28 января 2011Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Shogun 2: Total War

Shogun 2: Total War - изображение обложка

С конца 2009 года наш журнал активно заступается за маленькую венгерскую студию Neocore. У этих людей стабильно выходят некрасивые, неудобные, но по-своему очаровательные клоны Total War. С одной оговоркой: они тесные.

Авторы успешно обратили очевидные недостатки производства (мало денег, мало людей) в плюсы — их игры довольно точно моделируют отдельные локальные конфликты, а не все мировые войны разом. Medieval , Rome или Empire такого позволить себе не могли по объективным причинам. Эти игры были про все на свете.

В Neocore много чего придумали самостоятельно в том, что касается RPG-системы и глобальной карты, но при этом, конечно, оглядывались на первую часть Shogun. Соответственно, и жила студия только за счет того, что Creative Assembly все десятилетие проболели острым гигантизмом.

Так вот. То, что Shogun 2 — крутая игра, и так понятно, мы поиграли в бета-версию и сами все проверили. Сейчас, пользуясь случаем, мы просто хотим обратиться к Neocore. Друзья, вам хана.

Филадельфия-маки

По поводу каждой новой части Total War принято сообщать, что там новый уровень битв, новые масштабы, новая глубина проработки, да и вообще все теперь лучше. Но если отбросить этот привычный журналистский пафос, то нельзя не признать: это уже много лет более и менее те же самые игры, где все помножили на два (местами — на пять или десять). А Shogun 2 — это, как и первая часть, точечная, проработанная история, в которой вы участвуете лично. И это действительно меняет все — несмотря на то, что в кадре те же карта, города и генералы.

Чтобы вы понимали разницу. Empire — это целый библиотечный отсек эпохи XVIII-XIX веков. Много книг, горы текста, сухие справки, таблицы, дневники, полотна баталистов и маринистов, вырезки из газет, политические карикатуры, издания того времени — все свалено в кучу.

Ровно год назад, в итогах-2009, мы писали, что Total War разросся до таких масштабов, что может играть сам в себя. И это еще мягко сказано. Когда вы в Empire нажимали на кнопку «Пропустить ход», миллиарды нулей и единичек словно улетали в параллельную реальность, где игра жила без всякого вашего участия. Кто-то на кого-то напал, кто-то захватил город, а вот еще и пираты, а там восстание, а у короля сын родился… К тому моменту, когда вы действительно начинали чувствовать свое непосредственное отношение к тому, что происходило на мониторе, от мушкетов и треуголок уже начинало мутить.

Shogun 2 в таком случае — это средних размеров приключенческая книжка с яркими картинками, историческими сносками и подробными, но живыми описаниями каждого сюжетного хода. Не так масштабно, но зато написано для нас, а не для группы профессоров исторического университета. С такой хочется завалиться в гамак на уик-энд.

Зовут нас тропинки, и ветер нас гонит. Армия и флот средневековой Японии

В XVI веке в Японии воевали по большей части асигару, простые пехотинцы, подчинявшиеся самураям (землевладельцам и благородным воинам). Вооружали их пиками и луками. 29 июня 1575 года произошла знаковая битва в истории позднего Средневековья, сражение при Нагасино. Конкурирующие кланы, Ода и Токугава, использовали аркебузы, длинные ружья, стрелявшие каменными пулями. Несмотря на то, что сами аркебузы были изобретены за пятьдесят лет до этого, именно после Нагасино ими стали массово вооружать своих асигару все феодалы. Эта битва будет присутствовать и в самом Shogun 2, но только для тех, кто купит ограниченное или коллекционное издание (или Grand Master Edition, включающее также шахматы с юнитами из игры, но в России такое едва ли удастся достать).

А основу японского флота во времена сегунов составляли парусные джонки, бамбуковые лодки со сворачивающимися парусами. Неизвестно, когда именно были изобретены джонки, но они использовались в Китае и Японии (а потом и всей Азии) еще с древних времен: предполагают, что флот у японцев появился даже раньше, чем у египтян. Джонки совершенствовались, наращивали паруса и мачты — и в средние века были гораздо сильнее и маневреннее флота европейцев. Стандартное вооружение джонки состояло из десяти металлических пушек (но уже на более поздних этапах, в Shogun 2 пушек нет), хотя в то время все, что плавает по воде, японцами использовалось в первую очередь в транспортных целях.

Китай-город

Разумеется, первой на все сдвиги идеологического характера откликнулась глобальная карта. По размерам она вроде бы практически не уступает предыдущим играм серии, но на деле разница велика — по сути, это ведь тесная Япония, и проработан здесь каждый уголок, каждый изгиб островов. Это, в свою очередь, влияет на RTS-сражения: вы точно знаете все типы местностей и ландшафта, большинство карт — ручная работа.

Базовые правила в макроменеджменте на первый взгляд тоже не изменились. Есть города, которые нужно захватывать, есть генералы, которые перемещаются по карте, есть юниты, которые закупаются в городах. Но, во-первых, изменились масштабы, а значит, и роль каждой отдельно взятой провинции возросла (теперь дополнительные поселения и базы для ресурсов — это действительно важно). Во-вторых, трансформировались значение и вообще взаимоотношения между юнитами. Полководцев мало, каждый из них на вес золота. Они обросли гораздо б о льшим количеством RPG-элементов: например, усложнилась система морали (каждый настоящий самурай всегда находится на волоске от того, чтобы вспороть себе живот), отдельно прокачиваются таланты в области ведения войны, снабжения и управления городами. Более того, теперь за делами клана можно наблюдать из специального окна, на котором четко видно, кто есть кто, с кем в каких связях состоит и чем занимается. Там же можно назначить четырех министров: по военному делу, поддержке, строительству и финансам.

А все коммуникации, как и раньше, обеспечивают агенты, но с ними теперь тоже все непросто. За убийства отвечают гейши и ниндзя, но использовать их нужно мудро, следуя всем правилам новой ролевой системы. Как убить полководца — в лагере или на поле боя, в крепости или городе, с охраной или без… нюансов десятки, и за успешно выполненную миссию вашего ассасина наградят очками опыта, которые можно потратить на прокачку определенных умений. Каждая попытка заколоть вражеского самурая сопровождается контекстным видеороликом, которых тут за сотню.

Прочие агенты — священники и тайные полицейские — не убивают вражеских генералов, а переманивают их на вашу сторону. Монахи оппонента, в свою очередь, могут отговорить своих подопечных от такого бесчестного поступка. Честь, мораль и уважение — ключевые аспекты Shogun 2. Тут даже есть специальный параметр, по которому можно определить, насколько к вам благосклонны не только прочие фракции, но и ваши собственные генералы.

Наконец, последнее важное изменение в макростратегии — развитие городов и апгрейды. Для созревания экономики и социума больше не нужны никакие академии или специальные здания (это в Total War всегда раздражало), строить и улучшать можно что угодно, лишь бы средства позволяли. А все, что касается городского менеджмента, удобно делится на две ветки: мирную и военную.

Суши-весла

Но ближе всего в бета-версии удалось познакомиться с битвами. Несмотря на то, что теперь одна армия может состоять из 50 тысяч юнитов (рекорд в серии), сражения в основном компактные, вы быстро сориентируетесь, какие отряды для чего нужны и что вообще происходит. Хотя происходит все примерно по тому же сценарию, что и раньше (если быть точным, до Empire, когда все испортило огнестрельное оружие): лучники дают залп и отступают, кавалерия наносит первый удар и отбегает, чтобы еще раз разогнаться, а дальше в ход идут мечники и копейщики. Выигрывает либо тот, у кого войско больше, либо тот, кто эффективнее использует все ту же связку «лучники-кавалерия», пока остальные пихаются в центре поля. Но это только в пределах тестового боя, который предлагает превью-версия, вообще же в Shogun 2 появятся юниты-ветераны и прокачка отрядов — это, конечно, внесет свои нюансы.

И хоть обычные столкновения стенка на стенку так и остались малоуправляемым балаганом, то вот штурмы крепостей — это на самом деле что-то новое. Замки в Shogun 2 большие, с многоуровневыми подступами и крутыми подъемами, для победы действительно приходится напрячься. По умолчанию крепость каждой провинции маленькая, но с ростом города она тоже совершенствуется — обрастает башнями, стенами и этажами. В среднем на взятие укрепления у нападающих уходит в 3-4 раза больше юнитов, чем у обороняющей стороны: сперва нужно разобраться с пехотой у входа (под градом стрел), потом — с охраной на каждой платформе (лучники при этом, конечно, продолжают обстрел), а потом, полудохлыми отрядами, добивать кавалерию, которая охраняет феодала.

Главное, что в сражениях действительно хочется разбираться, они достаточно интересные и понятные, чтобы не было желания их промотать. В последний раз такое было в Rome.

Морские баталии тоже сильно изменились. Корабли японцев — это не гигантские европейские каравеллы (подробнее см. врезку), а реки и прибрежные воды — не океанские просторы, поэтому таких столкновений, когда тридцать судов поливают ядрами другие тридцать судов, тут нет. Нужно ловко маневрировать между островками и водным мусором, точно обозначая путь корабля (по методу построения ломаной линии) и вылавливая посудины врага по одной. Теперь это больше юркая тактика, чем масштабная стратегия. Но это же, пожалуй, можно сказать о Shogun 2 в целом.

Дело тонкое

Некоторые аспекты культуры и политики средневековой Японии, которые нашли или могут найти свое отражение в Shogun 2.

Прости меня, мама

В Shogun 2 будут самоубийства обреченных на поражение военачальников. Но это не харакири, как принято считать. Ритуальный уход из жизни называется сеппуку, в ходе которого самурай, строго соблюдая правила церемонии, протыкает ритуальным кинжалом кусунгобу свою брюшную полость, предварительно написав прощальный стих (чаще всего трехстишье, хоку). Иногда слуга самурая отрубает уже мертвому хозяину голову. «Сеппуку» дословно переводится как «порезанный живот», а «харакири», несмотря на схожий перевод, — вульгарное слово, грязное, грубое самоубийство, недостойное настоящего воина.

Из грязи в князи

В предыдущих частях Total War было два пути, по которым вы могли заполучить начальников в свою армию. Первый — династийный: у ваших генералов были семьи, и рожденные мальчики по достижении восемнадцати лет становились командирами армии. Второй — когда ваши отряды сражались под руководством капитана, и его повышают за боевые успехи. Как дела обстоят в Shogun 2, неизвестно, но тут, в отличие от Европы, против сложившегося принципа работает несколько факторов. С одной стороны, самураи — это не просто воины или феодалы, это социальная прослойка, и не факт, что отличившийся капитан может в нее попасть. С другой — в истории Японии не раз случалось так, что людей за собой вел простой крестьянин. Так, Тойотоми Хидэеси, великий объединитель Японии, родился в нищей семье в маленькой провинции Овари.

Заложники

В Японии, что сейчас, что пятьсот лет назад, предусмотрен целый свод негласных правил поведения, общения, быта, ведения переговоров и т.д. Помимо, например, известных обычаев кланяться вместо рукопожатий и максимально сдерживать свои эмоции (не касается дружелюбной улыбки), есть и правила, сформированные уже в современной Японии. Скажем, здесь не принято давать чаевые ни в каком виде — это сочтут за оскорбление.

Некоторые обычаи и жесты все же утратили свою актуальность. Одно из важнейших дипломатических правил средневековой Японии — когда вы заключаете с кем-то союз, то должны передать члена своей семьи второй стороне в качестве гаранта мира. Если вы нарушите пакт и нападете на новоиспеченного союзника, вашего родственника казнят. Авторы Shogun 2 подтвердили, что в игре такая дипломатическая опция предусмотрена.

Пути развития

Ни одна серия Total War еще не обходилась без дополнений (события которых, как правило, развиваются после исторического периода оригинальной кампании). В 1603 году в Японии (как раз там, где заканчивается игра) было установлено феодальное правительство (сегунат) клана Токугава. Клан правил объединенным государством вплоть до 1868 года, то есть 265 лет. Междоусобицы в это время практически сошли на нет — вплоть до образования в XIX веке крепкой оппозиции.

Очевидно, оригинальный Shogun 2 этот исторический факт не коснется, а вот для аддона тема прекрасная.

* * *

Не так давно Creative Assembly признались, что и сами не знают, какой дорогой вести Total War. Внутри студии постоянно ведутся споры (вплоть до «Fantasy: Total War»). Мы бы посоветовали им развивать именно тот подход, который проповедует Shogun, — детально прорабатывать каждую нацию. А уже потом, лет через десять, столкнуть их в одной большой игре, за пошлый гигантизм которой уже не будет стыдно.

Вопрос только в том, много ли в истории человечества наберется таких же очаровательных государств, как средневековая Япония.


Будем ждать? Total War уже который год подряд становится главным поводом гордиться тем, что у тебя дома стоит игровой компьютер, но на этот раз вовсе не потому, что игра огромная. А потому что действительно хорошая.

Процент готовности: 80%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь