Super Meat Boy
«Гнев — начало безумия» — так говорил о злости живший две тысячи лет назад Марк Туллий Цицерон. Причисленный к лику святых Иоанн Златоуст учил самоконтролю: «Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный». Николай Васильевич Гоголь рассуждал о гневе следующим образом: «Если даже тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время и на себя самого хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого». А магистр Йода из далекой-далекой галактики говорил о гневе как об обязательной ступеньке на пути к темной стороне силы.
Гнев — обычная эмоция для таких игр, как Super Meat Boy. Вообще, все суперсложные платформеры (или даже просто старые платформеры) будто сотканы из гнева, отчаяния и погибели, в них нельзя играть без мата. Не поймите неправильно, Super Meat Boy — прекрасная игра, и в конце концов вы получите от нее должное удовольствие. Но для этого придется совладать с гневом. И вот как только почувствуете себя сосудом всеобъемлющей любви, добродетели и терпения — можете начинать свое знакомство с Super Meat Boy. Иначе можете уже сейчас примерять смирительную рубашку.
Meat Beat Manifesto
Играющий в SMB человек может сильно походить на больного синдромом Туретта: грязно ругается каждые 10-15 секунд, дергается, машет руками и швыряется предметами обихода в стену. Team Meat сделали не просто сложный платформер с кучей ловушек, а предельно сложный (для, простите за оксюморон, мейнстримового инди) платформер с чертовой кучей изощренных, издевательских ловушек.
Задача меж тем тривиальная: довести главного героя, кровоточащий кусок мяса с очаровательно искренними глазами, до своей девушки, почему-то сделанной из медицинского пластыря. Путь, разумеется, утыкан циркулярными пилами, лазерами, озерами лавы и прочими опасными для любого живого куска мяса вещами. То, как они расставлены по уровню, наводит на мысли, что в Team Meat работают какие-то изощренные садисты: ошибетесь на один шаг — и героя намотает на лезвия пилы, искромсает вентилятор, прожжет лазером или разорвет ракетой. Митбой превращается в кусок бесполезного фарша от одного-единственного прикосновения чего-либо враждебного, чекпойнтов на уровнях нет, а большинство препятствий при повторной (и неизменно фатальной) встрече заставляет потерять контроль над собой. Приходится раз за разом повторять цикл «пробежал несколько метров — умер — возродился — плюс несколько метров дистанции — умер — возродился». Так и живем.
Стейк с кровью
После бесчисленных неудачных попыток Митбой все-таки добирается до своей девушки, а игра тут же награждает вас визуализацией ваших мучений: вам одновременно на едином экране показывают записи всех ваших попыток. Десятки красных митбоев срываются с места, кто-то тут же падает в пропасть, кто-то попадает в лапы хищного слизня, кто-то недопрыгивает и разрубается пилой, кто-то ныряет в лаву, кто-то шлепается прямо под луч лазера… и только один-единственный счастливчик добирается до самки живым и здоровым. Естественный отбор, школьный курс биологии. Надо ли говорить, насколько приятна победа после всех этих мук?
И так раз за разом. Super Meat Boy целиком и полностью держится на контрасте ощущений. Сначала игра долго кипятит вас в котле, заставляя ломать контроллер о череду почти невозможных препятствий, а затем вдруг поощряет противоположными эмоциями, когда вы наконец-таки добираетесь до девочки-пластыря. После пары сеансов такого контрастного душа в вашем сознании обязательно что-то да треснет, и в результате вы будете раз за разом подвергать себя уже, казалось бы, оставшимся позади мукам.
Становится мало просто пройти этап — хочется пройти его как можно быстрее, да еще и собрать все бонусы и отыскать скрытые подуровни. К удовольствию от преодоления непреодолимых на первый взгляд ловушек привыкаешь быстро и сильно (в этом SMB очень похож на N+ , платформер не только про ниндзя, но и исключительно для ниндзя — настолько безжалостен и суров он был к игроку).
Смерть за смертью вы буквально отвоевываете себе каждый сантиметр игрового пространства, оттачиваете мастерство, учитесь считать миллисекунды до правильного момента и в конце проноситесь по этапу в идеально отрепетированном танце, словно маленькая, красная, кровоточащая балерина. И ради завершения этого танца, ради аплодисментов и оваций публики стоило столько времени мучиться в хореографическом классе. Белое не носить, обтягивающее не надевать.
Мясная солянка
Есть и другие способы поощрить игрока и заставить его дальше мозолить пальцы о геймпад. Team Meat — это, напомним, чистое, как слеза, инди, так что за дизайн и странное чувство юмора можно не переживать.
Жизнь парню без кожи и девочке-пластырю портят интересные индивиды. В роли антагониста выступает недоношенный младенец в колбе, в изящном смокинге и с моноклем — Доктор Зародыш. Один из боссов представляет собой огромную кучу слизи, которая, будучи поверженной, сдувается до маленького симпатичного шарика и лезет целоваться. А после битвы в лесу нам долго показывают плачущую над кучей своих сожженных сородичей белку. Кат-сцены прекрасно нарисованы, выглядят несколько дико, но неизменно притягательно — в общем, за прохождение уровней Super Meat Boy награда предлагается достойная.
Вдобавок в SMB тонны открываемого контента, ради которого придется проявить совсем уж сверхчеловеческие способности в управлении Митбоем. Уровни, стилизованные под другие 8- и 16-битные платформеры былых лет, «темные» и гораздо более сложные версии пройденных этапов, необязательные ответвления — в общей сложности более трех сотен уровней для доведения себя до нервного срыва.
Из всего представленного в игре богатства главное — дополнительные персонажи. Super Meat Boy — это, напоминаем, грандиозный трибьют всем мало-мальски значимым инди-проектам последнего времени. Собрав определенное количество хорошо спрятанных и труднодоступных пластырей или пройдя секретный «гостевой» эпизод, можно получить доступ к новым героям со своими уникальными способностями — гостям из любимых платформеров Team Meat. Скажем, Тим из Braid может отмотать время на две секунды назад, Гиш из, собственно, Gish — липнет к стенам, а Парень из I Wanna Be the Guy (кстати, непобедимый рекордсмен среди сложных платформеров) умеет совершать двойной прыжок. Каждая из представленных знаменитостей чувствуется совершенно по-особому, приходится переучиваться и вовсю использовать их индивидуальные навыки. По сути, каждый этап предстает в совершенно ином свете, какие-то участки становятся легче, а какие-то наоборот.
* * *
Super Meat Boy очень похож на тренажер скорости и реакции. Разленившийся и изнеженный игрок, конечно, уже давно отвык от по-настоящему тяжелых, хардкорных проектов. Он привык, что в играх через каждые полшага стоят чекпойнты, а разработчики суетятся вокруг пользователя, как стая бестолковых нянек. Но именно вычурная сложность и беспощадность к игроку притягивают к SMB с какой-то зловещей силой.
В бессмертную теперь уже I Wanna Be the Guy многие вообще играли только ради того, чтобы лично убедиться, что там все настолько сложно. Сев за SMB, вы либо принимаете вызов и проходите через этот маленький кусочек ада на земле, либо на сотой смерти без капли сожаления вышвыриваете консоль или компьютер (к моменту выхода журнала SMB должен появиться и на PC) в окно. Согласитесь, мало какая игра сегодня способна вызвать настолько сильные эмоции и не быть при этом откровенным шлаком. За какие-то $10 вы получаете платформер, в котором можно самозабвенно мучиться, злиться, материться и по-щенячьи радоваться.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 8
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 9
Дождались? Убийственной сложности платформер, которому каким-то неведомым образом удается взять вас «на слабо» и заставить в него играть до полного остервенения.
Рейтинг «Мании»: 9,0
«Великолепно»