01 ноября 2010
Обновлено 17.05.2023

Arcania: Gothic 4

Arcania: Gothic 4 - изображение обложка

У Джека Вэнса есть чудесная повесть The Eyes of the Overworld (в русском переводе — «Глаза другого мира»), главный герой которой в определенный момент попадает в грязную, полуразрушенную деревню, населенную самыми отвратительными оборванцами на свете. Ирония в том, что сами немытые аборигены не видят грязи и мерзости, — особые контактные линзы, которые они носят, преображают разбомбленные халупы в сказочные дворцы, а страшных, неухоженных бабищ — в соблазнительных дев. Нечто похожее происходит и в «Аркании»: игра страшно кичится «благородным» происхождением, пыжится, оглушает эпической музыкой на экранах загрузки и обещает незабываемые приключения. Но польстившемуся на эти посулы игроку в первые же минуты становится как-то дискомфортно… Вы бы хоть какашки собачьи из углов выгребли.

Он же памятник!

На взгляд давнего поклонника сериала Arcania — это такой аркадный симулятор «Готики», навевающий аналогии с виртуальными гонками, где вы можете порулить, попереключать скорости, но никогда не узнаете, что такое перегрузки на поворотах, и не увидите собственные зубы на смятом руле после вылета в отбойник.

Вроде бы все на месте. Есть большой и безумно красивый мир, выполненный в узнаваемом стиле. Весь этот типичный для средней полосы шишкин лес, проливные дожди, серые облака и поля, где от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы — все это плюс узнаваемая музыка сперва заставляют поверить, будто перед нами все та же игра. Как и раньше, мы дрейфуем по локациям, качаемся, выполняем поручения местных бортников и виноградарей, изводим волков, кабанов и тараканов-мутантов. Новый сюжет тоже вполне соответствует духу серии: безвестный пастух, потеряв всю семью, объявляет вендетту монарху-тирану, которым по счастливой случайности оказывается Безымянный из «оригинальной трилогии».

Более того, окружающий мир, кажется, все так же полон жизни: кузнецы что-то куют, кабаны в лесах роют желуди, а за кустом ракиты над рекой ждут не дождутся неисследованные пещеры и неоткрытые сундуки. На месте даже многие трогательные детали, за которые мы так любили «Готику»: можно лечь на кровать, присесть у костра и лично встать за наковальню в кузнице…

Но иллюзия рассеивается от любого неосторожного чиха. Симуляция жизни заключается в том, что кузнец весь день осатанело стучит молотом по наковальне, потом заваливается спать, после чего цикл повторяется. Кабаны весь день жуют траву, не двигаясь с места. Присев у костра, вы не сможете поджарить мясо, а за наковальней не выкуете клинок. Это все так, для красоты, — ведь изготовление предметов теперь происходит на лету, в инвентаре, достаточно найти ингредиенты и рецепт. На кроватях можно валяться, но нельзя спать, да и незачем: здоровье восстанавливается автоматически, а ясный день может мгновенно сменить темную ночь после минутного разговора с NPC.

Иногда куклы местных жителей ходят в таверны, прячутся от дождя под навесами, а некоторые звери даже изредка бродят взад-вперед. Но дальше этого дело не заходит: волки и кабаны здесь никогда не будут драться друг с другом, а бармен ни за что не отвлечется от лихорадочного протирания стойки, пока переключатель в его голове не перещелкнет в положение «сон». Куклы иногда обмениваются обрывками слабо связанных друг с другом фраз, но практически ни на что, кроме дождя, не реагируют: ни на врагов, которые бьют вас в метре от них, ни на утащенные из-под носа свитки и зелья (воровство и все, что с ним связано, исчезло из игры как класс), ни даже на открытое насилие со стороны главного героя.

Кроме того, на поверку мир игры оказывается просто пустынным: раньше на каждом шагу вас ждал какой-нибудь разграбленный караван, сторожка с друидами или спрятавшиеся в кустах повстанцы с квестом наперевес. А тут приходится наматывать километры по хвойно-лиственной красоте только чтобы найти один жалкий сундук или бесцеремонно разграбить могилу в поисках артефакта (моральную сторону этого вопроса сценаристы стыдливо игнорируют). В пещерах вроде бы повеселее (там хоть гоблины есть), но многие из них до поры до времени закрыты. Соответственно, мир просто бесполезно исследовать: все равно локации откроются лишь по указке сценаристов, а квестовый персонаж появится на заброшенном кострище в глубине леса только после того, как вы получите соответствующее задание.

Ролевую систему обрезали ржавыми ножницами, и для распределения навыков и разучивания умений теперь не нужно искать учителей и валяться у них в ногах — прокачаться можно на лету, по нажатию одной кнопки. Исчезла необходимость молиться у алтарей, читать магические письмена (никаких прибавок к характеристикам это не даст), вырезан даже фирменный «готический» навык разделки дичи…

Но главной ценностью серии всегда была даже не убедительная симуляция жизни и не ролевая система, а беспрецедентная нелинейность происходящего. Мы мучительно долго и не один раз за игру выбирали, кем быть и на кого работать. В Arcania от этого опять же остался только муляж: по ходу дела вы будете слышать о разных гильдиях, встречать их представителей, но стать одним из них у вас так и не получится. Здесь нет системы репутации и возможности сделать карьеру в какой-нибудь группировке: просто иногда по сюжету мы выполняем задания разных фракций. Хорошо хоть в ключевых сюжетных квестах появляется выбор: можно, например, поддержать одного из двух братьев в борьбе за власть. Жидковато, конечно, но хоть что-то…

Прошлый век, чугунное литье

Должно быть, таким образом разработчики собирались осовременить игру. Вероятно, им казалось, что они делают ее менее хардкорной и более дружелюбной к игроку. Но вот в чем штука: кроме этого самого хардкора, в «Готике», в общем-то, ничего и не было. За графическими красотами ее создатели сроду не гнались, на оптимизацию плюнули давно (и, кажется, намеренно), о сложных вещах вроде драматургии не мечтали даже в самых дерзких снах.

Именно сложносочиненная концепция заставляла немногочисленную, но безоговорочно преданную группу фанатов держаться за Gothic. А новые разработчики упростили все по самый фундамент. Достаточно долго игра вам совершенно не сопротивляется, позволяя одной левой раскидывать противников даже на высшем, «готическом» уровне сложности. Соответственно, отпадает интерес разучивать комбо-удары, готовить зелья, вообще прилагать хоть какие-то усилия.

Но главная, самая обидная неприятность состоит в том, что возникшую после «реформ» пустоту Spellbound наполнили пятью сотнями тонн отборного ничто. В результате Gothic 4 не просто не стала лучше, она теперь гораздо скучнее. Режиссурой по-прежнему и не пахнет (хотя постановочные диалоги сегодня, казалось бы, норма). Есть несколько стандартно пафосных роликов и лишенные даже намека на прежнюю иронию диалоги с участием говорящих голов. Персонажи (с которыми в серии как раз всегда было хорошо) все на одно лицо и проработаны столь примитивно, что некоторые, едва завидев героя, вместо «здрасьте» требуют вернуть перегонный куб или там починить примус. Квесты в подавляющем большинстве примитивны, в духе «насобирай мне грибочков на болоте» или «найди 30 артефактов». Доходит до абсурда, когда персонажи выдают подряд два совершенно однотипных задания (например, убить пять и десять гигантских жуков соответственно). Когда вспоминаешь, как девять лет назад с завороженным лицом проводил десятки часов за игрой с тем же названием, — Gothic 4 просто отказываешься понимать. На Xbox 360 тем временем уже вышла Fable 3. И там симуляция жизни (в свое время — ноу-хау «Готики»!) реализована лучше, чем в Arcania. Наводит, извините, на мысли.

* * *

Arcania настолько вызывающе нелепа, что это даже затягивает, — науке известны случаи, когда люди, уже не питающие по поводу новой «Готики» никаких иллюзий, наматывали в ней час за часом то ли из чувства противоречия, то ли в целях самобичевания: послушать очередной пресный диалог, умилиться очередному нелепому квесту, дождаться какого-нибудь смешного бага… А там, глядишь, доберетесь и до второй половины повествования, где игра наконец-то бросает нам вызов и заставляет пользоваться всеми предоставляемыми возможностями (которых в Gothic осталось порядочно даже после неумелого хирургического вмешательства). Там же появляются крупные города и даже незапертые пещеры. Так что у игры Spellbound, пожалуй, даже есть призрачный шанс. Вот только называть ее столь громким именем — как минимум самонадеянно.


Оценка: 6

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь