют превосходящие силы ковенантов. Кроме масштабных сцен апокалипсиса, в книге содержится и немало подробностей о детстве и юношестве Мастера Чифа, главного персонажа всей Halo-вселенной. Среди прочего, например, выясняется, что в восьмилетнем возрасте тайные агенты выкрали его из семьи и вместе с другими детьми отдали на опыты в секретную военную лабораторию проекта SPARTAN, который изначально создавался вовсе не для отражения инопланетного вторжения, а для разгона межгалактических «несогласных» и пресечения антиправительственных восстаний в других мирах.

В общем, если вам небезынтересна вселенная этого сериала, то главным источником знаний о Halo вот уже почти десять лет считается эта книга.

Архетипы

Также во время парижской презентации мы целый час провели за «фирменным» мультиплеером, который от серии к серии не меняется во всех Halo-играх вот уже девять лет. В Reach и без того идеальная схема под кодовым названием «свалка с танчиками и гранатометами» была доведена чуть ли не до совершенства. В основном мы сражались в режиме Firefight, такой вариации на тему «Left 4 Dead про ковенантов». Четверо игроков на ограниченном пространстве отражают одну атаку ковенантов за другой. Количество и силы нападающих увеличиваются с каждой новой волной, а количество респаунов — строго ограничено, задача — продержаться отведенное время, перебив всех нападающих.

По последним веяниям моды в мультиплеере появились классы: теперь перед каждым новым респауном можно выбрать себе персонажа с определенным набором вооружения и спецспособностей. Все разновидности бойцов легко укладываются в простые и понятные шутерные архетипы — «танк», «снайпер», «разведчик», «солдат» и т.п.

Ну и, конечно, играется Halo как, простите, Halo — мы с трудом представляем, какими человеческими словами можно описать всю эту сиренево-фиолетовую свалку из танков, морпехов и ковенантов, в которой геймплей каждую минуту меняется чуть ли не от тактического шутера до примитивной ультраскоростной аркады с прыжками и ракетницами.

* * *

Когда вы будете читать эти строки, до выхода игры останутся уже считанные недели. Самоотверженные люди из компании Bungie последние десять лет делали, по сути, одно и то же. Но вот удивительное дело: вместо того чтобы окончательно загнуться в потоке самоцитирования, они нашли в себе силы красиво уйти из темы. И теперь в последний раз выступают в жанре «лучшее и любимое про Halo», чтобы с поднятой головой уйти и забыть обо всех этих ковенантах и мастер-чифах уже навсегда. Halo: Reach — бенефис этих прекрасных людей и, возможно, лучшая их игра во всем сериале. Если вы хоть чуть-чуть не равнодушны к жанру — не пропустите.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь