Руководство и прохождение по "Celtic Kings 2 The Punic Wars"
…я другой такой страны не знаю,
где так “вольно!”, “смирно!” и “кругом!”.
И. Губерман
Со времени выхода Celtic Kings, повествующей о древних сражениях между римлянами и галлами, разработчики из болгарской компании Haemimont games явно без дела не сидели. В “Пунических войнах” мы видим две новые расы: иберийцев и карфагенян, с их непревзойденными боевыми слонами и наездниками на верблюдах. С первого взгляда радует добротная многопользовательская игра, встроенный редактор карт и честно играющий AI. Ну, и конечно, не обошлось без новых звуковых эффектов, местностей, войск и зданий.
В игре две захватывающие кампании, в основу которых легли реальные события античной истории — Пунические войны между Римом и Карфагеном, длившиеся около двух веков с известным результатом. Если задуматься, первыми мировыми войнами были именно Пунические. Можно с уверенностью сказать, что известный нам мир был бы совершенно иным, если бы события тогда развернулись иначе.
Так в чем вопрос? Берите бразды правления в свои руки и переписывайте историю древнего мира на свой лад. Все дороги ведут в Карфаген… Рим должен быть разрушен… Звучит ведь! Как считаете?
Экономика
Экономика игры радует простотой и гибкостью. В игре всего два ресурса — еда и деньги. Еда требуется, в основном, для снабжения войск. Деньги нужны для тренировки солдат, изготовления снаряжения, ремонта зданий и т.п. Единой “копилки” ресурсов не существует: тратить их можно только по месту расположения. К примеру, чтобы построить корабль, нужно отвезти золото на верфь.
Основной движущей силой экономики выступают крестьяне. В городе крестьянин производит деньги, в деревне — еду. В любых других местах он только ест и ничегошеньки не производит. Население в городах и деревнях постепенно растет до тех пор, пока не достигнет определенного предела. Объем еды и взимаемых налогов зависит от численности крестьян.
Транспортировкой ресурсов занимаются мулы. Мул снаряжается бесплатно, ничего не ест и может перевозить до 1000 единиц золота или еды. Вражеского мула можно захватить и использовать по назначению, а можно и убить.
Войска
Войска создаются в бараках путем тренировки обычных крестьян. Участвуя в боях, солдаты приобретают опыт, а вместе с ним — дополнительную силу удара и здоровье. Опытного воина можно узнать по цвету — снаряжение у новобранцев серебристое, у более опытных — с медным оттенком. Бойтесь золотых воинов, если они вражеские.
В поход каждый боец берет с собой немного еды и начинает голодать, когда еда заканчивается. Продолжительный голод уменьшает здоровье отрядов до 10%, поэтому длительная военная операция обречена на провал без группы сопровождения — нескольких мулов с провизией. Когда отряд заходит в дружественный город или деревню, войска пополняют свои запасы за счет местных складов.
Отдельная категория воинов — герои. Герой обладает отличным здоровьем и воинскими навыками, и может командовать отрядом до 50 человек. Бойцы в отряде героя получают часть его опыта и сражаются лучше, что особенно заметно при высоком уровне героя. Когда вы отдаете команду герою, все присоединенные воины следуют за ним. Наконец, только герой может поднимать и использовать артефакты.
Это интересно: римские и карфагенские герои лучше других умеют передавать свой опыт войскам.
Флот
Флот строится только на верфи и представлен двумя суднами: галерой и лодкой. Лодка — средство сугубо транспортное, перевозит ресурсы. Галера может брать на борт до 60 пассажиров, перемещается с огромной скоростью и умеет стрелять. Такие недюжинные возможности позволяют уничтожать флот противника, прибрежные постройки и зазевавшиеся войска.
К сожалению, военные качества галер востребованы только в многопользовательской игре — в кампаниях флот имеет второстепенное значение и используется мало.
Здания
Возможность строить здания в игре не предусмотрена, зато их можно захватывать, отвоевывать, разрушать и чинить неограниченное количество раз. Разрушенное здание перестает выполнять функции до тех пор, пока не будет отремонтировано. Не бесплатно, разумеется.
У каждого здания или поселения есть своеобразный “индекс лояльности” владельцу. Когда группа воинов начинает захватывать здание, этот индекс постепенно уменьшается. Как дойдет до нуля — здание захвачено, и индекс начинает расти уже в пользу захватчика.
Ворота крепости — тоже здание. Захватить их нельзя, зато можно разбить и пройти. Для разрушения ворот, башен и других строений группа воинов может собрать катапульту. Чем больше человек вовлечено в процесс, тем быстрее она строится и шустрее стреляет. Катапульта не стоит ни копейки и может быть разобрана в любой момент, но если она будет разбита врагами — все войска внутри нее гибнут.
Это забавно: даже боевой слон может строить катапульту. Хотелось бы посмотреть на это вблизи…
Магия
Странно видеть сугубо магические элементы в игре, претендующей на историчность. Тем не менее, они есть и активно используются. У каждой стороны есть священнослужители, ведьмы и другие асоциальные элементы, в обязанности которых входит лечение воинов в процессе боя, проведение ритуалов, навлекание гнева богов и прочее мракобесие. Грешат полумагическими приемами и некоторые рядовые воины.
Сильнее всего магия коснулась героев. В игре более двух десятков различных амулетов и оберегов, повышающих силу, улучшающих здоровье и даже убивающих врагов на расстоянии.
Часть магических предметов доступна обычным смертным, но только в качестве изначально полученного в бараках снаряжения, например — “Божий дар”.
Таблица 1 Артефакты, снадобья и прочие предметы
Название Действие
Амулет из зубов медведя (Bear teeth amulet) Добавляет 4 к максимальному урону
Амулет из перьев (Feather amulet) Увеличивает максимальное здоровье на 400
Божий дар (God’s gift) Исцеляет носителя после убийства врага и исчезает
Военные трофеи (Spoils of war) Добавляет 100 золотых при возвращении в поселение и исчезает
Гильдия ветеранов (Veteran guild) После убийства врага превращается в медаль ветерана
Змеиная кожа (Snake skin) Увеличивает урон на 10
Зубы кабана (Boar teeth) Добавляют 5 уровней
Кабаний зуб (Boar tooth) Добавляет 25 опыта, при использовании наносит противнику урон за счет здоровья носителя
Камень концентрации (Concentration stone) Повышает максимальный удар на 60, при использовании лечит носителя за счет здоровья дружественного воина
Колосья ржи (Rye spikes) Распределяют до 200 еды между ближайшими воинами
Медаль ветерана (Veteran medal) Добавляет 6 к минимальному и максимальному удару
Меховые перчатки здоровья (Fur gloves of health) Увеличивают здоровье на 1200, исцеляют одного воина за счет здоровья носителя
Палец смерти (Finger of death) Убивает 3 соседних вражеских воина, не действует на героев
Пепел сердца друида (Ash of druid heart) Восстанавливает здоровье носителя и 8 ближайших дружественных воинов
Перо орла (Eagle feather) Увеличивает максимальное здоровье на 200
Пояс змей (Belt of snakes) Увеличивает урон на 30
Пояс короля (King’s belt) Увеличивает максимальное здоровье на 600 и защиту на 10
Пояс силы (Belt of might) Добавляет 4 к защите от рубящего и колющего ударов
Рог победы (Horn of victory) Наносит 12 ближайшим врагам 60 пунктов урона
Травяной амулет удачи (Herb amulet of luck) Добавляет 20 к защите от колющего удара
Целебная вода (Healing water) Распределяет до 2000 здоровья между ближайшими воинами
Целебные травы (Healing herbs) Полностью восстанавливают здоровье носителя
Ядовитый гриб (Poison mushroom) При использовании навсегда увеличивает уровень на 1, необходимо иметь как минимум 90% здоровья
Рим (Rome)
Великая Римская империя под покровительством грозного Юпитера. Роскошь белокаменных зданий, булыжные мостовые, храбрые солдаты в сверкающих латах. И, конечно, претензии на мировое господство, как же без этого?
Городской центр (Townhall)
Главное здание римского поселения. Здесь хранятся все городские запасы еды и золота, собираются и тренируются нанятые войска.
Доступно:
- Создать мула, перевозящего 1000 золота.
- Мула, перевозящего 1000 еды.
- Заставить бездельничающих солдат самостоятельно тренироваться.
- Поднять уровень стоящих поблизости войск (1200 золота).
Кузница (Blacksmith)
Назначение кузницы — изготовление различного военного снаряжения, позволяющего строить соответствующие войска. Законы сохранения работают везде, кроме кузницы -
достаточно один раз изготовить снаряжение, чтобы потом до конца игры экипировать им солдат.
Доступно:
- Стрелы для лучников (800 золота).
- Трезубцы для гладиаторов (1800 золота).
- Пики для принципов (2000 золота).
- Подковы для разведчиков (1200 золота).
- Броня с шипами для преторианцев (4000 золота).
Бараки (Barracks)
Назначение бараков — тренировать бойцов из римских крестьян. Изначально есть только гастаты, но от них толку мало. Остальные войска становятся доступны по мере изготовления снаряжения в кузнице.
Доступно:
- Быстрое снаряжение воина (500 золота). Может быть построено трижды, при этом увеличивает скорость тренировки воинов в 2, 4 и 8 раз соответственно.
- Гастат (100 золота).
- Лучник (80 золота).
- Гладиатор (180 золота).
- Принцип (200 золота).
- Разведчик (120 золота).
- Преторианец (400 золота).
Арена (Arena)
На начальном этапе развития позволяет только нанимать героев, впоследствии — готовить отряды воинственных либератов, управлять тренировкой войск и качеством изначальной подготовки новичков.
Доступно:
- Нанять героя (800 золота).
- Бои гладиаторов (2000 золота). С них начинается дальнейшее развитие арены.
- Тренировка (1000 золота). Может быть заказана дважды, позволяя тренировать воинов до 4 и 8 уровня соответственно.
- Нанять либератов (2000 золота). Подготавливает команду из 10 либератов и передает под ваше управление. Одновременно может существовать не более двух таких команд.
- Гильдия либератов (1600 золота). После постройки все новые либераты будут появляться с опытом, перенятым у ваших самых опытных либератов.
- Военная академия (3000 золота). Позволяет нанимать героев 12-го уровня, однако не обучает уже существующих.
Храм (Temple)
Воплощение римского пантеона. Храм — единственное место, где можно нанимать священников и учить их уму-разуму.
Доступно:
- Вызвать священника (200 золота).
- Построить алтарь Юпитера (1000 золота). Странно, почему в римском храме алтарь Юпитера не был построен еще до того, как возвели его стены? Что там, в таком случае, вообще есть? Исправьте эту досадную оплошность архитектора и получите дополнительные возможности тренировки священников и войск.
- Облако чумы (2000 золота). Теперь все священники смогут создавать мерзкое ядовитое облако неизвестного происхождения.
- Гнев Юпитера (2000 золота). Еще одно дополнительное умение, позволяющее священнику принести себя в жертву особенно красиво.
- Божий дар (2000 золота). Дает всем новым воинам одноименный артефакт, способный один раз вылечить раненого воина после того, как он расправится с врагом.
Таверна (Tavern)
В таверне всегда слышны веселые голоса пьяных граждан, но ценность ее не только в этом. Здесь можно управлять приростом крестьян, покупать еду, разведывать карту и зарабатывать деньги.
Доступно:
- Увеличить население (800 еды). Обеспечивает внеплановый прирост численности населения на 10 человек.
- Вызвать крестьян (бесплатно). По вашей команде 5 крестьян готовы отправиться в путь.
- Купить 500 еды (500 золота).
- Раздать бесплатное вино (1000 золота). После этого жеста доброй воли становятся доступны другие полезные свойства таверны.
- Ввезти лошадей (1200 золота). Видимо, до этого всадники передвигались пешком. Зато с лошадьми — сразу тренируются до 12-го уровня. Вот так-то.
- Купить карту (2000 золота). Исследует местность вокруг крепости. Слухами и вправду земля полнится.
- Разведать область (200 золота). Вот так можно дешево получать свежие сводки о событиях в любой точке мира.
- Инвестирование (4000 золота). Наверное, самая важная команда римской таверны. Вкладываете четыре тысячи, а через какое-то время получаете назад целых шесть, причем повторять это можно неоднократно.
- Платить дань (2000 золота). Собирает на каждом вашем аванпосту по 2000 золотых, но работает только один раз за игру.
Римские войска
Гастат (Hastatus)
Тренировка гастатов — лучший способ быстро и дешево потратить много крестьян. Единственное, что хоть как-то оправдывает существование этих отрядов — это способность без повреждений выдерживать первую атаку противника.
Лучник (Archer)
Лучник как лучник. Слабый, медлительный субъект с типичным астеническим телосложением. Хорош для прикрытия более защищенных отрядов, отстрела убегающих героев и разрушения зданий.
Гладиатор (Gladiator)
Прямолинейный боевик без особых умений. Одно хорошо — всегда наносит фиксированный урон. Видимо, наработал один удар до автоматизма, и пользуется им в бою хоть с пешим, хоть с конным.
Принцип (Principle)
Хорошо сбалансированный воин среднего уровня. Подходит как для атаки, так и для защиты. Искусная атака принципа помогает в изнуряющей дуэли с превосходящим по силе противником, а хорошая броня позволяет иногда при этом выжить.
Разведчик (Scout)
На редкость слабый воин, которого спасает только скорость. Не надейтесь на разведчиков во время вражеской осады — не умеют они ни строй держать, ни щитами прикрываться. Вот на одном дыхании пересечь континент, захватить деревню и вернуться с победой — эта задача им по плечу.
Преторианец (Praetorian)
Великолепный воин. Отличное здоровье, дай бог каждому, хорошо поставленный удар, сбалансированная защита. Доспехи преторианца — яркая иллюстрацией понятия “эргономика”. Каждый, кто до него дотронется, тут же порежется об острые края. Ему бы еще бегать побыстрее…
Либерат (Liberatus)
Либерат никогда не подчиняется командам героя, зато неплохо действует в одиночку. В атаке сильнее преторианца, да и в защите не особо уступает. Передвигается быстро, что тоже в плюс.
Священник (Priest)
Главная задача римского священника — целительство. Лечит направо и налево без какого-либо вреда для себя. Может создать облако чумы, или ценой своей жизни направить гнев Юпитера на провинившийся вражеский отряд. Тому, кто убьет священника, не позавидуешь — кара богов последует незамедлительно.
Катапульта (Catapult)
Римская катапульта (а если уж совсем честно — осадная башня) отличается от всех остальных моделей умением обстреливать не только здания, но и войска. Заставить ее стрелять в указанную точку не получится (да и зачем зря стрелы тратить?), зато вражеской пехоте в случае чего не поздоровится. Римские осадные башни — хорошее подспорье в обороне.
Карфаген (Carthage)
Сказочно богатая заморская империя, родина верблюдов, боевых слонов и угрюмых шаманов. Страна, непревзойденная мощь которой когда-то казалась незыблемой.
Городской центр (Townhall)
Центральное здание города. Здесь хранятся запасы еды и золота, собираются и тренируются нанятые войска.
Доступно:
- Создать мула, перевозящего 1000 золота.
- Создать мула, перевозящего 1000 еды.
- Поднять уровень стоящих поблизости войск (1200 золота).
Что характерно для карфагенского городского центра — невозможность тренировать воинов бесплатно, в автоматическом режиме. Восточный менталитет, видимо, сказывается.
Кузница (Blacksmith)
В кузнице производится снаряжение для определенного рода войск. Главная особенность карфагенской кузницы — возможность производить одновременно только один вид снаряжения. Это не запрещает строить войска других типов, но они стоят вдвое дороже. Чтобы переключиться на другой тип снаряжения, нужно сначала отменить изготовление прежнего.
Доступно:
- Копья для ливийских пехотинцев (500 золота).
- Копья для метателей копья (600 золота).
- Мечи для берберов-убийц (1000 золота).
- Булавы для булавоносцев (1200 золота).
- Пики для нумидийских всадников (1400 золота).
Бараки (Barracks)
Основное место тренировки войск из обычных крестьян. Изначально доступны все войска, кроме воинов священного легиона , но без соответствующего снаряжения из кузницы они стоят вдвое дороже. Для тренировки воинов священного легиона требуется основать священный легион в храме.
Доступно:
- Быстрое снаряжение воина (500 золота). Может быть построено трижды, увеличивая последующую скорость тренировки воинов в 2, 4 и 8 раз.
- Ливийский пехотинец (180/90 золота).
- Метатель копья (200/100 золота).
- Бербер-убийца (260/130 золота).
- Булавоносец (360/180 золота).
- Нумидийский всадник (440/220 золота).
- Воин священного легиона (300 золота).
Арена (Arena)
Основное и единственное место найма героев и тренировки боевых слонов. Кроме того, арена позволяет расширить многие возможности воинов, влиять на приобретение ими опыта и может научить их приносить трофеи с войны.
Доступно:
- Нанять героя (800 золота).
- Народное собрание (2000 золота). Эта опция — плацдарм для дальнейшего развития арены.
- Разделенная сила (2000 золота). Дает вновь обученным воинам изначальный опыт, пропорциональный количеству воинов этого типа. Может быть улучшена (за дополнительные 2000 золота) до “разделенного триумфа”.
- Школа махаутов (1200 золота). Может строиться неоднократно, каждый раз увеличивая количество доступных для одновременного управления слонов.
- Тренировать боевого слона (1000 еды).
- Военные трофеи (3000 золота). Еще один источник прибыли — позволяет воинам собирать военные трофеи у убитых врагов.
Храм (Temple)
Обитель темной силы в лице шаманов, главный покровитель воинов священного легиона. Позволяет нанимать шаманов и наделять их дополнительными умениями.
Доступно:
- Вызвать шамана (200 золота).
- Темные ритуалы (1000 золота). Эта опция позволяет тренировать шаманов сверх изначальных умений, но сама по себе бесполезна.
- Зомбировать (2000 золота). Дополнительное умение шаманов, позволяющее им после смерти еще немного погулять по этому бренному миру в зомбическом виде.
- Обеспечение продовольствием (2000 золота). Еще одно дополнительное умение, при помощи которого шаман обучается кормить себя и еще двух дружественных воинов. Обратите внимание на иконку этой опции — рацион воинов в походе явно оставляет желать лучшего.
- Священный легион (4000 золота). Раз и навсегда разрешает тренировку воинов священного легиона.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Рынок (Market)
Основа экономики Карфагена. На начальных этапах позволяет переселять крестьян из города, покупать еду и лечить войска, а на последующих — собирать дань, заниматься работорговлей, другим словом, вести цивилизованную экономическую политику.
Доступно:
- Вызвать крестьян (бесплатно). Заставляет пять человек из гражданского населения собрать вещи и идти туда, куда прикажут.
- Купить еду (500 золота). Мгновенно обменивает деньги на еду по выгодному курсу 1:1.
- Лечить воина (1000 золота). Лечит ближайших дружественных воинов на общую сумму в 2000 единиц здоровья. Вот сколько стоит жизнь в Карфагене!
- Свободная торговля (2000 золота). Открывает дополнительные возможности рынка.
- Платить дань (2000 золота). Собирает по 2000 золота в каждом вашем аванпосту. Это крайняя мера, так как сбор дани — акция одноразовая.
- Договор найма (2000 золота). А теперь о стоимости смерти в Карфагене — 40 золота. Умер ваш воин — получите и распишитесь.
- Рабство (50 человек населения). Еще одно доказательство того, что все продается и покупается. Если не можете ждать, когда крестьяне заплатят налог — продайте их в рабство. 2000 золота у вас в кармане.
- Экспедиция (1000 золота). Каким-то дивным способом позволяет навсегда разведать выбранную область карты.
Карфагенские войска
Ливийский пехотинец (Libyan Footman)
Еще раз повторюсь — слабые войска в игре крайне неэффективны. Продуктов на них требуется, как и на нормальных воинов, а проку никакого. Ливийский пехотинец — типичная иллюстрация этого правила. Даже при относительно неплохой защите это никудышный боец.
Нумидийский метатель копья (Numidian Javelin thrower)
Своеобразный аналог лучников. Наносит тем больший урон, чем выше здоровье цели. Умеет броском копья поджигать здания и разрушать ворота. Только не спрашивайте, каким образом.
Бербер-убийца (Berber Assassin)
Яростный убийца с ярко выраженной африканской внешностью. В бою бесстрашен, наносит дополнительный урон противнику за счет части собственного здоровья.
Булавоносец (Maceman)
Сильный и здоровый солдат. Очень хорош против крупных одиночных противников, так как его удары дополнительно отнимают одну десятую максимального здоровья оппонента. На редкость неповоротлив — булава мешает.
Нумидийский всадник (Numidian Rider)
Очень удачный воин. Сочетает в себе здоровье космонавта, опыт в обращении с пикой и непривычную для верблюда прыть. Отряд нумидийских всадников хорош и для преследования, и для прямых столкновений.
Воин священного легиона (Noble)
Идеальный солдат для серьезной войны. Как и подобает знатному господину, не отличается суетливостью, передвигается вальяжно и нередко может опоздать на поле боя. Но уж если успеет, то заставит долго о себе помнить.
Боевой слон (War Elephant)
Карфагенский танк. Неповоротлив, как… слон, часто может пройти мимо указанной цели. В бою — единица непревзойденная, но содержание этой “единицы” обходится недешево. Его аппетит не знает равных, зато он восстанавливает здоровье намного быстрее своих однополчан из числа приматов.
Шаман (Shaman)
Неторопливый колдун со скверным характером. Целительству не обучен, но наложить проклятие может без словаря. В походе шаман добывает пищу для себя и еще двух дружественных воинов. Два шамана худо-бедно могут прокормить даже слона. Умирая, шаман превращается в упыря и еще может навредить врагам.
Катапульта (Catapult)
Боевая машина карфагенских войск. Предназначена для разрушения крепостных ворот, фортов и других строений. По войскам сама стрелять не станет, но можно отдать приказ стрелять в любую точку. Очень удачно можно использовать несколько катапульт, накрывающих огнем лужайку возле ворот — выбегающие войска понесут значительный урон. Катапульте необходимо прикрытие: вблизи она беззащитна.
Иберия (Iberia)
На территории этой древней страны столкнулись в свое время силы двух империй — Рима и Карфагена. Теперь от нее остался только полуостров. Думаете, Иберийский? Ошибаетесь — Пиренейский.
Городской центр (Townhall)
Главное здание иберийского города, ничем принципиально не отличается от аналогичного римского. Хранилище запасов, место для сбора и тренировки отрядов.
Доступно:
- Создать мула, перевозящего 1000 золота.
- Создать мула, перевозящего 1000 еды.
- Заставить гарнизон тренироваться, повышая свой опыт.
- Поднять уровень стоящих поблизости войск (1200 золота).
Кузница (Blacksmith)
В кузнице производится снаряжение для определенного рода войск. Если ополченцы и лучники рождаются сразу вместе с амуницией, то остальные войска нуждаются в дополнительных аксессуарах из кузницы. Снаряжение изготавливается один раз и навсегда.
Доступно:
- Пращи для пращников (1500 золота).
- Копья для защитников (1200 золота).
- Подковы для кавалеристов (1600 золота).
- Боевые топоры для элитных гвардейцев (2200 золота).
Бараки (Barracks)
В бараках, как обычно, тренируются войска. Для большинства из них требуется соответствующее снаряжение из кузницы. Цены на постройку — фиксированные.
Доступно:
- Быстрое снаряжение воина (500 золота). Может быть построено трижды, увеличивая последующую скорость тренировки воинов в 2, 4 и 8 раз.
- Ополченец (50 золота).
- Лучник (60 золота).
- Пращник (200 золота).
- Защитник (140 золота).
- Кавалерист (140 золота).
- Элитный гвардеец (280 золота).
Арена (Arena)
Иберийская арена — не только место вербовки героев. Здесь можно нанять зловещих и скрытных убийц-монтаньяров, а также значительно усилить своих героев.
Доступно:
- Нанять героя (800 золота).
- Турниры (2000 золота). Позволяют использовать нижеследующие команды арены.
- Мудрость героев (2000 золота). Да-да, именно столько и стоит мудрость. Купите — не прогадаете, эта опция позволяет героям повышать свой опыт, не участвуя ни в каких битвах. Вслед за ней можно купить “мудрость воинов” — то же самое, только для рядовых.
- Клан монтаньяров (2000 золота). Вдвое увеличивает количество одновременно вызываемых монтаньяров — 20 вместо изначальных 10. Вслед за ним можно строить “наследство монтаньяров”, чтобы передавать передовой опыт новобранцам.
- Вызвать монтаньяра (200 золота).
- Гильдия ветеранов (3000 золота). Дает всем бойцам на память колечко, которое превращается в медаль ветерана после первого убитого врага. Медаль усиливает удар воина на 6 единиц, что может иногда стать решающим.
Святилище (Sanctuary)
Рекламный плакат на этом здании выглядел бы приблизительно так: “Ведьмы под ключ, с любыми аксессуарами”. Ничего лишнего, кроме возможности вызывать колдуний и обучать их различным мракобесным практикам.
Доступно:
- Вызвать колдунью (200 золота).
- Закон неустрашимости (2000 золота). Расширяет пределы дозволенного для обучения колдуний.
- Потомственные знания (4000 золота). Позволяют колдуньям самостоятельно обучать воинов до 10-го уровня.
- Покрывало милосердия (2000 золота). Обучает колдунью одноименному заклинанию, которое защищает дружественные войска в бою.
- Массовое исцеление (1500 золота). Разрешает колдуньям жертвовать собой ради здоровья отряда.
Таверна (Tavern)
Двери иберийской таверны всегда открыты для любителей хмельного эля и шумных застолий. Таверна может обеспечить жильем 20 лишних крестьян и даже содержит некие дополнительные удобства для экстренного прироста населения. Если зайти в таверну и громко крикнуть: “Наших бьют!”, — соберется толпа желающих поучаствовать.
Доступно:
- Увеличить население (600 еды).
- Вызвать крестьян (бесплатно).
- Бесплатная выпивка (2000 золота). Хорошее начало для дальнейшего сотрудничества.
- Продать еду (1000 еды). К бесплатной выпивке нужна закуска, и за нее вам даже готовы заплатить — целых 500 золота.
- Платить дань (2000 золота). Одноразовая акция сбора дани, как у всех. Вот только иберийцы — народ небогатый, и больше 500 золота с аванпоста дань не могут, как ни крути.
- Жилье (1000 золота). Всего за тысячу золотых строятся 20 квартир в лучшем районе города. Их обитатели — будущие налогоплательщики, что немаловажно.
- Призыв к оружию (800 золота, 50 человек населения). Тот самый клич: “Наших бьют!”. Деньги, по-видимому, идут только на покупку боевых ножей, остальное ополченцы сделают сами.
Иберийские войска
Ополченец (Militiaman)
Пушечное мясо иберийской армии. Если вам некуда девать толпу крестьян, и у вас невпроворот еды — тренируйте ополченцев. Единственное, чему их хоть как-то обучили, так это находить слабые места в защите вражеских воинов. Могут быть полезны против тяжелых бойцов в полных латных доспехах.
Лучник (Archer)
Иберийский лучник с неплохим здоровьем. Это и понятно — его патологическое неумение держать оборону никак иначе не компенсировать. Как и все лучники, наносит тем больший урон, чем крупнее противник. Умеет поджигать здания и разрушать укрепления.
Пращник (Slinger)
Остается непонятным, почему именно пращник оказался в столь привилегированном положении, но это самый сильный воин из всех стреляющих войск в игре (если не брать в расчет катапульты). Ко всему прочему, вражеские доспехи для него ровным счетом ничего не значат.
Защитник (Defender)
Название говорит само за себя — защитник хорошо держит оборону. Первый вражеский удар по нему никогда не достигает цели, а надежные доспехи сильно снижают эффективность последующих. И еще: защитник быстро бегает — видимо, чтобы при необходимости защищать самые глубокие тылы.
Кавалерист (Cavalry)
Как и все остальные конные войска, иберийская кавалерия хороша для стремительных бросков и неожиданных ударов. Защитные качества и состояние здоровья кавалеристов оставляют желать лучшего, так что в затяжном бою они быстро гибнут.
Элитный гвардеец (Elite Guard)
Вот это — воин. Простой и надежный в любой ситуациях, элитный гвардеец больно бьет, хорошо защищается и на удивление быстро бегает. Один из самых оптимальных воинов в игре.
Монтаньяр (Mountaineer)
Прекрасный боец для диверсионных операций. Умеет передвигаться незаметно до тех пор, пока не вступит в бой или не примется захватывать здание. Да и тут не все так просто — если монтаньяр убивает врага с первого удара, его невидимость сохраняется. Один монтаньяр может убить целую армию, а если она голодает — никто так и не узнает, что произошло. Одна беда — он одиночка, и не станет выполнять команды героя.
Колдунья (Enchantress)
Очень сильный магический персонаж. Умеет как учить новичков, так и сама учиться у более опытных воинов. Может совершить защитный ритуал, оберегающий дружественные войска от повреждений. В медицине колдунья признает только крайние меры — если уж лечить, так всех сразу и непременно ценой собственной жизни.
Катапульта (Catapult)
За основу иберийской катапульты создатели игры взяли классический требушет с противовесом и пращой. Как ни странно, дальность стрельбы катапульты при этом не выше, чем у галльского или карфагенского аналогов. Дополнительное расстояние полета снаряда определяется катастрофически низкой кучностью боя. За счет регулярных “перелетов” фактический радиус обстрела значительно выше номинального.
Галлы (Gaul)
Свободные и воинственные галлы так и не создали империи. Бесстрашные в битвах, они всегда жили небольшими поселениями, время от времени совершая дерзкие набеги. Куда их только ни заносило…
Городской центр (Townhall)
Обычный городской центр, главный склад ресурсов и место для тренировки воинов. Тренировки возле галльского городского центра поднимают уровень не до 8, а до 12, если для этого созданы все необходимые условия в арене.
Доступно:
- Создать мула, перевозящего 1000 золота.
- Создать мула, перевозящего 1000 еды.
- Заставить гарнизон тренироваться, повышая свой опыт.
- Поднять уровень стоящих поблизости войск (1200 золота).
Кузница (Blacksmith)
В кузнице производится снаряжение для определенного рода войск.Мечники и лучники не требуют дополнительного снаряжения, однако дополнительная экипировка из кузницы позволяет повышать уровень новобранцев. Для всех остальных отрядов амуниция обязательна. Снаряжение изготавливается один раз и навсегда.
Доступно:
- Холодное оружие (800 золота). Позволяет нанимать мечников и лучников сразу 4-го уровня, требуется для изготовления женского доспеха.
- Топоры для берсеркеров (1500 золота).
- Копья для защитников (1200 золота).
- Подковы для кавалеристов (1600 золота).
- Женские доспехи для воительниц (2200 золота).
Бараки (Barracks)
В бараках, как обычно, тренируются войска. Мечники и лучники доступны с самого начала, а для остальных нужно снаряжение из кузницы. Цены на постройку — фиксированные.
Доступно:
- Быстрое снаряжение воина (500 золота). Может быть построено трижды, увеличивая последующую скорость тренировки воинов в 2, 4 и 8 раз, причем для третьего уровня необходимо оплатить поединки на арене.
- Мечник (60 золота).
- Лучник (40 золота).
- Берсеркер (150 золота).
- Копейщик (120 золота).
- Всадник (160 золота).
- Воительница (220 золота).
Арена (Arena)
Арена у галлов лучше всего приспособлена для обучения воинов. В первую очередь, она дает возможность тренировать войска в городском центре до 12-го уровня и позволяет воинам утраивать естественный опыт, полученный в битвах. Арена — место вербовки одних из самых сильных бойцов в игре: лордов викингов, ну и, конечно, героев.
Доступно:
- Нанять героя (800 золота).
- Поединки (2000 золота). Эта опция ничего не делает сама по себе, но позволяет пользоваться всеми нижеследующими благами арены.
- Тренировка (1000 золота), улучшенная тренировка (1500 золота) и специальная тренировка (2000 золота) — позволяют тренировать до 4, 8 и 12-го уровней соответственно. Только галлы могут развивать войска до такой степени.
- Нанять лорда викингов (1000 золота). Одновременно под вашим контролем может быть не больше четырех лордов.
- Построить храм Тора (2000 золота). Вложенные в это здание деньги окупаются сполна. Каждый следующий лорд викингов, выходящий из ворот арены, на два уровня опыта выше предыдущего.
- Боевая тактика (4000 золота). Позволяет войскам получать втрое больше опыта в боях. Тоже удачное капиталовложение.
Это интересно: до какой степени будет расти опыт — неизвестно, выше 126-го не хватило терпения. Для справки: умирающий от голода лорд викингов 126-го уровня в одиночку убивает, как минимум, 60 тевтонских всадников 29-го уровня, полностью восстанавливая при этом здоровье.
Дом друидов (Gaul Druid House)
Обитель древних и загадочных друидов, оснащенная всеми средствами для их воспитания и обучения.
Доступно:
- Вызвать друида (200 золота).
- Ритуальный зал (1000 золота). Открывает возможность для дальнейшего обучения друидов.
- Обучение вызову упыря (1600 золота).
- Обучение ритуалу “Невидимость” (500 золота).
- Обучение ритуалу “Контроль над зверем” (250 золота).
- Обучение массовому исцелению (1500 золота).
Таверна (Tavern)
Галльская таверна тоже имеет свои особенности. Здесь можно, к примеру, взять денег взаймы или снарядить войска амулетами силы. Разумеется, если перед этим напоить всех пивом за казенный счет.
Доступно:
- Увеличить население (600 еды).
- Вызвать крестьян (бесплатно).
- Бесплатное пиво (1000 золота). Начиная с этого момента завсегдатаи таверны готовы для вас на все.
- Налог на еду (2000 золота). Вводит дополнительный налог на еду — хорошо, что нашим политикам такая идея в голову еще не приходила.
- Получить заем (бесплатно). Позволяет взять в долг 4000 золота. Кнопка при этом начинает означать возврат долга, а сумма долга медленно уменьшается. После возврата или уменьшения суммы долга до нуля деньги можно занимать снова.
- Северный торговый маршрут (2000 золота). Вручает всем новым войскам амулет, увеличивающий максимальную силу удара на 4, а также делает доступными “пояса силы” (еще 800 золота), обеспечивающие новобранцев дополнительной защитой от рубящего удара.
- Собрать дань (2000 золота). Дань — она и в Карфагене дань, и ничем особым не отличается. Вкладываете 2000 золота и получаете по 2000 с каждого аванпоста. Один раз за игру.
Галльские войска
Мечник (Swordsman)
Обычный воин без лишних предрассудков. Особым премудростям не обучен. Меч, щит и твердый лоб — что еще нужно? Впрочем, мечник быстро бегает и здоровьем от природы не обделен, так что не спешите списывать его со счетов — пригодится.
Лучник (Archer)
Неплохое прикрытие для солдат ближнего боя. Если присоединить лучников к герою наряду с другими войсками, они благоразумно выстраиваются в задних рядах и всячески стремятся избежать прямых стычек. Могут пускать зажигательные стрелы, разрушающие крепостные стены и другие постройки. Удивляет в них только медлительность, что прямо противоречит историческим реалиям.
Берсеркер (Axeman)
Воин, знающий толк в атаке и защите. Каждый следующий удар по одному и тому же противнику наносит больший урон, чем предыдущий. Хорошо использовать берсеркеров в группе с лучниками. Отряд получается неторопливый, но надежный в бою.
Копейщик (Spearman)
В отличие от карфагенян, галльские копейщики держат копья при себе и метать их не спешат, зато в ближнем бою достаточно эффективны. Копейщик быстро бегает и умеет прикрываться большим ростовым щитом, гарантированно избегая урона от первого удара противника.
Всадник (Horseman)
Очень удачный воин для молниеносных набегов, уступает в скорости только галере. Затяжная позиционная война не для них — в ближнем бою всадники быстро теряют преимущество и гибнут. Если отряд врага не разбит сразу, лучше отступить, сделать широкий круг — и напасть снова.
Воительница (Woman Warrior)
Искусна в защите, быстро бегает и мастерски обращается с мечом. Сочетая в себе хорошую военную подготовку и женское коварство, воительница способна одним точным ударом добить раненого или голодающего противника.
Лорд викингов (Viking Lord)
Самый опасный боец из всех галлов. Его внушительный боевой молот — страшное оружие. Каждый удар по противнику восстанавливает лорду викингов часть здоровья. Кроме того, несмотря на тяжелое снаряжение, боец на удивление подвижен и быстро бегает.
Друид (Druid)
Наверное, один из самых полезных оккультных персонажей в игре. Друид умеет лечить раненых и голодающих воинов, перенимать чужой опыт, делать отряд невидимым и контролировать животных. Он идеально подходит для разведки местности в глубоком тылу врага — достаточно встать на некотором отдалении, вызвать орла и с высоты птичьего полета рассмотреть все вражеские позиции.
[[BREAK]]
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
Катапульта (Catapult)
Галльская катапульта — отличное средство против любых построек. Если сможете направить огонь катапульты на вражеские войска, мало им не покажется. Вот только с точностью боя проблемы. Разве что назад снаряды не отлетают, и на том спасибо.
Таблица 2
Воин Здоровье Урон Защита Скорость Способности
Рим
Гастат (Hastatus) 220 -20 32 / 0 60 Защитная позиция (defensive stand)
Лучник (Archer) 150 10-24 12 / 2 60 Распределенный урон (spread damage)
Гладиатор (Gladiator) 300 28 0 / 22 80
Принцип (Principle) 300 14-28 14 / 32 80 Искусная атака (combat skill)
Разведчик (Scout) 360 6-18 0 / 10 200 Стремительная атака (charge)
Преторианец (Praetorian) 600 20-40 6 / 6 60 Шипы (spike damage)
Либерат (Liberatus) 500 20-50 0 / 10 80 Свобода (freedom),
Подавляющий урон (trample damage) Священник (Priest) 120 нет 2 / 2 50
Карфаген
Ливийский пехотинец (Libyan Footman) 180 8-16 18 / 8 80 Защитная позиция (defensive stand)
Нумидийский метатель копья (Numidian Javelin thrower) 150 4-30 2 / 2 60 Распределенный урон (spread damage)
Бербер-убийца (Berber Assassin) 220 16-34 18 / 2 80 Ярость (rage)
Булавоносец (Maceman) 340 10-34 4 / 16 60 Кровавая атака (bleeding)
Нумидийский всадник (Numidian Rider) 420 10-40 8 / 2 120 Искусная атака (combat skill)
Воин священного легиона (Noble) 380 10-50 12 / 8 60 Непробиваемая броня (full armor)
Боевой слон (War Elephant) 2000 50-70 10 / 10 60 Подавляющий урон (trample damage)
Шаман (Shaman) 120 1-1 10 / 10 50
Иберия
Ополченец (Militiaman) 180 6-12 8 / 0 80 Проникающий удар (penetrating)
Лучник (Archer) 180 6-18 8 / 0 60 Распределенный урон (spread damage)
Пращник (Slinger) 200 14-50 4 / 4 60 Проникающий удар (penetrating), Распределенный урон (spread damage)
Защитник (Defender) 200 10-24 8 / 20 80 Защитная позиция (defensive stand), Непробиваемая броня (full armor)
Кавалерист (Cavalry) 200 10-30 2 / 2 160 Стремительная атака (charge)
Элитный гвардеец (Elite Guard) 450 10-30 22 / 4 80 Кровавая атака (bleeding)
Монтаньяр (Mountaineer) 400 4-60 4 / 0 80 Свобода (freedom), Невидимость (invisibility)
Колдунья (Enchantress) 120 нет 2 / 2 50
Галлия
Мечник (Swordsman) 250 6-16 2 / 12 80
Лучник (Archer) 140 4-16 2 / 0 60 Распределенный урон (spread damage)
Берсеркер (Axeman) 220 8-40 26 / 4 60 Искусная атака (combat skill)
Копейщик (Spearman) 240 14-28 6 / 26 80 Защитная позиция (defensive stand)
Всадник (Horseman) 480 8-22 12 / 0 160 Стремительная атака (charge)
Воительница (Woman Warrior) 280 10-40 16 / 12 80 Смертельный удар (death blow)
Лорд викингов (Viking Lord) 1000 20-120 6 / 16 80 Свобода (freedom), Укус вампира (vampire blow)
Друид (Druid) 120 нет 2 / 2 50
Общие
Герой (Hero) 1000 10-40 20/20 120
Упырь (Ghoul) 600 1-1 4 / 4 60
Волк (Wolf) 240 6-16 2 / 2 150
Крестьянин (Peasant) 100 нет нет 60
Мул (Mule) 400 нет нет 80
Лодка (Boat) 400 нет 0 / 5 100
Корабль (Ship) 3000 50-100 10/15 240
Катапульта (Catapult) 1000 120 нет нет
Примечание. Удары бывают рубящие и колющие, защита от них отличается. В таблице это — два числа через косую черту. К примеру: воин с “12 / 8” защищен на 12 пунктов от рубящего и на 8 от колющего ударов.
[[BREAK]]
ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА
Прохождение
Рим: Пунические войны
Кампания на стороне римлян, повествующая о тяжелых трудовых буднях римского Сената и политике великих империй. Вам предстоит захватить Новый Карфаген, сразиться с непобедимым Ганнибалом, и наконец — разрушить сам Карфаген.
Миссия 1. Захват Сицилии
Остров Сицилия находится в совместном владении Карфагена и Сиракуз. Сицилийский город Мессина (Messana) запрашивает у римского сената военной поддержки, взамен предлагая полное подчинение Риму. Сенаторы решают, что такой шанс упускать нельзя. Они отправляют на остров консула Аппия Клавдия с миссией — отстоять город Мессина и подчинить себе Сицилию.
Изначальное положение дел, мягко говоря, невыгодное. Город расположен на северо-восточной оконечности острова, и любое развитие возможно только в одном направлении. Ваши войска прибывают очень вовремя: еще минута — и Мессина падет. Не допустите этого. Бросайте свои войска в бой, крушите карфагенян и снимайте осаду. Город ваш.
Если уйти в глухую оборону — поражение неизбежно. Вражеские города Агригенто и Сиракузы постоянно отправляют свежие войска, по морю приходит регулярное подкрепление из Карфагена. Приходится наступать.
Это интересно: вражеские герои не отличаются храбростью. Почувствовав, что здоровье на исходе, они покидают армию и спасаются бегством, унося с собой приобретенный опыт. Чтобы лишить их такой возможности, берите в отряд десяток лучников.
Начать лучше всего с Сиракуз — они ближе. Захватывайте деревни на подступах к городу, отбивая эпизодические набеги сиракузских войск. Как соберетесь с силами — входите в город. Здесь вас встречают хлебом-солью и предлагают перемирие. Принять его или нет — дело ваше. Примете — получите в свое распоряжение немного войск и полный нейтралитет Сиракуз до конца миссии. Откажетесь — будет большая битва, зато сможете захватить город. Если выживете, конечно.
Когда вопрос с Сиракузами решен, начинайте планомерное наступление на Агригенто. Учтите — подкрепление из Карфагена прибывает только на верфи. Захватите их, и одной проблемой будет меньше. Отбирайте деревни, берите приступом город.
Это баг: бывает, что после первой и четвертой миссий по ошибке показывается вступительный видеоклип начала кампании. Оригинальные ролики можно посмотреть отдельно, при помощи любого проигрывателя видеоклипов (файлы Video2.avi и Video5.avi в каталоге Movies).
Миссия 2. Поход Гнея Сципиона
В то время, как армия Ганнибала приближается к Риму, сенат принимает решение отправить консула Гнея Корнелия Сципиона в дружественный город Импорию. Задача консула — предотвратить угрозу со стороны Карфагена силами союзников.
Город Импория предан Риму и обеспечивает военную поддержку без лишних разговоров. Сложнее обстоят дела в Таррако. Хитрый правитель города с радостью переметнется на сторону врага, как только перестанет верить в безоговорочную победу Рима.
Оба дружественных города постоянно обеспечивают вас подкреплением. Как только разбит один отряд, наготове следующий. В Импории дают принципов, в Таррако — всадников. Каждый новый населенный пункт врага, захваченный вами, отдаляет время, когда Таррако присоединится к силам Карфагена.
Одна из первых целей миссии — собрать на верфи по 20000 (да-да, по двадцать тысяч) единиц еды и золота.
Источников денег три. Во-первых, перевал между двумя каменными аванпостами на севере, через который с определенной регулярностью проходят вражеские караваны. Если отправиться туда в самом начале миссии, можно захватить трех мулов, груженых золотом. Во-вторых, в дружественных городах вместо подкрепления можно выбрать ресурсы (только если захвачена верфь). В третьих, на северо-востоке расположен торговый аванпост, где можно продавать еду.
Чтобы собрать достаточно еды — отбивайте прибрежные деревни и сгружайте продуктовых мулов на корабль, там они будут в безопасности.
Это интересно: если вы любитель экстремальных ощущений, попробуйте пройти эту миссию, вообще не пользуясь поддержкой Таррако и не продавая еду. Признаюсь, в первый раз я прошел эту миссию именно так, причем деньги и еду для Рима отправил задним числом из захваченного города Сисса.
Не надейтесь только на свои силы, в одиночку вам не победить. По возможности помогайте дружественным городам в борьбе, при любой возможности хоть ненадолго отбирайте деревни.
Это важно: немалую роль в войне играют опытные герои. Вражеский герой всегда покидает армию и спасается бегством, как только расклад не в его пользу. Заманивайте вражеские отряды на территорию союзных городов — огонь из крепостных башен не даст герою уйти живым.
Миссия 3. Осада Нового Карфагена
На этот раз Гнею Сципиону предстоит принять участие в осаде главного оплота карфагенян на территории иберийского полуострова. Город надежно защищен крепостными стенами, его гарнизон состоит из сотен воинов и нескольких боевых слонов. Однако снабжение оставляет желать лучшего — провиант доставляют караваны, охраняемые в лучшем случае десятком полуголых африканцев.
Вам предстоит организовать искусственный голод, другими словами — перехватывать все караваны на подступах к городу, истреблять группу сопровождения и уводить груженых мулов. К слову — это ваш главный источник пищи.
На карте есть несколько фортов. Десяток-другой ваших пехотинцев, стреляющих с башен, будут неплохим подспорьем в перехвате караванов.
Для того, чтобы не упустить ни одного мула, снабдите одного героя только конницей. Получится мобильная группа, способная догнать кого угодно. В бою всадники недостаточно сильны — так что избегайте прямых столкновений. Будет лучше, если другой герой с сильными войсками займется конвоем, а конное подразделение — мулами.
В то время, как вы с пеной у рта преследуете караваны, ваши римские друзья тоже без дела не сидят. Корабли один за другим уходят на штурм Нового Карфагена, а в тренировочный лагерь (если вы его уже захватили) регулярно прибывают свежие войска.
Как только в городе начнется голод, ослабленные воины не смогут больше удерживать оборону и будут растоптаны все прибывающими римскими легионами.
Миссия 4. Битва титанов
После захвата Испании генерал Сципион принимает смелое решение — высадиться в Африке и бросить вызов Карфагену на его территории. Двум великим полководцам предстоит раз и навсегда выяснить, кто из них сильнейший. Миссия как специально сделана для любителей масштабных баталий. С одной стороны — армия Ганнибала, с другой — объединенные силы Рима и Нумидии. Счет идет на тысячи.
Римляне — народ нетерпеливый. Им бы подождать, пока подоспеют непунктуальные нумидийцы, так нет же. Бросаются в бой сломя голову и, что самое худшее, командовать этим безобразием предстоит вам.
В вашем распоряжении все тот же Сципион, сохранивший опыт предыдущих баталий, а также маленький отряд под его командованием. Задача — удержать позиции и прорвать оборону противника в любом месте. Время от времени вам придется принимать стратегические решения: распределять войска в зависимости от положения дел на флангах. Работа не пыльная, даже мышкой щелкать не придется — прибывает гонец, докладывает обстановку, получает очередные приказания и удаляется.
Какой-то определенный рецепт прохождения этой миссии вряд ли существует. Проверено, что прорвать вражескую оборону можно на любом фланге, кому как больше нравится. Единственное, что можно порекомендовать — обязательно берите войска под свое командование, как только вам это предложат. Высокий уровень героя значительно усиливает их боевые качества.
Тотальное истребление врага не требуется. Достаточно обратить армию Ганнибала в бегство и наслаждаться победой.
Миссия 5. Карфаген должен быть разрушен
Отгремела Вторая Пуническая война, прошли годы… Побежденный Карфаген постепенно восстанавливает силы, что начинает вновь вызывать беспокойство у римского сената. Сенатор Катон в очередной раз настаивает: Карфаген должен быть разрушен. Все складывается удачно, нашелся даже формальный повод для начала Третьей Пунической войны. Рим начинает вторжение.
Создатели игры, по всей видимости, слишком буквально трактовали древнее изречение. Ваша цель — тотальное уничтожение Карфагена. Нет, не захват городского центра, а скрупулезное разрушение всех городских построек.
На начальном этапе ваши активы состоят из трех подразделений во главе с неопытными героями, нескольких деревень и аванпоста. Изредка прибывает подкрепление, но лучше на него не особо рассчитывать и беречь войска. Под стенами Карфагена курсируют патрульные отряды, а отдельные группы вражеских солдат совершают дежурные набеги на вашу недвижимость.
Это интересно: в руинах таится много ценных предметов, которые могут пригодиться в бою. Не брезгуйте иногда проверять уже посещенные руины — артефакты, как выяснилось, склонны к самозарождению.
Полезно захватить форты на подступах к Карфагену и направлять туда на стажировку крестьян. То, что получается в результате, полноценными солдатами назвать сложно, но для постройки катапульт сойдет, сэкономите приличных бойцов.
Наступление на Карфаген лучше начинать с северной либо с южной его оконечности. Если ударите в центр — враги будут атаковать сразу с двух сторон, а это неудобно. Определите маршруты следования дежурных патрулей и уничтожьте те, что мешают операции. Разбивайте стены и башни, заходите внутрь и приступайте к разрушению.
Это интересно: каждое здание хорошо охраняется. Из бараков, деревень и рынков по первой тревоге выбегают бойцы и активно протестуют. Особо опасайтесь кузниц, разгневанный кузнец — большая проблема.
Самая частая проблема при штурме — нехватка еды. Стягивайте подводы с провиантом из деревень в ближайший форт, а оттуда направляйте на передовые позиции. Можете поверить, сколько ни привезете — все мало будет.
Очень полезно взять с собой лучников. И в бою не подведут, и здания разрушают не хуже осадных машин. Чтобы лучники атаковали здание, щелкните на кнопку с перекрещенными мечами на панели управления отрядом, а потом выберите цель. В противном случае они будут пытаться его захватить.
Убедившись, что ни одного целого строения не осталось за вашей спиной, входите на священную землю, убивайте Гасдрубала и празднуйте победу великой Римской империи.
Карфаген: Кампания Ганнибала
Кампания, посвященная завоеваниям гениального полководца Ганнибала, победившего во всех сражениях, но проигравшего войну. Вам представится возможность завоевать иберийский полуостров, перейти через Альпы и разгромить римлян в непосредственной близости от Вечного Города. Увы, все напрасно — Карфаген обречен на разрушение.
Миссия 1. Взятие Гадеса
Изначально в вашем распоряжении два полководца: Гасдрубал и Гамилькар Барка, а также небольшая группа карфагенских воинов, набранных, видимо, по библейскому принципу “каждой твари по паре”. И, конечно, один боевой слон. Вы высаживаетесь на юго-восточном побережье иберийского полуострова. Цель — город Гадес (Gades), захватив который, Карфаген получит полный контроль над Гибралтарским проливом. Сразу оговорюсь, захватить его “в лоб” не выйдет, ваших войск хватит только на то, чтобы напугать одинокого крестьянина, ну, может, двух. С этого и стоит начать. Захватывайте деревни, торговые аванпосты и верфь чуть западнее от точки высадки.
Это интересно: боевые слоны очень быстро восстанавливают здоровье, однако ходят медленно и вечно отстают. Если вести слона впереди — сэкономите много других войск, а слона вылечите.
Для взятия города необходимо подкрепление. Чтобы его получить, вам потребуется убедить карфагенское правительство в эффективности начатой кампании, другими словами — отправить им много денег. Организуйте бесперебойное поступление продуктов из поселений на аванпосты, где безо всякого стеснения продавайте их за валюту. Постепенно на аванпостах скапливается приличная сумма. Пора строить осликов-инкассаторов и корабль, который переправит их на карфагенскую верфь по другую сторону Гибралтара. Подкрепление не заставит себя ждать, да еще и с доставкой.
Это важно: на дорогах хозяйничают волки и разбойники. Без героя разбить их сложновато — только потеряете войска. Старайтесь проводить подкрепление мимо, не ввязываясь в драку. Вот объедините армии, тогда другое дело.
Когда армия собрана — смело идите в атаку. Разбивайте крепостные башни катапультами, захватывайте город и дожидайтесь визита Ганнибала. Если сумеете удержать позиции до его прибытия, считайте, что дело сделано.
Миссия 2. Взятие Салмантики
Теперь инициативу в свои руки берут Ганнибал и Гасдрубал, продолжая начатую кампанию. На этот раз не повезло городу Салмантика (Salmantica), а может быть, и еще кому-нибудь…
По ходу продвижения вы встречаете неожиданных союзников. Один из местных правителей предлагает свою помощь в военной кампании, руководствуясь давними счетами и стремлением немного подзаработать. Он снабжает вас дополнительными войсками и активно участвует в завоеваниях.
Взять город непросто. Союзники регулярно пытаются это сделать, но почему-то считают своим долгом перед этим прогуляться под шквальным огнем крепостных башен. В результате атака захлебывается, а недобитые воины спасаются бегством. Если не хотите тратить свои войска, попробуйте соорудить пару осадных машин и разбить башни — это расчистит дорогу союзникам.
Наконец дело сделано, город захвачен. Но тут выясняется, что Ганнибал совершенно не умеет держать себя в руках — мало того, что договор нарушает, так еще и хамит. Вторая серия кампании — война против бывших союзников. Если вы еще не забыли, откуда пришли на карту — хорошо, вам как раз туда. Пора звать на помощь подкрепление из Карфагена.
Это интересно: можно применить “военную хитрость”. Зная, что с союзниками придется воевать, старайтесь изначально взять все деревни и аванпосты под свой контроль. Также полезно заблаговременно отправить одного героя в точку высадки, чтобы потом не прорываться за подкреплением мимо вражеских позиций.
Теперь предстоит длительный процесс вытеснения противника с карты. С деревнями поступайте по принципу “убей бобра — спаси дерево”, потому как толпы крестьян, шагающие в город — это будущие вражеские солдаты. Если отрезать пути поступления крестьян, интенсивность вражеских набегов резко сократится. Также не забывайте регулярно звать подкрепление — пусть отвлекает на себя часть войск. Берите приступом осажденный город Обила (Obila), пусть знают, как связываться с Ганнибалом!
Это важно: на юго-западе карты можно разжиться несколькими полезными артефактами. С этим надо поспешить: кроме вас, есть и другие любители антиквариата.
Миссия 3. Осада Сагунтума
Поход Ганнибала продолжается. На очереди — иберийский город Сагунтум (Saguntum), захваченный сторонниками Рима. Город расположен на севере карты и снабжается всем необходимым из близлежащих деревень. Вот-вот должно прибыть подкрепление римлян.
Миссия довольно простая. У вас в распоряжении внушительная армия, два героя из предыдущей миссии и несколько героев рангом пониже. Захватывайте все вражеские поселения на подступах к городу, а потом идите штурмом на город, не дожидаясь римских легионов. По ходу дела прибывают дополнительные войска из Карфагена, а римляне отправляют очередных гонцов за подмогой.
Помимо изначальных войск, вам предлагают подкрепление. Подвозите 3000 единиц еды на аванпост Амегин — получаете толпу воинственно настроенных граждан. Откровенно говоря, связываться с подкреплением не имеет особого смысла. Войска дают слабые, а продуктов из деревень и так хватает только на прокорм собственных отрядов. Хотя, если дела пойдут плохо и кормить станет попросту некого — подкрепление не повредит.
Миссия 4. Поход на Рим
Для активных военных действий Ганнибалу придется заручиться поддержкой галльских поселений, которые не слишком тепло относятся к Риму. Чтобы выслужиться перед галльскими князьками, Ганнибалу предстоит выполнить ряд абсурдных поручений типа “пойди туда, не знаю куда”, помахать мечом и погонять мулов. Создается впечатление, что авторы игры представляли себе Ганнибала, как нечто среднее между Робин Гудом, Насреддином и Тимуром вместе со всей командой. Впрочем, обо всем по порядку.
Порядок, в котором вы выполняете задания, не всегда задан жестко. Часто что-то можно сделать раньше, что-то позже. Экспериментируйте.
Деревня Айфе. Сразу после высадки у вас отбирают все войска. Видимо, для профилактики рецидивов. На востоке есть водяная мельница, где стоит побеседовать с воительницей и получить задание на захват деревни Айфе. Получаете войска, идете и захватываете все на своем пути. Будьте осторожны — как только деревня захвачена, полученные войска уходят, и героев могут убить.
Это важно: во многих деревнях и просто на местности есть колодцы — при помощи них можно лечиться между миссиями.
Нерешительный полководец. Как будете проходить мимо деревни Харат, зайдите ненадолго. Уже который год местный правитель не может принять ответственное решение, какие войска отправить на подавление восстания (бунта, переворота?). Подскажите ему что-нибудь, остальное сделают его люди.
Возвращение в Дажду. Нет, в деревню Дажда нужно вернуться не вам, а злополучным мулам, которые по непонятной причине оказались за двойным забором в римском поселении. Идете в Дажду, договариваетесь о задании и берете войска. Разбиваете по пути всех, кто пытается сопротивляться. На подходе к римскому городскому центру стоит заслон из очень сильных, но подслеповатых гладиаторов.
Может, кому-то и удастся разбить их в честном бою, но намного проще построить катапульту и накрыть огнем с дальней дистанции. Обратите внимание — из римлян выпали сумочки с артефактами, не дайте пропасть добру. Затем захватывайте мулов и ведите обратно в деревню.
Спасение из плена. Идите в деревню Уиферт. Вы услышите жалостливую историю про хороших людей, которых держат в плену злобные римские священники. Берите войска, идите на северо-восток к пещере. Послушайте лекцию от словоохотливого друида и смело заходите внутрь. Как только убьете трех священников, преграда из молний будет снята. Люди спасены. Внимательно смотрите под ноги — в сумочках много волшебной бижутерии.
Один в поле воин. Жители деревни Брида оказались намного изобретательнее своих предшественников. На этот раз для укрепления репутации Ганнибалу в одиночку придется сразиться с несколькими армиями на Горе разрушений. Перед входом на ристалище желательно оставить в руках не более трех артефактов. Один за другим выходят отряды — их надо победить, по ходу поднимая местные артефакты. Бойтесь воительниц. Их способность наносить “смертельный удар” может убить Ганнибала сразу, если его здоровье ниже 40%. Остальное — дело техники.
Три в одном. В деревне Пиба сразу трое желающих озадачить Ганнибала поручением. Во-первых, Румстан, вождь племени, предлагает захватить деревню Рапта к западу от Пибы. Заметьте, войск он при этом не дает. Во-вторых, претендент на место вождя просит у Ганнибала пару ценных предметов, которые могут помочь ему в битве с Румстаном (да-да, с тем самым). Наконец, местный жрец соскучился по красочным ритуалам и не прочь бы сотворить что-нибудь эдакое, не хватает ему самой малости — четырех камней концентрации, разложенных на алтаре. Задания, в общем-то, простые. Деревню захватывайте грубой силой героев безо всяких изысков. Количество артефактов для кандидата в вожди подбирайте на свой вкус. Главное, чтобы он смог победить. Если у вас еще нет четырех камней концентрации для ритуала — значит, где-то не подняли сумочку, поищите на местах былых сражений. Если так и не нашли, еще один камень подберите в следующем задании и возвращайтесь к жрецу.
Вражеские мулы. В деревне Лелебит симпатичная воительница поведает вам очередную сказку. Дескать, жили-были римские воины, и везли они дань в родные края. Вот только напали на них по пути волки, мулов не тронули, а костлявых солдат пожрали всех до одного. В общем, нужно пройтись на восток от деревни, истребить волков и захватить мулов, после чего гордой процессией вернуться в деревню. Кстати, где-то в тех лесах лежит еще одна сумочка с камнем концентрации.
Опять мулы. Точнее, один мул, которого нужно в целости и сохранности доставить из Ридги в Харат. Разумеется, дорога кишит разбойниками. Задача облегчается тем, что вам снова дают немного войск. Кроме того, в деревенском колодце можно найти четыре “рога победы”. Этот артефакт специально предназначен для нанесения массовых увечий. Есть и печальная сторона задания — упрямый осел (пардон, мул) идет в основном под вражеские стрелы, что способно довести до исступления даже самого закаленного игрока. Крепитесь — это последнее задание, скоро будет битва.
Наконец, все деревни под вашим контролем. Уводите героев и войска на юго-восток.
Финальная битва
Как это ни прискорбно, создатели игры решили строго следовать сюжету исторических событий, поэтому разрушить Рим вам не дадут. Вместо этого в качестве финальной битвы вам предстоит разгромить римлян в непосредственной близости от Вечного Города — населенный пункт со скромным названием “Главные силы римлян”. Звучит, черт возьми!
Итак, Ганнибал с единомышленниками возглавляют армию, которой предстоит грабить, убивать и жечь все, что попадется на пути. Предстоящее сражение настолько будоражит воображение солдат, что они напрочь забыли о еде и не голодают в течение всей миссии.
Действовать придется осторожно. Если сразу выдать врагу численность своих войск, они пошлют за подкреплением и пиши пропало. Вместо этого приходится один за другим выманивать из лагеря римские отряды и разбивать их под чистым небом.
Через какое-то время прозорливые командиры все же смекнут, что здесь что-то не искренне, и начнут спешно собирать силы, но будет поздно. Ступайте напролом и довершайте начатое. Торжествуйте!
Немного о полезной клавише Shift
- Чтобы назначить сложный маршрут следования, отдавайте последовательные приказания при нажатой клавише Shift. Так можно дать задание вроде: “Захватить эту деревню, потом эту, обойти форт и сесть на галеру”.
- Чтобы выделить несколько родов войск в городском центре, нажмите клавишу Shift и выделяйте нужные подразделения в группу.
- Присоединить войска к герою можно, не выходя из укрытия (городского центра, аванпоста, форта). Для этого выделите нужные подразделения и щелкните по логотипу героя при нажатой клавише Shift.