21 сентября 2010
Обновлено 17.05.2023

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад - изображение обложка

Во что играли 5 лет назад

Condemned: Criminal Origins

Дата выхода : 2005

Жанр : Manhunt от первого лица

Издатель/разработчик : SEGA/Monolith Productions

С идеями Condemned разработчики из Monolith заигрывали в вышедшем месяцем ранее F.E.A.R. — тут и телепатические видения, и обшарпанные стены, и неверный свет фонарика… Но Condemned делали для консолей и под геймпад — это была одна из центральных игр ноябрьского запуска Xbox 360.

Действие игры происходило на заброшенной станции метро, в заброшенном молле и заброшенной школе, обитатели которых не могли позволить себе купить пистолет (или много патронов к нему). Для самообороны использовались подвернувшиеся под руку объекты: гнутая арматурина, отрезок трубы или — мечта любого американского школьника! — гигантское лезвие от настольного устройства для разрезания бумаги.

От третьего лица игра смотрелась бы убого, — но хруст проламываемого трубой черепа воспринимается совсем иначе, когда ты в упор глядишь в чью-то залитую кровью физиономию… В Condemned впервые для FPS появились удары головой. Перспектива не менялась даже во время роликов: за падением агента ФБР Итана Томаса с эскалатора мы наблюдали глазами Итана Томаса.

В 2008-м вышел сиквел Condemned 2: Bloodshot (его, к сожалению, так и не портировали на PC) со стрельбой из штурмовых винтовок. Но Томасу и там пришлось драться чем попало: нормально стрелять мешали трясущиеся из-за застарелого алкоголизма руки.

Во что играли 10 лет назад

The Sims

Дата выхода : 2000

Жанр : Симулятор индивидуума

Издатель/разработчик : Electronic Arts/Maxis Software

Через 11 лет после SimCity Уилл Райт перешел к симуляции организма более сложного, нежели город, муравейник или планета Земля, — отдельного представителя Homo sapiens со всеми его неудовлетворенными потребностями.

Персонажи The Sims вставали, готовили завтрак, ели, ходили в туалет, отправлялись на работу, возвращались домой, смотрели телевизор и ложились спать, чтобы завтра снова встать и начать готовить завтрак… Предоставленный самому себе, ни один симс не мог достигнуть абсолютного счастья и влачил обычное человеческое, в меру безрадостное существование — младенцем, ребенком, подростком, взрослым, стариком.

Поведение симса следовало оптимизировать: чтобы добиться повышения на работе по политической линии, нужно было заставлять его каждый день тренироваться красноречию дома перед зеркалом. Зеркало, впрочем, еще нужно было купить. Как и дом. И земельный участок… Из наспех созданной в редакторе болванки человека с 20 тыс долларов за душой нужно было сделать полноценного члена общества — с женой, детьми и хорошей работой.

The Sims (вместе с семью аддонами и двумя сиквелами) повинны в зарождении жанра казуальных игр в социальных сетях — вашему симсу приходилось в добровольно-принудительном порядке обзаводиться друзьями. Даром что игра была однопользовательская!

Во что играли 15 лет назад

Command & Conquer

Дата выхода : 1995

Жанр : RTS

Издатель/разработчик : Virgin Interactive/Westwood Studios

Command & Conquer — очень некрасивая игра. С красно-коричневой цветовой гаммой и неуклюже оцифрованными модельками ее вполне можно признать самой уродливой RTS всех времен.

Дизайн карт ужасен — сплошные горы, реки, мосты и узкие тропинки, юниты постоянно застревают и лезут на ядовитые поля тиберия, что приводит к полной неиграбельности отдельных миссий. Большую часть своего огромного бюджета в Westwood потратили на презентацию — живое видео между миссиями и полупрофессиональных актеров, — мало что оставив на бета-тестирование.

Тем не менее в C&C и сегодня заметны положительные моменты (помимо великолепного Джозефа Кукана в роли Кейна и музыки Фрэнка Клепаки). Это огромный качественный скачок по сравнению с Dune 2 (1992) той же компании: интерфейс приблизили к стандарту прошлогоднего хита Warcraft: Orcs & Humans, можно управлять не одним, как Dune 2, и не шестью, как в Warcraft, а каким угодно количеством юнитов сразу. GDI и братство Нод отличаются друг от друга куда сильнее, чем люди от орков: у хороших танки и базуки, у плохих — вертолеты, мотоциклы и огнеметы.

Наконец, игра вчетвером по нуль-модемному кабелю — даже с такими картами — оказалась одним из изысканнейших развлечений, известных человечеству… пока в декабре 1995-го не подоспел Warcraft 2.

Во что играли 20 лет назад

Wing Commander

Дата выхода : 1990

Жанр : Научная фантастика

Издатель/разработчик : Origin Systems

На первый взгляд Wing Commander — не слишком реалистичный космический симулятор (с этого жанра началась история компьютерных игр как таковых), в котором корабли в безвоздушном пространстве ведут себя как истребители Второй мировой, миссии однообразны, а враг возмутительно туп.

Но где-то на пятом патруле вы забудете про космосим как таковой: флагманский корабль Конфедерации «Тигриный коготь» станет вашим домом, напарники — настоящими живыми (и смертными!) людьми, а звезда Вега — ареной отчаянной битвы за выживание человечества. Вражеские асы тупы не из-за недостатков AI, а потому что они — килрати, представители кошкообразной расы, ставящей смелость в бою выше презренных маневров.

Вся игра состоит из невыразительных вылетов (кокпит, звезды) и трех экранов «жизни на корабле» (бар, казарма, комната для инструктажей). Но благодаря разговорам с другими пилотами и эпичности освещаемых в брифингах событий мы видим огромный фантастический мир — живой и цельный, увязший в конфликте, не имеющем удовлетворительного философского решения…

Миссия по обороне захваченного килратского крейсера может поспорить со сценарием «Кобаяши Мару» из Star Trek, а последний заход на главную базу килрати по пафосу ничем не уступает атаке на родную планету жукеров в «Игре Эндера».

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь