20 ноября 2010
Обновлено 17.05.2023

Fable 3

Fable 3 - изображение обложка

Есть такая традиция: начинать каждую рецензию на очередную игру Lionhead хвалебной одой Питеру Молинье. Неординарная личность, что и говорить: сын игрушечных дел мастера, в детстве он имел возможность фантазировать сколько душе угодно. Эту чудесную привычку он сохранил до лысины и седин, став этаким индустриальным Питером Пеном, мальчиком, который не вырос, потому что не хотел. В этом его отличие от, например, Уилла Райта, который, пока делал игры, высказывался на схожие темы, но делал это с предельно серьезным лицом и расчетом талантливого проектного менеджера.

Игры Молинье похожи то на детскую шалость, то на ящик с игрушками: он запросто меняет местами сказочных героев и злодеев в Dungeon Keeper , строит американские горки своей мечты в Theme Park (а вы думали, он все это ради экономической стратегии затеял?), воспроизводит в масштабах целого острова дошкольный эксперимент с лупой и муравьями ( Black & White). А еще Питер умеет с самым невинным видом врать («В моей новой игре деревья будут расти в реальном времени!»), но делает это только потому, что сам искренне верит во все им сказанное.

Сейчас Молинье уже другой. Мудрые воспитатели из Microsoft мягко, но настойчиво объяснили ему, что врать нехорошо, причесали, посадили за большой красивый стол и сделали креативным директором всей Microsoft Game Studios. Сложно сказать, как это повлияло на серию Fable : нет такого математического коэффициента, чтобы определить, насколько плотно Молинье участвовал в разработке третьей части. Но честное слово, когда играешь в Fable 3 , кажется, что он подмигивает тебе из-за каждого второго угла.

Ох уж эти сказочники!

Fable 3 невольно хочется сравнить с другой ролевой игрой, Arcania: Gothic 4. Они вышли примерно в одно и то же время, и обе, мягко говоря, не первый год на трассе. При этом авторы «Готики» насмерть увязли в условностях жанра (да еще и умудрились отрезать от игры и отправить в урну самые сочные куски), во всех этих левелапах и рейтузах стопятисотого уровня, и теперь, похоже, медленно пойдут на дно. В то же время команда Молинье волевым решением отказалась от всего того, за что мы обычно называем игру ролевой. Вся прокачка сведена к последовательному увеличению урона от мечей, пистолетов и магии (единственное исключение — оружие, которое прокачивается по индивидуальной программе). Инвентарь заменен на комфортное убежище, в котором вас каждый раз встречает верный камердинер Джаспер. Кроме того, игра заботливо напоминает, когда герою нужно выпить очередную целебную бутылочку и прочую гомеопатию. Все для людей.

Lionhead было необходимо избавиться от шелухи, чтобы не отвлекать вас от действительно важных вещей, от всего того, что на самом деле делает ролевую игру ролевой. Игровой мир, персонажи, диалоги, кастомизация всего на свете и максимальная нелинейность — в «Готике» сегодня такого, к сожалению, не подают. Зато в Fable 3 все это есть, хотя и порой в странных пропорциях.

Третье возвращение в Альбион стало, пожалуй, самым необычным из всех. Первые две части честно держались в фэнтези-рамках, старательно пугали героя злыми феями и оборотнями, драконили драконами и троллили троллями. Теперь этот мир остался только на страницах легенд. Альбион сегодня — крупное промышленное государство, страна покоренного пара. Даже если вы бывали здесь раньше, то гарантированно не узнаете этот край: вместо умилительных деревень здесь теперь огромные кирпичные дома, на месте сливовых рощ — заводы по производству латунных ночных горшков. Драконов здесь сто лет в обед как не видели, последнего тролля, кажется, задавили катком еще в прошлом декабре, а с оборотнями борются, добавляя в факелы нитрат серебра. Мужчины все как один надели цилиндры, женщины — капоты, и вместо того, чтобы совершать подвиги и побеждать чудовищ, решают типично диккенсовские проблемы. В современном Альбионе активно используют детский труд («Трудоустроенный ребенок — счастливый ребенок!» — гласит агитплакат). Проводят показательные расстрелы рабочих. Переделывают приюты в бордели. Сливают нечистоты на головы беднякам. Монстры нового века носят безупречно накрахмаленные сорочки и песцовые воротники, но выглядят страшнее любого вурдалака.

Большие надежды

Если кто-то только что к нам присоединился и не оценил масштаб изменений, напомним: Fable всегда на сто процентов соответствовала названию — это была очень яркая, пастельная сказка, как будто срисованная с иллюстраций к книгам братьев Гримм. Какие бы ужасы там ни происходили (если что, даже в лучшие годы в этой игре регулярно похищали младенцев, вырезали целые города и убивали собак), благодаря подаче и визуальному стилю сказка оставалась сказкой.

Теперь мир Fable очень повзрослел, и это не могло не отразиться на второй ключевой особенности серии — необходимости постоянно выбирать между добром и злом. Герой триквела решает куда менее однозначные задачи — сначала подбивает людей на бесчинства и поднимает их на баррикады, а затем, когда злой король (по совместительству — родной брат главного героя) будет свергнут, — определяет налоговую и экологическую политику, вводит и отменяет законы, казнит и милует. Народ, который усадил вас на трон, мигом припомнит все «предвыборные» обещания, и если нарушать их в угоду госбюджету — августейшей особе начнут плевать в лицо на улицах и подсыпать гвоздей в кисель. Но ваш выбор в данном случае — это не вопрос личной жадности и дурного характера (хотя если вы все-таки жадный и злой — возможности для казнокрадства и коррупции в игре тоже есть). Король и ближайшие придворные втайне готовятся к вторжению зловещего врага, а строительство новых школ и сливных резервуаров для дворянских фекалий стоит огромных денег, которые можно было бы потратить на оборону. И если ваши подданные боготворят вас сегодня, то нет гарантий, что они не возненавидят вас через год, когда враги сожгут родную хату. Моральные дилеммы в Fable 3 — это еще не Dragon Age , но уже и не детсадовские «помочь — убить» из первых частей. Возможно, именно поэтому разработчики отказались от очков морали, а у высоконравственного героя над головой больше не светится нимб — он не святой.

Игра стала серьезнее, но одновременно — почему-то смешнее. В Fable шутили и раньше, но третья часть — это местами какой-то интерактивный «Монти Пайтон» (даром что дворецкого Джаспера озвучивает, если вы не знали, Джонатан Клиз). «Немногие знают, но на самом деле куры — опасные и коварные животные!» — заявляет полусумасшедший фермер, из курятника которого сбежал выводок пернатых. Как выясняется позже, просто так нахальных птиц не переловишь: нужно обязательно вырядиться в костюм цыпленка (чтобы, значит, втереться в доверие) и исполнить перед курами ритуальный танец. А когда они наконец-то согласятся следовать за вами, то немедленно и хором закудахтают строевую. Воля ваша, а поющих куриц мы наблюдаем в видеоигре впервые.

Или вот еще пример — в какой-то момент, между двумя средневзвешенными подай-принеси-квестами, протагонист встречает трех нердов в балахонах, собравшихся поиграть в местную версию Dungeons & Dragons. Героя приглашают поучаствовать в их досуге в качестве… героя. При помощи специального артефакта его уменьшают и помещают на игровой стол, а там начинается стандартный квест, только все персонажи нарисованы на кусочках картона (озвучивают их сами ролевики, особенно смешно кривляясь, когда изображают женщин), ведущие постоянно ругаются друг с другом, а заканчивается игровая сессия буквально так: «И что, они жили долго и счастливо? — Жили бы, да барон перед смертью отравил принцессу, и она скончалась в жуткой агонии. Ее предсмертные вопли свели с ума юного кузнеца, и он вырос серийным убийцей… а также каннибалом».

Болгария — не заграница

Курицы в Fable 3 — особо важные птицы. Они появляются в открывающем ролике, фигурируют в нескольких квестах, про них все время кто-то шутит, наконец — на иконке загрузки уровня тоже изображен цыпленок. В полной мере осознавая значимость момента, «Игромания» публикует подборку самых необычных фактов об обычной курице

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Класс: Птицы

Отряд: Курообразные

Семейство: Фазановые

Род: Гребенчатые куры

Группа: Домашняя курица

Одомашнивание

По современным представлениям ученых курица была одомашнена более девяти тысяч лет назад где-то в Азии (предположительно, в Китае). Прародителем домашней пеструшки была банкивская джунглевая курица. Дикие куры и по сей день живут в странах Юго-Восточной Азии. Они неплохо летают, со скоростью спринтера носятся по подлеску, умудряются охотиться на насекомых (хотя их основной корм все же зерна), а яйца откладывают в большие гнезда, которые обустраивают на земле из листьев и веток.

Каталепсия

Каталепсия — или состояние восковой гибкости — это измененное состояние сознания или, если быть точнее, отдельных областей головного мозга, при котором телу можно придать практически любую позу, и оно будет сохранять его довольно долгое время. У человека каталепсия наблюдается при различных психиатрических расстройствах — в частности, при шизофрении.

Наблюдается каталепсия и у животных. Одно из самых известных проявлений каталепсии — «залипание» курицы на нарисованной на земле линии. Выполняется «фокус» довольно просто: курица нежно сгребается в охапку, голова ее слегка наклоняется вперед. Когда птица успокоится, ее голову подносят к поверхности земли, помещают палец рядом с клювом и быстрым резким движением рисуют линию от клюва. В идеале рисовать на влажной земле, чтобы линия была заметна (но и на сухом асфальте методика тоже работает). Если все прошло успешно, курица надолго «зависнет», уставившись точно на линию или на ее воображаемое местоположение. Можно перемещать тело животного в разные стороны, но взгляд и голова курицы будут постоянно фиксированы на линии.

Достоверно не известно, причиняет ли такой «фокус» вред животному и испытывает ли оно от этого страдания (пока считается, что ничего страшного с курицей от подобных выкрутасов не происходит), но лучше не экспериментировать. Измененные состояния сознания далеко не всегда полезны для живого организма и могут привести к неприятным последствиям в отдаленном будущем.

На крыло!

Принято считать, что домашние куры летают очень плохо. Многие думают, что максимум, на что они способны, — это взлететь с земли на насест. Скептики были бы весьма удивлены, оказавшись где-нибудь в глухой зауральской деревушке. Совершенно обычная картина для тех мест: раннее утро, солнышко только-только показалось из-за гор, из курятника выходят все его обитатели, во главе идет самый крупный и красивый петух. Вся стая поднимается на крыло и улетает куда-то в сторону горизонта. Кормиться в тайгу. Вечером прилетят обратно, и хозяин закроет их на ночь. Причем летают эти домашние куры похлеще куропаток или даже тетеревов — неплохо маневрируют в воздухе и могут сносно планировать.

Злейший враг

Злейший враг домашних кур вовсе не лиса, как можно было бы подумать. Лиса обычно уносит из курятника одну, редко две курицы. Хозяин это обычно замечает и перекрывает доступ к насестам. Хорь (а также горностай и ласка), оказавшись в курятнике, вряд ли уйдет из него, пока не перережет всех обитателей. В животном включается неистовый охотничий инстинкт, и оно грызет кур, даже не задумываясь, что столько ни ему, ни его семейству не съесть и за год. Бывали случаи, когда всего один хорек, попав в курятник, уничтожал за пару часов несколько сотен кур.

Повесть о двух городах

Стилистически Fable 3 безупречна. Остроумные квесты, дизайн ручной работы (здесь не найти двух одинаковых городов или поселков), десятки вариантов одежды, причесок, бород и макияжа — с поправкой на веяния века. Вырядиться Наполеоном или там адмиралом Нельсоном? Запросто! Новые накрахмаленные парики с буклями и камзолы с золотыми пуговицами обещают добавлять в виде DLC. Финальный аргумент — список актеров озвучения, в котором, помимо упомянутого Клиза, значатся Стивен Фрай, Саймон Пегг и сэр Бен Кингсли. Единственное, что в Fable 3 не идеально, — это собственно игра.

С одной стороны, позитивных изменений более чем достаточно. Прокачку в традиционном виде упразднили, зато каждое оружие теперь меняет свой вид в зависимости от образа жизни персонажа. Пользуетесь магией? На мече появится затейливая вязь. Грешили с блудницами и подхватили сифилис? Вокруг боевого молота засветится подозрительная зеленоватая аура. Помимо этого, у каждого из покупных видов оружия есть по три улучшения, которые станут доступны, если вы выполните определенные условия (например, убьете двести врагов мужского пола или подружитесь с тридцатью селянами). Заклинаний стало сильно меньше, зато в процессе игры можно разблокировать умение плетения заклятий — жутко интересная штука. Можно объединить два любых колдунства и получить, например, вихрь с молниями. Или огонь пополам с ледяным дождем.

Но оружие и заклинания — это сущие мелочи по сравнению с тем, как игра реагирует на ваши решения в качестве монарха. Все ваши указы, от пожеланий по отделке дворца до строительства военной базы на дальних границах страны, немедленно воплощаются в жизнь. Приказали осушить озеро — соответствующая локация изменится навсегда. Урезали бюджет городской страже — ждите в гости романтиков с большой дороги. То есть почувствуйте размах: в первой части от наших решений зависела ширина плеч и форма черепа главного героя; во второй к этому добавилась ответственность за любимую собаку и судьбу отдельных поселений; теперь последствия вашего выбора имеют государственное значение.

При этом игра вроде бы очевидным образом подсказывает, какое из решение хорошее, а какое — не очень, но на деле все оказывается не так-то просто. Например, ваш предшественник ограничивал продажу алкоголя пролетариям в угоду интересам знати. Казалось бы, наиболее благородным решением будет некрасовское «бочку рабочим вина выставляю и недоимку дарю». Но стоит вам отменить сухой закон — и страна в полном составе уйдет в запой, жители бросят все дела, будут шататься по улицам и озорно блевать себе под ноги.

Куда ты, тропинка, меня привела?

С другой стороны, несмотря на все эти волнующие возможности, у игры есть очевидные проблемы. Курс на упрощение, которым мы так восхищались в начале статьи, имеет и обратную сторону. Например, в Fable 3 нельзя умереть. Вообще. Штрафы за поражение в бою и раньше были несущественными, но теперь у нас просто отнимают какое-то смехотворное количество опыта, после чего поднимают на ноги с полным запасом здоровья, которое к тому же и так восстанавливается автоматически, без всяких зелий. Учитывая, что враги в игре и так не то чтобы очень серьезные (атака любым заклинанием по площади почти гарантированно избавляет от любого количества оппонентов), в какой-то момент играть становится попросту неинтересно — как будто разработчики не доверяют нам и боятся подвергнуть сколько-нибудь серьезным испытаниям.

Это обидное чувство усиливается традиционной для серии чертой — недостатком сюжетного размаха. В первой части концовка была довольно вялой, но разработчики выкрутились в дополнении The Lost Chapters , которое завершалось схваткой с пятидесятиметровым драконом. Сиквел же самым обидным образом обрывался на полуслове. Ну а третья часть — и вовсе форменное надувательство: разработчики нагнетают напряжение, устраивают сеансы галлюцинаций, стращают финальным боссом (похожим на страшно сказать что), но в итоге ограничиваются потасовкой на замкнутой арене — точно такой же, каких уже были сотни, только с удвоенным здоровьем у врага. Если вспомнить, что в игре просто нельзя проиграть, то удовольствие получается сомнительное.

Вообще, Fable 3 ужасно не хватает эпоса, какого-то восклицательного знака. Тот же Mass Effect 2 , будучи стократ более предсказуемой игрой, давил размахом такой нечеловеческой мощи, что даже Infinity Ward иногда краснели. А в Fable 3 нет ни одного приличного босса, ни одной запоминающейся потасовки — это просто несерьезно.

Наконец, игра банально забагована, и можете смело плюнуть в глаза тем, кто скажет, что на консолях не бывает программных ошибок. Светящаяся тропинка, которая вроде бы должна вести героя к цели очередного задания, то и дело исчезает, направляет вас не в ту сторону и вообще ведет себя по-свински. Иногда бесследно исчезают квесты. Собака, которая вроде бы призвана помогать нам искать сокровища и драться, то и дело путается в следах, а в бою — бесполезна как никогда. Единственное утешение: к тому моменту, как вы будете читать этот номер, в России уже будет официально запущен Live, из которого наверняка можно будет скачать патч, возможно — не один.

* * *

К концу первого прохождения (а это что-то около 15 часов) становится ясно, что Fable 3 — это скорее приключенческая, чем ролевая игра. Питера Молинье и его лесных друзей больше интересуют не сражения и подвиги, а сама возможность выбирать и любоваться последствиями своего выбора. В этом, в принципе, нет ничего дурного: в конце концов, все, что в триквеле не касается тонкостей механики, сделано из чистого золота. Уже за один дизайн, квесты и диалоги Fable 3 можно считать одной из лучших RPG современности и чествовать наравне с Mass Effect 2 и Fallout: New Vegas. Другое дело, что в будущем очень хотелось бы, чтобы господин Молинье относился к целевой аудитории не как к несмышленым детям, а как к взрослым людям, способным постоять за себя как минимум в рамках видеоигры. Если этого не сделать, то с нами случится то, что случается с любым ребенком, когда ему читают сказку, — мы просто заснем на середине и не дослушаем до конца.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Дорогая, интересная, смешная и очень обаятельная ролевая игра, которой не хватает одного очень важного качества — серьезного отношения к собственной аудитории.

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь