El Shaddai: Ascension of the Metatron
В последнее время мы часто оправдываемся, говоря о превосходных консольных играх, мечтая, чтобы они вышли на РС. Предмет наших сегодняшних размышлений до РС не доберется. Скажем больше: даже для обласканной концептуальными эксклюзивами PS3 такая игра — перебор. Ну а если уж совсем прямо, то перед нами нечто настолько не от мира сего, что бесстыжая Bayonetta , где сплетенный из волос героини дракон пожирает гигантского младенца, покажется вам самой безобразной попсой. После знакомства с El Shaddai: Ascension of the Metatron удивить игрока чем-либо будет сложно.
Это смелая попытка вывести необычное японское инди на международный рынок. Компания Ignition Entertainment совместно с дизайнером культового приключения Okami создает сюрреалистический экшен. В нем просветленный христианский воин на пару с Дьяволом пытается спасти Землю от Всемирного потопа, а визуальное оформление одновременно напоминает высокохудожественный мультфильм и галлюцинации героев фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
Божественная парочка
В основу сюжета игры положен текст Ветхого Завета «Книга Еноха». Это весьма вольная фантазия на тему христианского учения, больше напоминающая древнегреческие мифы. Ангелы здесь совершенно спокойно спускаются с небес на землю, общаются с людьми, обучая их владению оружием и рассказывая о секретах чувственных удовольствий.
По сценарию Богу подобное поведение подчиненных откровенно не нравится. Разгневанный Господь решает низвергнуть на Землю потоп, который очистит ее не только от многочисленных падших ангелов, но и от возомнивших невесть что о себе людишек. Прежде чем перейти к воплощению плана, Создатель дает шанс исправить ситуацию одному из своих верных слуг, земному священнику Еноху. Перед ним стоит несколько задач: вернуть на небеса бессмертные души падших небожителей и попутно отослать туда же многочисленные образцы божественного оружия.
Из первых рук
«Наша команда создала оригинальную историю, пересказывая мотивы и наиболее важные события этого ветхозаветного текста. Идея не кажется нам слишком рискованной, ведь в плане визуального оформления и сюжета это абсолютно оригинальный продукт. К примеру, в самой книге Енох пытается просто уговорить ангелов, а в нашей игре он с ними сражается. По сути, это абсолютно другой рассказ», — рассказывает нам геймдизайнер Такеясу Саваки.
Задание непростое, и без посторонней помощи главному герою не обойтись. Кроме многочисленных архангелов, включая Михаила и Гавриила, одним из важнейших союзников Еноха становится некто Люсифел, хотя несложно догадаться, что истинное имя вашего вынужденного союзника Люцифер.
В лучших традициях японских геймдизайнеров, обожающих гротеск, простой священник, выполняющий божественную миссию, обладает шикарной шевелюрой, спортивной голливудской внешностью и светящимися белыми одеждами. Его помощник, напротив, напоминает якудзу: коротко стриженные темные волосы, загадочный взгляд, рубашка навыпуск и мобильный телефон в кармане тесных брюк.
Енох в основном выполняет грязную работу, а его напарник ассистирует ему в приключениях. К примеру, в одной сцене Люсифел спрашивает товарища, не нужна ли ему более достойная броня, на что тут же получает отрицательный ответ. После этого героя жестоко избивают, но Дьявол тут же вмешивается, наряжает Еноха в сверхпрочные доспехи и снова отправляет его в бой. Люсифел станет своего рода аналогом принцессы из Prince of Persia (2008). Он ходячая точка сохранения, гарантия того, что герой никогда не умрет и не заскучает.
Урок рисования
Краткая справка об авторе.
Тридцатисемилетний Такеясу Саваки (Takeyasu Sawaki) не настолько известен, как многие его японские коллеги вроде Сигеру Миямото (автор Super Mario, The Legend of Zelda) или Хидео Кодзимы (создатель Metal Gear Solid). Тем не менее вклад этого человека в развитие игровой индустрии Японии трудно переоценить. В уме именно этого художника рождались одни из самых узнаваемых персонажей игр от компании Capcom.
Саваки был главным дизайнером монстров в Devil May Cry — именно он создал страшилищ, противостоявших Данте. Он также разрабатывал модели техники и рисовал иллюстрации для Steel Battalion — продуманного до мельчайших деталей симулятора огромного шагающего робота, который поставлялся в комплекте с дорогими аксессуарами, имитирующими кабину футуристической боевой машины.
Впоследствии Саваки стал видным специалистом по персонажам Clover Studio, работая плечом к плечу с Хидеки Камия (Resident Evil 2, Viewtiful Joe, Bayonetta) и Синдзи Миками (Resident Evil 4, Vanquish, God Hand, Killer 7). Одним из его самых важных проектов того периода, без сомнения, можно назвать Okami — фольклорное японское приключение, выполненное по cel-shading технологии, позволявшее игроку рисовать иероглифы на экране телевизора. После развала студии в марте 2007-го он целиком и полностью посвятил себя игре El Shaddai: Ascension of the Metatron.
Крестовый поход
По геймплею El Shaddai представляет собой хардкорный экшен с элементами платформера. Соотношение между этими составляющими примерно три к двум. Сражения, безусловно, одна из важнейших частей любого боевика, а учитывая, что автор проекта имел непосредственное отношение к Devil May Cry , сомневаться в качестве баталий с божественными врагами не приходится.
«В начале Енох безоружен, так как одним из его главных заданий стало возвращение божественных орудий обратно на небеса», — утверждает Саваки. Сперва герой наносит оппонентам сокрушительные удары кулаками и пятками, демонстрируя ловкость, достойную Джета Ли. После того, как один из его противников пошатнется под градом тумаков и повалится на землю, у героя появится шанс выхватить из лап злодея ценное магическое оружие, которое перед использованием необходимо очистить от греховной скверны.
Получив спасительный инструментарий, протагонист с легкостью разберется с другими падшими ангелами и в мгновение ока выйдет из боя победителем. Учитывая, что все комбо в игре однокнопочные (в боях задействованы лишь клавиши атаки, прыжок и блок), особенных проблем с эффектными связками возникнуть не должно. Трудность заключается в том, что к каждому злодею необходимо подобрать свой ключик.
Враг мой
Встречаясь с новыми противниками, герой должен с умом выбирать следующее оружие, эксплуатируя различные слабые и сильные стороны врагов. В арсенале божественного посланника странный изогнутый меч Arch (англ. — арка, свод), больше похожий на лук, парочка перчаток, которые особенно хороши для защиты, и некое дальнобойное орудие, стреляющее божественной энергией.
Вероятно, есть и другие занятные средства борьбы, но их существование пока официально не подтверждено. Судя по доступной на сегодняшний день информации, сражения проходят на специальных закрытых аренах, возникающих во время исследования окружающего виртуального мира, как это происходило в Okami.
Кроме драк с многочисленными противниками, в El Shaddai вам предстоит много путешествовать по разнообразным локациям. Делать это можно в привычном виде от третьего лица, когда камера висит за плечом героя, или же в старомодном формате 2D-скроллера. В данном случае изображение мы видим лишь с одной перспективы, а герой вынужден перепрыгивать через пропасти, словно Марио из Super Mario Bros. Авторы уверяют, что в игре также будут присутствовать различные пазлы, но пока о них практически ничего не известно.
Религиозная подоплека
Книга о видениях и снах дальнего родственника Ноя.
«Книга Еноха» — древнееврейский текст Ветхого Завета, автором которого выступил Енох, считавшийся прапрадедушкой Ноя. Книга не является канонической и не признается божественной большинством христианских церквей. Считается, что сборник рассказов был впервые составлен в первом веке до нашей эры.
В первой части писания рассказывается о падении Наблюдателей — ангелов, спустившихся на землю и начавших морально разлагать и без того не слишком добродетельное человечество. Попутно повествуется о приключениях Еноха — простого человека, которому явился Бог и открыл глаза на многие истины. Главное, в чем герою произведения несказанно повезло, так это в том, что он попал на небеса, будучи живым, так как отличался исключительной праведностью. Там ему объяснили множество тайн бытия и в том числе показали конец света. Эти откровения и были записаны в книге. История с ангелами — лишь один из эпизодов. В сущности, «Книга Еноха» является лишь большим предисловием к рассказу о Великом потопе.
Существует также и так называемая «Славянская книга Еноха», которая представляет собой зеркальное отражение «Божественной комедии» Данте: Енох поднимается с Первого неба на Седьмое, попутно открывая для себя все новые и новые особенности райского устройства.
Сюрреалистическая красота
El Shaddai выглядит как пришелец из другой галактики. Вооружившись хорошо знакомой технологией cel-hading, Такеясу Саваки сумел создать уникальный визуальный ряд, где сочетаются элементы Okami, Killer 7 и Devil May Cry. Картинка очень яркая, насыщенная, но с минимумом деталей — и это умышленное решение.
Здесь нет изощренных архитектурных ансамблей, реалистических замков и прочих излишеств. Как правило, все сводится к небу и земле, где происходят странные переливы красок, возникают потрясающие запутанные узоры, стремительно бегут облака. Сочетания цветов напоминают изысканные картины художников сюрреалистов… или кадры «умирания» графического чипа на Xbox 360.
Любоваться местными экстравагантными пейзажами не помешает полоска жизни/маны и прочие информационные элементы, от которых авторы благоразумно отказались. В схожем сюрреалистическом ключе выполнены и многочисленные анимационные вставки, сопровождаемые хоровым пением и пульсирующими электронными треками. Отметим, что сам автор скромно воздерживается от приравнивания своей игры к произведению искусства: «Судить об этом можно лишь спустя много лет. В наш век El Shaddai — видеоигра. Надеюсь, что потомки оценят по достоинству и ее художественный потенциал. В любом случае меня пока что волнует лишь создание отличного развлекательного продукта».
* * *
El Shaddai воспринимается прежде всего как оригинальная художественная задумка, выполненная в неожиданном ключе на совершенно неизученном материале, а уже потом как необычная игра. Геймплей во многом остается непонятен. В частности, не совсем ясно, чем будет заниматься Енох в перерывах между путешествиями по замысловатым декорациям и методичным уничтожением многочисленных противников.
Собираются ли разработчики предложить некоторую свободу или закрыть игрока в рамках хорошо срежиссированного линейного повествования? Обилие вопросов, впрочем, не столько разочаровывает, сколько подстегивает интерес.
По сути, перед нами попытка западной студии сделать амбициозный артхаус под руководством освобожденного от продюсерского гнета японца, который внес огромный вклад в развитие легендарной студии Clover (Okami, God Hand). Если даже у него ничего не получится, новинку стоит посмотреть ради потрясающего художественного оформления, от которого буквально захватывает дух.
Будем ждать? Неуловимо красивый и теологически глубокий боевик, способный понравиться поклонникам как хардкорных экшенов, так и инди.
Процент готовности: 80%