А ручки-то — вот они! Очная ставка Kinect и PlayStation Move
Лет тридцать назад, когда видеоигры существовали преимущественно в виде квадратных автоматов весом в пару центнеров, стереотипный образ фаната видеоигр выглядел в умах обывателей следующим образом: захмелевший от сахарных тянучек тинейджер вместо уроков беснуется у здоровенного ящика с экраном.
Когда домашние консоли стали все более настойчиво теснить игровые автоматы, образ несколько мутировал: теперь того же тинейджера, только куда более спокойного, представляли на диване у телевизора — опять же, в компании с Марио вместо Шекспира. Долгая РС-гегемония породила уже третий образ: прыщавый пышнотелый отрок, заваленный банками из-под газировки, пакетиками из-под чипсов и грязными носками, с остекленевшим взглядом стучит по клавиатуре. С появлением Wii образ т.н. «геймера» несколько размылся — играми внезапно начали интересоваться наши бабушки и двоюродные тети.
Ну а в ближайшем будущем, возможно, появится принципиально новый образ поклонников видеоигр. Игрок нового поколения больше не сидит на месте. Он решительно бросает вызов телевизору, машет руками, регулярно подпрыгивает и непонимающе смотрит на любого, кто осмелится спросить, где же его геймпад. В самом деле — какой еще геймпад? Есть же Move и Kinect.
Кинектическая энергия
Георгий Курган делится впечатлениями от полуторачасового свидания с Kinect.
Пока Kinect еще находился в разработке и откликался на имя Project Natal, все относились к нему в лучшем случае с прохладцей: Microsoft не давала покоя популярность Wii, поэтому они изобрели EyeToy с двумя камерами. Как при помощи вот этого играть в шутеры? То есть как это «шутеров не будет»? Там еще и казуальные игры? Спасибо, не надо.
In Soviet Russia Xbox watches you!
Все это правда. Стартовая линейка игр для Kinect действительно состоит в основном из названий вроде Kinect Adventures , Game Party: In Motion , Your Shape: Fitness Evolved и Zumba Fitness (приятное исключение всего одно — файтинг Fighters Uncaged ). В них действительно предлагают собирать руками огромные шары, играть в пляжный волейбол и танцевать хип-хоп. Это странно, нелепо, несерьезно… и в то же время это — самые свежие ощущения от игр со времен iPhone: когда Джобс предложил людям управлять устройством без всяких кнопок, все поначалу тоже крутили у виска, а сейчас сенсорными дисплеями не пользуются разве что слепые, и то по объективным причинам.
Аватар на экране повторяет движения игрока с почти абсолютной точностью: вы можете хоть прыгать, хоть приседать, хоть вертеть перед монитором дули, хоть вспоминать уроки капоэйры; единственное, чего Kinect не терпит, — так это когда к нему поворачиваются спиной, в этом случае движения не распознаются (но со временем это, вполне возможно, исправят). Конечно, совсем уж сложные движения устройству тоже не по зубам, но трудно представить себе игру, в которой вам будет жизненно необходимо, скажем, завязать руки узлом. В остальном все обрабатывается очень четко и с минимальным, едва заметным лагом.
Общий эффект оказывается весьма неожиданным: вместо того чтобы пытаться вызвать какие-то эмоции у человека экраном, Microsoft затаскивают вас внутрь игры. Когда герой повторяет каждое ваше движение, возникает какой-то эффект полной синхронизации — одно неловкое движение ногой отклоняет надувной плот от заданного курса. Взмах рукой отправляет волейбольный мяч через сетку. Удар рукой заставляет рассыпаться аккуратную горку кубиков. А уж танцевальные игры для Kinect — это прорыв уровня Guitar Hero. В отличие от Wii и PS3 Move, устройство Microsoft следит не за отдельным контроллером, а за всем вашим телом — не исключено, что с таким подходом и впрямь можно будет выучить пару-тройку модных движений, чтобы удивлять ими барышень на поселковых вечерах танцев.
Три игры, которые мы попробовали на Kinect
Kinect Sports
Сборник спортивных мини-игр, аналогичный Sports Champions для Move. Бета-версия выглядит странно: в боулинге надо бросать воображаемый шар, а в волейболе можно только махать руками, но нельзя передвигаться по площадке. В настольном теннисе почему-то самым странным образом обрабатывались движения рукой-ракеткой. Бокс выглядит многообещающе, но за месяц до релиза его еще не показывали.
Kinect Adventures
Игра, в которой нужно, приняв строевую стойку, сплавляться на плоту, уклоняться от препятствий, балансируя на движущейся по рельсам платформе, а также издеваться над телом еще четырьмя различными способами. Простая, как советский спорт, Kinect Adventures тем не менее по полной программе использует все возможности Kinect, а кроме того — фотографирует пользователя в самые неудобные моменты.
Dance Central
Мультиплатформенная игра от создателей Rock Band, которая, однако, как влитая вписывается в Kinect: нужно зеркально повторять действия танцора на экране (которым может оказаться, к примеру, бойкий негр с блингом в виде розовой аудиокассеты), а игра при этом отслеживает, насколько точно вы вписываетесь в амплитуду движений и ритм. Единственный минус — видеть свои действия на экране можно только в каком-то микроскопическом окошке, так что для того, чтобы понять, насколько хорошо у вас получается, нужно звать наблюдателя со стороны.
Casual Kinect
Разумеется, к Kinect есть вопросы. Во-первых, не совсем понятно, как разработчики планируют справляться с играми, в которых игроку надо держать в руках какой-либо объект — например, в шутерах. Или в фехтовальных симуляторах. Не будет же игрок, в самом деле, держать в руке воображаемый меч и стрелять из пальца? А если проявит чудеса первобытной мысли и возьмет в руки, скажем, палку — сумеет ли устройство правильно ее обсчитать? И если в танцевально-прыгательных упражнениях Kinect нет равных, то, например, настольный теннис гораздо лучше работает с Move — хотя бы потому, что там не приходится использовать собственную кисть в качестве ракетки.
Наконец, нужны игры! Продукты вроде Dance Central идеально подходят для вечера в шумной и пьяной компании, но едва ли многим это покажется весомым аргументом для покупки периферии стоимостью в 8000 рублей (особенно в России, куда даже Guitar Hero уже и завозить, кажется, бросили). Пока на вопрос о том, когда для Kinect появятся хардкорные игры, представители Microsoft отвечают уклончиво — мол, сначала нужно посмотреть, как продукт воспримет казуальная аудитория, а уж потом… Зато вместо них вполне оптимистично высказываются японцы: на TGS было анонсировано как минимум два Kinect-хоррора и один Kinect-экшен про роботов (см. о них во врезке неподалеку).
Три игры, которые необходимы на Kinect
Rise of Nightmares (2011)
Хоррор, эксклюзивный для Kinect. От первого лица. За разработку отвечает SEGA. Больше об этой игре не известно в общем-то ничего. В единственном тизере дурными голосами орут «Kill me!», кого-то жарят на электрическом стуле и давят шипами. Непонятно и жутко любопытно — сам по себе факт существования хоррора для Kinect уже интригует.
Steel Battalion: Heavy Armor (2011)
Предыдущие игры в серии Steel Battalion (собственно Steel Battalion и сиквел Line of Contact) предлагали управлять гигантскими нечеловекоподобными роботами и в обязательном порядке комплектовались здоровенной бандурой-контроллером, с тремя педалями, двумя джойстиками и 40 кнопками — от зажигания до дворников. В Heavy Armor это лишнее: все будет управляться легким движением руки при помощи Kinect.
Fighters Uncaged (ноябрь 2010)
Фактически — первая хардкорная игра для Kinect, файтинг, создатели которого всерьез планируют обучить игроков основам тайского бокса. Цифры следующие: 70 ударов, 21 арена, включая заброшенную церковь. Кроме того, обещают задействовать голосовое управление (для активации суперударов).
* * *
Технологическая победа, пожалуй, все-таки достанется Microsoft: для того чтобы отслеживать движения игрока во всех трех измерениях, Kinect не нужны никакие светящиеся «волшебные палочки», а кроме того, устройство видит и может использовать против вас любое ваше движение — от удара ногой до почесывания тохеса. Кроме того, Kinect вполне успешно прикидывается интерфейсом будущего — распознает хозяев по голосу и дает возможность навигации при помощи пассов руками, как в «Особом мнении» или второй «Матрице».
Однако окончательная победа, разумеется, достанется той платформе, на которой будут самые крутые игры. И вот тут пока все сложно: Sony активно совмещают Move с хардкорными тайтлами (в том числе с уже вышедшими), а Microsoft пока что неловко мнутся и видят эротические сны, в которых к ним в полном составе приходит аудитория Nintendo. При любом исходе событий выгода для простых игроков очевидна: больше не нужно будет назойливо отмахиваться от укоризненного «пошел бы лучше в футбол поиграл!» и пугать по ночам близких остекленевшим взглядом и побелевшими пальцами, судорожно сжимающими геймпад. Наконец, теперь можно будет от души врезать противнику не нажатием кнопки, а хуком слева или ногой с разворота — и пусть кто-нибудь попробует сказать, что видеоигры — развлечение для ожиревших лентяев.
Про движение
По просьбе «Игромании» блогер Сергей Галенкин предлагает альтернативное мнение о будущем сенсорных контроллеров вообще и PlayStation Move в частности.
С момента выхода PlayStation 3 всевозможные игровые аналитики регулярно пророчили, что следующий год станет годом Sony. В 2006-м не получилось — значит точно 2007-й. Ой, Halo вышла… Ну ладно, тогда однозначно 2008-й. Gears of War 2? Какая неудача. Значит 2009-й — и это наверняка. Опять нет? Да что ж такое-то. Ставим на 2010-й!
Броуновское движение
Нужно сказать, что все это время борьба в умах игроков и аналитиков велась за второе место — первое было захвачено компанией Nintendo и ее совершенно невероятной клиентской базой: домохозяйками, пожилыми бизнесменами и детьми до 13 лет. Никто даже не сомневался в том, что успех родного дома Марио и Луиджи может быть оспорен в этом поколении, прогнозы делались исключительно о PlayStation 4 и Xbox 720.
Но, естественно, Sony не могла просто так отдать рынок казуальных консольных игроков, который она долго и упорно выращивала в прошлом поколении приставок: вспомните EyeToy и многочисленные спортивные и вечериночные игры для нее. Поскольку управление игрой без контроллера выявило ряд проблем еще во времена PlayStation 2, инженеры Sony придумали Move — не самое изящное, но достаточно точное и, главное, совместимое с Wii по идеологии решение.
То, что продажи Nintendo рано или поздно начнут падать, ее конкурентам было понятно — к Пахтеру не ходи. И не нужно никакого кризиса, подкосившего целевую аудиторию Wii. Расцвет HD-телевизоров сам по себе рано или поздно убил бы старомодную приставку, которая не умеет показывать картинку высокого разрешения. Очевидно, Sony ожидала, что разочарованные продажами своих игр на Wii разработчики спешно портируют игры на PlayStation 3 с поддержкой Move, благо сделать это проще, чем переделать игру под конкурирующее решение от Microsoft , где никаких контроллеров нет вообще.
Однако финансовый кризис, ускоривший падение Wii, внес свои коррективы и в планы Sony. Уже не приходилось ожидать, что стесненная в средствах публика выложит полтыщи долларов за PS3 с Move и комплектом игр для нее — особенно после того, как так называемые казуальные игроки заметили, что Wii больше пылится в шкафу, чем работает. А значит, надо срочно готовить что-то для преданных фанатов Sony — молодых мужчин, интересующихся играми (играми — в смысле со стрельбой, прыжками и эльфами, а не Wii Party -подобными клонами). Отсюда неожиданное нашествие Move в классические хиты: MAG , Heavy Rain , Killzone 3 , LittleBigPlanet 2.
Самое смешное — спустя почти пять лет ожиданий год Sony все-таки наступил, а Move еще даже не вышел. Продажи PlayStation 3 стабильно обходят продажи Wii в Японии, та же картина с противостоянием PSP и DS. Все, что понадобилось, как это ни банально звучит, — это хорошие игры. Ну и снижение цены, разумеется, тоже помогло.
Три игры, которые мы попробовали с PlayStation Move
Sports Champions
Сборник юного физкультурника, включает в себя шесть спортивных мини-игр. В массе своей смотрятся почему-то намного естественнее аналогичного продукта для Kinect — возможно, потому, что любое упражнение со спортинвентарем (от состязаний лучников до настольного тенниса) ощущается лучше, когда руки не пустые. Не говоря уже о гладиаторских боях — самом, на наш взгляд, интересном состязании: движения кистью бережно обсчитываются, можно наносить верхние, нижние удары, прикрываться щитом и добивать раненых в прыжке.
Heavy Rain
Блестящий триллер Heavy Rain был одной из первых игр, в которые поддержку Move добавили задним числом. Казалось бы, лучшего кандидата не сыскать: управление в игре основано на имитации движений героев на экране при помощи геймпада. Однако уже через пять минут стало ясно, что новые методы контроля игре не подходят: хотя имитация вроде бы стала более точной (чтобы открыть окно, нужно сделать широкое движение всей рукой), игра считывает движения довольно скверно. К тому же без дополнительного контроллера (обычного или «нунчака» для Move) играть все равно нельзя, так что эффект погружения размывается.
Resident Evil 5
Еще одна игра, переделанная под нужды Move, — Resident Evil 5. Мы видели ее еще на gamescom, но тогда случая пожаловаться как-то не представилось. А есть на что: как известно, компания Capcom никогда не умела делать приличное управление (чтобы научить героя Dead Rising бегать и стрелять одновременно, им понадобилось звать канадских варягов), и глупо было бы ждать, что выход Move все исправит. Достаточно уже, что для выстрела в RE5 нужно зажимать ТРИ различных кнопки. Ярчайший пример того, что далеко не каждая игра годится для управления при помощи датчиков движения.
Движение за права человека
Впрочем, продажи Xbox 360 в США тоже обошли продажи Wii, а значит, 2010 год с тем же успехом можно считать годом Microsoft. Американская компания долго готовилась к этому моменту, старательно копируя лучшие наработки конкурентов: Kinect — это доведенный до ума EyeToy, аватары Xbox 360 — правильно реализованные Mii
Ситуация на самом деле презабавнейшая: три года Sony и Microsoft активно готовились к захвату аудитории Nintendo, создали невероятные продукты, провели массированную маркетинговую подготовку, а когда пришла пора снимать сливки, выяснилось, что та аудитория давно уже подобными вещами не интересуется — кто в Facebook фермы строит, а кто подрос и теперь вместо Wii Sports играет в Halo или God of War.
Microsoft все еще надеется на три с лишним миллиона Kinect до конца года, а Sony изначально ставила планку ниже. Хотя первые результаты разочаровывали (около 60 тысяч устройств в США и 80 тысяч в Европе за первую неделю), потом продажи устройства набрали обороты — 1,5 миллиона Move (вместе со всеми бандлами) продано в Европе и 1 миллион отгружен в США. Результат далекий от провала, но с такой инсталляционной базой ждать громких эксклюзивов от сторонних разработчиков под Move не стоит. Если ситуация значительно не улучшится в ближайшее время, то повторится история с датчиком движений в геймпадах (помните Sixaxis?): в нескольких играх будет опциональная поддержка такого управления, но чем дальше, тем реже разработчики станут тратить на нее свои силы и время.
Три игры, которые необходимы для PlayStation Move
No More Heroes: Heroes’ Paradise
После того как Star Wars: The Force Unleashed 2 доказала свою несостоятельность, главной надеждой для любителей махать мечом остается игра No More Heroes. В Японии порт для PS3 и Xbox 360 вышел еще в апреле, но в США и Европу доберется только в следующем году и только для PS3. Главный герой NMH — японский гик со световой катаной, который подрабатывает наемным убийцей. На Wii игра вышла еще в 2007-м, задолго до появления Motion Plus, и движения там обрабатывались не очень четко, но с появлением Move это может измениться.
Sorcery
Один из немногих анонсированных эксклюзивов для Move, выходит в следующем году. В основе Sorcery лежат ирландские народные предания, но лепреконов в зеленых котелках почему-то не обещают. Вместо этого нам предложат сыграть за ученика чародея, который должен спасти человечество от недружелюбной дамы по имени Королева Кошмаров. Основным оружием, как несложно догадаться, будут различные заклинания и снадобья — для сотворения того и другого, конечно, будет использоваться Move.
inFamous 2
В конце августа Sony официально заявили, что в сиквеле супергеройского (суперзлодейского?) экшена inFamous запланирована поддержка Move. Как именно это будет выглядеть — пока никто не говорит, но вообще такой анонс одновременно интригует и настораживает: в первой части игры ощущения лучше всего передавались при помощи банальной функции вибрации, а лучшие свои приемы Коул проводил голыми руками. Зачем в этой схеме нужен Move — решительно неясно.
* * *
Разумеется, рано пока говорить о полном провале идей motion controls — Kinect едва-едва вышел, да и кризис когда-нибудь закончится. Но почему-то создается ощущение, что следующие приставки от Microsoft и Sony будут по старинке в первую очередь ориентироваться на обычных игроков вроде нас с вами, без радикальных изменений в схемах управления или потерь в жанровом разнообразии. Ради этого стоило перетерпеть всеобщее увлечение Wii.
[[BREAK]] Рычаги воздействия
Возможно, вам кажется, что играть, держа в руках лампочку Ильича от Sony или прыгая как кукарача перед камерами Kinect, — это значит выглядеть странно и глупо. Чтобы немного успокоить ваши нервы, редакция «Игромании» рассказывает о нескольких не менее нелепых средствах управления в видеоиграх.
P5 Glove
Еще в 90-х было модным считать, что следующая ступень эволюции контроллеров — это перчатки с датчиками движения. Один из героев фильма The Wizard носил перчатку Nintendo Power Glove, считая ее очень модным аксессуаром. Ветвь, однако, оказалась тупиковой: все доступные в свободной продаже образцы стоили бешеных денег, а с появлением устройств типа Kinect надобность в них, возможно, отпадет совсем. Одной из последних попыток внедрить эти гаджеты в видеоигры стала перчатка P5, которая поддерживалась в Hitman 2: Silent Assassin, Black & White, Serious Sam: The Second Encounter, а также (неофициально) в Die by the Sword.
Samba de Amigo
Сообщается, что маракасы — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов, индейцев таино — традиционно изготавливают из высушенных плодов калебасового дерева. В свою очередь, самба — это бразильский жанр музыки, возникший в результате слияния африканских и европейских ритмов. В противовес всему этому в игре Samba de Amigo контроллеры-маракасы сделаны из пластика (внутри — сенсоры, отслеживающие движение), а в саундтреке играет не столько самба, сколько популярные латинские поп-композиции. Кроме того, надобность в контроллерах-маракасах отпала с изобретением виимоута.
Pool Shark
Любой поклонник бильярда знает, что деревянные столы в этой игре — изобретение сравнительно недавнее. Еще в сталинские времена лучшей основой для игры в бильярд считалась плита из сланца-ардезита. Ее пробовали заменять чугуном и железобетоном, но эти попытки успехом не увенчались. Первой удачной заменой оказалась асфальто-песковая плита. Ну а в 2000 году в Японии вышло приспособление, с которым для игры в бильярд годился любой стол, хоть журнальный. Устройство с оригинальным названием Pool Shark позволяло играть в виртуальный бильярд с самым настоящим кием. Что характерно, изобретение виимоута позволило отправить на свалку истории и это устройство.
Beatmania
В те времена, когда DJ Hero еще не было даже в проекте, соответствующую нишу целиком заполнила собой игра Beatmania. За период своего существования (1997-2002) она успела выйти на игровых автоматах, PS one, Game Boy Color и даже Wonderswan, если такой хоть кто-то помнит. По сути игра была похожа на смесь DJ Hero и Guitar Hero, только крутить «вертушку» приходилось примерно в два раза реже, а нажимать на кнопки — примерно в десять тысяч раз чаще. Обязательно введите название игры в YouTube — увидите массу интересных роликов, в которых чудо-японцы играют со скоростью около двенадцати нажатий в секунду.