18 декабря 2010
Обновлено 17.05.2023

Command & Conquer: Tiberian Dawn

Command & Conquer: Tiberian Dawn - изображение обложка

В 1995 году в Италии, рядом с рекой Тибр, падает метеорит. Он содержит споры минерала (нет, это не описка), который впоследствии заполонит б о льшую часть планеты, постепенно вытягивая из недр Земли ценнейшие ресурсы в форме кристаллов. В короткой перспективе тиберий — спасение цивилизации, стоящей на грани энергетической катастрофы. В долгой — тот еще сорняк: губитель всей жизни на Земле, новый всемирный потоп, ползучий Апокалипсис.

Ростки тиберия

Пятнадцать лет назад сюжетный зачин Command & Conquer: Tiberian Dawn не только задал координаты новой франшизы Westwood Studios (демиургов жанра RTS и авторов той самой Dune 2 ), но и предсказал судьбу всей саги C&C. В короткой перспективе бренд ждал оглушительный успех. В долгой — превращение в главное проклятие разработчиков, их гордость, но в то же время дорогое ярмо, постепенно стянувшее замечательных людей из Лас-Вегаса на дно долговой ямы. Ценность C&C-минерала оказалась временной, а эффект — проходящим. Вершина, с ходу взятая в Tiberian Dawn, была покорена повторно в Tiberian Sun, однако последующие попытки провалились — несмотря на все старания самой Westwood и ее алчной наследницы Electronic Arts.

В плане геймплея C&C по праву считается самой динамичной и копируемой игрой за всю историю индустрии (все слышали слова «C&C-клон»). Суть проста: вам сразу дается достаточное количество ресурсов, чтобы построить средних размеров армию. Воодушевлены? Тогда спамьте легкие танки и пехоту и идите давить массой — в так называемую раш-атаку. А если любите громить врага плотно сбитым отрядом суперюнитов, то вложите деньги в развитие — и через пять минут получите высокотехнологичные войска, один вид которых заставит противника трепетать! Презрев свойственные «Дюне» толк и расстановку, Westwood на наших глазах превращала жанр в попсу: энергичный первый куплет (быстрое возведение базы) и прилипчивый рефрен (мамаев поход пачкой чего-нибудь) заставляли нас прокручивать мелодию геймплея снова и снова.

Есть тиберий — быть войне. C&C с высоты птичьего полета

1 — Construction Yard — главное здание любой C&C-базы, отправной пункт строительной цепочки. «Констракшен» нужно беречь как зеницу ока.

2 — Перерабатывающий завод: без лишней бухгалтерии конвертирует тиберий прямо в баксы. За одну ходку харвестер привозит ресурса на 700 кредитов.

3 — Мамонт-танк — юнит-легенда, предвестник скорой капитуляции противника. Вооружен двумя ультимативными кирдык-пушками и пулеметом.

4 — Тибериево поле, ресурсы на котором медленно восстанавливаются, а солдаты, наоборот, быстро теряют здоровье. Здесь пасутся харвестеры.

5 — «Завод» тяжелых вооружений. В первой C&C техника доставлялась на поле боя по воздуху. Очередной самолет с грузом заходит на посадку правее.

6 — Казармы NOD. Отличительная архитектурная особенность Братства — рука, сжимающая в кулаке изъеденную токсичным минералом планету.

7 — Тибериевые Silo — служат для хранения накопленного сокровища. Зеленый свет, бьющий сквозь прозрачные стенки контейнеров, намекает на размер казны играющего.

8 — Радар, очередная находка Westwood в изобретенном ею жанре. Постройка с тарелкой открывает мини-карту и выставляет крупный счет за электричество.

9 — Прочные стены, которые можно строить вокруг баз. Нечасто такие встретишь в современных стратегиях реального времени!

10 — Вертолет модели Orca спустился на обслуживающую платформу, чтобы разжиться ракетами «земля — воздух». Сейчас он как никогда беззащитен.

Космополит Кейн

Выдуманное Westwood Братство NOD — одновременно и мегакорпорация, и религиозная секта с экстремистскими взглядами. Братство возникает спустя несколько лет после появления тиберия, первым освоив технологию переработки минерала, и почитает его за религиозное откровение, данное человечеству свыше. В девяностых бизнес-гиганты как раз набирали политический вес, и намек Westwood был очевиден.

Лидер Братства — Кейн — мистификатор номер один по ту сторону монитора, недаром же за все 15 лет мы так и не узнали его фамилии! Обаятельный, жестокий и коварный, Кейн является бессмертным пророком и бессменным лидером NOD. Уже в Tiberian Dawn он раскрывается во всей харизме: врывается в кадр, неся с собой как великие откровения для последователей, так и суровую кару для врагов — и явных, и мнимых.

Конфедерация GDI, списанная, несомненно, с США, пропагандирует свободу, демократию и консервативные западные устои, видя в тиберии исключительно глобальную проблему всего человечества. На фоне религиозных замашек Братства мотивация GDI всегда выглядит пресно. Впрочем, и здесь просматривается аналогия с реально существовавшим проектом SDI — американской оборонной программой, созданной для защиты от советских ядерных ракет.

А теперь смешайте все это в один коктейль — и получ и те два абсолютно противоположных по идеологиям полюса силы, одного беспощадного Мессию и глобальную проблему — одну на всех. Этот коктейль и есть Tiberian Dawn. Дальше, на протяжении множества продолжений, нас ждали, по сути, интерпретации того же сюжета, но с участием киборгов (CABAL), инопланетян (Scrins), мутантов (Forgotten), космических станций и кораблей (Philadelphia и Kodiak). Грандиозный интерактивный ситком на основе вселенной, которая, к слову, ничуть не компилятивна, в отличие от мира извечного RTS-конкурента C&C — StarCraft.

Скачай и командуй

Обновить воспоминания о Tiberian Dawn теперь может каждый — уже несколько лет игра-ветеран доступна для бесплатного скачивания на сайте EA. …И вот уже экран главного меню вновь озаряют два ядерных гриба: в Command & Conquer всего с избытком, всего больше, чем нужно. Это признак эпохи — в годы становления индустрия видеоигр не знала чувства меры. И потому ничуть не надоедали CG-видеовставки, а сцены, сыгранные на уровне районного ТЮЗа, хотелось пересматривать по несколько раз — как старинную кинохронику. Живые актеры, смотрящие прямо в камеру (читай: на игрока), создавали особое настроение сопричастности к мировой закулисе, а местами просто шокировали. Особенно запоминалось одно из первых появлений на экране Кейна-Кукана, хладнокровно застрелившего в спину своего падшего советника Сета. Недаром девиз Кейна — «Мир через силу».

Символом этой силы в C&C был мамонт-танк, принадлежавший GDI. Даже если вы знакомы с серией шапочно, о нем вы наверняка слышали. Многотонный двуствольный поставщик локальных Армагеддонов — на столь беспардонное обращение с игровым балансом NOD могло ответить разве что диверсионным стелс-танком. Дорогой и практически не имевший брони, он, однако, обладал режимом невидимости, и в умелых руках именно стелс, а не мамонт становился самым эффективным юнитом в игре.

* * *

Заканчивать статью на минорной ноте не хочется, но все же придется. Весной 2010 года вышла стратегия с простым и лаконичным названием: Command and Conquer 4: Epilogue. Нам обещали множество различных режимов игры, резвые схватки безо всякого строительства, удобный мультиплеер. Что получилось в итоге — всем известно. Игра продалась рекордно низким для C&C тиражом и была холодно встречена прессой. Для фанатов это стало последним ударом, и сайты комьюнити начали закрываться один за другим.

По слухам, слово «Эпилог» в названии C&C 4 ошибочно — мол, еще будут игры. Правда это или нет — кто знает. С уверенностью мы можем сказать только одно: золотые годы Command & Conquer остались позади, и даже если следующий С&C будет хорош, то ему точно не потягаться в ратных подвигах со своим прапрадедушкой Tiberian Dawn.


Что это было? Верстовой столб жанра: первая RTS, затребовавшая компакт-диск в приводе — с полным, надо сказать, правом.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь