События 2010-го
До Нового года остается неделя — сущие пустяки. И прежде чем встретить его, неплохо было бы проводить старый год и вспомнить, чем он нас порадовал, удивил, огорчил, что больше всего запомнилось. «Игромания.ру» вспоминает некоторые из главных событий игровой индустрии в 2010 году. А что показалось самым важным вам?
Запуск OnLive
Когда Valve запускали Steam — тогда еще удручающе пустой, неудобный и нестабильный, — было не перечесть скептиков, предрекавших смехотворной затее продавать игры в цифровом виде через Интернет скорый конец. Традиционная модель, центром которой были крупные торговые сети, казалась незыблемой.
Прошло несколько лет, и совершенно другие люди объявили о разработке еще более смело задуманного сервиса — OnLive. Но на этот раз скептики заметно притихли — к концу двухтысячных цифровая дистрибуция наглядно доказала свою состоятельность.
Меж тем на бумаге OnLive казался каким-то футуристическим раем. Вся работа на самом деле происходит на «железе» OnLive, которое принимает ваши команды, передает их игре, а на выходе выдает потоковое видео HD-качества, которое через Интернет транслируется на ваш компьютер (или телевизор, если купите простенькую приставку). Не надо ждать, пока только что купленная игра скачается на жесткий диск. Никаких проблем с высокими системными требованиями, главное — нормальный интернет-канал.
Владельцы сервиса развивают его очень осторожно, прощупывая возможности своего оборудования и существующих сетей. Поэтому запустившийся в этом году OnLive пока официально доступен только в США, а о выходе на российский рынок хозяева сервиса, судя по всему, даже не думают.
Правда, и к самому OnLive у тех, кто уже его испробовал, нашлись претензии. Одних не устроило качество изображения, других — ассортимент. Но это все нюансы, дело техники. Главное, что действительно появилась работающая модель будущего, которая наглядно демонстрирует, как все мы будем когда-нибудь потреблять видеоигры. Может, в этот раз что-то пойдет не так, а может, OnLive сгинет, но появление по-настоящему работающего и конкурентоспособного сервиса такого типа — лишь вопрос времени. Уж слишком многообещающая концепция.
Анонс 3DS
В 2010-м Nintendo опять продемонстрировала удивительную быстроту ума и способность генерировать и воплощать в жизнь новые идеи. Пока Sony не решается сказать ни да ни нет в ответ на вопросы о PSP 2, их главный конкурент, оказывается, давно готов к смене портативных поколений.
Nintendo 3DS — это не просто более мощное «железо», это шаг в будущее, первая портативная консоль, способная выдавать полноценное 3D, да еще и без применения очков! Любого, кто после этого анонса идет в магазин за DS, разбирающиеся в играх друзья спрашивают: «Да на кой черт тебе это надо? Следующей весной же новая выйдет!» О поддержке платформы быстро заявляют все основные издатели, а сама Nintendo хвастается, что разрабатывает для 3DS несколько новых игр из своих флагманских серий.
Теперь крайне интересно было бы выяснить, что собирается на все это ответить Sony. Как инженеры корпорации собираются конкурировать с консолью такого уровня? Будет ли PSP 2 тоже поддерживать 3D? Скорее всего, ответы на эти вопросы принесет наступающий 2011 год.
Смерть и воскресение Duke Nukem Forever
За двенадцать лет разработчики Duke Nukem Forever превратились в главное индустриальное посмешище. Их знаменитое «When it’s done» (то есть «Когда доделаем» — так 3D Realms обозначили в какой-то момент дату релиза) в результате стало восприниматься как завуалированное «никогда», и на Duke Nukem Forever все более или менее махнули рукой.
Судьба самих разработчиков игры, казалось, лишь подтверждала самые мрачные прогнозы. 3D Realms были фактически расформированы, а компания Take-Two, выкупившая когда-то права на Duke Nukem Forever у Infogrames за 12 миллионов долларов, обеспокоилась судьбой своих вложений и подала на разработчиков в суд.
Тем не менее Дюк просто отказывается умирать. Из обмякших рук 3D Realms его знамя подхватила студия Tryptich Games, основанная бывшими сотрудниками команды, разрабатывавшей DNF. Им помогают Gearbox Software и Piranha Games (не путайте с немецкой Piranha Bytes), а релиз назначен уже на следующий год. Говорят, работа фактически закончена, и на этот раз проект с крючка не сорвется. Но в выход самого знаменитого долгостроя в истории видеоигр до сих пор верится как-то с трудом. Когда умирает по-настоящему важный для общества человек, говорят, что с ним ушла эпоха. В случае с Duke Nukem Forever кажется, что эпоха уйдет в тот день, когда коробки с игрой появятся наконец на полках магазинов.
Kinect и Move
Консольная гонка вооружений на некоторое время приобрела неожиданный оборот: Microsoft и Sony соревновались в разработке и продвижении новых игровых контроллеров. Временами это напоминало состязание за серебро в дисциплине, где уже получила золото Nintendo, да и в реальной новизне Kinect и Move были оправданные сомнения. Контроллер Sony напоминал усовершенствованный вимоут, а Microsoft парадоксальным образом развивали идеи своего главного конкурента — у того давным-давно был Eye Toy.
После выхода обоих устройств лидерство, кажется, захватила Sony. Компания активно продвигает новый контроллер, убеждая и заставляя разработчиков обеспечивать его поддержку в своих играх. Microsoft пока держится за счет эффекта новизны и агрессивной маркетинговой кампании, но по громким анонсам все же проигрывает. Интересно будет понаблюдать, как станут развиваться события в следующем году.
Скандал в Infinity Ward
В ноябре 2009-го вышла Modern Warfare 2. Менее чем через полгода — в марте 2010-го — два ключевых члена студии, фактически создавшей франчайз Call of Duty, отправились на встречу с представителями своего издателя, компании Activision, и больше не вернулись на свои рабочие места. Так начался самый громкий игровой скандал года.
Бульварный тон всей истории задала Activision, которая не только уволила Винса Зампеллу и Джейсона Веста буквально в авральном порядке, но и зачем-то отправила в офис Infinity Ward сотрудников службы безопасности, чьей задачей, как считается, было не допустить даже краткого возвращения изгнанников в родные стены.
Как выяснилось позже, причиной параноидального поведения руководства Activision стали подозрения в том, что Зампелла с Вестом ведут тайные переговоры с другими издательствами. За прошедшее с тех пор время уволенные создали новую компанию (куда перетянули несколько десятков своих старых сотрудников), Activision восполнила потери и открыла студию Sledgehammer Games (там теперь, как говорят, разрабатывается очередное ответвление Call of Duty), а в американские суды поступило несколько гигантских исков, в которых Винс и Зампелла, Actision и группа работников Infinity Ward требуют друг у друга компенсаций за разнообразные прегрешения. Первые слушания назначены на май 2011-го.
P.S. Не забывайте заглядывать в наш новогодний центр запуска: там вас ждет много всего интересного!