Lionheart: Kings' Crusade
Предыдущая игра венгерской Neocore Games неожиданно вывела малоизвестную восточноевропейскую студию в число главных новаторов стратегического жанра. Ведь до King Arthur: The Role-playing Wargame никто еще не додумывался соединить три в одном: тактические бои на пересеченной местности, прерываемые любовным микроменеджментом и прокачкой армии в духе Warhammer: Dark Omen , глобальную стратегию в стиле Total War и полноценную ролевую игру, где есть сюжет, моральный выбор, текстовые квесты, магия и эльфы.
После такого от каждой игры венгров невольно ждешь чего-нибудь не менее оригинального. С этой точки зрения Lionheart: Kings’ Crusade поначалу может разочаровать, показавшись шагом назад: здесь нет глобальной стратегии, экономики, сюжета и уж тем более текстовых квестов — венгры сосредоточились на тактических боях и развитии армии. Но вот что удивительно: этого оказалось вполне достаточно, чтобы их новая игра затянула не меньше, чем предыдущая.
Все новое — хорошо забытое…
Neocore, по сути, сделали ремейк своего дебютного проекта, Crusaders: Thy Kingdom Come. Там венгры взяли за основу старый добрый Warhammer: Dark Omen : на пути к Иерусалиму армии крестоносцев, ведомые героями, постоянно развивались, обрастали новыми умениями, переходили с вами из миссию в миссию, а героев можно было экипировать мощным оружием и христианскими артефактами. Классический набор юнитов обеспечивал тактически емкие сражения: лучники, копейщики, мечники и разнообразная кавалерия соотносились друг с другом по принципу «камень-ножницы-бумага» и требовали грамотно использовать свои плюсы и минусы, учитывать формации и рельеф местности.
Все это венгры дополнили рядом оригинальных идей. Они ввели две новых переменных — вера и репутация у разных фракций. Чем выше уровень веры, тем преданнее войска и эффективнее артефакты. Повышался этот параметр выполнением особых поручений Ватикана и добровольным пожертвованием Папе найденных христианских реликвий. Примерно по такому же принципу формировалась репутация у четырех фракций — Франции, Лотарингии, Прованса и Нормандии: выполняя для них особые задания, мы повышали известность у одной группировки (одновременно снижая у другой), а та, в свою очередь, открывала доступ к своим уникальным юнитам и умениям.
Месть Саладина
Так вот, в Lionheart: Kings’ Crusade вроде бы все то же самое. Только вместо пятерых героев на выбор здесь нам на безальтернативной основе предлагают почувствовать себя британским королем Ричардом Львиное Сердце, сыгравшим ключевую роль в крестовых походах на Святую землю. Ну, или примерить роль его противника — султана Египта и Сирии Саладина, возглавив сопротивление крестоносцам.
Тактические сражения по-прежнему сменяются менеджментом армии между миссиями и раздумьями над глобальной картой, где мы сами решаем, куда дальше двинуть бронированные латы. На месте и вера, и репутация у разных фракций. Отличия поначалу кажутся косметическими. Фракции, например, теперь другие: компанию Франции составляют Римская империя, Ватикан и тамплиеры. Но они все также обожают выдавать поручения на каждую миссию. Например, во время захвата Дамаска тамплиеры и Ватикан попросят о противоположных услугах: первым нужно пройти к монастырю и взять важную реликвию, вторые хотят, наоборот, уничтожить рыцарей ордена.
Перед сражением мы должны решить, чью сторону принять. Решения даются непросто: ведь у каждой фракции для нас заготовлены свои плюшки. Помимо уникальных юнитов и умений, которым можно обучить войска, кто-то предложит снижение стоимости найма, а кто-то — бонус к полученному в бою опыту. Можно даже получить уникального героя с преданным ему отрядом, который составит компанию британскому королю или Саладину. У арабов фракций нет, поэтому для них придумали технологическое древо, где за очки апгрейда (они выдаются за победы в сражениях) можно точно так же открывать новые войска, умения и прочие бонусы.
Все это теперь дополняется политическими событиями, которые случаются на глобальной карте и требуют нашего решения. Эта идея пришла из King Arthur, правда, в урезанном виде. Кому возглавить только что завоеванную провинцию, выслать подкрепление к тамплиерам или позволить другой фракции прогнать их, подавить волнение или отложить решение на потом, кому отдать Святой Крест — решать вам. При этом каждое решение опять же влияет на уровень веры или на репутацию у фракций. В кампании за сарацинов такие события тоже присутствуют, но там мы в основном решаем, какую диверсию провести в тылу крестоносцев.
Скажи нет магии!
Но неужели только ради этих полутора новаций да отдельной кампании за Саладина венгры затеяли Lionheart: Kings’ Crusade? Нет, на самом деле они довели до ума (ну, почти) все, что связано с прокачкой армии и тактическими сражениями. Во-первых, здесь намного больше экипировки и разнообразных умений для войск. В итоге посиделки над экраном менеджмента армии стали еще более долгими и мучительно-сладкими: можно часами решать, кого и в какую сторону развивать, чем экипировать и т.д. и т.п. Все, кто помнит и любит это специфическое развлечение со времен Dark Omen и Myth, дружно роняют слюни на клавиатуру.
Во-вторых, бои стали сложнее. В Crusaders: Thy Kingdom Come у юнитов не было показателя морали, а прямо перед врагом мы могли разбить лагерь и восстановить силы. Кроме того, засады в лесу превращались практически в чит. В King Arthur другим узаконенным читом стала магия. Возможность замораживать войска неприятеля, бить их молнией и поливать с неба огнем зачастую позволяла выигрывать даже самые безнадежные сражения. Контрольные точки на карте также открывали доступ к магическим фокусам, разрешая, например, опустить на ратное поле ночь или обрушить дождь.
В Lionheart: Kings’ Crusade все стало серьезнее и реалистичнее. Появилась мораль, влияющая на успех в бою (даже сильный отряд лучников, столкнувшись с конницей, может дрогнуть и выйти из-под контроля), испарились читерские привалы, а засады в лесах теперь не столь эффективны. Фэнтезийная направленность сражений сохранилась (в этом их главное отличие от Total War ), но убийственная магия почти исчезла: умения максимум позволяют мгновенно восстановить здоровье или уровень морали, снизить скорость атаки у врага, а контрольные точки лишь увеличивают урон союзников в определенном радиусе.
Денег при этом всегда не хватает, а в боях больше внимания уделяется осадам и многоходовым кровопролитным операциям, когда мы, например, сначала отвоевываем участок карты небольшой группой войск, потом с помощью катапульт и ловушек обороняемся и на последнем дыхании держимся до подхода подкреплений. Как следствие, играть стало сложнее, но зато интереснее. Особенно это относится к кампании за Саладина: он ведь изначально находится в более тяжелом, чем крестоносцы, положении, и потому каждый бой здесь трудный самый.
Правда, есть в Lionheart: Kings’ Crusade и свои недоработки. Так, в некоторых миссиях осадные орудия фактически приравниваются к магии — вам лишь остается постепенно выманивать под их убийственные залпы врагов. Тем паче что последние интеллектом в таких ситуациях не блещут, да и сами готовы сморозить какую-нибудь глупость: например, броситься одиноким отрядом мечников на толпу стрелков. Впрочем, проблемы с ИИ — общая беда для подобных игр, их не избегает и Total War. А тут это хотя бы до поры до времени удается ретушировать интересной постановкой сражений.
* * *
Lionheart: Kings’ Crusade не стал очередной венгерской революцией в жанре. Зато Neocore Games подарили нам яростную, увлекательную (хотя все еще не идеальную) тактическую стратегию в духе классической Dark Omen. Такие игры сегодня большая редкость, поэтому если вы из тех, кто готов переигрывать сражение только ради того, чтобы сохранить любимых лучников 4-го уровня, с которыми не один пуд земли сожрали, то пропускать Lionheart: Kings’ Crusade строго не рекомендуется.
Оценка: 8