Front Mission Evolved
Помните, как в России на рубеже 2000-х случился японский бум? Понастроили суши-баров, завезли аниме про юных школьниц и кино про суровых самураев, а каждая десятая домохозяйка возомнила себя гейшей и научилась готовить нибоши-даши. Игр это помешательство тоже, конечно, коснулось, но тут уже ситуация была вполне логичная: 95% всех приличных консольных игр приплывали к нам прямиком из Страны восходящего солнца.
А сейчас ситуация изменилась настолько кардинально, что даже в игровой индустрии широкое распространение получил термин «вестернизация». Впрочем, в отношении Front Mission Evolved очень хочется применить куда более бескомпромиссный русский аналог: «озападнивание». Более приличным словом назвать получившийся продукт просто язык не поворачивается.
И я никому не скажу…
Проникнуться всем трагизмом ситуации смогут только те, кто в свое время застал нормальных представителей семейства Front Mission. Скорее всего, для вас первой такой игрой стала Front Mission 3 для PSone: разнообразная, умная, нелинейная пошаговая стратегия про человекоподобных роботов-ванзеров, которых можно было собственноручно собирать и вооружать, формируя тем самым боевой отряд под ваши конкретные нужды.
Но с Front Mission произошло то, что случается со многими гениальными произведениями: продавалась игра на Западе так себе. Настолько «так себе», что даже лучшую, пятую часть игры никогда не выпускали за пределами Японии. Видимо, посчитав, что умные пошаговые стратегии уже никому не нужны, в Square Enix решили сделать экшен и отдали роботов на растерзание богопротивной конторе Double Helix , которая своим творением Silent Hill: Homecoming чуть было не загнала в могилу один из самых известных хоррор-сериалов.
Тут может сложиться впечатление, что мы так негативно настроены к игре только потому, что она непохожа на своих предков. Отнюдь. Если бы Front Mission Evolved делали талантливые люди, мы бы получили великолепный роботизированный экшен. Представьте: взвод десятиметровых стальных махин дает ракетный залп по позициям врага, включает реактивные ускорители и с грациозностью фигуристов несется вперед. Поднимая облака пыли, отряд лавирует между домами, перепрыгивает через ангары, поливает вражеских роботов свинцом и при случае мордует их здоровенными кастетами. Вокруг в это время происходит настоящий хаос: робот давит машины, робот мнет крыши, летящий после удара робот сносит своим массивным телом радиовышку, сверху на голову пикирует подбитый вертолет… Фантазия рисует как минимум очень захватывающую и зрелищную картину!
Но ничего этого во Front Mission Evolved нет. Точнее, есть, но выполнено все на таком уровне, что игрой можно смело и наверняка небезуспешно пытать Майкла Бэя. Единственное исключение — сами роботы. Все-таки их рисовали японские дизайнеры, а они, как вы наверняка слышали, в этих машинах знают толк. Благоразумным решением было не выкидывать на помойку и главную особенность Front Mission: возможность сконструировать робота из подготовленных заранее запчастей. От того, какие руки и ноги вы прикрутите к телу, а также от выбранного оружия будет зависеть специализация ванзера: усредненный по всем параметрам пулеметчик, специалист ближнего боя, машина смерти с сотнями ракет на борту, хлипкий, но юркий и меткий снайпер или какая-то комбинация из всего вышеперечисленного. Ваша фантазия ограничена лишь финансами и максимальным весом, который может выдержать корпус. Поиск идеального именно для вас варианта может не на шутку увлечь даже во Front Mission Evolved.
…Что я робота люблю!
Но ненадолго. Ведь ни тактики, ни банального умения управляться с роботом вам в игре не понадобится. Любое сражение выигрывается одним простым способом: выбежать из-за дома, расстрелять мишень из всех четырех орудий, спрятаться, повторить до полного уничтожения сил противника, затем просеменить к следующему дому. Впрочем, часто и укрываться-то не нужно: рядовые враги охотно взрываются еще до того, как нанесут вам существенный урон. Согласитесь, все это слабо согласуется с картинами, которые мы описывали чуть выше.
Каким-то развлечением могли бы стать сражения с боссами, но и тут облом: от обычных противников они отличаются лишь разукрашенным, как синеухий лорикет, ванзером, и увеличенной до умопомрачения линейкой здоровья. Более того, в «лучших» традициях плохих игр, каждого из боссов придется победить минимум два раза, потому как после первой взбучки они спешно ретируются, обзывая вас слабаком и неудачником.
Понимая, что получается у них все очень скучно, Double Helix решили разнообразить процесс еще двумя типами заданий. И если полет на вертолете с поливанием земли пулеметным огнем и ракетами еще кое-как способен ненадолго снять дремоту, то миссии за самих пилотов не лезут ни в какие ворота. Во-первых, очевидно, что ни одному нормальному человеку в игре про больших роботов не захочется бегать в шкуре жалкого млекопитающего с базукой наперевес. Во-вторых, уровни за людей получились настолько жалкими, что даже вспоминать не хочется: ваш подопечный бежит вперед по узким коридорам военных баз (системы укрытий не ждите) и из игрушечного автоматика стреляет по дубовым человечкам без единого байта искусственного интеллекта в голове. Иногда приходится подрывать ванзеров, но рассыпаются они буквально с пары попаданий из гранатомета, что уж вообще просто смешно.
Наконец, Front Mission Evolved получилась банально некрасивой игрой. Держим пари, что, если уменьшить разрешение, она безо всяких проблем запустилась бы на PlayStation 2 — и даже там была бы не самой обаятельной и привлекательной. Причем дело не только в технологически устаревшей картинке, но и в элементарном отсутствии вкуса. Даже сюжет, традиционно сильная сторона Front Mission, здесь подается в череде убогих роликов на движке с бедно анимированными персонажами, которые еще и пытаются показать вам свои эмоции и богатый внутренний мир. В совокупности это дает эффект от просмотра телесериалов из дневного эфира центральных телеканалов: уже после первых пяти секунд становится неловко и за себя, и за происходящее на экране.
* * *
Если бы Чарльз Дарвин предполагал, что новому Front Mission дадут подзаголовок Evolved, то есть «эволюционировавший», он, наверное, жутко обиделся бы. Потому что не чем иным, кроме как деградацией, эту игру назвать невозможно. Умную, захватывающую, нелинейную стратегию низвели до уровня скучного, однообразного, кособокого, некрасивого экшена. Играть в это осенью, когда каждый день выходят в десятки раз более качественные игры, может позволить себе лишь тот, у кого очень много свободного времени.
P.S. А если вы хотите понять, чем же так хорош Front Mission, купите в PSN переиздание третьей части игры — оно как раз случилось первого сентября. А еще лучше — достаньте Front Mission 5: Scars of War для PS2, благо энтузиасты с портала www.frontmission.info давно перевели ее на английский язык.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 40%
Геймплей: 5
Графика: 4
Звук и музыка: 6
Интерфейс и управление: 6
Дождались? Во Front Mission Evolved можно играть, но лучше этого не делать: кому нужен скучный и однообразный экшен, даже если он — про роботов?
Рейтинг «Мании»: 4,5
«Плохо»