Mafia 2
Объяснять, почему Mafia — одна из величайших видеоигр в истории, неблагодарное дело. Не потому, что это сложно, просто объяснять, кажется, и нечего. Не сработает даже наша дежурная присказка «если вы ни разу в жизни не видели игр».
Человеку, далекому от индустрии, сложно будет объяснить, чем хорош, например, StarCraft 2 , но Mafia говорит со своей аудиторией на универсальном языке и обращается к общеизвестным источникам. Кроме того, как это обычно и случается с гениальными проектами, в этой игре по-чеховски удачно сложилось все — механика, постановка, персонажи, дизайн, музыка… Вряд ли в 2002 году люди из провинциальной чешской студии всерьез собирались сделать интерактивный аналог «Крестного отца». Но именно это у них и получилось.
Лучшим свидетельством их успеха для автора этой статьи является следующая сцена: когда мы в редакции проходили Mafia 2 , в один прекрасный момент кого-то угораздило включить случайный радиоприемник на не менее случайной кухне. Сочно хрустнув, динамик начал наигрывать тему из первой «Мафии»… в этот момент все присутствующие как-то вздрогнули. «Неужели прошло восемь лет?» — пронеслось в голове. Подозреваю, что все остальные в ту секунду подумали примерно о том же.
Тихий дон
Гораздо интереснее другое — почему, при всей очевидности формулы успеха, за все эти годы никто так и не смог сделать чего-то подобного? Была видеоигра по мотивам Scarface , было две неудачных попытки игроизации творчества Марио Пьюзо, но они оказывались в лучшем случае посредственными экшенами и любительскими GTA-клонами. Все формальные условия вроде бы были выполнены — сеттинг, механика, музыкальный стиль, а сверху — еще и дорогущие кинолицензии…
Но одного лишь соблюдения формальностей, конечно, было мало. Illusion Softworks (сегодня — 2K Czech ) решали задачу куда более высокого уровня: они старались погрузить игрока как можно более глубоко в придуманный ими мир. С садистской целеустремленностью они заставляли нас проживать все события, которые происходили с главным героем.
Если по сюжету Томми Анджело — таксист, то это означало, что первый уровень мы проведем за рулем кэба, мрачно размышляя о том, что честным трудом во времена Великой депрессии на жизнь не заработаешь. Если нужно было грузить в машину ящики с контрабандой, то нам не показывали ролик, а заставляли на собственном горбу заталкивать груз в кузов. И если в какой-то момент предполагалось, что Томми садится за руль спортивного автомобиля и переквалифицируется в гонщика, — то действие следующего уровня переносилось на трек, где нужно было кровь из носу прийти первым к финишу.
И никого не волновало, что игра вообще-то посвящена мафиозным разборкам, а управлять винтажными автомобилями в сто раз сложнее, чем любым тарантасом из GTA. Босс сказал — нужно выиграть гонку, так что, Томми, заводи мотор и не вякай. Не то медный таз, цемент, тихая, но глубокая заводь и — bella ciao!
С таким подходом можно было не волноваться за то, что сюжет на 90 процентов состоит из штампов, а на 10 — из благоглупостей и отсебятины чешских провинциалов. Illusion Softworks превращали каждую банальную сцену в личный опыт, и от этого она мигом переставала казаться банальной.
Дон, милый дон
Mafia 2 работает по тем же самым принципам. Впрочем, сюжет в этот раз стал сложнее и интереснее. Вы наверняка уже в курсе того, как начинается эта история: статный юноша Вито Скалетта возвращается с войны в месячный отпуск. Прямо на вокзале его берет под локоть лучший друг, Джо Барбаро, с которым они в допризывные времена воровали телевизоры, и намекает, что за последние годы познакомился с «нужными людьми», поэтому теперь Вито необязательно возвращаться в армию, стоит только разобраться с парой бумажек. Зато тут, в Эмпайр-Бэй, для него найдется отличная работенка…
Во второй части сценаристы оставили наивные попытки изобразить гангстерскую сагу. Их история куда проще и вместе с тем — реалистичнее. Здесь не будет традиционной ах-я-так-тебе-доверял-битвы с лучшим другом-предателем, не будет даже любовной истории. Вито и Джо — два искренних лоботряса, которые с детства не хотели работать, но хотели зарабатывать. Учитывая итальянское происхождение, лучшее место для них — одна из трех мафиозных семей города.
И пацаны начинают идти к успеху. Времени у них не так уж много — хотя первую и последнюю миссии разделяет временной промежуток в шесть лет, пять с половиной из них Вито проводит за решеткой (простите, без этого спойлера у нас никак не получится обойтись). Пара недель до ареста, несколько месяцев после — разумеется, за это время они не успеют стать ни донами, ни консильери, ни даже капо. Зато этого вполне достаточно, чтобы попасть в семью, почувствовать на себе все прелести необлагаемых налогами доходов, нажить массу врагов и попасть в такие неприятности, из которых будет всего два выхода, один из которых ведет — снова — к тазику с цементом и тихой заводи.
Разумеется, в деталях все оказывается сложнее: к середине игры у обоих героев появляется масса поводов рыдать в подушку по ночам, а любой ролик к этому времени превратится в калейдоскоп из итальянских фамилий, в которых с непривычки можно запутаться: Аудиторе (чтобы избежать дальнейших спойлеров, все фамилии изменены) торгуют наркотиками, хотя в Организации на это наложен строгий запрет. Челентано знают об их делах, поэтому скоро может начаться война, и неизвестно еще, к кому примкнет семья Чиполлино…
Честно говоря, если в какой-то момент вы не уследите за этой подковерной борьбой — ничего страшного. Главное в Mafia 2 — это то, как развиваются два главных героя на протяжении своей короткой, но насыщенной криминальной биографии. В самом начале от нас требуются сущие мелочи: поколотить пару упрямых портовых рабочих, выкрасть какие-то бумажки из сейфа государственной конторы… Потом — первое заказное убийство, арест, суд, драка с гомосеками в тюремной душевой, протекция криминального авторитета, досрочное освобождение, бордели, ворованные сигареты, томиганы… Джо и Вито сами не успевают заметить, как погоня за легкими денежками превращается в опасную и очень трудную работу. А к тому времени, когда они это поймут, будет уже поздно.
Один из самых показательных эпизодов в сценарии — это день выхода Вито из тюрьмы: прошло шесть лет, на дворе пятидесятые, вместо зимы — лето, военно-патриотические билборды на улицах исчезли, по улицам ездят совсем другие машины, а по радио звучит модный рок-н-ролл. Разработчики и раньше показывали эпизоды из разных половин игры, поэтому мы уже видели оба облика Эмпайр-Бэй, но именно после мучительно долгого эпизода с тюрьмой, оказавшись на свободе, мы вместе с Вито понимаем, что мимо нас прошло целых шесть лет и что мир изменился навсегда.
Призрак дона на холме
Хотя принято считать, что Mafia — это клон GTA, вторая часть решительно опровергает это утверждение. Необязательных заданий здесь практически нет, а те, что есть, вам никто навязывать не будет — к примеру, о том, что в игре можно грабить магазины, автор этого текста узнал только в предпоследней миссии.
Еще можно вопреки приказам босса («хватай ствол и немедленно приезжай ко мне!» — этой фразой тут начинается половина из пятнадцати игровых глав) поехать в автомастерскую, перекрасить любимый седан в цвет спелого яблока, а потом — отправиться по магазинам покупать новые шляпки. Вот только всем этим не хочется заниматься: каждый эпизод в игре — это отдельная и предельно насыщенная история, разбавлять которую пошлыми автопрогулками просто глупо. С точки зрения структуры Mafia 2 больше похожа на традиционные экшены: у каждой миссии есть строго определенное время суток и погодные условия, которые не изменятся, если только это не будет угодно сценаристам.
По сути, все самое важное и интересное в игре случается в рамках того маршрута, по которому, согласно замыслу разработчиков, должен двигаться игрок. Открытый город не более чем огромных размеров декорация: там, конечно, ездят машины, орут газетчики, скрипят тряпками чистильщики сапог, но настоящей жизни в Эмпайр-Бэй нет. Прохожих не то чтобы много, их лица часто повторяются, и лучшее, на что они способны, — это картинно прижиматься к стене, чтобы не попасть под ваш автомобиль, и неуклюже поскальзываться на льду во время зимних уровней.
Зато что творится на миссиях! Еще один секрет успеха Mafia заключается в том, что здесь все время что-то происходит. Спускаясь по лестнице своего дома, вы можете обнаружить полицейских, которые ломятся в чью-то дверь этажом ниже. В следующий раз там может оказаться курящая домохозяйка. Или мертвецки пьяный мужичишка в пельменеобразной кепке. В квартирах, мимо которых вы проходите, слышатся чьи-то трагические вздохи… и это еще до того, как вы выйдете из подъезда и сядете в машину!
Тысячи тысяч мелких деталей превращают топорную историю про двух недалеких бандитов в одну из самых кинематографичных игр современности. Даже стол третьесортного клерка, который появляется на экране ровно на полторы секунды, ни за что не будет пустым — на нем обязательно будут лежать какие-то бумаги или стоять стакан с недопитым кофе. Или вентилятор. А на пустынной парковке вам обязательно встретится какой-нибудь сумасшедший бомж, самозабвенно несущий ахинею.
И снова — авторы хотят, чтобы вы погрузились в этот мирок как можно глубже. Хотя каждая миссия, как правило, в итоге сводится к элементарной перестрелке с укрытиями, этому почти всегда предшествует долгая история, в каждой из которых вы будете участвовать лично. Если сказано, что Вито воевал на Сицилии, то это значит, что первая миссия начнется с операции по свержению режима Муссолини. Если Джо и Вито разгружают грузовик с сигаретами — это значит, что вы нажатием кнопки должны бросать Джо из кузова блоки с куревом. Если надзиратель в тюрьме заставляет драить писсуары, хватайте тряпку — и чтоб блестело. Ну а если Вито по каким-то своим надобностям понадобится пробраться через канализацию — в определенный момент с потолка на него польется что-то зловонное (камера при этом расположена так, словно это что-то льется лично вам в лицо). Будьте уверены, костюм потом останется грязным до конца миссии, а прохожие будут отпускать в вашу сторону едкие комментарии, чтобы вы не забывали, какой же вы вонючий.
Маниакальное внимание к деталям порой заменяет геймдизайнерам 2K Czech фантазию — пускай в игре много одинаковых перестрелок, зато как они обставлены! Всегда в уникальных декорациях, всегда с чем-нибудь разрушаемым: если надо расстрелять в щепки чей-то бар, то будьте уверены — он разлетится именно что в щепки. Ну а если перестрелка происходит, скажем, внутри бара, то там точно будет много хрупких стеклянных предметов.
Все эти мелкие детали, необязательные встречи и случайные эпизоды складываются в очень, очень реалистичную картину. Играть в Mafia 2 — это все равно что смотреть хороший фильм, режиссер которого точно знает, куда вы посмотрите в следующую минуту, и ни на секунду не дает усомниться в реальности происходящего. Разница в том, что игрок лично задействован в каждом узловом событии процесса, и это, как и восемь лет назад, извиняет любые клише и нелепицы, которые могут сорваться с языка героев.
Проклятый старый дон
Про новшества в механике мы уже подробно рассказали в предыдущем номере, но на всякий случай напомним основные моменты. Итак, в перестрелках появилась простая, но функциональная система укрытий. Противники ею тоже радостно пользуются, причем, что радует, они обучены высовываться из укрытий несколькими способами. Стрелять стало удобнее, но никто не говорит, что будет легко: здоровье восстанавливается, но медленно, а умирают герои через полторы пули.
Ездить по городу стало проще — полиция больше не штрафует за проезд на красный свет, да и превышение скорости иногда сходит нам с рук. Зато за теми, кто пытается скрыться с места ДТП, стражи порядка охотятся регулярно. Кроме того, теперь они запоминают раздельно ваши внешние приметы и номер автомобиля, так что, даже если вы угрохаете кучу денег в автомастерской, вас все равно может распознать на перекрестке рядовой полисмен.
Вообще, по ощущениям, Mafia вроде бы стала куда более современной и дружелюбной, но хардкорное прошлое то и дело дает о себе знать — особенно если включить реалистичную физику поведения машин на дорогах. Любая неосторожность, любой самонадеянный шаг («да их там в комнате всего двое осталось, щас я их!») почти наверняка заканчивается провалом миссии, и это раздражает так же сильно, как в 2002 году. Однажды нас сначала заставили проехать через весь центр города, пристроиться там в хвост за машиной одного мафиозного босса, уехать следом за ним на выселки, прокрасться на территорию охраняемого объекта… после чего (а прошло минут двадцать) нас вульгарно облаяла сторожевая собака, засчитали провал, и миссию пришлось проходить с нуля.
Но самое обидное в Mafia 2 — это когда безупречный образ криминального мегаполиса дает трещину, причем в самых неожиданных местах. Почему-то в виртуальном мире, где в дешевых клоповниках не бывает двух одинаковых этажей, все заправщики — на одно лицо. Белокурая девушка-продавщица из магазина одежды воркует с премилым французским акцентом, но вот незадача: бутиков в городе много, а девушка и акцент — одни на всех. Наконец, восхитительные мелодии на радио слишком уж быстро начинают повторяться: учитывая, что радиостанций всего три, и вспоминая, как с этим обстоят дела в той же GTA, — довольно-таки слабый результат.
* * *
В Mafia 2 нет того размаха, за которым гонятся создатели игр-конкурентов. Но ее покупают не за этим. В мире этой игры хочется жить, причем слово «жить» здесь следует понимать не в том смысле, который обычно вкладывают в него игры типа Gothic или Oblivion. Здесь не задержишься надолго, зато те несколько дней, которые мы проводим вместе с Вито и Джо, стоят многих месяцев блужданий по фэнтезийным лесам и охоты на эльфов восьмидесятого уровня. Здесь не получится мирно существовать, здесь предлагают прожить целую жизнь — насыщенную, бурную, порой трагически-кровавую, но неизменно интересную. И когда она подойдет к финалу (а заканчивается Mafia 2 отнюдь не выстрелом и даже не пафосным монологом), вы еще долго будете сидеть перед экраном. А потом поймете: ради таких игр восемь лет ожидания — не срок.
ПЕРЕВОД: Локализация от «1С-СофтКлаб» получилась, скажем так, неровной. Большинство актеров (даже Борис Репетур, который обычно озвучивает всех подряд) идеально соответствуют своим ролям, но некоторые — в особенности главные герои — иногда почему-то срываются, начинают говорить какими-то не своими голосами и путают интонации. Кроме того, речь диджеев на радио почему-то не переведена, поэтому если вы не знаете английского, то сенсационная новость о том, что курение может нанести вред здоровью, пройдет мимо вас.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 9
Графика: 9
Звук и музыка: 10
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Даже восемь лет спустя Mafia по-прежнему может схватить игрока за вихры и затащить в свой маленький, но очень детализированный мир, в котором дорого одетые мужчины пьют виски, возят трупы в багажниках, ходят к проституткам и слушают джаз.
Рейтинг «Мании»: 9,5
«Великолепно»
Оценка локализации: 2/3