20 ноября 2010
Обновлено 17.05.2023

Мы ночные ахи-страхи. F.E.A.R. 3

Мы ночные ахи-страхи. F.E.A.R. 3 - изображение обложка

ЧТО? F.E.A.R. 3, продолжение главного хоррор-шутера в мире.

ГДЕ? Чикаго, офис Day 1 Studios.

Первый вопрос, который возникает у любого человека, знакомого с F.E.A.R. : почему третью часть делают люди, когда-то портировавшие оригинал на Xbox 360, а не авторы первых двух серий? На него сотрудники Day 1 Studios отвечают просто: «Проект нужно было освежить, а мы уже немного были с ним знакомы — вот и выбрали нас». Цель, безусловно, благая, но вот удастся ли ее достичь — еще неизвестно.

Не бойся

Чикагский офис Day 1 — приятное, полное воздуха и света помещение, формой напоминающее бублик и занимающее целый этаж. Работается здесь наверняка прекрасно, но для демонстрации хоррор-шутера от первого лица такое место мало подходит, поэтому сотрудникам студии пришлось специально подготовить несколько помещений: в первую очередь — занавесить окна. Day 1 всячески старается подчеркнуть, что игра у них будет не менее страшная, чем у Monolith.

Материал, действительно, вполне подходящий. Действие F.E.A.R. 3 начинается через девять месяцев после событий второй части. И это, как можно догадаться, не случайно. Те, кто прошел сиквел до конца, наверняка помнят прозрачный намек на новую беременность Альмы, демонической девочки, которой мы противостояли все это время. И третья серия, кажется, целиком будет посвящена ее новому ребенку. А кто лучше всего подходит для борьбы с очередным порождением Тьмы, чем два ее предыдущих отпрыска: герой оригинальной F.E.A.R. по прозвищу Point Man (Дозорный) и его брат-соперник Пакстон Феттел?

F.E.A.R. 3 с самого начала создается с прицелом на кооперативный режим, но это не значит, что обычный сингл от этого как-то пострадает. Дело в том, что кооператив тут ассиметричный, то есть герои обладают разными способностями, а значит, нет необходимости создавать уровни отдельно для обычного и отдельно для совместного прохождения. Вся соль коопа будет в том, чтобы научиться комбинировать эти способности.

Привидение с мотором

Но практически все это уже было известно раньше, поэтому главным событием нашего визита стала возможность увидеть совсем свежий уровень и попробовать игру на зуб. При первом знакомстве F.E.A.R. 3 производит довольно унылое впечатление. Хотя разработчики и обещают, что уровни будут разнообразнее, чем в оригинале (который, напомним, ругали за то, что ареной для жестоких перестрелок стали скучные склады и офисы), кажется, что все это пустое бахвальство. Новый этап — огромный склад при супермаркете со стеллажами до потолка, как в «Икее», — в лучших традициях серии исписан зловещими граффити, а населяющие его психованные культисты умеют держать паузу, поначалу оставаясь вне поля зрения и напоминая о своем существовании пугающими шорохами и длинными тенями на стенах, но в целом дизайн этапа оставляет желать лучшего. Все такие же однообразные помещения и недостаточно прозрачная структура уровня, из-за которой вы периодически принимаетесь плутать в трех офисных стульях, не понимая, куда двигаться дальше, навевают самые неприятные мысли.

Но все это — ровно до того момента, как герои попадают в лабиринт из работающих телевизоров, на которые выводится картинка с камер наблюдения, расположенных в этом же помещении. В мгновение ока скучный уровень преображается в кошмарное подобие зеркальной комнаты, в которой не поймешь, где лево и где право, а главное — с какой стороны ждать нападения. Атаки так и не происходит, но враги треплют нервы, короткими перебежками перемещаясь от одного тайного укрытия к другому и явно готовя какую-то каверзу. Сомнения в качестве дизайна уровней потихоньку рассеиваются: если таких ярких эпизодов будет достаточно, можно будет не бояться претензий к однообразию обстановки (хотя проблем со структурой этапа это и не решит).

Б.Р.А.Т. 3

При игре в кооперативе главные сюрпризы ждут того, кто выберет роль Пакстона (геймплей за Дозорного — это классический F.E.A.R.). Как вы, возможно, помните, Феттел давно мертв, поэтому играть предстоит за его привидение. А какое у призрака оружие? Заряд эктоплазмы да немного телекинеза. Как выясняется, даже с таким нехитрым арсеналом играть может быть довольно весело (по крайней мере первое время). Сразу вырисовывается победная тактика: прикрывать Дозорного, поднимать культистов в воздух и расстреливать потусторонними энергиями. Способности Феттела оказываются тем более востребованными по той причине, что многие обитатели склада обмотаны взрывчаткой и изо всех сил стараются сократить дистанцию между собой и героями. Для борьбы с ними телекинез подходит как нельзя лучше.

Впрочем, мы чуть не забыли еще об одном умении Феттела — им разработчики особенно гордятся и, кажется, считают своим лучшим изобретением. Дело в том, что Пакстон умеет вселяться во врагов. То есть отсутствие в его руках оружия — проблема временная и решается буквально по щелчку пальцев. Столкнувшись с отрядом хорошо экипированных солдат (наши герои — не единственные гости на складе), мы применяем эту способность и мгновенно оказываемся в теле одного из противников. То, что могло стать затяжным боем с неочевидным исходом, превращается в короткую, жестокую бойню. Солдаты, не готовые к тому, что против них повернется один из товарищей, гибнут быстро, не успев даже оказать сопротивления. Разработчики поясняют, что время пребывания в каждом теле ограниченно, но его можно продлить, собирая сгустки психической энергии, которые «вываливаются» из врагов. По их словам, тренированный игрок сможет пройти целый уровень, не покидая захваченного тела.

Кстати, в Day 1 понимают, что обычным кооперативом теперь никого не удивишь, и стараются добавить в привычный игровой опыт перцу. Так, периодически вы натыкаетесь на трупы, из которых можно высосать остаток энергии. Накопив достаточное ее количество, вы улучшаете характеристики персонажа. Никакой ролевой системы, боже упаси, — прокачка происходит строго автоматически, но есть одна деталь. В кооперативном режиме вам каждый раз предлагают выбор: забрать всю энергию себе или разделить ее с товарищем. В зависимости от сделанного выбора вас ждут разные награды.

Аж жуть

После знакомства с кооперативом у нас возникает закономерный вопрос, как тот же самый уровень будет выглядеть в одиночном режиме. Казалось бы, самое очевидное решение — подарить игроку постоянно болтающегося где-то рядом AI-напарника, но авторы осознают все недостатки этого метода и объясняют: нет, ничего подобного не планируется. Если вы решите пройти F.E.A.R. 3 в одиночку, героем станет Дозорный, а Пакстон с комфортом расположится у него в черепе и будет давать советы и вообще помогать двигать сюжет.

Кроме того, разработчики заявляют, что каждое прохождение будет немного отличаться от предыдущего. Пока никакой конкретики, и вряд ли Day 1 решатся включить в игру AI-режиссера, как в Left 4 Dead и Alien Swarm, но обещают, что нам понравится.

* * *

Впрочем, странно было бы ожидать от них чего-то другого: раздавать обещания легко, все дело в том, как они выполняются. Пока в качестве F.E.A.R. 3 есть некоторые сомнения. Игра местами невыразительна, а уровни, кажется, не мешало бы доработать. Да и геймплей за Пакстона, хоть и кажется поначалу забавным, может со временем навязнуть в зубах (хотя кто знает — возможно, способность менять тела как перчатки спасет все дело). Но просто отмахнуться от нового F.E.A.R. не получается. Игра, конечно, еще сыровата, но у нее уже есть свои моменты триумфа, а это позволяет надеяться, что финальная версия — доделанная и выверенная — преподнесет нам не один приятный сюрприз. Случится это (мы очень надеемся) уже весной.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь