From Dust
Вместе с радостной новостью о том, что бешеные кролики наконец-то отпочковались от Рэймена, недавно стало известно еще об одном камбэке: о своей новой игре под рабочим названием Project Dust рассказал Эрик Шайи — человек, создавший в свое время легендарную адвенчуру-платформер Another World.
Всплыть по рубку
С анонсом связаны сразу два интересных момента. Во-первых, чем же именно занимается Шайи, не было ясно долгие годы: последняя его игра вышла в 1998-м. Во-вторых, выяснилось, что Эрик теперь занимает пост креативного директора Ubisoft Montpellier , той самой студии, где Мишель Ансель возглавляет сейчас команду Rayman Origins. Легко себе представить, как два великих дизайнера сидят в одном кабинете друг напротив друга, бросаются скомканными страницами из концепт-документов и выясняют, кто же из них легендарнее.
Шайи, впрочем, не до шуток. К созданию Project Dust его подтолкнул случай, произошедший в 1999 году: путешествуя по островному государству Вануату, разработчик пролетал мимо действующего вулкана Ясур, который в то время как раз был на пике активности. Куски раскаленной магмы проносились в опасной близости от туристов, и с тех пор Эрик вынашивал идею игры, которая одновременно покажет и красоту, и разрушительную силу природы. Во время знакомства с Ясуром он, по собственным словам, был испуган и очарован одновременно. Так что в каком-то смысле Project Dust будет вселять ужас.
Большое векторное приключение. Две гениальные игры Эрика Шайи
Another World
Год: 1991
Платформы: Amiga, Apple IIGS, Atari ST, PC, Mega Drive, NES, SNES, Mac OS, 3DO, Mega-CD, GBA, PDA
Когда Шайи придумал Another World, он работал художником-аниматором в видеоигровой студии Chips. Решившись на создание платформера, он сам создал технологию для игры: написал векторный редактор и загружал в него видео с камеры, после чего обрабатывал и вставлял в игру готовую анимацию. Именно поэтому Another World — очень четкое, тяжеловесное приключение, каждый кадр в котором можно разбирать по мазкам, как картину абстракциониста. Формально это плоский платформер (хотя герой и не умел прыгать). В Another World нет ни строчки текста, все повествование — исключительно визуальное. Посыл этой игры отлично передан на ее обложке, где герой, раскинув руки, смотрит вдаль. Another World — про стремление к свободе.
Если вы захотите достать игру сейчас, важно не запутаться. В США во время оригинального релиза она называлась Out of This World, и даже появилась на NES и Genesis, такие версии можно достать на eBay, но мы вам не советуем этого делать. Как не стоит покупать и версию для КПК — тесновата платформа для такого размашистого приключения. В 2006 году Шайи выпустил отреставрированную версию с доработанной графикой, ее без проблем можно запустить на современных ОС, в России это издание выпускала «Акелла».
Heart of Darkness
Год: 1998
Платформы: PC, PS
Heart of Darkness Эрик Шайи разрабатывал уже в составе Amazing Studio , и если при создании дебютной игры он не отвечал разве что за саундтрек, то тут был «всего лишь» ведущим дизайнером. На новый проект у Шайи ушло шесть лет, в основном такие сроки обусловлены сложной техникой анимации персонажей игры — все движения опять снимали на камеру.
В Heart of Darkness мальчик Энди, прихватив с собой любимого пса, поневоле отправляется в загадочный мир, населенный жуткими тенями. Сгустки темноты не просто стелятся по стенам, а могут вполне свободно перемещаться в пространстве и атаковать героя. Для борьбы с ними мальчик использует бластер, вроде тех, что были у охотников за привидениями. В сравнении с главным героем Another World Энди более проворный: он умеет прыгать, зато бегает медленнее.
Основная проблема Heart of Darkness в том, что это… просто аркада, хоть и безумно красивая для своего времени. Эрик Шайи редко обращается в этой игре к каким-то необычным приемам — в одном из эпизодов, например, Энди медленно шагает по скальному выступу, а за ним шаг в шаг крадется тень. Стоит на долю секунды отпустить клавишу «Вперед», как мальчишку проглотят. Но таких примеров на всю игру наберется не больше пяти, в основном достаточно ловко прыгать и палить из лазера.
Игра на выживание
Можно подумать, что нам готовят «игру на выживание» в духе многострадального Survivor , но нет — ожидается довольно специфический клон Populous. Игроку придется взять на себя роль шамана племени, которому открылось древнее знание — контроль над стихиями.
Обучившись магии предков, игрок сможет разливать реки и озера, рушить горы, выкапывать кратеры, топить долины и обрушивать с гор потоки лавы. Все — с благородной целью спасти странных аборигенов (а дело тут происходит на своего рода альтернативной Земле) от стихийных бедствий, создавая для них безопасную среду обитания.
При этом Шайи экспериментирует в том числе и с технологией, весь терраформинг в игре — не фальшивая визуализация, а сложный физический процесс взаимодействия ветра, воды, огня и песка. Над схемой «активной жидкости», которая правильно растекается по твердым и сыпучим поверхностям, работали во Французском национальном институте исследований компьютерных наук совместно с NVIDIA. Очевидно, на технологию есть большие планы.
* * *
Да и весь Project Dust — один большой задел на будущее. Вряд ли от этой игры можно ожидать чего-то большего, чем интеллигентного переложения Populous Питера Молиньё с особым виденьем Эрика Шайи.
Но, во-первых, сам Молиньё остепенился, больше не обещает растущих в реальном времени деревьев и машет руками вместе с мальчиком Майло, а Эрик вот вспоминает польского художника Здзислава Бексиньского, а в качестве ориентира не боится произнести слово «Кояанискатси» (документальный фильм режиссера Годфри Реджио). Во-вторых, мы просто рады, что Эрик Шайи вернулся к играм — у него ведь так хорошо получается!
Будем ждать? Эрик Шайи возвращается в индустрию после 12 лет скитаний по миру: устав от платформеров, он выстраивает эпос о губительной силе природы на придуманной Питером Молиньё механике.
Процент готовности: 65%