The Ball
Любители аниме, должно быть, знают короткометражку Макото Синкая «Она и ее кот» — житейскую драму, рассказанную от лица домашнего кота. The Ball в таком случае можно было бы назвать «Он и его шар». В игре не менее тонко передана пронзительная история взаимоотношений… между молодым мужчиной и стальным шаром весом килограммов в пятьсот. Правда, игрокам в The Ball досталась почти унизительная роль придатка, так сказать, «оператора» шара. Наша задача — его толкать.
Мы уже писали о The Ball в журнале в 2008 году, желая игре удачи в конкурсе Make Something Unreal. Спустя два года ее создатель, Хоуренсес, сумел создать свою команду и получил деньги на разработку полноценного проекта (игра будет выпущена в Steam ). The Ball — эталонный пример инди-разработки. Даже создателям Portal в свое время помогли Valve , а Хоуренсес мог рассчитывать только на себя. Лишь благодаря интересному замыслу The Ball удалось добраться до релиза — это очень простая, но изящная игра.
Ошарашить
Сами разработчики весьма нескромно называют игру «первым в мире экшен-пазлом». На самом деле это аркадная головоломка от первого лица, как и Portal. Исследуя жерло потухшего вулкана, герой проваливается в глубокую пещеру. Там он натыкается на храм забытой древней цивилизации, а также находит гигантский металлический шар. Для управления снарядом выдается знакомая всем гравипушка: если нажать правую кнопку мыши, она притягивает шар, если левую — толкает вперед. На этом правила заканчиваются: вот вы, вот шар, вот громадная псевдоацтекская пирамида — разбирайтесь.
По сути The Ball — это уровни с кубиком-компаньоном из Portal, растянутые на целую игру. Кубик, если помните, «умел» делать две вещи — нажимал на кнопки и работал стремянкой, помогая забираться на высокие уступы. У шара функций примерно в сто раз больше, притом что вставать на него нельзя — он же круглый!
На каждом уровне надо догадаться, как применить снаряд. Груз, балласт, таран, тягач, каток, бронежилет, пушечный снаряд и даже затычка для ванной — вот далеко не полный список ролей, которые может выполнять ваш шар.
Пазл-часть сводится к довольно привычным физическим головоломкам, а вот экшен куда более выразительный. Храм под завязку набит хромыми мумиями — нелепо подпрыгивая на «здоровой» ноге, они преследуют игрока и больно бьют. Шаром их очень здорово давить — поначалу получается плохо, вы то и дело мажете, катая снаряд впустую, зато потом освоитесь и научитесь выбивать «страйк», почти не целясь.
Мертвецы разваливаются на куски и влипают в пол, особенно не сопротивляясь, но у разработчиков есть и другой, куда более впечатляющий, тип врагов: гигантские БОЖЬИ КОРОВКИ. Всякий, кому хоть раз удавалось в последний момент настигнуть ударом карающего тапка почти улизнувшего под плинтус таракана, поймет, какое удовлетворение приносят сражения с этими тварями.
* * *
При всех достоинствах игры в превью-версии обнаружилась пара существенных недостатков. Нас несколько сбил с толку сеттинг — The Ball зачем-то пытается прикинуться блокбастером с эпическим размахом. Под сводами пещер летают гигантские — откровенно дешевые — орлы, перед игроком то и дело возникает мрачный хозяин храма (и просто смотрит на него, больше ничего не делает), а сильнее всего расстраивают скриптовые зарисовки, затянутые и совершенно пустые. По ощущениям все это очень похоже на просмотр российского боевика со спецэффектами.
Вторая проблема куда страшнее. Главная особенность игры — «упражнения» с шаром — теряется среди самых банальных геймплейных задач. Перед тем как вы удивитесь находчивости разработчиков, увидев новый трюк с шаром, вам придется пройти несколько платформенных «полос препятствий», поискать ключи, пооткрывать двери и очень, очень, очень много помотаться по пустынным локациям. До релиза еще месяц — от чистого сердца советуем разработчикам вдвое сократить хронометраж игры, оставив нам только самое вкусное и шарообразное.