20 ноября 2010
Обновлено 17.05.2023

Call of Duty: Black Ops

Call of Duty: Black Ops - изображение обложка

Пятиминутка эрудиции: что общего между землеройками, акулами и играми серии Call of Duty? Ни тем, ни другим, ни третьим нельзя останавливаться. Землеройкам — потому что из-за фантастически высокой интенсивности обмена веществ они вынуждены ежедневно потреблять пищи в 1,5-2 раза больше своего веса, а значит — мало спать и постоянно питаться. Акулам — потому что из-за отсутствия жаберных мышц они не могут активно фильтровать кислород из воды — нужно постоянно плыть, чтобы вода омывала ротовую полость. Что же касается Call of Duty, то ее разработчикам надо ежегодно делать все более шумное и масштабное шоу, чтобы превзойти успех прошлогодней версии.

В каждом маленьком ребенке

За годы существования Call of Duty мы привыкли, что эта игра обращается к пользователю, минуя сознание, взывая напрямую к первобытным инстинктам (есть мнение, что точно таким же образом фильм «Сумерки» вырывает из реальности даже самых здравомыслящих и образованных женщин) и пробуждая внутреннего австралопитека.

Сюжет и сколько-нибудь запоминающиеся персонажи были этой игре, в общем, необязательны — за сценаристов говорили спецэффекты. В первых частях вместо сюжета были выдержки из учебника истории, а начиная с Modern Warfare уже можно было не слушать, о чем говорят персонажи: какие разговоры, там вон, смотрите, космонавта ядерным взрывом размазало!

Но ровно по той же самой причине в 2009 году оказалось, что на планете Земля взрывать уже толком нечего — разве что пирамиды или континент Австралия целиком. Call of Duty уперлась в потолок собственных возможностей так же, как это полгода спустя произошло с God of War. Эпатаж Infinity Ward достиг таких масштабов, что ни одну игру на ту же тематику не воспринимали всерьез.

В Battlefield: Bad Company 2 была исключительная разрушаемость, но некоторые сцены из Modern Warfare 2 были воспроизведены практически дословно, что, понятно, совсем уж некрасиво. Ну а разработчики недавней Medal of Honor попытались сделать игру с социальным подтекстом, но их стараний никто не оценил: после того, что нафантазировали авторы Call of Duty, ужасами афганской войны в видеоигре уже нельзя было никого удивить (текстовые выдержки из WikiLeaks были куда страшнее).

Infinity Ward ушли непобежденными. Поэтому вместо того, чтобы пытаться переплюнуть их, Treyarch поступили так: они сделали самый обычный Call of Duty, но — с сюжетом!

Кто был — тот не забудет. Или что на самом деле привело к падению лагерного режима

Массовое восстание заключенных воркутинского ГУЛАГа, в котором можно поучаствовать уже во второй миссии Call of Duty: Black Ops , действительно имело место в реальной жизни, только произошло оно не в 1967-м, а в 1953 году. После смерти Сталина в марте 1953 года и последующего ареста Берии была объявлена крупнейшая в СССР амнистия — на свободу вышли примерно 1,3 млн человек. Многие из них были настоящими уголовниками, в результате чего криминальная обстановка в стране резко ухудшилась.

Что до «политических» заключенных, осужденных по 58-й статье (измена родине, шпионаж, антисоветская деятельность или пропаганда, вредительство и саботаж), то их никто выпускать не спешил, несмотря на ходившие вокруг слухи об амнистии. Для политических заключенных существовали так называемые «особые лагеря», расположенные за полярным кругом, где сознательно создавались невыносимые условия для жизни. Одним из таких «особлагов» был лагерь №6 (он же «Речник») в Воркуте. Надо сказать, что город Воркута и сам по себе не лучшее место на земле — кругом тундра и вечная мерзлота, да и условия на угледобывающих рудниках, где работали заключенные, были по-настоящему адские. Их жизни уносили многочисленные аварии, переписка с родственниками была под запретом, и даже охрана в особых лагерях набиралась из бывших узников.

Среди заключенных было очень много людей, побывавших на войне и умевших обращаться с оружием, поэтому, когда шесть из семнадцати отделений «Речника» в июле 1953-го отказались выходить на работу, лагерное начальство не на шутку взволновалось. К 25 июля бастовали уже 8700 человек; среди заключенных ходили листовки с призывами не давать угля, пока не наступит амнистия, а 26 июля прозвучали первые выстрелы — заключенные напали на штрафной изолятор и освободили 77 человек. Охрана штрафного изолятора убила двоих нападавших и ранила еще двоих. В восставших отделениях создавались штабы самоуправления, которые объявляли недоверие начальству. Часто они были интернациональными: известно, что во втором лагерном отделении такой штаб возглавил бывший капитан польской армии Кендзерский, осужденный по 58-й статье на 15 лет.

Несмотря на невиданный доселе размах, восстание в «Речнике» начиналось как сугубо мирное: заключенные не пытались организовать побег (кругом все равно была тундра и медведи), а требовали, чтобы об их отчаянном положении узнало новое руководство страны. В Воркуту прибыла комиссия МВД СССР во главе с генералом армии И.И. Масленниковым, во двор лагеря внесли скамейки для заключенных, начались переговоры. Но люди отказывались верить обещаниям начальства о смягчении условий их жизни, они хотели свободы. 1 августа около четырехсот заключенных организовали на территории жилой зоны сплошной заслон. На их подавление были брошены 50 надзирателей. Увидев их, заключенные бросились ломать забор и, вооружившись кольями и досками, стали вытеснять надзирателей. Невольники попытались взять штурмом и ворота, за которыми было выставлено оцепление из вооруженных солдат и офицеров. Там же находились прибывшие из Москвы генералы и полковники.

Из заранее подготовленной пожарной автомашины на передние ряды восставших направили струи воды. Но заключенным удалось вырвать шланг и разрезать его. До выходных ворот оставалось пять метров. Начальство дало приказ открыть огонь на поражение. Погибло 42 заключенных, 135 с обеих сторон были ранены. А уже через два года после восстания Воркута вновь забастовала, правда, на этот раз обошлось без жертв.

Несмотря на жестокое подавление всех лагерных восстаний, они (а вовсе не покаяние в преступлениях Сталина) все-таки вынудили пришедшего к власти Хрущева пойти на постепенный демонтаж системы террора, который начался со знаменитого XX съезда КПСС. Однако, несмотря на ликвидацию особых лагерей, исправительные учреждения МВД находились в Воркуте до конца 80-х годов.

Есть по двести грамм взрывчатки

Пробиться через ментальные блоки, установленные Infinity Ward, им удается не сразу. Поначалу кажется, что Black Ops отрабатывает стандартную программу: в первой миссии убивают Кастро (правда, не насовсем), во второй воркутинские зеки организованным штурмом осуществляют побег из колонии. А уже в третьей нас с озабоченным лицом встречает Джон Кеннеди, произносит прочувствованную речь о демократии, после чего благословляет на штурм Байконура. Не считая камео сразу двух суперзвезд политики ХХ века, ничего такого уж необычного. Дождь из вертолетов в прошлом году выглядел внушительнее.

Бдительность усыпляет еще и тот факт, что самые яркие сцены приходятся на долю одного-единственного персонажа: однажды Виктор Резнов, человек с внешностью и голосом Гари Олдмана, уже вытянул на себе целую Call of Duty: World at War. В Black Ops он встречает нас в роли лидера воркутинского бунта, который он разделил на восемь фаз.

«Шаг второй — подняться из мрака!» — патетически кричит Резнов-Олдман. «Подняться из мрака!» — вторит ему хор урок. «Заарканить летающую тварь!» (это он про гарпун и вертолет, если что). И так далее. Под эти оптимистичные лозунги в кадре творится привычный дурдом: приезжают и тут же взрываются танки и джипы, часто и с сильным акцентом («сьобака!») ругаются по-русски, взрывают все подряд и перерезают людям горло.

На какое-то время в кадре появляется здоровенный бородатый детина с кайлом, которого представляют как Сергея Козина по прозвищу Магаданское Чудовище. Чуть раньше был взлет с военного летного поля, в пять секунд превратившегося в поле боя, чуть позже последует прорыв через тюремный двор под прикрытием вагонетки, взрыв, наконец, ракеты «Союз-1» — все это случается в Black Ops в течение первого же часа игры. Но, опять же, сильных эмоций не вызывает — чего мы только не взрывали.

Зато примерно в это же время игроку начинает бросаться в глаза, что между миссиями не только несут дежурную чепуху про угрозу англо-саксонскому укладу жизни, но говорят какие-то подозрительные вещи про некий «центр запуска», требуют объяснить значение загадочных комбинаций цифр (при этом в кат-сценах герой привязан ремнями к стулу и периодически получает бодрящие дозы электричества). Быстро появляется масса вопросов: какие еще цифры? Почему Стайнер, Драгович и Кравченко должны умереть? Какого, в конце концов, дьявола мы сталкиваемся с Резновым на каждом углу?!

А иначе он взорвется

Ответы на эти вопросы разработчики подсмотрели сразу в нескольких психологических кинотриллерах (если вспомните их все, напишите нам, а лучше — нарисуйте): Алекс Мэйсон действительно слышит какие-то странные цифры у себя в голове, на досуге галлюцинирует и мучается флэшбеками — словом, плохо себя чувствует. Рядом с ним стоит стол с полным набором пыточных инструментов, вокруг кресла — телевизоры, экраны которых то и дело эпилептически вспыхивают. С потолка вещает зловещий голос.

Чуть ли не с первой фразы персонажи начинают крыть друг друга последними факами и чуть не срываются на фальцет. И вот когда игрок понимает, что все происходящее в игре — нечто большее, чем просто очередная игра в спецназ, тогда даже знакомые Call of Duty-сцены начинают выглядеть как-то по-другому.

Вплоть до того, что, пройдя игру и узнав истинную подоплеку происходящего (Treyarch, кстати, намекают на то, что у них есть собственная версия насчет убийства Кеннеди), можно немедленно запускать игру во второй раз — чтобы увидеть те же ситуации под совершенно новым углом. Call of Duty, который хочется видеть больше одного раза, — это, право, что-то из области фантастики.

Трах-бабах — и нет его!

Вообще, в это трудно поверить, но в Black Ops действительно интересно следить за развитием событий, а не только ждать очередной сцены с праздником китайских фейерверков. И это очень хорошо, потому что в остальном перед нами более-менее та же самая игра, что и всегда. Герои вечно куда-то прорываются, ломятся, что-то форсируют. Иногда они немного играют в стелс и крупным планом вскрывают чьи-нибудь глотки и черепа.

Новый маршрут экскурсии по знаменитым войнам мира включает в себя поездку во Вьетнам, на Урал, в Лаос и, конечно, на Кубу (на всякий случай напомним: новое время действия — холодная война). Иногда дают полетать на вертолете с предельно упрощенной схемой управления: можно стрелять и передвигаться в двух плоскостях, а высоту машина регулирует самостоятельно.

Выглядит все это, честное слово, очень круто. Как мы уже неоднократно отмечали в превью, с режиссурой у Treyarch все как минимум не хуже, чем у Infinity Ward: в открывающей сцене во Вьетнаме на заднем плане обязательно будет полное небо вертолетов, во время карательного рейда на катере внезапно начинает играть Sympathy for the Devil, а в горах по всем правилам жанра должна хотя бы однажды сойти лавина.

Проблемы у игры, впрочем, остались те же. Персонажи и декорации выглядят отлично ровно до тех пор, пока первые не начнут стрелять и перемещаться по вторым. Нормальной физики до сих пор нет, оружие стреляет не очень-то убедительно. Искусственный интеллект давным-давно просится в дом престарелых. Да и вообще видно, что технологии уже не два и даже не три года и ее давно пора убирать на антресоли.

* * *

Но все вышеперечисленное — по сути, дежурные пункты ежегодной CoD-программы. Со времен четвертой части этой игры мы уже столько раз восхищались одними и теми же вещами и морщились от одних и тех же недостатков, что, честное слово, надоело. Гораздо важнее, что Activision снова удалось всем показать, какими должны быть линейные шутеры про войну. И это только благодаря тому, что Treyarch добавили в обкатанную за годы схему приличный сюжет. Если бы они догадались сделать в игре современную физику и анимацию, то все сотрудники Activision во главе с Бобби Котиком, должно быть, тут же ушли бы в нирвану. Но этого, увы, придется ждать как минимум до следующего года.

P.S. Чтобы поиграть в Black Ops и написать эту рецензию, нам пришлось пойти на рискованный шаг — задержать уход в типографию части номера. Поэтому мы не успели толком опробовать многопользовательские режимы. Подробный рассказ о мультиплеере Black Ops — в следующем выпуске.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Call of Duty с сюжетом выглядит далеко не так пижонски, как Modern Warfare 2, но играть в нее почему-то не менее интересно. Из приятных бонусов — Rolling Stones и Гари Олдман в одной из главных ролей.

Рейтинг «Мании»: 9,0

«Великолепно»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь