23 августа 2010
Обновлено 17.05.2023

StarCraft 2: Wings of Liberty

StarCraft 2: Wings of Liberty - изображение обложка

Фансайты тикали, словно бомбы. Сотни тысяч адептов жанра приняли низкую стойку в направлении магазинов. Весь играющий мир сковал спазм томительного ожидания. 27-го 07-го 2010-го. В этот день вышел StarCraft 2: Wings of Liberty. Главный PC-эксклюзив года, главная RTS десятилетия, а для кого-то (привет, наш каждый пятый читатель!) — просто главная игра в жизни.

С точки зрения психологии самое интересное происходило именно тогда — в последние сутки перед релизом и в первые часы после него. Ведь предвкушение праздника нередко бывает приятнее, чем сам праздник. Тем более если учесть, как часто ожидания от геймплея уступают реальному игровому опыту. Как редко девелоперы не привирают в анонсах. Насколько малодушны попытки украсить официальные скриншоты гламурной постобработкой. Разочаровываться приходится сплошь и рядом. Но только не в этот раз.

StarCraft умер. Да здравствует StarCraft!

Blizzard начинает нагнетать пафос еще до начала собственно игры, во время инсталляции. Холодный женский голос и драматически смонтированные арт-слайды ведут нас краткой экскурсией по сюжету оригинального SC и SC: Brood War, в то время как файлы клиента медленно ложатся на жесткий диск. К моменту знакового щелчка по иконке вы уже десять минут как в игре. Следующие двадцать уходят на то, чтобы бегло вспомнить знакомую механику. Вот Command Center, вот пачка SCV, вокруг минералы и два веспеновых источника. Что с ними делать, мы знаем уже очень давно.

Первое знакомство со StarCraft 2 похоже на встречу со старой подругой после того, как она прошла полный курс спа-процедур. Похорошевшая в разы, внутри игра не изменилась. Она не стесняется цитировать геймплей двенадцатилетней, между прочим, давности. Все здесь работает на то, чтобы игрок вспомнил 1998 год нашей эры. Тут и знакомые горячие клавиши, и линии интерфейса, и даже меню, которое внутри миссий по-прежнему приходится вызывать нажатием клавиши F10, а не Esc, как у всех остальных.

В сиквеле Blizzard занимаются злонамеренным самокопированием. Wings of Liberty — это классическая, азбучная стратегия в реальном времени, которая будет понятна любому человеку, который видел хотя бы одну игру жанра. Рабочие складируют ресурсы на базе, из казарм со строевыми песнями выходит пехота и по правому клику мыши отправляется в горнило боя. На заводах строят танки. Бункеры помогают защитить подходы к базе. Фермы обеспечивают возможность прироста населения. И так далее. Продолжать, пожалуй, не стоит — вы и так все это прекрасно знаете.

«Один» в поле воин

Обычно у нас за такое принято бить мокрой тряпкой по лицу, но, повторимся, StarCraft 2 — особый случай. Если симфонию Моцарта играет лично Моцарт — ее можно слушать с искренним удовольствием и во второй, и в третий раз. Тем более что очень быстро выясняется: из первой части переехали только общие основы механики, пытаться переизобрести которые было бы просто глупо.

Из всем знакомых блоков Blizzard собрали совершенно новую историю, главная достопримечательность которой — исключительно талантливые миссии. Накал страстей, который творится в одиночных заданиях StarCraft 2, вызывает ассоциации не с коллегами по жанру, а с лучшими экшенами и шутерами вроде Gears of War и Modern Warfare. Разработчики почти никогда не дают игроку возможности спокойно отстроиться и задавить противников числом: условия прохождения переворачиваются с ног на голову и обратно по нескольку раз за миссию.

Лучший пример — эпизод под названием «Большое ограбление поезда», в которой людям Рейнора нужно взорвать восемь бронепоездов Доминиона. Первые два состава они пускают под откос играючи, а вот потом начинается кромешный ад. Сначала поезда обзаводятся охраной. Затем по периметру путей появляются бункеры. Потом поезда начинают двигаться в полтора раза быстрее. Ну а к середине действа всю местность начинает патрулировать отряд бронированных архаровцев, с которыми лучше не связываться — себе дороже.

Другой пример — уровень «Песочница дьявола», где мы высаживаемся на вулканическую планету, низины которой каждые пять минут заполняются лавой. Проблема в том, что только в низинах находятся месторождения кристаллов, которых нужно добыть восемь тысяч. Из-за этого приходится все время приглядывать за рабочими и регулярно эвакуировать их на безопасные платформы. И это не считая постоянных набегов зергов.

Нечто подобное происходит практически в каждой миссии. Но приз зрительских симпатий, судя по всему, получает небольшая субкампания за протоссов (поданная как бы в прошедшем времени, через кристалл воспоминаний Зератула) и миссия «Звезда экрана», где вам предстоит разрушить чуть ли не полгорода в теле гигантского робота по имени «Один».

Счастье для всех

В Blizzard, безусловно, работают отличные геймдизайнеры, но не менее эффективно у них получается давить массой. Несмотря на то что Wings of Liberty — это всего лишь треть от всего StarCraft 2, контента в этой игре столько, что хватило бы на десяток стратегий классом поменьше.

На прохождение всех двадцати шести миссий запросто может уйти больше двадцати часов. Однако даже без учета мультиплеера это число можно смело умножать на два — за один заход увидеть все точно не получится. Взять хотя бы систему исследований: выполняя дополнительные задания на картах, мы получаем специальные очки, которые символизируют наш прогресс в изучении зергов и протоссов. Как только их набирается определенное количество — игра предлагает разблокировать одно из двух улучшений.

Например, можно приобрести специальный апгрейд для командного центра, который превращает его в тяжеловооруженную планетарную крепость. Альтернатива — садистская огнеметная турель, способная превратить толпу зергов средней величины в груду дымящейся плоти. Также в программе — пантеры-роботы и специальный агрегат, позволяющий контролировать зергов. Таким образом, на протяжении всей кампании вы собираете свой собственный сет из улучшений и получаете отличный стимул пройти игру еще раз — с другим набором бонусов тактика прохождения может радикально измениться.

Финальный довод в пользу реиграбельности Wings of Liberty — сюжет. Не раз и не два на протяжении кампании вам предложат сделать выбор и поддержать одну из противоборствующих сторон. Ваше решение влияет на расклад сил на поле боя, на награду и почти всегда — на состав команды Рейнора: не исключено, что после оглушительной победы с кем-то из сюжетных персонажей придется проститься навсегда.

Цирк уехал

А вот что касается самого сюжета, то тут все непросто. Главная новость — изменилась форма подачи. Разработчики отказались от театра говорящих голов из первой части и заменили его размеренной мхатовской постановкой с почтительными паузами между репликами. В Blizzard очень хотят донести до нас каждую изреченную персонажами мысль, для чего даже придумали специальный ачивмент за полное прослушивание всех сюжетных диалогов.

Стоит ли за этим гнаться — честно говоря, большой вопрос. Декорации флагманского крейсера «Гиперион», на котором происходят все сюжетно значимые события, часто заслоняют собой действие на авансцене. В Wings of Liberty нам вроде бы говорят о необходимости поиска каких-то древних протосских артефактов; о том, что Рейнор неспроста пьет горькую, что Королева Клинков Сара Кэрриган должна обязательно выжить. Что, в конце концов, грядет апокалипсис. А в памяти почему-то оседают только мелкие житейские детали: огромный робот «Викинг» в ангаре, смешные перебранки ведущего новостей Донни Вермиллиона с корреспондентом Кейт Локвелл, винтажный музыкальный автомат под потолком и распутная девица, изображенная на плече скафандра Тайкуса Финдли.

Возможно, так происходит потому, что дизайнеры в Blizzard работают лучше, чем сценаристы. Герои вроде бы обсуждают важнейшие вещи, делятся сокровенными тайнами и страхами, но используют для этого настолько ненатуральные реплики, что за них даже становится как-то неудобно. Персонажи то и дело вставляют неуместные замечания, со сложными лицами зачитывают фразы, подсмотренные в очередной «боевой фантастике»… Эффект получается престранный: «Гиперион» и его обитатели выглядят очень круто и дорого, но наблюдать за ними совершенно неинтересно.

К тому же «Гиперион» как будто стоит на месте: в игре практически нет роликов о перемещениях флота от планеты к планете. Создается неловкое впечатление, что корабль — это центр вселенной, а весь космос, как в докоперниковские времена, движется вокруг него.

* * *

При желании придраться к StarCraft 2 довольно легко: диалоги надуманны, сюжет лоснится от пафоса, а графика, если не считать фирменных спецэффектов вроде «миллион зергов сжирает все живое на карте», отстает от конкурентов. Но попробуйте, пожалуйста, объяснить все это миллионам восторженных корейцев, многим из которых StarCraft успешно заменяет личную жизнь. Рискните покритиковать Wings of Liberty перед лицом нескольких сотен людей, которые толкались в ужасной давке на мероприятии, посвященном старту продаж игры в России. Попробуйте, наконец, убедить в несостоятельности этой игры сотрудников нашей редакции, которые в полном составе ушли в StarCraft 2 с головой на несколько дней…

StarCraft 2 — это игра, без шуток, эпических масштабов, и у ее авторов найдется что предложить практически любой категории игроков. Даже тем, кто не любит стратегии. Даже тем, кто не жалует фантастику. В Wings of Liberty будут играть все. При свете дня и во мраке ночи, вместо уроков, пар, еды, сна, секса, наркотиков и рок-н-ролла. В болезни и в здравии, пока выход следующей кампании — за зергов — не разлучит нас.

ПЕРЕВОД: Локализация от « 1С-СофтКлаб » точно войдет в историю как самая подробная и глубокая в РФ по игре AAA-класса. В русской версии Wings of Liberty ничто не выдает ее заокеанского происхождения. Кириллица, словно зерговский крип, проникла везде — вплоть до галогеновых вывесок на зданиях и бейджей персонажей. Качество перевода — на высоком уровне. Актеры, конечно, иногда фальшивят, но в целом русскоязычное издание StarCraft 2 можно брать, не опасаясь за собственное душевное здоровье. Тем более что выбора все равно нет — английская версия в комплект не входит.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 10

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 10

Дождались? Пожалуй, главная стратегия этого года и лучший довод в пользу РС как игровой платформы. StarCraft 2 не открывает новых горизонтов в том, что касается механики, но это самая дорогая, самая зрелищная, самая масштабная RTS как минимум в масштабах пятилетки.

Рейтинг «Мании»: 9,5

«Великолепно»

Оценка локализации: 3/3

[[BREAK]] Раш на раш не приходится

Два слова о том, что происходит в мультиплеере StarCraft 2.

Выход StarCraft 2 для киберспортсменов сродни появлению новых шахмат: нужно заново учиться, как ходят фигуры, и выдумывать тактики с нуля. Несмотря на шлифовку бета-тестом, нынешнюю картину мультиплеера WoL можно назвать угловатой. На третью неделю после релиза игрокам-терранам доставались 59% побед в Battle.net. Все из-за быстро найденной связки «морпехи — мародеры — медики», способной уже на 7-10-й минуте ультимативным табуном вбежать на позиции оппонента. Впрочем, до этих минут может и не дойти. В SC2 уже появились свои «детские маты», такие как атаки зерга через нидус-канал или телепортация юнитов в тыл через ловко запрятанный пилон протоссов.

Единственное спасение от подобных тактик-насмешек — постоянная разведка. Разборки зергов и терран бывают весьма интересны, но в настоящий момент, по мнению многих, гиблинги вносят в игру долю несбалансированности. А все из-за возможности уже на первых минутах схватки взорвать к чертям всю оборону противника на рампе. В открывшийся проход молниеносно устремляются зерлинги и довершают дело маленькой кровавой баней.

Играя против протосса, необходимо постоянно контролировать воздух. Излучатели пустоты строятся слишком рано, чтобы отбить атаку малой кровью. Если не хотите участвовать в акции «тайд и кипячение» — советуем не жалеть ресурсов на защитные башни. Будучи зергом, любым способом не давайте протоссу развиваться, а играя землянами, давите его пехотой. Бронированные мародеры с замедляющими патронами при поддержке EMP-волны призраков, которые лишают протоссов изначальных защитных полей, способны решить дело за минуту.

Право на лево

Весной этого года Blizzard объявила, что в некоторых странах, в том числе и в России, StarCraft 2 будет распространяться по подписке. Согласно официальной информации, «CD-упаковка, в стоимость которой входит право играть в StarCraft 2 в течение 120 дней, будет продаваться по цене 499 руб., а DVD-упаковку с годовой подпиской можно будет приобрести за 999 руб. Кроме того, электронную версию игры можно загрузить с официального сайта игровой службы Battle.net. В этом случае предлагается два варианта оплаты игрового времени: в течение 120 дней — 499 руб., неограниченный срок — 1799 руб.»

Читатели неоднократно спрашивали, что думает редакция «Игромании» об этой ситуации. Однако, поскольку у сотрудников журнала не нашлось для этого цензурных слов, мы обратились за комментарием к Дмитрию Цвиркунову, управляющему партнеру юридической компании Legis Virtus.

От автора. Настоящая врезка носит характер правовой позиции, и любые нижеследующие выводы в силу объективных причин являются лишь обоснованными предположениями и не могут быть использованы для каких-либо претензий к автору данной врезки. Данная правовая позиция может не разделяться моими коллегами и судебными органами. И небольшая рекомендация: проверка данной правовой позиции на практике в суде может закончиться в том числе отзывом всей партии дисков, так что во избежание священных войн и преследований фанатами — оставим теорию теории.

Редакцией журнала передо мной был поставлен вопрос о правомерности модели распространения игры StarCraft 2: Wings of Liberty (далее — Игра) на территории Российской Федерации.

Для этого были проанализированы Лицензионное соглашение с конечным пользователем StarCraft 2: Wings of Liberty (далее — EULA), Соглашение об условиях использования Battle.net (далее — Соглашение) и условия приобретения физической и электронной копий Игры.

О модели распространения

Необходимо выяснить и оговорить два ключевых момента: платность клиента Игры, устанавливаемой на ваш компьютер, и платность доступа к серверам Battle.net.

Тезис №1: сам клиент Игры является платным в рамках условий распространения. Это подтверждается механикой приобретения физического носителя с Игрой (CD- и DVD-диски) и невозможностью получить загружаемую электронную копию с игрой до момента оплаты.

Тезис №2: для российских пользователей доступ к серверам Battle.net также является платным, что прямо установлено моделью распространения Игры в РФ. При этом подчеркну невозможность использования клиента Игры в отрыве от доступа к серверам Battle.net.

Тезис №3: доступ к серверам Battle.net является дополнительной услугой. Тезис проистекает из положений пункта 2 раздела 7 Соглашения, который указывает, что « у вас есть право в любой момент прекратить пользование данной Услугой путем прекращения любого использования ее сервисом за исключением приобретенных на Услуге продуктов. Вы можете в любое время удалить зарегистрированную на вас Учетную запись… ». Следовательно, Соглашение прямо разделяет предоставление доступа к серверам Battle.net и использование скачиваемых клиентов Игр.

Оговорка к тезису №3: Соглашение предусматривает приоритет EULA, однако потребитель вправе настаивать на применении наиболее благоприятных для него толкований и норм договора.

Отсюда вывод: приобретение клиента Игры обусловлено обязательным приобретением доступа к серверам Battle.net.

Это является прямым нарушением пункта 2 статьи 16 закона РФ «О защите прав потребителей», который прямо запрещает « обусловливать приобретение одних товаров (в данном случае клиент Игры) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (в данном случае доступ к серверам Battle.net) ».

Далее, пункт 3 той же статьи гласит, что « продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы » .

О EULA

К сожалению, объем данной врезки не позволяет показать все юридические прелести EULA к Игре, так что я остановлюсь на самом гротескном и забавном.

Пункт «а» раздела 3 EULA, посвященный редактору карт, предлагает вам признать и согласиться с тем, что все карты, уровни или иной контент, созданный или видоизмененный посредством редактора карт, остаются и будут оставаться в исключительной и неограниченной собственности компании Blizzard.

Не соглашайтесь. Это вам позволяют сделать статьи 1260 и 1265 Гражданского кодекса РФ, так как, во-первых, созданные карты будут являться производным произведением. И во-вторых, отказ от права авторства и права автора на имя ничтожны (т.е. безосновательны). Передача же ваших исключительных прав на произведение по лицензионному договору требует заключения отдельного письменного договора, а принудить к отчуждению ваших исключительных прав на производное произведение невозможно.

Далее, один из самых интересных моментов. Раздел 8 EULA предлагает согласиться со следующим: « Во время работы Игра может проверять оперативную память вашего компьютера на наличие несанкционированных сторонних программ, работающих одновременно с Игрой… В случае если Игра обнаруживает несанкционированную стороннюю программу, она может (А) передать информацию компании Blizzard, включая, помимо всего прочего, название вашей учетной записи ».

Учитывая тот факт, что при создании учетной записи на сайте Battle.net вы должны предоставить информацию о своем имени, фамилии, месте жительства и, если вы приобрели электронную копию Игры, данные о вашем банковском счете, происходит, по сути, трансграничная передача персональных данных, что сулит массу проблем с Роскомнадзором.

К разделу 8 EULA добавляется раздел 11, позволяющий Компании Blizzard Entertainment и/или Blizzard обновлять Игру, включая ее клиентскую часть, установленную на компьютере пользователя, без его ведома. И вы в соответствии с данным разделом предоставляете компании Blizzard Entertainment и/или Blizzard разрешение осуществлять или устанавливать такие исправления, обновления и модификации.

Самым удивительным является то, что неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, является составом части 2 статьи 272 Уголовного кодекса РФ, предусматривающим лишение свободы до 5 лет для руководства компании и конкретных лиц, внесших указанные модификации.

Оговорюсь, что данный пример является лишь умозрительным и не предполагает каких-либо конкретных претензий к руководству компании Blizzard Entertainment и/или Blizzard.

Разброс мнений

Редакторы «Игромании» делятся своими впечатлениями от StarCraft 2.

Александр Кузьменко, издатель

Все, к чему прикасается компания Blizzard, превращается в золото — и StarCraft 2 прямое тому подтверждение. Может, это и не величайшая игра нашего времени, но это совершенно точно самая лучшая на земле игра своего жанра. Теперь понятно, над чем авторы работали все эти годы: за двенадцать лет со времени выхода первой части формула «терраны — протоссы — зерги» была сбалансирована до идеала, а знакомая уже не первый десяток лет RTS-механика с ее кликами и горячими кнопками оказалась доведена до совершенства.

StarCraft 2 — это платиновый эталон стратегии наших дней, игра, которая в одиночку прямо на наших глазах возрождает моду на целый жанр. Фирменный близзардовский мультиплеер, динамичная и неожиданно увлекательная сюжетная кампания, знакомый, узнаваемый дизайн — все главные элементы игры сделаны просто на отлично. Банальная мысль, но ради такого результата стоило ждать все эти годы.

Алексей Макаренков, главный редактор

Для меня однопользовательская кампания StarCraft 2: Wings of Liberty — это даже не совсем стратегия. Скорее экшен с элементами RTS. Здесь почти никогда не приходится долго и муторно отстраивать базу и собирать огромную армию — вместо этого всегда можно сосредоточится на поставленной задаче и постараться решить ее самым элегантным способом.

Да и сами задания мало напоминают классические RTS-миссии: ну какая же это стратегия, когда вас в одной миссии просят небольшой ударной группой уничтожить следующие по маршруту вражеские поезда, потом отправляют на огромном роботе разносить чуть ли не полпланеты, а еще через некоторое время в обличье Зератула посылают практически в одиночку выносить толпы врагов, используя спецспособности. Да еще между миссиями дают передышку: можно поговорить с персонажами, проапгрейдить базу и юниты, послушать новости… Если бы не задания с ущербной логикой и топорно срубленные персонажи, все было бы вообще идеально.

Георгий Курган, редактор игрового раздела

Признаюсь честно: играми Blizzard я переболел еще во времена Warcraft 3, поэтому Wings of Liberty я совершенно не ждал. Подумаешь, еще один StarCraft, снова этот похмельный Рейнор и зеленорожая Кэрриган, снова раш тараканами и маленькие транспортные корабли, в которые почему-то влезает четыре танка аналогичных размеров. На бумаге тот же Dawn of War, с его кровавыми разборками и космическими демонами, выглядел значительно привлекательнее.

Однако в Blizzard все-таки работают волшебные люди: они могут заставить играть в RTS человека, который на дух не выносит RTS, и это дорогого стоит. Каждая сюжетная миссия намертво врезается в память: зомби-хоррор в колониях, оборона караванов, грызня с протоссами за порталы — в каждом задании StarCraft 2 предстает в совершенно ином свете. Помнится, когда Blizzard объявили, что собираются разбить игру на три отдельные части, многие игроки просто-таки выли от недовольства. Сейчас стало понятно — если бы разработчики выпустили игру, в которой было бы три кампании, подобных Wings of Liberty, — все просто захлебнулись бы. От счастья.

Максим Еремеев, главный редактор сайта «Игромания.ру»

Люди, ругающие StarCraft 2, забывают, что ничего похожего не появлялось уже много лет. В последнее время RTS переживали постжанровый период: границы, заданные классическими стратегиями, размывались. А StarCraft 2 — вызывающе старомодная игра, все важные изменения в ней скрыты «под капотом» и относятся к области тонкой настройки механики.

И это прекрасно! За двенадцать лет мы уже успели подзабыть, что такое настоящая стратегия в реальном времени, какой мы впервые узнали ее во времена Dune 2 и Warcraft: внешне простая и ненапряжная, но в то же время предоставляющая свободу выбора тактических решений. Но самая важная особенность StarCraft 2, о которой я не устаю твердить с самого старта продаж, — это стремление развлечь игрока, постоянно подбрасывая необязательные задания. Практически любую миссию можно пройти как в лоб, выполнив основную задачу, так и с небольшими перерывами на сбор протосских артефактов, уничтожение бруталисков и спасение беженцев от инопланетного карательного флота. Оставив в неприкосновенности классическую формулу StarCraft, авторы продолжения сумели сделать игру более динамичной и увлекательной, заставляя вас двигаться и не давая закиснуть на базе, пока вы набираете армию для победного раша. И это только в одиночной кампании, а ведь есть еще и мультиплеер!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь