Популярная механика. Краткий путеводитель по любительским ремейкам культовых игр
Гоголевский Акакий Акакиевич, титулярный советник из Петербурга, умел в своей жизни только одно — красивым почерком переписывать канцелярские документы. И закончил, как помнится, плохо. То, что сейчас происходит в индустрии, можно назвать «акакий-синдромом»: повальная мода на ремейки породила целый ряд дорогостоящих игр-копий — клонов, повторяющих свои прототипы во всем, кроме графики.
Однако спешим напомнить, что в кино и музыке версии произведений с подтянутыми до современных мерок технологиями обычно называют переизданиями. Под ремейком же подразумевается скорее творческое переосмысление. Сегодня речь пойдет как раз о таких играх. Все проекты, представленные на следующих четырех страницах, созданы фанатами по самым разным причинам. Кто-то был недоволен сиквелом любимой игры и взялся доводить до ума оригинал. Кому-то, очевидно, очень хотелось сделать трэш-версию Mortal Kombat. А некоторые просто стремились дать новую жизнь любимой, но забытой игровой серии. Так или иначе, все эти проекты объединяет искренняя любовь их авторов к первоисточнику. А это само по себе уже хороший знак.
P.S. Большую часть упомянутых в этом тексте ремейков можно без труда найти на нашем диске.
Living Hell
Жанр: Экшен
Оригинальная игра: Splatterhouse 2
Разработчик: Nerlaska Studios
NerlaskaStudios — небольшая испанская команда разработчиков выходного дня — не так давно взялась за дерзкий эксперимент. В основе их нового проекта — выпущенный в 1992-м beat ‘em up Splatterhouse 2. В центре сюжета всей серии — одушевленная маска, дающая герою сверхчеловеческие способности. Но все же главное, чем запомнились первые две части Splatterhouse, — это невероятное по тем временам количеством крови и ультранасилие на экране. Демоны в этой игре, возможно, и состояли из крупных красных пикселей, но выглядели вполне жутко даже до тщательной разделки бензопилой. Мы не рискнем описывать здесь то, во что они превращались после.
Оригинальная Splatterhouse 2 без каких-либо изменений была выпущена на Wii Virtual Console в 2008-м. Тем временем полноценный ремейк первой части задерживается: Namco Bandai закрыла студию BottleRocket , которая занималась проектом, и наняла в разработчики саму себя. Сейчас выход nextgen-версии запланирован на октябрь.
Nerlaska Studios воспользовалась ситуацией и в 2009-м выпустила собственную версию Splatterhouse 2 под названием Living Hell. Хотя название было изменено, а игра перешла в 3D, процесс нашинковки противников сохранил лучшие черты оригинала. Простые, но яркие анимации, орды отвратительной нечисти, которая лезет изо всех углов экрана, знакомый герой в фирменной маске, ножи и бензопилы, красочные и мясистые эффекты — как раз таким и можно было представить себе настоящий современный ремейк известного в прошлом анатомического экшена. А главное, поиграть в нее можно совершенно бесплатно — и не на приставке, а на обычном компьютере.
Z Expansion Kit
Жанр: Стратегия
Оригинальная игра: Z
Разработчик: Antares
Игровое поле разбито на сектора. Обладать сектором — значит держать под контролем его флаг. «Денег» нет. Единственный значимый ресурс — время, и чем шире подвластная территория, тем быстрее движется военный конвейер: строятся джипы, танки, оборонительные установки и пехота. Концептуальный фундамент стратегии Z был прост, как все гениальное. Равно как и сюжет. Бессмысленный и беспощадный бунт красных роботов против синих, лязгающая железом сатира на кровавые человеческие конфликты. Отличный повод посмеяться и раскинуть мозгами в равных пропорциях.
Оставленные на минуту-другую, железные воины укладывались в шезлонги или начинали удить рыбу. Но, будучи кинутыми в бой, вмиг становились героями: лихо брали под козырек, принимали самоубийственные приказы, с энтузиазмом захватывали бесхозную технику по всей округе, никогда не мучились проблемой «двух сосен» — да и вообще, демонстрировали AI маленьких терминаторов. Игроку оставалось главное — идейное управление процессом захвата вражеского аванпоста.
Z разделила участь многих нетривиальных проектов. В частности, игре англичан из Bitmap Brothers не хватало хоть какого-нибудь сетевого сервиса, в котором простая, но эффективная механика могла бы по-настоящему раскрыться. Казалось бы, это финал, но спустя много лет ситуацию решается исправить наш соотечественник под ником Antares. За основу взят малоизвестный аддон к Z длиною в 15 миссий, выпущенный ограниченным тиражом и только на территории Германии. Antares копается в теле игры с ловкостью опытного хирурга. Его Z Expansion Kit поддерживает высокие разрешения, в игре серьезно изменен баланс, добавлен редактор уровней и полноценный мультиплеер, выведены все досадные баги оригинала. Официальный сиквел Z: Steel Solders должен был стать именно таким — с поправкой на 3D-графику. Но он, увы, полностью провалил ожидания. Так что сказать, что перед нами «та же самая игра», — значит легкомысленно перечеркнуть кропотливый труд российского программиста.
Baphomets Fluch 2.5
Жанр: Квест
Оригинальная игра: Broken Sword 2
Разработчик: mindFactory
Начало 90-х мы провели за квестами. В первой половине двухтысячных этот благородный жанр почти угас, а потому данным штрихом биографии принято гордиться. Ну а до того, в середине 90-х, Broken Sword уравнял квестовую Европу с квестовой Америкой и продлил жанру молодость. Немецкая студия-разработчик Revolution Software стала старосветским ответом всесильной Sierra , а каждую новую часть мистических приключений Джорджа Стоббарта ждали как религиозное откровение. Так продолжалось до 2003 года, когда вместе с Broken Sword: The Sleeping Dragon серия переехала в 3D. Естественно, не все остались этим довольны, поэтому к 2008 году фанаты подготовили-таки симметричный ответ.
Baphomets Fluch 2.5 разрабатывалась 7 лет компанией mindFactory и была выполнена в старой доброй 2D-графике. Правообладатели негодуют, но среди фанатов игра давно слывет «Broken Sword два-с-половиной». Не без юридических коллизий удалось протащить в квест главных героев BS: события разворачиваются после того, как Джордж и журналистка Нико помешали воцарению Тескатлипоки — злого бога майя — в финале The Smoking Mirror. Повествование стартует в Америке: Стоббарту пришлось вернуться на родину в связи со смертью деда. Однако вскоре его снова срывает в Париж — на этот раз телеграмма со странным содержанием, из которой следует, что Нико погибла…
Все в итоге окажутся живы. Игра заполняет сюжетную пустоту между второй и третьей частями квестовой саги, по-новому переписывает знакомые сцены и как умеет играет на струнах нашей ностальгии по Cafe della Chandelle Verte и окрестностям. Если эти виртуальные края для вас что-то значат, то, запуская игру, придется мириться с немецкой озвучкой — другой просто нет. Впрочем, для незнающих языка Гете разработчиками заботливо приготовлены английские субтитры.
Freeciv
Жанр: Стратегия
Оригинальная игра: Sid Meier’s Civilization
Разработчик: Питер Йоахим Юнольд
Есть такой особый вид игроков, которые категорически не воспринимают сиквелы и вообще — новшества. Вот, мол, в первой части игры Х все было гораздо лучше, а потом разработчики все испортили. Судя по всему, фанаты такого рода есть и у первой Civilization, игры 1990 года. Одной из современных вариаций на тему великой стратегии Сида Мейера является бесплатная Freeciv.
Игры настолько похожи, что могут сойти за близнецов. Но это только с виду. Если из Civilization позаимствованы основы повествования и геймплея, то Freeciv является своеобразным аддоном. В плане игровых возможностей оригинальная игра все еще гораздо шире и сбалансированней, но у Freeciv есть свои фишки вроде строительства корпораций и воровства из соседского бюджета. Внешний вид карты можно менять с помощью набора графических пакетов, а на самой карте теперь могут соревноваться до 30 человек.
Нельзя сказать, что Freciv плохо держит марку (на кривизну интерфейса и далеко не наполеоновский AI вполне можно закрыть глаза), просто настоящие поклонники едва ли променяют ее на произведение Сида Мейера. Хотя, возможно, все дело именно в привычке? Нам всегда кажется, что каноническая игра должна оставаться такой, какая есть: шахматы не станут лучше, если в них добавить несколько новых фигур, а игровую доску сделать трехцветной и с пятью гранями. Freeciv сделала хорошую попытку, на которую стоит обратить внимание, но способна ли она заменить оригинал — зависит от степени вашего консерватизма. С февраля текущего года в свободном доступе находится очередная версия игры — Freeciv 2.2.0.
Oolite
Жанр: Симулятор
Оригинальная игра: Elite
Разработчик: Жиль Уильямс
Вышедшую в 1984 году Elite сейчас включают во все рейтинги самых влиятельных видеоигр в истории, и ее высокие места в этих чартах вполне оправданны. В Elite были реализованы многие находки, которые в наше время стали стандартом: чего стоит один только открытый мир (на дворе, напоминаем, середина 80-х), где окончание сюжета вовсе не означало завершения собственно игры. Легенда не могла обойтись без легендарного количества подражаний и ремейков, о которых можно написать целую книгу. Без влияния Elite не обошелся ни один выпущенный за последние 20 лет космический симулятор, в чем их разработчики охотно признаются.
Официальные продолжения Elite по понятным причинам были далеко не так успешны, как первая игра серии, — Америка уже была открыта. Многочисленные поклонники оригинала не смирились с изменениями игровой механики, да и качество второй и третьей Elite оставляло желать лучшего. Но правообладатели не давали фанатам развернуться, и любительские версии «Элиты» — вроде Elite: The New Kind — запрещались к распространению. Эта участь не постигла лишь Oolite — единственный из ныне здравствующих продолжателей дела оригинальной игры.
Жиль Уильямс, автор Oolite, впервые представил ее для MacOS X в 2004-м и продолжал разработку вплоть до 2007 года. Затем проект был перевыпущен под свободной лицензией GPL, и сообщество подхватило наработки Уильямса: последняя тестовая версия Oolite появилась совсем недавно, в июне нынешнего года. Но причина успеха проекта не только в открытых исходных кодах. Oolite разрабатывалась с прицелом на полное разделение движка игры и ее ресурсов, что позволяет свободно подключать к ней модификации, которые получили название Oolite eXpansion Packs (OXP). За последние годы было создано огромное количество таких модов, которые добавляют в игру разнообразные элементы, начиная от новых сюжетов и миссий до моделей кораблей и станций. Потенциал, заложенный в формат OXP, до сих пор используется далеко не полностью, и можно с уверенностью говорить о том, что проект ждет любопытное будущее.
Open Mortal
Жанр: Файтинг
Оригинальная игра: Mortal Kombat
Разработчик: Open Mortal Team
Непросто встретить хоть сколько-нибудь знакомого с миром видеоигр человека, который не слышал бы о файтингах Mortal Kombat. Именно кровавые фаталити из Mortal Kombat послужили причиной образования рейтинговой организации ESRB и положили начало борьбе с насилием в воображаемых мирах.
Один из известных ремейков Mortal Kombat — венгерский проект Open Mortal , также известный под названием Mortal Szombat (в переводе с венгерского — Смертельная Суббота). Как и в самом первом Mortal Kombat, здесь используются запечатленные в движении живые актеры вместо рисованных спрайтов. В качестве персонажей использовались фотографии самых обычных людей. В самом начале, вероятно, бойцами стали сами авторы, а затем в игру добавляли добровольцев, которые сумели удачно заснять свои движения на камеру. Выглядит все это, мягко говоря, дико: среди персонажей есть десантник в синем берете, самурай по имени Папатсука Маматсуба и медведеподобный волосатый гик в шортах. Странного вида молодые люди и девушки в бикини избивают друг друга спортивным инвентарем, а за ними красуются нелепые фоны Нью-Йорка в лунную ночь или космоса с ядовитого цвета туманностями — и снова с луной, правда, уже зеленого цвета.
Говорят, при должной усидчивости можно добавить в Open Mortal и самого себя. Исходники игры открыты, и все желающие могут продолжить разработку — впрочем, сделать проект еще веселее мало кому будет под силу.
Portwall
Жанр: Пазл
Оригинальная игра: Portal
Разработчик: X-0ut
Выпущенная Valve Software в 2007 году Portal проследовала в разряд классики по зеленому коридору — игру полюбили все и сразу. Поэтому неудивительно, что Portal вдохновила одинокого разработчика, скрывающегося под ником X-0ut , на создание Чего-то Подобного. И ему понадобилось не так много времени, чтобы произвести на свет Portwall — игру на ту же тематику, но значительно более условную.
В самом деле, Portal — это аркада про гравитацию и ускорение, про белые стены, про полеты в пространстве. X-0ut решил по-роденовски отсечь лишнее. В Portwall нет GLaDOS, нет пулеметов, и даже больше — игрок сиротливо ходит с крестиком прицела вместо блестящей белой портальной пушки.
Подход X-0ut спорен: Portal все-таки не был бы собой без главной героини с загадочным прошлым, без специфического мрачного юмора, без неожиданного перехода из стерильных комнат для испытаний в какие-то технические помещения с ржавыми трубами. Сложно что-то возразить игре, в которой твой лучший друг — это откалиброванный по весу куб с розовым сердечком.
Конечно, дедушка Portal (напомним, игра Narbacular Drop ) тоже не отличался какими-то особенными изысками, но механика там была как-то поразнообразнее. Ну а Portwall можно считать прилежно выполненным упражнением на тему перемещений в пространстве, но, чтобы называться полноценным интерактивным приключением, этой игре не хватает очень многого. Как минимум — торта.
Lost Snowmen
Жанр: Пазл/аркада
Оригинальная игра: The Lost Vikings
Разработчики: Виталий Сидоров, Михаил Елисафенко
В 1992 году три простых советских викинга — Эрик Быстрый, Олаф Крепкий и Балеог Свирепый — пережили классическое похищение неопознанным летающим объектом, пробежались кратким курсом истории по различным временным эпохам и, отправив в открытый космос главного злодея, вернулись в натопленные скандинавские хаты.
К решению предлагаемых The Lost Vikings ситуаций нужно было подходить с тройной логикой. Раз: прыгаем Эриком и жмем на кнопку у потолка. Два: пол под Олафом уходит в сторону, но падение с большой высоты ему не страшно — мягко спланировать на землю поможет огромный щит. Три: дождавшись толстячка Олафа, слово берет Балеог — он расстреливает врагов из лука под прикрытием спасительного щита-парашюта. На протяжении всех 38 уровней «взаимовыручка» не просто слово, а краеугольный элемент геймплея.
Два года назад наследие «Викингов» было переосмыслено в российской игре Lost Snowmen. Похождения трех снеговиков полностью инспирированы оригиналом, неплохо воспроизводят стилистику первоисточника, вот только на дискету уже не влезают. И вновь обязанности героев четко разделены: только один из снежных товарищей по имени Йо-йо способен прыгать и маскироваться под сугроб, только Лорд Фьюз — метать бомбы и передвигаться ползком, только увесистый Хилл умеет оборачиваться непробиваемой ледяной глыбой. Миссий на этот раз 36, сюжетная линия проходит сквозь ледяные просторы, джунгли и лабиринты египетских пирамид. Помимо этого есть встроенные мини-игры и таблица скоростных рекордов.
Создатель «Викингов» — компания Silicon & Synapse, Inc. — не кто иная, как Blizzard в своем эмбриональном виде. Так что если проводить своеобразные параллели, то у разработчиков Lost Snowmen, Виталия Сидорова и Михаила Елисафенко, может быть большое будущее.