21 сентября 2010
Обновлено 17.05.2023

World of Tanks

World of Tanks - изображение обложка

«Ты можешь нацепить костюм и вежливо улыбаться, но от тебя всегда будет немного пахнуть жареной колбасой», — говорил Алек Болдуин стажеру-деревенщине Кеннету в сериале 30 Rock. Непростая компьютерная игра World of Tanks как раз напоминает такого вот сельского трудягу, пробившегося к верхам. Он красив, любезен и сдержан, но, кажется, в любую секунду может натянуть комбинезон и соломенную шляпу, а потом, усевшись на крыльце и прикусив соломинку, фальшиво набрынчать кантри на потертой гитарке. Это, впрочем, вовсе не значит, что с ним нельзя сыграть в гольф и обсудить курсы акций… но что это, шерстяные носки из-под туфель Сильвано Латтанци выглядывают?

Сами мы неместные

Желание Wargaming.net сделать игру именно про танки — и это несмотря на скептические смешки коллег по цеху сразу после анонса игры — по-человечески понятно. Танки — это круто. Они мощные, красивые, давят все подряд и нравятся мужчинам. Авторы к тому же явно чувствовали себя в своей тарелке: на их счету уже две игры про Вторую мировую (хорошая « Операция «Багратион » и очень хорошая Order of War ), и никто лучше них не рисует лесную советскую глубинку. Идея поместить танки в онлайн тоже понятна: там все предельно условно, есть свои и есть враги — а дальше только война! Кажется, лишь бы с танками было все в порядке.

А с танками-то все как раз прекрасно. Представлены практически все как немецкие, так и советские образцы времен Великой Отечественной, в том числе и прототипы, не попавшие в серийное производство. Модели — загляденье, физика танков — практически безупречная, точно чувствуешь каждый скрип гусеницы, каждый легкий сдвиг башни, а уж выстрелы-то такие, что, кажется, со стула упадешь.

Подобные впечатления от управления техникой не получить ни в Battlefield, ни даже в серьезных симуляторах типа «Балканы в огне»: в первом случае все слишком примитивно, во втором — топорно и скучно. Ближайший аналог, как это ни странно, полеты на баньши в Halo — дух захватывает!

При этом World of Tanks не какой-то мудреный симулятор, хотя аркадой игру тоже не назовешь. У танка есть условная полоска жизни, но куда важнее — как работают его запчасти. Вы можете подстрелить вражеской махине гусеницу, и танкетка встанет как вкопанная. Можете устроить пожар и ранить экипаж. Можете поломать орудие, и по вам просто-напросто не смогут стрелять. Наконец, недостаточно просто попасть по врагу, нужно еще и броню пробить, а для этого важно выучить слабые места каждой модели. То есть по механике вроде бы лучше и не придумаешь, она не слишком сложная, но в то же время достаточно глубокая и осваивается за десять минут.

Какой ты, на фиг, танкист?

Проблемы начинаются тогда, когда понимаешь, что вместо классического сетевого шутера авторы создали сложную экономическую модель, саму игру вроде бы оставив бесплатной. У вас есть ангар, где содержатся ваши танки, там же можно прокачивать экипаж, докупать запчасти, ставить вспомогательные модули (например, автоматические огнетушители или, не смейтесь, шоколад, который с удовольствием слопают бойцы), а после битвы — чинить свою машину и добирать комплект боеприпасов.

Сами танки бывают десяти уровней — соответственно, начинаете вы с самых низов, каким-нибудь жалким МС-1, который ездит не быстрее переходящей дорогу старушенции, пыхтит как паровоз и не способен никого поцарапать. Правда, опыт и деньги тут начисляются не только за убийства, но и за разведку, а если ваша команда победила — кусочек от общего пирога достанется и маленьким шустрым танкам-шпионам, подсвечивающим цель для своих хорошо вооруженных соратников.

К сожалению, чтобы накопить на более-менее серьезный танк, нужно провести не менее полусотни боев, где вас используют как мальчиков для битья. Как бы хорошо вы ни играли и какая бы прекрасная реакция и сноровка у вас ни была, пока ваши возможности зажаты немощной техникой, в World of Tanks вы — мусор под ногами. Это роднит игру с безликими корейскими MMORPG: чтобы начать получать удовольствие, необходимо потратить неделю на изнурительную прокачку. Или… раскошелиться. Среди внутриигровых валют есть золото, серебро и свободный опыт, и гораздо проще, конечно, купить все это за реальные деньги и не мучиться.

Впрочем, даже если вы доберетесь до тяжелых танков — это еще не значит, что внезапно станет весело. Да, поначалу действительно интересно чувствовать себя королем, засев в какой-нибудь ИС-7 или «Маус»: расстреливать всех издалека, давить «малышню» гусеницей и спокойно переть напролом — одолеть вас может только артиллерия или такой же сверхтяжелый гигант, которому повезет чуть больше.

Но, побаловавшись пару часов с большой игрушкой, вы, скорее всего, заскучаете, а все потому, что бои, как правило, происходят по одной и той же схеме. Быстрые и слабые танки вырываются вперед, чтобы засветить вражеские цели для самоходных артиллерийских установок (геймплей за них чем-то напоминает стратегию: вы прячетесь в укромном месте и ведете огонь, взирая на карту с высоты птичьего полета), затем куда-нибудь к центру карты подтягиваются тяжеловесы в окружении танков поменьше и пять минут обмениваются снарядами с линией неприятеля.

Кто-то обязательно делает круг по периметру, добирается до оплота соперника, подрывает САУ и пытается захватить базу (дополнительное условие победы, если не получается просто всех перебить) — тогда, конечно, те, кого не добили в центре, разворачиваются и устремляются к дерзкому диверсанту.

Восточные сказки

А больше никаких режимов в игре и нет. Сервер автоматически укомплектовывает команды одним танком каждого уровня (впрочем, может немного «смухлевать» и разбалансировать, если в очереди недобор), и дальше двадцать железок разыгрывают описанный выше сценарий.

Карт — раз-два и обчелся, при этом все они, даже те, где события происходят на улицах города, подразумевают импровизированную толкучку. Уровни построены по принципу «вот тут деревья, тут вода, а тут горы — сражайтесь!», совсем не учитывается, что в современных сетевых экшенах должна быть хоть какая-то режиссура. Надо как-то негласно направлять действия игроков, продумывать возможные сценарии и создавать интересные условия. Конечно, обуздать танковую механику тяжелее, чем придумать что-то интересное, допустим, в Team Fortress 2. Но ведь до появления TF2 всем казалось, что в сетевых шутерах режиссуре вообще не место.

Но главные проблемы — в самом сердце World of Tanks: игра использует азиатский движок BigWorld, на котором работает еще двадцать одна… ну да, корейская MMORPG! И как бы «деревенщина» ни маскировался пиджаками и прическами, колбасой все равно пахнет. Танки застревают на неровностях и проваливаются в текстуры, иногда игра начинает тормозить, а разрушаемость, по поводу которой было столько разговоров, так и осталась где-то в планах: вы можете проехать через заборчик, повалить дерево и даже отсечь ровный кусочек от дома, но никакого интерактивного мира тут нет.

К WoT можно предъявить ту же претензию, что и к, вы удивитесь, Transformers: War for Cyberton : у вас под управлением смертоносные стальные машины, но этого практически не чувствуешь. Танк убедительно ездит и стреляет, но когда дело доходит до взаимодействия с миром — начинаются проблемы. Проезжать сквозь дома, ровнять с землей целые кварталы, завалить противников обломками, меся грязь, разогнаться и выстрелить по холмику, только чтобы посмотреть, как снаряд оставит на его месте дымящуюся воронку, — вот чего ждешь от танкового шутера в 2010 году.

* * *

А хотелось бы. В моменты, когда, засев в кустах с перебитой гусеницей, отстреливаешься от трех Т-34, целишься на глазок и сквозь мат молишься о том, чтобы не задела артиллерия, понимаешь, какой тут богатый потенциал заложен. Все-таки в мире действительно больше нет вменяемой современной игры про танки, и, возможно, через полгода-год, с выходом какого-нибудь масштабного дополнения, мы еще раз напишем о World of Tanks, и это будет уже совсем другая игра.

Благо у разработчиков грандиозные планы, и World of Tanks меняется буквально на глазах — в ближайшее время ожидаются новые фракции, глобальные битвы за контроль над картой Европы, новые режимы. Но сегодня, чтобы увлечься игрой надолго, нужно быть настоящим фанатом танков. Впрочем, как показывает статистика, таких фанатов хватает, а значит, у игры есть отличный шанс вырасти во что-то большее.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьда

Легко освоитьнет

Оправданность ожиданий: 50%

Геймплей: 7

Графика: 6

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Сетевой экшен про танки с рядом серьезных недоработок: играть бесплатно довольно сложно, обещанных клановых войн пока нет, потенциал механики не раскрыт. Зато сами танки действительно удались.

Рейтинг: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь