23 августа 2010
Обновлено 17.05.2023

StarCraft. Камень, ножницы, гидралиск

StarCraft. Камень, ножницы, гидралиск - изображение обложка

Сегодняшний повод заглянуть в виртуальное прошлое известен любому: 27 июля прошла массовая мобилизация с отправкой на космическую войну. StarCraft 2 не стал ждать опоздавших, устремляясь к рекордным цифрам продаж и восторженным рецензиям игровой прессы. Успех Wings of Liberty был предсказуем — как смена дня и ночи, — и тем интереснее нам перелистнуть календарь на весну 1998-го. Тогда, 12 лет назад, первый долгострой Blizzard ждали с куда меньшим ажиотажем — и даже предрекали ему сокрушительный провал.

Через тернии к звездам

Как вы знаете из нашего постмортема, опубликованного в «Игромании» №4/2010, два ударных года до релиза Blizzard провела как на иголках. Выход StarCraft несколько раз откладывался, игра пережила серьезную визуальную перестройку, но главное — мифология мира терран, зергов и протоссов выписывалась с чистого листа. Разработчики, решив поэкспериментировать с «орками в космосе», в первый и последний раз выступили без каких-либо сеттинговых опор — на голой фантазии. Blizzard рисковала на всех фронтах: метущийся по галактике сюжет, 2D-графика (когда мир уже вовсю вкушал и нахваливал полностью трехмерную Total Annihilation ), само противостояние трех очень разных рас вызывали у игроков горячие споры, остудить которые мог только релиз.

StarCraft стал шедевром, превратившись в новую PC-религию, — перечисление одних только наград игровой прессы заняло бы полстатьи. Удивительные видеовставки, саундтрек, харизматичные герои, высочайший уровень прорисовки юнитов, зданий и окружения — все это уже было в играх Blizzard. Что много важнее — сработал и доказал свою жизнеспособность задуманный калифорнийцами «любовный треугольник»: биологические зерги берут числом, запаянные в энергоброню протоссы — мощью, а роботизированные терраны — умением защищаться. Три равноудаленных друг от друга подхода к геймплею, три нетождественных линии поведения на одной карте. Каждый находил в игре что-то по своему темпераменту и вкусу — и речь здесь не только о возможности играть. Автор этих строк провел немало дней во встроенном редакторе, собирая и озвучивая с друзьями вольное продолжение основных тридцати миссий — собственную кампанию.

Впрочем, нас опередили. В ноябре того же 1998-го вышел StarCraft: Brood War — официальный аддон на вес золота. В истории было поставлено кровавое многоточие: Королева Клинков Сара Керриган расправляет костистые крылья над трупами обманутых врагов, а города планеты Шакурас — последнего оплота протоссов — лежат в руинах. Для любой, даже самой захватывающей игры подобный финал означал бы громкие аплодисменты и занавес. StarCraft, напротив, только начинал долгую и счастливую жизнь в статусе ведущей PvP-дисциплины.

Поле битвы Аиур

Что уместилось в дедовское разрешение 640х480.

1 — Анимированное изображение выбранного юнита/строения. После выхода StarCraft висит на интерфейс-стене практически каждой RTS.

2 — Визуальная модель повреждений. Помогает вовремя отводить раненых бойцов, как только те засигналят красным.

3 — Стратегически важная опция «Держать позицию». Нажимаете клавишу «H» — и войска прекращают движение и ведут оборонительный огонь.

4 — Мини-карта. Главный поставщик полезной информации, предмет неусыпного интереса старкрафтера.

5 — Overmind, он же Сверхразум, он же Надмозг. Мыслящий центр армии роя и похититель телепата Сары Керриган, ставшей с его помощью Королевой Клинков.

6 — Крип — фирменная «почва» зергов. Биологическая материя, выступающая питательным фундаментом для возведения построек роя.

7 — Авианосец под командованием Верховного Храмовника Тассадара выпускает до восьми кораблей-перехватчиков.

8 — Пачка гидралисков — универсальный ответ зерга на любые угрозы (атакуют как наземные, так и воздушные цели).

9 — Черный рыцарь скрыт плащом… Войдя в режим невидимости, призрак терран пробрался в самый центр вражеской базы.

10 — Всего лишь точка, которая через несколько мгновений станет местом приземления… атомной бомбы. За наводку «малыша» говорим спасибо номеру 9.

О Star! Ты — Craft!

Главная заслуга StarCraft перед индустрией онлайновых развлечений — его поистине шахматная механика. Здесь все подчинено идеальному, математически выверенному балансу. На каждый тактический прием находится свой адекватный ответ, на каждый грубый вызов — своя тонкая хитрость. Все это результат шестнадцати планомерных хирургических патчей и просто-таки отеческой заботы Blizzard о киберспортивном комьюнити (вы не найдете другой стратегии, заплатки к которой выходили бы в течение 11 (!) лет после релиза). На протяжении многих лет в виртуальном Колизее Battle. net сходились в тысячах поединков, круглосуточно оттачивали мастерство и выискивали последние игровые баги миллионы поклонников. Знаменитый бесплатный сервис презрел границы и научил стратегов общаться на особом игровом эсперанто: «hi gl hf» на старте, «gg» в конце поединка — и вас поймут хоть в Австралии, хоть в Уругвае.

Запутанное макраме сдержек и противовесов, баланс «Звездного ремесла» много глубже хрестоматийной формулы «камень-ножницы-бумага», и если бы мы захотели в нем разобраться, то нам пришлось бы печатать многочисленные сложные формулы и блок-схемы с хаосом стрелок. Начиная игру против живого противника, необходимо понимать одно: принцип «большой пачки чего-нибудь» в StarCraft работает только на очень ранних стадиях (так называемые раш-стратегии). В затяжных играх армию требуется диверсифицировать. Держать оборону в стиле C&C, штампуя один и тот же тип юнитов, — тактический примитив и тупиковое решение. Советовать подобное опытному старкрафтеру — все равно что предлагать Гарри Каспарову ходить лошадью.

StarCraft: Brood War (именно эта версия игры используется на чемпионатах) стал сильным толчком для всего движения электронного спорта. Когда творением Blizzard при так до конца и не выясненных обстоятельствах заболела вся Южная Корея, появились телетрансляции и шоу-матчи, о e-спорте наконец заговорили всерьез. Благодаря StarCraft в 2000-м зародились Всемирные компьютерные игры (World Cyber Games) — главный прогеймерский форум планеты, в наши дни привлекающий участников из семи десятков стран. Девиз соревнований — «Больше чем игра», и он всецело применим к старейшей дисциплине ежегодной киберолимпиады.

Думу думает надмозг

Действительно, StarCraft проник туда, куда компьютерной игре вход, казалось бы, запрещен, — в слой общей культуры. StarCraft растворен в обыденном информационном поле: чуткое ухо то и дело с удивлением ловит отрывки игрового саундтрека в различных телепрограммах. Последний случай — документальный фильм о нейрофизиологе Наталье Бехтеревой на одном из федеральных каналов в музыкальном обрамлении скулящих зерговских гитар (интересно, а знают ли об этом в Blizzard?). Широкую известность получила история с Надмозгом — буквальным переводом имени зерговского повелителя Overmind. Слово пошло в народ: надмозгом теперь называют и переводческий ляп, и его автора.

На основе StarCraft можно писать научную работу о разновидностях творческого досуга. Чем только не утруждали тебя рукастые фанаты: и тематической выпечкой, и оригами, и моделями юнитов из папье-маше. То же и в виртуальном пространстве: переосмысленный StarCraft существует в диапазоне от восьмибитного димейка, который мы отметили в «Мудрой куче мусора» в прошлом номере, до видеозарисовки Real Life StarCraft (описать это невозможно, нужно гуглить). Комиксы и анекдоты, песни и рассказы — только по-настоящему великая игра могла вызвать столько креативных откликов. И все это, напомним, на основе едва ли выдающейся картинки (StarCraft держит единственное разрешение 640x480, какое было в Warcraft 2 в совсем уж бородатом 1995 году).

* * *

Первая часть актуальна до сих пор, и лучшее тому доказательство — это, как ни странно, StarCraft 2, ноги, клешни и пси-лезвия которого растут из оригинальной игры. Достаточно взглянуть на скриншоты — издалека разница не заметна совсем. Что бы ни говорили в Blizzard, выпуском долгожданного сиквела они производят косметическую новацию серии, а никакую не революцию.

Через 12 лет случайно найденная магическая формула успеха трепетно переносится в StarCraft 2, и ни на йоту не изменившийся игровой процесс наряжается в костюм по моде XXI века. У вас уже есть возможность узнать, хорошо это или плохо. Ясно одно: каким бы ни было продолжение, всем своим видом оно будет напоминать о том, с чего все начиналось.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — нет

Геймплей: 10

Графика: 9

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 10

Что это было? Пушкин от RTS, практически наше все: синоним фразы «культовая игра», флагман киберспорта, визитная карточка Blizzard… продолжать?

Оценка «Игромании : 10

«Легендарно»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь