Mafia: The City of Lost Heaven
Заезженное слово «Мафия» на диске обещало знакомство с чем-то вторичным, если не сказать пародийным. Букет ожиданий сформировался еще до выхода из магазина: «Значит так: хмурые мужики в строгих костюмах, перестрелки в итальянских кварталах, погони и пытки — и все это под толстым слоем избитых киноцитат. Поиграю пару часов — да заброшу».
Не тут-то было. Восемь лет назад Mafia: The City of Lost Heaven разом лишила автора этого текста сна, аппетита и академической успеваемости. На целую неделю. Взамен одарила пониманием: грубым языком шутера можно, оказывается, рассказать историю, достойную пера Марио Пьюзо. Благодаря чехам из Illusion Softworks в индустрию имени Лары Крофт пришли взрослые чувства. Мы научились любить, дружить, предавать, испытывать натуральные угрызения совести, сидя за монитором. Спасибо Томасу Анджело, чьи изломанные резкими поворотами виртуальные годы стоили того, чтобы прожить их за него и вместе с ним.
Гром в раю
Игра стартует с места в карьеру. Еще минуту назад вы — погрязший в рутине таксист из Потерянного рая (вымышленный город, объединивший представления разработчиков о Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско тридцатых годов). И вот вы уже демонстрируете навыки начинающего Шумахера: на сумасшедшей скорости уходите от хвоста; стирая покрышки, срезаете на перекрестках. Преследователи ведут огонь из револьверов — ночные пассажиры отстреливаются. Кстати, очень приятно: Поли и Сэм — ваши будущие напарники. А их хозяин, владелец бара дон Сальери, — ваш будущий работодатель.
В момент выхода игру часто называли европейским ответом GTA 3. Проще говоря, дорогим, но клоном. Годы расставили все по своим местам. «Мафия» — уникальна, ее не припишешь к какому-либо игровому бренду, у нее нет встроенной аудитории из любителей помахать пушкой. В отличие от GTA, насилие в «Мафии» не выступает сюжетной грамматикой — герои жмут на курок лишь тогда, когда все другие способы ведения переговоров исчерпаны. Игра вообще не поощряет каких-либо противоправных действий за скобками сюжетных злодеяний: полицейские в городе честно выполняют свои обязанности, от копов сложно сбежать, их не разжалобить взяткой.
В Потерянном раю вам не захочется даже проезжать на красный — не то что давить пешеходов. И подобное поведение абсолютно в русле геймплея. Двигаться в общем потоке, не выделяться — успех каждого мафиозного предприятия основан на гангстерской интерпретации бритвы Оккама: не умножай понтов сверх необходимого. Будь то стандартный сбор «налогов» с контролируемых предприятий или вооруженный рейд в китайский квартал — операции надлежит выполнять без лишнего шума и пыли.
Итого: пуританский, совершенно рельсовый экшен с дозированными вкраплениями автосима. В чем же причина успеха? Она за окнами автомобиля. Чувственно поигрывая приметами американских тридцатых, Illusion мгновенно влюбляет игрока в свой бесшовно загружаемый мегаполис (неслучайно он вынесен в название). Всюду винтажная кирпичная архитектура, ламповые вывески, прохожие в шляпах. Радио в салоне шуршит ленивым джазом осурдиненных саксов… Легко заслушаться и пропустить очередной поворот. А ведь в штаб Сальери надо успеть до того, как разведут Западный мост.
Под крышей дона твоего. Томми и Ко выезжают на дело
1 — Bolt Model B — автомобиль несуществующей марки, за баранкой которого Анджело начинает свою мафиозную карьеру. С продвижением по службе дадут порулить и чем-то более реальным.
2 — Поли уже собрал «дань» с заведения и готов отправиться к следующему пункту рэкет-маршрута. Миссии в «Мафии» линейны, равно как и сюжет. Всем недовольным мистер Сальери передает свой поклон.
3 — Полиция в городе прикормлена хорошо и не мешает вести бизнес двум главным преступным семьям. Единственное, что вызывает гнев стражей порядка, — нарушение ПДД и угон транспорта.
4 — Крупный магазин в даунтауне. Текстуры — не самая сильная сторона Illusion Softworks: детализации не хватает; кроме того, в некоторых местах можно пройти сквозь стену или провалиться.
5 — На улицах Потерянного рая кипит жизнь, в которую при желании можно внести немного «Кармагеддона» — посбивать прохожих. Но вот парадокс: законы в «Мафии» выгоднее соблюдать, чем нарушать.
6 — Оперативный «радар». В сочетании с картой города дает полную картину происходящего. Ликвидируем красные точки (враги), держимся на удалении от синих (полиция) — и дело в шляпе.
7 — Индикаторы здоровья рапортуют об отсутствии проблем. Однако вскоре, на задании у загородного мотеля, Поли подстрелят в живот, а Сэму начистят морду. Что станет с Томми — будет зависеть от игрока.
8 — Из множества циферблатов полезную информацию поставляет только спидометр. Значение в 140 миль в час не случайно отмечено риской — такова максимальная скорость самого быстрого автомобиля в игре.
9 — Ограничитель скорости. Полезная кнопка F5 делает езду по городу чуть менее гангстерской, зато на порядок более безопасной. Не забывайте отключать, устремляясь в погоню за врагами клана Сальери.
С лицензией на шоферство
Разработчики вполне могли пойти по легкому пути, превратив «Мафию» в интерактивное кино. Но этого, к счастью, не произошло. В «Мафию» необходимо именно играть, причем меняя стили поведения. Так, когда нужно спалить автопарк конкурирующего дона Морелло, осторожно вырубаем часового, кидаем зажигательную смесь под колеса и тотчас ретируемся. Из заварушки в амбаре во второй половине игры выбираемся уже совсем по-другому — от укрытия к укрытию, почти без патронов. То же и за баранкой. Работая таксистом днем, не едем быстрее сорока миль в час (штрафуют, да и пассажиры начинают верещать, если давить под полтинник). Перегоняя же важную тачку из гаража в мастерскую под покровом ночи, напротив, газуем до пола — ведь эта миссия на время.
Задания в разных частях Потерянного рая, от разных заказчиков с различными представлениями о деловых отношениях — все это вскоре позволяет посмотреть на «Мафию» взглядом социолога. Вот идет прилично одетый гражданин — похоже, житель New Ark. А у этого засаленная рубаха — значит, из рабочего квартала Hoboken. Приготовьтесь, челночить по городу придется много. А однажды Томми заставят принять участие в настоящих гонках, и без проклятий пройти миссию на автодроме позволит только контроллер-руль — пилотировать довоенный болид с клавиатуры окажется почти так же сложно, как и в реальной жизни.
Проклятый путь
Совершенно очевидно, что «Мафия» не появилась бы на свет без трилогии Копполы, без первых сезонов «Клана Сопрано» и без других фильмов. Однако в игре нет ни маньеризма «Крестного отца», ни циничных ноток «Славных парней». Illusion Softworks просто переизобрела итало-криминальный жанр для нашей индустрии, конечно, осознавая, на какие грабли наступает. Чехи расписывали канон, и долгие часы геймплея игрок проводил в компании архетипов — обманчиво добродушного дона Сальери, его правой руки Фрэнка Колетти («крысой» от которого пахло за версту), импульсивного Поли и доверчивого Сэма. А правильная девушка Сара (дочь бармена) правильно благодарила героя за защиту от быкующего хулиганья. То есть выходила за него замуж.
Впрочем, совсем без отсылок в день сегодняшний «Мафия» все же не обошлась. Чего стоили хотя бы имена соперников в гоночной миссии — все это были солисты известных хеви-метал-групп. Или совсем уж в лоб: одного второстепенного персонажа — доходягу и воришку — звали Билл Гейтс.
Единственный тяжелый камень в огород разработчиков — графическое исполнение. В год выхода Tom Clancy’s Splinter Cell игра, вдохновленная лентами большого экрана, могла бы выглядеть еще кинематографичнее (и Mafia 2 доказала, что 2K Czech — так именует себя Illusion Softworks с 2007 года — покорить визуальный Эверест по силам).
Музыкальное же сопровождение, напротив, заслуживало самых изящных комплиментов. В 2003 году главная тема Владимира Симунека, написанная специально для «Мафии», получила первый приз в номинации «Лучшая инструментальная композиция» на престижной церемонии G.A.N.G. Awards. Выше всех похвал были и заимствованные мелодии. Мы понимали это, когда под виртуозный аккордеон из композиции La Verdine сверкали пятками в миссии «Бегущий человек». Или когда начинали приплясывать на стуле в такт сумасшедшему речитативу братьев Миллс на задании «Молотов пати».
И тем не менее: живой город, контекстная музыка, лихие покатушки на ретроавтомобилях — все это лишь стены, поддерживавшие дом грандиозного сюжета игры. Сюжета, в котором вам приходилось этически несладко. Ограбить банк, уложив десяток невинных охранников? К этому мы давно привыкли. А вот как разрядить пистолет в лучшего друга (хоть и предателя)? Тут у многих задрожит рука.
* * *
Поставьте себя на место Томми и задайтесь вопросом: а как лично вы поступили бы в узловых точках сценария «Мафии»? Искренний ответ — точно так же. Тем страшнее наблюдать, как по всем законам коза ностры со сцены в гроб сходят: вначале Поли, далее Сэм и Фрэнк, а в итоге и сам альтер эго. Омерта дона Сальери вершится спустя десятилетия — в эпилоге интерактивной драмы. Пронзенный свинцом, состарившийся Томас Анджело перестает быть героем игры и становится чистым закадровым комментарием: «Знаете, я думаю, что во всем надо знать меру. Да, меру, вот хорошее слово. Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно все. Правда, тот, кто слишком мало хочет от жизни, может вообще ничего не получить…» Затемнение. Титры.
Ничего личного — просто игра.
Что это было? Наш виртуальный крестный отец, убийца осенних вечеров 2002-го и ключевой свидетель по делу «Игры vs искусство».