Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад
Во что играли 5 лет назад
Freedom Force vs The 3rd Reich
Дата выхода : 2005
Жанр : Супергеройский симулятор
Издатель/разработчик : Electronic Arts/Irrational Games
В вышедшей в 2002-м тактическо-ролевой игре Freedom Force реалистично отображался процесс происхождения отдельных супергероев и их объединения в элитную команду (наподобие Мстителей или Лиги Справедливости). FF на два года опередила X-Men Legends — и многие из изобретенных Irrational Games самодельных пародийных персонажей оказались ярче и интереснее героев издательств Marvel и DC. Для полноты картины FF не хватало только одного — сиквела, в котором полностью укомплектованная суперкоманда встретила бы достойного противника…
Сиквел состоялся три года спустя, и врагами наших суперменов оказались победившие во Второй мировой нацисты! Решение вполне в духе сенсационных сюжетов Серебряной эры американских комиксов — ну кто откажется посмотреть на то, как Суперколлайдер, Муравей и Алхимика крушат фашистские танки и сражаются с немецким сверхзлодеем Блицкригом?
К сожалению, заурядные военные миссии оказались не самым удачным полем для супергеройских подвигов. В игре, где основным оружием является вырванный из асфальта фонарный столб, не очень-то интересно взрывать бункеры и спасать военнопленных. С большинством заданий Freedom Force vs The 3rd Reich прекрасно справились бы Коммандос из одноименной серии.
Во что играли 10 лет назад
Heavy Metal: F.A.K.K. 2
Дата выхода : 2000
Жанр : Порнографический TPS
Издатель/разработчик : Gathering of Developers/Ritual Entertainment
К началу 2000-х жанр шутеров от третьего лица все еще не оправился от влияния серии Tomb Raider. Встречались попытки к бегству вроде Omikron: The Nomad Soul , но в среднем TPS обязательно присутствовали похожая на порномодель героиня и акробатические трюки, во время исполнения которых эту модель можно изучить в мельчайших подробностях.
Через год все это изменит Max Payne — ну а пока Ritual при поддержке журнала брутальной фантастики и эротического фэнтези Heavy Metal доводит линию Лары Крофт до логического завершения игрой, где в главной роли занята НАСТОЯЩАЯ порномодель в обтягивающем комбинезоне, с бензопилой в одной руке и гранатометом в другой. Полигональный образ героини Джулии срисован с актрисы Джулии Стрэйн, снявшейся более чем в 100 фильмах (из которых только 6 являются откровенной порнографией) и в 1993 году признанной лучшей моделью журнала Penthouse. Собственно, это все, что вам надо знать о HeavyMetal: F.A.K.K. 2… и о двухтысячном годе как таковом.
С непорнографической точки зрения F.A.K.K. 2 — рядовой TPS, в котором творчески использован движок Quake 3: Arena (планета Эдем даже в наше время достойно смотрится) и впервые в истории жанра применена независимая стрельба с двух рук.
Во что играли 15 лет назад
Phantasmagoria
Дата выхода : 1995
Жанр : Квест
Издатель/разработчик : Sierra On-Line
Phantasmagoria занимает семь компакт-дисков — и первые шесть главдизайнер Роберта Уильямс потратила исключительно на создание атмосферы.
Головоломок в привычном смысле этого слова в игре нет, и просмотр прохождения игры на YouTube мало чем отличается от ее непосредственного прохождения. Оцифрованная фигурка писательницы Эдриан бродит по пререндеренным комнатам старого особняка. Ничего особенного не происходит: героиня общается с соседями, ездит в город, ругается с мужем-фотографом. Но нам с самого начала ясно, что история про дом с привидениями в Новой Англии ничем хорошим закончиться не может, и с каждым новым скормленным компьютеру диском нарастает психологическое напряжение.
К шестому диску нервы игрока так расшатаны кошмарами и галлюцинациями Эдриан (а также великолепной тревожной музыкой), что ужас начинают внушать сами стены особняка — рисунок обоев, картины, отражения в зеркале… На седьмом диске паранойя героини оказывается совершенно оправданной, и игра завершается леденящей душу игрой в кошки-мышки.
Перед нами предтеча жанра survival horror в его мистической разновидности. Если из Alone in the Dark вышла серия Resident Evil , то «Фантасмагории» обязан своим появлением Silent Hill.
Во что играли 20 лет назад
The Secret of Monkey Island
Дата выхода : 1990
Жанр : Квест про пиратов
Издатель/разработчик : Lucasfilm Games
Двадцать лет назад LucasArts выпустила квест на свежую пиратскую тему. Тематика жанру подходит как нельзя лучше: можно ли представить себе более квестовую сюжетную задачу, чем поиск закопанного сокровища?
В The Secret of Monkey Island вместо сокровища мы находим футболку с дурацкой надписью. Традиционные пиратские цели — украсть идола, найти сокровище, победить на дуэли — здесь не более чем прелюдия к настоящему большому приключению. Как и во всех лучших квестах, сюжетные перипетии TSoMI не имеют особого значения (Гайбраш Трипвуд хотел стать пиратом, но по дороге влюбился в губернатора острова, которую похитил злой пират-призрак), а вот отношения между персонажами — имеют.
Каждый из «подвигов» Гайбраша по отдельности совершенно идиотский и бессмысленный, но все вместе они доказывают его любовь к Элейн Марли — к финалу игры герой и героиня заслужили право вместе смотреть на фейерверк… Сразу заметно, что к сюжету приложил руку Тим Шейфер.
Головоломки в TSoMI сложнейшие, требующие жонглирования множеством предметов в инвентаре и отказа от человеческой логики в пользу специфической логики дизайнеров — Шейфера, Рона Гилберта и Дэйва Гроссмана. Главное тут не логика — главное, чтобы было смешно!